Игра как средство развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 10:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучение теоретических аспектов проблемы развития коммуникатиынх умений старших дошкольников для разработки программы игровых занятий.
Объект курсовой работы- развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет - условие развития коммуникативных способностей.

Оглавление

Введение 3-4.
Глава1. Освещение теоретических аспектов развития коммуникативных умений старших дошкольников в психолого-педагогической литературе. 5-18.
1.1 Содержание и структура коммуникативных умений старших дошкольников. 5-7.
1.2 Факторы развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста. 7-10.
1.3. Роль игры в развитии коммуникативных умений старших дошкольников. 10-18.
Выводы по первой главе. 17-18.
Глава 2. Экспериментальная работа по выфвлению роли игры в развитии коммуникативных умений старших дошкольников. 19-35.
2.1. Цель и задача экспериментальной работы.19-23.
2.2. Анализ изучения уровня развития коммуникативных умений у старших дошкольников.23-25.
2.3. Программа игровых занятий, направленная на развитие коммуникативных умений старших дошкольников . 25-33.
Выводы по 2 главе. 33-35.
Заключение 35-39
Список литературы 40-41.
Приложение 42-51.

Файлы: 1 файл

курсовая работа do.doc

— 204.00 Кб (Скачать)

 

Выводы по первой главе.

В данной главе были подробно рассмотрены сущность и структура  сюжетно-ролевой игры.

Особое внимание было уделено влиянию сюжетно-ролевой  игры на развитие коммуникативной деятельности. В игре дети учатся общению друг с другом.

Рассмотрели усвоение нравственной нормы у дошкольников в различных ситуациях: 1) в вербальном плане; 2) в реальных житейских ситуациях; 3) в отношениях по поводу игры; 4) в сюжетно-ролевых отношениях.

 

Отношения со сверстниками в сюжетно-ролевой игре оказывают  существенное влияние на становление  личности ребенка, способствуют развитию таких личностных качеств, как взаимопомощь, отзывчивость и т.п.

В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение.

 

Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает  значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней. Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности.

 

Именно в игре дети учатся общению друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам  других. Игра способствует развитию произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением, подчинения правилам складывается именно в сюжетно-ролевой игре, а затем проявляется и в других видах деятельности (например, в учебной). В развитой ролевой игре с ее сложными сюжетами и ролями, которые создают широкий простор для импровизации, у детей формируется творческое воображение. Игра способствует становлению произвольной памяти, вниманию и мышлению ребенка. Игра создает реальные условия для развития многих навыков и умений, необходимых ребенку для успешного перехода к учебной деятельности.

 

 

Глава 2.   Экспериментальная работа по выявлению роли игры в развитии коммуникативных умений старших дошкольников.   

2.1.    Цель и задача экспериментальной работы.

Организация работы с  детьми по развитию коммуникативной  сферы ставит перед педагогами задачи, требующие интеграции всех разделов, взаимосвязь работы по коммуникативному развитию с ролевой и театрализованной игрой, музыкально–ритмическими движениями,  художественной литературой и прочее.

В данной работе мы  остановимся на игровой деятельности.

Игра – это ведущий  вид деятельности ребенка дошкольного  возраста и самый лучший способ решения  вопросов воспитания и развития ребенка. Слово «играть» применительно к ребенку в давние времена означало «жить» и «дружить». Не случайно и современный ребенок обычно говорит: «Я хочу с тобой играть» или «Я с тобой больше не играю». Это, в сущности, означает «Я хочу с тобой дружить» или «Я с тобой больше не дружу!»

Игра является отражением социальной жизни, оказывает существенное воздействие на всестороннее развитие ребенка. Игровой коллектив – это социальный организм с отношениями сотрудничества, навыками общения.

Игры очень разнообразны и условно их можно разделить  на две большие группы: сюжетно–ролевые игры и игры с правилами.

Сюжетно–ролевые игры  являются источником формирования социального  сознания ребенка и возможности  развития коммуникативных умений. Ребенок  может развить не только речевые  умения, но и научиться играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними.  В игре, созданной под руководством воспитателя, создается новая жизненная ситуация, в которой ребенок стремится полнее реализовать формирующуюся с возрастом потребность в общении с другими детьми.

