Характеристика волевых качеств в младшем школьном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 21:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашей работы - выявить особенности волевых качеств младшего школьника и наметить пути развития активных волевых качеств.
Работа над реализацией цели будет вестись через решение следующих задач:
1. На основе психолого-педагогической литературы охарактеризовать понятие воли как качества личности;
2. Описать особенности воли младших школьников и ее развития;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ ВОЛЕВЫХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ. ОСОБЕННОСТИ ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Подходы к пониманию воли в литературе…………………………..
1.2. Волевые свойства личности
1.3. Компоненты волевой регуляции поведения
1.4. Волевые качества личности младшего школьника
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Описание методик…………………………………………
2.2. Результаты исследования проявления волевых качеств у младших школьников……………………………………………
2.3. Воспитание активных волевых качеств у младших школьников
Заключение………………………………………………………………………
Библиографический список…………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 109.04 Кб (Скачать)

Также мы пришли к выводу, что развитие воли каждого школьника – очень важная задача учителя. Но воле, к сожалению, учителя уделяют недостаточно внимания. А воля становиться действительно ценным качеством, если она формируется в единстве с другими сторонами личности. Дети должны почувствовать, что развитие воли для них необходимо. Для этого мы предложили несколько путей развития активных волевых качеств у детей младшего школьного возраста, такие как беседы на тему важности воли в жизни человека, мероприятия и игры, имеющие своей целью создание условий для развития воли, рассказывание учителем и родителями сказок.

В заключении добавим, что  В.А. Иванников, автор монографии «Психологические механизмы волевой регуляции»,  анализируя различные научные подходы к решению проблемы воли, отмечает, что совместными усилиями многих отечественных психологов были развиты и впервые сформулированы важные положения, которые являются хорошей основой для дальнейшего развития исследований в этой области психологических знаний:

  1. Воля есть продукт общественно-исторического развития человека. Ее формирование связано с появлением и развитием трудовой деятельности.
  2. Воля поэтому не является врожденной или генетически заданной способностью, а формируется прижизненно в реальной деятельности человека, требующей определенных волевых качеств и навыков волевой регуляции.
  3. Воспитание воли осуществляется через совместную деятельность в коллективе и связано с формированием системы потребностей, общественно значимых ценностей и целей, мировоззрения и убеждений личности, необходимых личностных качеств.
  4. Развитие воли тесно связано с развитием мышления,  воображения, эмоциональной и мотивационно-смысловой сферы, с развитием сознания и самосознания, личности в целом.
  5. Первичное волевое действие - это действие заданное  и принятое личностью к исполнению. Волевая регуляция поэтому есть личностный уровень регуляции, а волевое действие есть действие, имеющее личностный характер. Волевая регуляция – это регуляция сознательная, опосредованная знаниями человека о внешнем мире, о своих ценностях и возможностях, на основе которых осуществляются предвидение и оценка  собственной активности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

        1. Абрамова, Г.С. Общая психология: Учебное пособие для вузов / Г.С.Абрамова,  Москва: Акад. Проект, 2002. – 495с.
        2. Божович, Л.И. Что такое воля? // Семья и школа. - 1981. - № 1
        3. Вопросы педагогики и психологии воли / Под ред. В.И. Селиванова. – М., 1969.
        4. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Вготский, - Москва.: Смысл: Эксмо, 2004. – 1135с.
        5. Ильин, Е.П. Психология вол / Е.П.Ильин, – СПб., 2000.
        6. Ковалев, А.Г. Воспитание ум, воли и чувств у детей / А.Г.Ковалев, – Минск, 1974.
        7. Корнилов, К.Н. Воля и воспитание / К.Н.Корнилов, – Москва: Знание, 1977.
        8. Краткий психологический словарь. Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского.
        9. Крутецкий, В.А. Воспитание воли /В.А.Крутецкий,  – Москва, 1987.
        10. «Лабиринт души: терапевтические сказки» /под ред. Хухлаевой О.В., Хухлаева О.В./ Москва. Академический Проект 2001.
        11. Левис, Ш. Ребенок и стресс / Ш.Левис, – СПб., 1997.
        12. Немов, Р.С. Психология. Кн. 1 / Р.С.Немов, – Москва, 1995.
        13. Немов, Р.С «Психология». Книга I. /Р.С.Немов, -  Москва: «Просвещение», 1994.
        14. Рогов, Е.И. Эмоции и воля /Е.И.Рогов, – Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 239с.: ил. – (Азбука психологии).
        15. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное посоие /Е.И.Рогов, - Москва : ВЛАДОС, 1996. - 529с.
        16. Рубинштейн, С.А. Проблемы общей психологии / С.А.Рубинштейн,  - Москва: Педагогика, 1976.
        17. Толстых, Н.Н. Психология воспитания воли у младших школьников // Вопросы психологии. 1979. № 4. С. 146-150.
        18. Фопель, К. «Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения». Часть 1,4/К.Фопель, - Москва: «Генезис», 2001.
        19. Эльконин, Д.Б. Введение в психологию развития /Д.Б.Эльконин,  – Москва, 1994.
        20. Эльконин, Д. Б. Психологическое развитие в детских возрастах./ Д.Б. Эльконин. – Москва: НПО «Модек», 1995.

 

 


Информация о работе Характеристика волевых качеств в младшем школьном возрасте