Игра как средство развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 10:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучение теоретических аспектов проблемы развития коммуникатиынх умений старших дошкольников для разработки программы игровых занятий.
Объект курсовой работы- развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет - условие развития коммуникативных способностей.

Оглавление

Введение 3-4.
Глава1. Освещение теоретических аспектов развития коммуникативных умений старших дошкольников в психолого-педагогической литературе. 5-18.
1.1 Содержание и структура коммуникативных умений старших дошкольников. 5-7.
1.2 Факторы развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста. 7-10.
1.3. Роль игры в развитии коммуникативных умений старших дошкольников. 10-18.
Выводы по первой главе. 17-18.
Глава 2. Экспериментальная работа по выфвлению роли игры в развитии коммуникативных умений старших дошкольников. 19-35.
2.1. Цель и задача экспериментальной работы.19-23.
2.2. Анализ изучения уровня развития коммуникативных умений у старших дошкольников.23-25.
2.3. Программа игровых занятий, направленная на развитие коммуникативных умений старших дошкольников . 25-33.
Выводы по 2 главе. 33-35.
Заключение 35-39
Список литературы 40-41.
Приложение 42-51.

Файлы: 1 файл

курсовая работа do.doc

— 204.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО 

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО  ОБРАЗОВАНИЯ И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

 

Игра как средство развития коммуникативных 

умений у детей старшего дошкольного возраста

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка II курса

24110 группы

Специальность «психология дошкольных учреждений »

    Киселёва Анастасия  Вячеславовна

 

Научный руководитель:

Жукова Марина Владимировна

 

 

 

 

 

                             Челябинск 2013

 

 

Содержание.

Введение    3-4.                                                                                     

 Глава1. Освещение теоретических аспектов развития коммуникативных умений старших дошкольников в психолого-педагогической литературе. 5-18.

1.1 Содержание и структура коммуникативных умений старших дошкольников. 5-7.

1.2 Факторы развития  коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста. 7-10.

1.3. Роль игры в развитии  коммуникативных умений старших  дошкольников. 10-18.

Выводы по первой главе.  17-18.

Глава 2.   Экспериментальная работа по выфвлению роли игры в развитии коммуникативных умений старших дошкольников. 19-35.

2.1.         Цель и задача экспериментальной работы.19-23.

2.2. Анализ изучения уровня развития коммуникативных умений у старших дошкольников.23-25.

2.3. Программа игровых занятий, направленная на развитие коммуникативных умений старших дошкольников .   25-33.                            

Выводы по 2 главе. 33-35.

Заключение                                                                                         35-39

Список литературы                                                                    40-41.      

Приложение                                                                                    42-51.

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Дошкольное детство  – чрезвычайно важный период развития человека. Его существование обусловлено общественно-историческим и эволюционно-биологическим развитием общества и конкретного индивидуума, что определяет задачи и возможности развития ребенка данного возраста. Дошкольный период детства сенситивен для формирования у ребенка основ коллективистских качеств, а также гуманного отношения к другим людям. Если основы этих качеств не будут сформированы в дошкольном возрасте, то вся личность ребенка может стать ущербной, и впоследствии восполнить этот пробел будет чрезвычайно трудно.

Человек не может жить, трудиться, удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающими. Общение является необходимым условием существования человека и, вместе с тем, одним из основных факторов и важнейшим источником его психического развития в онтогенезе.

Социализация является важным условием гармоничного развития ребенка. Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения  с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребенок не только познает другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя.

В дошкольном возрасте мир  ребёнка уже не ограничивается семьёй. Значимые для него люди – это  не только мама, папа или бабушка, но и другие дети, сверстники. Особенно велико значение сверстников в становлении  основ личности ребенка и в его коммуникативном развитии. Если неотъемлемой частью отношений ребенка и взрослого является авторитарный характер воздействий взрослого, ограничивающий свободу личности, то гораздо более продуктивным в плане формирования личности является общение со сверстником. Только в общении с другими детьми ребенок научается ладить с людьми и одновременно отстаивать свои права. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности.

Степень разработанности  темы

Противоречия

Проблема

Цель курсовой работы – изучение теоретических аспектов проблемы развития коммуникатиынх умений старших дошкольников для разработки программы игровых занятий.

Объект курсовой работы- развитие коммуникативных умений   у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет - условие развития коммуникативных способностей.

Задачи исследования

База исследования

Практическая значимость работы

Структура работы.

 

 .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Освещение теоретических аспектов развития коммуникативных умений старших дошкольников в психолого-педагогической литературе.

1.1 Содержание и структура коммуникативных умений старших дошкольников.

Отношения с людьми зарождаются  и наиболее интенсивно развиваются  в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.

Особую важность данная проблема приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной “интеллектуализацией” воспитания, “технологизацией” нашей жизни. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.

Поэтому в детском саду большое внимание должно уделяться развитию эмоциональной и коммуникативной сферы ребенка. И хотя, приоритетным все же остается интеллектуальное развитие, все педагоги ДОУ на сегодняшний день убеждены, что, не развивая эмоционально детей, им будет очень тяжело социально адаптироваться в дальнейшем к обучению в школе и к новым взаимоотношениям с окружающими, выйдя из стен детского сада. Очень часто наблюдение за ребенком показывает наличие определенных нарушений в общении – уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого, жалобы педагогу. Это происходит не потому, что дети не знают правил поведения, а потому, что даже старшему дошкольнику трудно “влезть в шкуру” обидчика и почувствовать, что испытывает другой.

Умение эффективно общаться зависит от многих факторов и, в большей  степени, от отношений со значимыми  взрослыми, а также от индивидуальных особенностей самого ребёнка. Одной  из них может быть нарушение взаимоотношений  внутри семьи; есть и более сложные - психофизиологические особенности ребёнка.

Очень часто трудности  в общении испытывают дети с общим  недоразвитием речи. Помимо того, что  у них страдают высшие психические  функции: память, внимание, мышление, задета и эмоционально-личностная сфера: недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции; небольшой объем мимических средств (выразительных движений мышц лица) и пантомимических средств (выразительных движений всего тела), слабость артикуляционной и тонкой моторики, - все это снижает коммуникативные возможности детей. Дети осознают свой дефект, и поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, невозможность высказать своё пожелание; повышенная ранимость и обидчивость. А ведь общение со сверстниками становится все более привлекательным для старшего дошкольника, поскольку именно этот период сензитивен для формирования ситуативно-деловой формы общения с другими детьми.

Ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается  ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвлённым и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности, или наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения. Во всех случаях такой ребёнок сосредоточен на своём “Я”, которое замкнуто на своих преимуществах (недостатках) и обособлено от других. Доминирование такого отчуждённого отношения к сверстникам вызывает естественную тревогу, поскольку оно не только затрудняет общение дошкольника со сверстникам, но и в дальнейшем может принести массу всевозможных проблем.

Что же тогда нужно  делать взрослым, чтобы помочь ребёнку  преодолеть эти опасные тенденции, порождающие различные трудности в общении, либо демонстративность и агрессивность, либо замкнутость и полную пассивность? Необходимо постоянно побуждать у детей подлинный интерес к окружающим их людям, их потребностям, обучать совместному поиску взаимовыгодных решений в конфликтных ситуациях, поддерживать стремление всё время оставаться в контакте, извлекая опыт из неудачного общения. Все эти навыки и позволят ребёнку управлять своим эмоциональным состоянием, что является условием дружественного и плодотворного общения с окружающими.

 

1.2 Факторы развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.

С переходом в старший дошкольный возраст вся система отношения детей к окружающему миру, прежде всего к людям, коренным образом меняется. Ведущее место в восприятии и сознании ребенка занимает человек, его действия и, что чрезвычайно важно, отношения. Дошкольник c необычайным интересом прислушивается к разговорам взрослых, пытается проникнуть в смыслы их отношений, понять причины действий и поступков, мотивы поведения. Начинается пора его социального взросления («очеловечивания», по А.Н. Леонтьеву).

 

Чрезвычайно значимым для  коммуникативного развития признаком «взросления» является «открытие» ребенком мира сверстников. Если в раннем детстве дети могли существовать параллельно, рядом, а не вместе, ориентируясь, в основном, на взрослого, то в старшем дошкольном возрасте они входят в общее коммуникативное пространство. Сверстник вызывает живое любопытство, становится притягательным объектом взаимодействия. Дети начинают осваивать коммуникативную горизонталь. К старшему дошкольному возрасту сверстник прочно занимает доминирующую позицию в структуре коммуникативного поведения дошкольников. Возникают детские объединения, которые образуются уже не по «территориальному» признаку, а на основе общих деловых, игровых, познавательных и личностных интересов. В результате делового и игрового взаимодействия у детей складываются межличностные отношения, от качества которых зависит и социальный статус ребенка в детском сообществе, и уровень его эмоционального комфорта.

Таким образом, если для старших дошкольников более доступными и комфортными являются коммуникативно-вертикальные отношения и сверстник становится предпочитаемым объектом общения. А взрослый для старшего дошкольника является источником знания, собеседником, который способен удовлетворить растущие познавательные потребности ребенка.

Общение со сверстниками в старшем дошкольном возрасте становится познавательно-личностным. Личностным потому, что сам сверстник становится мотивом общения. Ребенку важно в этом возрасте играть, строить, лепить вместе с тем, кто является предпочитаемым коммуникативным партнером. В качестве такого «мотива» выступают и взрослые, которые удовлетворяют не только и не столько бытовые потребности ребенка, сколько познавательные. Так ребенок формирует свой «круг общения», состоящий из людей, программа поведения которых отвечает его потребностям и интересам.

 

Итак, к старшему дошкольному  возрасту у ребенка уже формируются  основные коммуникативные умения, его коммуникативная активность направлена как на взрослых, так и сверстников. В системе делового и игрового взаимодействия доминирующие позиции занимает сверстник, а в системе познавательного – взрослый.

Если коммуникативное  развитие ребенка оказывается в зоне риска, если он испытывает определенные трудности в налаживании межличностных отношений со сверстниками, то он нуждается в психолого-педагогической поддержке и сопровождении. 1

В последнее время  при разработке методов коррекции недостатков коммуникативного поведения в дошкольном возрасте все большее внимание уделяется работе по овладению детьми кооперативными умениями в процессе совместной игровой деятельности. Только в этих условиях у ребенка удается сформировать устойчивую ориентацию на сверстника, внимание и чувствительность к нему, умение распределять и обмениваться действиями, соблюдать правила очередности, необходимые для осуществления совместной деятельности коммуникативные навыки. Очень важно, что именно в совместной игровой деятельности у детей возникает потребность в обмене высказываниями, то есть возникает инициативный диалог, который, возникнув, начинает планировать и регулировать эту деятельность.

Недостаточность коммуникативного развития современных дошкольников требует самого серьезного внимания со стороны родителей, психологов и педагогов, так как без своевременной психокоррекционной работы у ребенка могут сформироваться стойкие отклонения, которые с началом школьного обучения нередко становятся причиной школьной дезадаптации. Неумение общаться может отражаться и на успешности школьного обучения, порождать у ребенка чувство неуверенности, «ожидание неуспеха», формировать низкую самооценку, следствием чего может возникнуть эмоциональная неустойчивость и агрессивное поведение, которое имеет нередко защитный характер.

Информация о работе Игра как средство развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста