Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 10:10, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение теоретических аспектов проблемы развития коммуникатиынх умений старших дошкольников для разработки программы игровых занятий.
Объект курсовой работы- развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет - условие развития коммуникативных способностей.
Введение 3-4.
Глава1. Освещение теоретических аспектов развития коммуникативных умений старших дошкольников в психолого-педагогической литературе. 5-18.
1.1 Содержание и структура коммуникативных умений старших дошкольников. 5-7.
1.2 Факторы развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста. 7-10.
1.3. Роль игры в развитии коммуникативных умений старших дошкольников. 10-18.
Выводы по первой главе. 17-18.
Глава 2. Экспериментальная работа по выфвлению роли игры в развитии коммуникативных умений старших дошкольников. 19-35.
2.1. Цель и задача экспериментальной работы.19-23.
2.2. Анализ изучения уровня развития коммуникативных умений у старших дошкольников.23-25.
2.3. Программа игровых занятий, направленная на развитие коммуникативных умений старших дошкольников . 25-33.
Выводы по 2 главе. 33-35.
Заключение 35-39
Список литературы 40-41.
Приложение 42-51.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
(ГОУ ВПО «ЧГПУ»)
Курсовая работа
Игра как средство развития коммуникативных
умений у детей старшего дошкольного возраста
Выполнила: студентка II курса
24110 группы
Специальность «психология дошкольных учреждений »
Киселёва Анастасия Вячеславовна
Научный руководитель:
Жукова Марина Владимировна
Челябинск 2013
Содержание.
Введение 3-4.
Глава1. Освещение теоретических аспектов развития коммуникативных умений старших дошкольников в психолого-педагогической литературе. 5-18.
1.1 Содержание и структура коммуникативных умений старших дошкольников. 5-7.
1.2 Факторы развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста. 7-10.
1.3. Роль игры в развитии
коммуникативных умений
Выводы по первой главе. 17-18.
Глава 2. Экспериментальная работа по выфвлению роли игры в развитии коммуникативных умений старших дошкольников. 19-35.
2.1. Цель и задача экспериментальной работы.19-23.
2.2. Анализ изучения уровня развития коммуникативных умений у старших дошкольников.23-25.
2.3. Программа игровых занятий, направленная
на развитие коммуникативных умений старших
дошкольников . 25-33.
Выводы по 2 главе. 33-35.
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Дошкольное детство – чрезвычайно важный период развития человека. Его существование обусловлено общественно-историческим и эволюционно-биологическим развитием общества и конкретного индивидуума, что определяет задачи и возможности развития ребенка данного возраста. Дошкольный период детства сенситивен для формирования у ребенка основ коллективистских качеств, а также гуманного отношения к другим людям. Если основы этих качеств не будут сформированы в дошкольном возрасте, то вся личность ребенка может стать ущербной, и впоследствии восполнить этот пробел будет чрезвычайно трудно.
Человек не может жить, трудиться, удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающими. Общение является необходимым условием существования человека и, вместе с тем, одним из основных факторов и важнейшим источником его психического развития в онтогенезе.
Социализация является
важным условием гармоничного развития
ребенка. Освоение ребенком культуры,
общечеловеческого опыта
В дошкольном возрасте мир ребёнка уже не ограничивается семьёй. Значимые для него люди – это не только мама, папа или бабушка, но и другие дети, сверстники. Особенно велико значение сверстников в становлении основ личности ребенка и в его коммуникативном развитии. Если неотъемлемой частью отношений ребенка и взрослого является авторитарный характер воздействий взрослого, ограничивающий свободу личности, то гораздо более продуктивным в плане формирования личности является общение со сверстником. Только в общении с другими детьми ребенок научается ладить с людьми и одновременно отстаивать свои права. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности.
Степень разработанности темы
Противоречия
Проблема
Цель курсовой работы – изучение теоретических аспектов проблемы развития коммуникатиынх умений старших дошкольников для разработки программы игровых занятий.
Объект курсовой работы- развитие коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет - условие развития коммуникативных способностей.
Задачи исследования
База исследования
Практическая значимость работы
Структура работы.
.
Глава 1 Освещение теоретических аспектов развития коммуникативных умений старших дошкольников в психолого-педагогической литературе.
1.1 Содержание и структура коммуникативных умений старших дошкольников.
Отношения с людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.
Особую важность данная проблема приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной “интеллектуализацией” воспитания, “технологизацией” нашей жизни. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.
Поэтому в детском саду большое внимание должно уделяться развитию эмоциональной и коммуникативной сферы ребенка. И хотя, приоритетным все же остается интеллектуальное развитие, все педагоги ДОУ на сегодняшний день убеждены, что, не развивая эмоционально детей, им будет очень тяжело социально адаптироваться в дальнейшем к обучению в школе и к новым взаимоотношениям с окружающими, выйдя из стен детского сада. Очень часто наблюдение за ребенком показывает наличие определенных нарушений в общении – уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого, жалобы педагогу. Это происходит не потому, что дети не знают правил поведения, а потому, что даже старшему дошкольнику трудно “влезть в шкуру” обидчика и почувствовать, что испытывает другой.
Умение эффективно общаться зависит от многих факторов и, в большей степени, от отношений со значимыми взрослыми, а также от индивидуальных особенностей самого ребёнка. Одной из них может быть нарушение взаимоотношений внутри семьи; есть и более сложные - психофизиологические особенности ребёнка.
Очень часто трудности в общении испытывают дети с общим недоразвитием речи. Помимо того, что у них страдают высшие психические функции: память, внимание, мышление, задета и эмоционально-личностная сфера: недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции; небольшой объем мимических средств (выразительных движений мышц лица) и пантомимических средств (выразительных движений всего тела), слабость артикуляционной и тонкой моторики, - все это снижает коммуникативные возможности детей. Дети осознают свой дефект, и поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, невозможность высказать своё пожелание; повышенная ранимость и обидчивость. А ведь общение со сверстниками становится все более привлекательным для старшего дошкольника, поскольку именно этот период сензитивен для формирования ситуативно-деловой формы общения с другими детьми.
Ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвлённым и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности, или наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения. Во всех случаях такой ребёнок сосредоточен на своём “Я”, которое замкнуто на своих преимуществах (недостатках) и обособлено от других. Доминирование такого отчуждённого отношения к сверстникам вызывает естественную тревогу, поскольку оно не только затрудняет общение дошкольника со сверстникам, но и в дальнейшем может принести массу всевозможных проблем.
Что же тогда нужно делать взрослым, чтобы помочь ребёнку преодолеть эти опасные тенденции, порождающие различные трудности в общении, либо демонстративность и агрессивность, либо замкнутость и полную пассивность? Необходимо постоянно побуждать у детей подлинный интерес к окружающим их людям, их потребностям, обучать совместному поиску взаимовыгодных решений в конфликтных ситуациях, поддерживать стремление всё время оставаться в контакте, извлекая опыт из неудачного общения. Все эти навыки и позволят ребёнку управлять своим эмоциональным состоянием, что является условием дружественного и плодотворного общения с окружающими.
1.2 Факторы развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
С переходом в старший дошкольный возраст вся система отношения детей к окружающему миру, прежде всего к людям, коренным образом меняется. Ведущее место в восприятии и сознании ребенка занимает человек, его действия и, что чрезвычайно важно, отношения. Дошкольник c необычайным интересом прислушивается к разговорам взрослых, пытается проникнуть в смыслы их отношений, понять причины действий и поступков, мотивы поведения. Начинается пора его социального взросления («очеловечивания», по А.Н. Леонтьеву).
Чрезвычайно значимым для коммуникативного развития признаком «взросления» является «открытие» ребенком мира сверстников. Если в раннем детстве дети могли существовать параллельно, рядом, а не вместе, ориентируясь, в основном, на взрослого, то в старшем дошкольном возрасте они входят в общее коммуникативное пространство. Сверстник вызывает живое любопытство, становится притягательным объектом взаимодействия. Дети начинают осваивать коммуникативную горизонталь. К старшему дошкольному возрасту сверстник прочно занимает доминирующую позицию в структуре коммуникативного поведения дошкольников. Возникают детские объединения, которые образуются уже не по «территориальному» признаку, а на основе общих деловых, игровых, познавательных и личностных интересов. В результате делового и игрового взаимодействия у детей складываются межличностные отношения, от качества которых зависит и социальный статус ребенка в детском сообществе, и уровень его эмоционального комфорта.
Таким образом, если для старших дошкольников более доступными и комфортными являются коммуникативно-вертикальные отношения и сверстник становится предпочитаемым объектом общения. А взрослый для старшего дошкольника является источником знания, собеседником, который способен удовлетворить растущие познавательные потребности ребенка.
Общение со сверстниками в старшем дошкольном возрасте становится познавательно-личностным. Личностным потому, что сам сверстник становится мотивом общения. Ребенку важно в этом возрасте играть, строить, лепить вместе с тем, кто является предпочитаемым коммуникативным партнером. В качестве такого «мотива» выступают и взрослые, которые удовлетворяют не только и не столько бытовые потребности ребенка, сколько познавательные. Так ребенок формирует свой «круг общения», состоящий из людей, программа поведения которых отвечает его потребностям и интересам.
Итак, к старшему дошкольному возрасту у ребенка уже формируются основные коммуникативные умения, его коммуникативная активность направлена как на взрослых, так и сверстников. В системе делового и игрового взаимодействия доминирующие позиции занимает сверстник, а в системе познавательного – взрослый.
Если коммуникативное развитие ребенка оказывается в зоне риска, если он испытывает определенные трудности в налаживании межличностных отношений со сверстниками, то он нуждается в психолого-педагогической поддержке и сопровождении. 1
В последнее время при разработке методов коррекции недостатков коммуникативного поведения в дошкольном возрасте все большее внимание уделяется работе по овладению детьми кооперативными умениями в процессе совместной игровой деятельности. Только в этих условиях у ребенка удается сформировать устойчивую ориентацию на сверстника, внимание и чувствительность к нему, умение распределять и обмениваться действиями, соблюдать правила очередности, необходимые для осуществления совместной деятельности коммуникативные навыки. Очень важно, что именно в совместной игровой деятельности у детей возникает потребность в обмене высказываниями, то есть возникает инициативный диалог, который, возникнув, начинает планировать и регулировать эту деятельность.
Недостаточность коммуникативного развития современных дошкольников требует самого серьезного внимания со стороны родителей, психологов и педагогов, так как без своевременной психокоррекционной работы у ребенка могут сформироваться стойкие отклонения, которые с началом школьного обучения нередко становятся причиной школьной дезадаптации. Неумение общаться может отражаться и на успешности школьного обучения, порождать у ребенка чувство неуверенности, «ожидание неуспеха», формировать низкую самооценку, следствием чего может возникнуть эмоциональная неустойчивость и агрессивное поведение, которое имеет нередко защитный характер.