С развитием ребенка меняются и формы игрового общения. Постепенно в результате воспитательного воздействия у детей формируется умение распределять роли с учетом интересов и желаний каждого из участников. Педагог использует различные игровые приемы для формирования у детей общительности, чуткости, отзывчивости, доброты, взаимопомощи - всего того, что требуется для жизни в коллективе. Можно сказать, что воспитание в игре есть школа навыков культурного общения.

В игре эффективно воспитывается  умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Игра служит и средством воздействия на тех детей, у кого проявляются эгоизм, агрессивность, замкнутость.

В процессе развития игры ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманных, охватывающим практически все сферы действительности. Он учится играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними, обходится без многочисленных игровых атрибутов, овладевает правилами игры и начинает следовать им, какими бы сложными они ни были.

Педагогическая работа по руководству игрой отражается в перспективных планах в нескольких аспектах: 

- приемы педагогического  влияния на содержание игр; 

- помощь детям при  реализации игры; 

- развитие сюжета; 

- формирование  взаимоотношений  между участниками игры.

Особое значение в  правильном планировании игры является постоянный анализ и оценка воспитателями  своих действий и действий детей  в игре. Воспитатели в своих  записях отражают результаты целенаправленных наблюдений за игровой деятельностью.

 

В ролевых играх дети вступают в разнообразные контакты между собой и по собственной  инициативе имеют возможность строить  свои взаимоотношения в значительной мере самостоятельно, сталкиваясь с  интересами своих партнеров и  приучаясь считаться с ними в  совместной деятельности. Таким образом роль сюжетно-ролевой игры в формировании и развитии коммуникативных способностей и взаимоотношений детей друг с другом чрезвычайно велика. Необходимо помнить, что при организации и проведении коллективных сюжетно-ролевых игр особое значение приобретает индивидуальный подход к каждому ребенку, в зависимости от его интересов и способностей. Поэтому необходимым условием является поддержка и развитие  всего лучшего, что может быть в ребенке.

Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством коммуникативного развития и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. Вместе с тем ныне в дошкольных учреждениях развивающий  потенциал театрализованной игры используется недостаточно.

Театрализованные игры свободны в импровизации, не подчиняются  жестким правилам и условиям. Дети разыгрывают различные сюжеты, ситуации, беря на себя чьи-то роли. Тем самым  вступают в разнообразные контакты между собой  и по собственной инициативе имеют возможность строить взаимоотношения в значительной мере самостоятельно, сталкиваясь с интересами своих партнеров и приучаясь считаться с ними в совместной деятельности.  Эти игры особенно полезны для развития образной и выразительной речи.

Вторая группа игр  – игры с правилами. К ним относятся  дидактические, настольные, подвижные  игры. Четкими правилами эти игры способствуют познавательному, двигательному  развитию. Основной  компонент игры – правила. Благодаря им возникает новая форма удовольствия ребенка – радость оттого, что он действует так, как требуют правила. Правило открыто, т.е. адресовано самому ребенку, а не игровому персонажу. Поэтому оно может стать средством осознания своего поведения и овладения им. Игра с правилами развивает у ребенка необходимые способности: во-первых, выполнение правил связано с осмыслением воображаемой ситуации; во-вторых, несмотря на то, что игры познавательные, коллективная игра учит еще и общаться.

Игру необходимо  использовать как средство формирования способности к общению, так как именно с помощью игры педагог способен помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми.

В совместной деятельности также можно использовать различные игры и упражнения, способствующие развитию основных умений общаться. 

К  сожалению,  необходимо отметить, что воспитанники детских  садов стали меньше играть. Поэтому  играть нужно не только в совместной деятельности, но и занятия выстраивать в форме игровых ситуаций, побуждающих детей к сближению друг с другом, с педагогом на основе сопереживания самой ситуации.

Такие занятия-игры предусматривают  формирование у детей знаний и  умений, необходимых для доброжелательного  общения, воспитания хороших манер, что и называется культурой общения.

Игровые задания подбираются  по принципу от простого к сложному, короткие и доступные по содержанию. В качестве своеобразного отдыха предлагаются подвижные игры, позволяющие  детям расслабиться.

В процессе занятия-игры у детей формируются - коммуникативные способности и качества:

- умение распознавать  эмоции других и владеть своими  чувствами. 

- позитивное отношение  к другим людям, даже если  они «совсем другие». 

- умение сопереживать - радоваться чужим радостям и  огорчаться из-за чужих огорчений.

- умение выражать свои  потребности и чувства с помощью  вербальных и невербальных средств. 

- умение взаимодействовать  и сотрудничать.

Во время занятий педагогу необходимо:

 - терпение;

- желание играть и  верить в игру так, как верит  в нее ребенок;

- умение принимать  всех детей такими, какие они  есть;

- умение выслушивать  любой ответ, любое предложение,  любое решение ребенка; 

- способность к импровизации.

Необходимо помнить, что каждый человек, в том числе самый маленький, индивидуален, неповторим. Нужно учитывать это в общении с ним и всячески подчеркивать. Нельзя сравнивать одного ребенка с другим; не ставить никого никому в пример.

В ходе таких занятий  детям даются не только новые знания, но и решаются их эмоциональные проблемы, развивается воображение, уверенность в себе.

 

Детство – это не только самая счастливая и беззаботная  пора жизни человека.

Бедность и примитивность  игры пагубно отражаются на становлении  личности, а также на коммуникативном  развитии детей – ведь общение  происходит в основном в совместной игре. Именно совместная игра – главное содержание общения. Играя и выполняя различные игровые роли, дети учатся видеть события с разных позиций, учитывать действия и интересы других, соблюдать нормы и правила.  

 

 

 

2.2. Анализ изучения уровня развития коммуникативных умений у старших дошкольников.

В МКДОУ №8 проводятся специальные занятия, направленные на адаптацию детей, в том числе и на развитие коммуникативных навыков. Занятия называются “психолого-педагогический театр” и проводит их педагог-психолог.

Самой первая задача, которую ставят себе педагоги и воспитатели – это социализация ребенка, и самая важная ее часть – обучение коммуникативной деятельности.

И, безусловно, самой понятной формой обучения для ребенка является игра.

На это направлена программа  занятий, которая называется “психолого-педагогический театр”. В основу этой программы  легли занятия О. Хухлаевой “Маленькие игры в большое счастье”, дополнена  упражнениями, взятыми из книги К. Фоппеля “Как научить детей сотрудничать”, авторскими разработками.

В программу входят: ролевые игры; психогимнастические игры; коммуникативные игры; игры и задания, направленные на развитие произвольности; игры, направленные на развитие воображения.

Ролевые игры предполагают принятие ребенком ролей, различных по содержанию и статусу; проигрывание ролей, противоположным привычным; проигрывание своей роли в гротескном варианте.

Коммуникативные игры, которые  используются в программе, делятся на две группы: 1) игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения; 2) игры, обучающие умению сотрудничать.

Чем отличаются подобные игры-драматизации, к примеру, от театральной детской постановки? Разница в том, что театральная постановка готовится заранее, четко репетируется каждая роль, в которую привнесено много взрослого видения, она зачастую лишена детской непосредственности. Кроме этого, идет постоянная оценка извне того, что делает ребенок на сцене.

Цель психологических  занятий – самореализация ребенка  в данный момент, в данной роли, которая  никем не оценивается. Проигрывая на занятии определенный сценарий (стишок, короткую сказку), дети по несколько  раз меняются ролями. Им удается побыть и, к примеру, волком, и зайчиком, попробовать себя в роли кощея, или добро-молодца. У ребенка появляется возможность многократного перевоплощения. Дети это делают с большим удовольствием и непосредственностью. Глядя друг на друга, в спокойной безоценочной атмосфере удается расшевелить самого скованного, зажатого ребенка. У агрессивных детей есть возможность почувствовать себя беззащитной жертвой или, в социально приемлемой форме выплеснуть агрессию.

Проведение подобных игр с детьми способствует развитию их “эмоционального интеллекта”, помогает педагогу создать в группе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и с воспитателем, облегчая тем самым процесс совместного обучения.

Информация о работе Игра как средство развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста