Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 21:18, курсовая работа
Цель нашей работы - выявить особенности волевых качеств младшего школьника и наметить пути развития активных волевых качеств.
Работа над реализацией цели будет вестись через решение следующих задач:
1. На основе психолого-педагогической литературы охарактеризовать понятие воли как качества личности;
2. Описать особенности воли младших школьников и ее развития;
Введение……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ ВОЛЕВЫХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ. ОСОБЕННОСТИ ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Подходы к пониманию воли в литературе…………………………..
1.2. Волевые свойства личности
1.3. Компоненты волевой регуляции поведения
1.4. Волевые качества личности младшего школьника
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Описание методик…………………………………………
2.2. Результаты исследования проявления волевых качеств у младших школьников……………………………………………
2.3. Воспитание активных волевых качеств у младших школьников
Заключение………………………………………………………………………
Библиографический список…………………………………………
Следует отметить, что личностное развитие младшего школьника зависит от его умений преодолевать трудности. Без волевых качеств и твердого характера нельзя добиться постоянного успеха. В этой связи многое зависит от активности самих учащихся.
Развитие волевых качеств личности на этапе младшего школьного возраста имеет свои особенности. В своем научном труде Л.И. Божович, подчеркивается, что волевые качества личности не являются врожденными. Они формируются в процессе всей жизни человека и, прежде всего, под воздействием целенаправленного воспитания. Специфика волевых действий состоит в сознательном саморегулировании своего поведения в затруднительных условиях, когда надо прилагать инициативные сознательные усилия, чтобы не отступить от поставленной цели, достичь ее. Возрастной особенностью младшего школьника, является общая недостаточность воли [2].
Выводы по I главе
Изучая литературу по данному вопросу мы обратили внимание на то, что в связи с возрождением интереса к гуманитарным, специфическим проблемам психологии в последние годы наблюдается повышенное внимание к проблемам развития воли.
Воля человека выражается в способности преодолевать препятствия и трудности на пути к цели и проявляются во всех видах деятельности человека, в действиях и поступках человека. Волевое действие имеет три ступени и тесно связано со всеми сторонами и особенностями человеческой психики.
При написании работы, мы пришли к выводу, что ценность воли зависит не только от того, насколько сильной она является, но также от того, на что она направлена (Преступник с сильной волей очень опасен).
Мы выявили несколько особенностей воли младшего школьника:
- воля проявляется в умении совершать действия или сдерживать их, преодолевая внешние или внутренние препятствия;
- роль чувств в младшем
школьном возрасте имеет
- важно наличие доступности цели;
- с развитием самосознания
в процессе учебной
- младшего школьника отличает огромная доверчивость, поэтому у взрослых, которые заинтересованы в развитии волевых качеств ребенка, есть реальные шансы преуспеть в данном вопросе;
- роль взрослых (учителей,
родителей, старших членов
При изучении материала, касающегося данной темы, мы пришли к выводу, что развитие и формирование личности младшего школьника и конкретно - волевых качеств – главная задача взрослых с первых шагов обучения.
Глава II. Исследование проявления волевых качеств у младших школьников
2.1. Описание методик
Цель нашей работы - выявить особенности волевых качеств младшего школьника. Для достижения цели исследования и проверки гипотезы в эмпирической части нашей работы использовались следующие методы:
наблюдение — один из основных эмпирических методов психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях.[8]
беседа — метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации.[8]
Для изучения проявления волевых качеств у младших школьников мы использовали следующие задания:
Задание 1: Изучение взаимосвязи между мотивацией и мобилизацией волевых усилий.
Проведение исследования. В эксперименте участвуют одновременно несколько детей одного возраста (4-7 лет).
Ребенку предлагают прыгнуть как можно дальше. Измеряя длину прыжка, детям не сообщают результаты и не дают никаких оценок. Если кто-то из ребят интересуется результатом, то им отвечают: «Все дети вашей группы умеют прыгать, и ты тоже». Такой неопределенный ответ должен сохранить положительное отношение к выполнению задания, не повышая уровня мотивации.
После того как вся группа выполнит задание, детям объясняют, что теперь их научат прыгать на большое расстояние так, как это делают спортсмены, которые участвуют в соревнованиях и добиваются победы. Чтобы оживить образ спортсмена, вспоминают вместе с детьми, где они могли видеть такое соревнование — на стадионе, в кинофильме, по телевизору. Затем дают инструкцию: «Чтобы прыгнуть далеко-далеко, надо очень постараться: встать удобно, собрать все силы, напрячь мускулы, то есть хорошо приготовиться (при этом взрослый наглядно воспроизводит позу спортсмена в состоянии готовности на старте), а затем сильно прыгнуть». На слове «сильно» делают особое ударение. Предполагается, что эта инструкция должна настроить каждого ребенка на доступную ему мобилизацию усилий и подсказать для этого возможные средства.
Инструкцию повторяют каждому ребенку перед стартом, выражая при этом уверенность, что он хочет прыгнуть, как настоящий спортсмен, и сейчас очень далеко прыгнет. Но здесь не вызывают азарт соревнования, а лишь акцентируют внимание на необходимости максимальной собранности.
Обработка данных. Подсчитывают длину прыжка в двух попытках. Получаемые данные оформляют в таблицу (ПРИЛОЖЕНИЕ А).
Возраст детей |
Средняя длина прыжка, см. |
Относительное увеличение длины прыжка во второй попытке. | |
Первая попытка |
Вторая попытка | ||
Делают выводы о том, как влияет мотивация на изменение длины прыжка, а следовательно, на мобилизацию волевых усилий. Это изменение прослеживают по возрастным группам. Делают выводы об изменении характера и эффективности движений в зависимости от сформированности у ребенка волевого усилия.
Задание 2. Изучение волевых проявлений.
Проведение исследования. Поводят наблюдение за ребенком (6-7 лет) в разных видах деятельности (ПРИЛОЖЕНИЕ Б).
Обработка данных. Анализ данных проводят по схеме:
Делают выводы о том, насколько развиты волевые проявления, сформированы волевые качества и привычки.
Задание 3. Изучение произвольного поведения.
Подготовка исследования. Подобрать конструктор, привлекательные, интересные игрушки.
Проведение исследования.
Эксперимент проводиться
Первая серия. «Не подглядывай». Экспериментатор сообщает ребенку, что принес интересную игру, но нужно подождать, пока он приготовит все необходимое. Главное - не подглядывать, что делает взрослый, «а то будет неинтересно играть». Взрослый предлагает ребенку посидеть 3 минуты с зарытыми глазами, а сам в это время создает видимость активной подготовки к игре (перекладывает детали конструктора, роняет их, стучит). Через 3 минуты ребенок получает обещанную игру. Если дошкольник не выдерживает и открывает глаза раньше, экспериментатор делает вид, что не замечает нарушений правил, и дает ему игру. Если дети все 3 минуты не открывают глаза, можно продлить испытание до 4 минут, но не больше.
Вторая серия. «Дождись своей очереди». В опыте участвуют двое детей. Экспериментатор предлагает одному из них поиграть в новую игру, а другому (испытуемому) посидеть 3 минуты с закрытыми глазами и, не подглядывая, подождать своей очереди.
В обеих сериях фиксируют
время, в течение которого ребенок
может ждать с закрытыми
Показатели |
Возраст детей | |
6-7 лет | ||
I серия |
II серия | |
Время Число подглядываний Количество самостоятельных действий |
Примечание. Самостоятельные действия — действия, совершаемые во время ожидания, средства организации своего поведения:
* запрещающие — ограничение возможности видеть действия взрослого, создание внешнего запрета (дети закрывают лицо руками, поворачиваются лицом к взрослому, закрывают глаза платком и т.д.);
*замещающие — ребенок переключает себя на другое занятие (внешние — завязывает шнурки, рисует что-то пальцем на столе, выстукивает рукой или ногой мелодию и т.д.; внутренние — беззвучно шевелит губами, чуть слышно напевает, улыбается, как будто вспоминает что-то) (ПРИЛОЖЕНИЕ В).
Обработка данных. Сравнивают количественные показатели выполнения заданий. Устанавливают отличия по признаку произвольности поведения детей разных возрастных групп.
2.2. Результаты исследования проявления волевых качеств у младших школьников
На этапе опытно-
Результаты по первому заданию « Изучение взаимосвязи между мотиваций и мобилизацией волевых усилий»:
Дети сначала прыгали, ровняясь друг на друга, но после того, как наблюдатель сказал «Все твои друзья умеют прыгать, и ты тоже» интерес пропал. После того, как наблюдатель говорил определенные слова каждому ребенку, готовил его к прыжку, интерес к прыжкам снова возрос и расстояние прыжка заметно увеличилось. Все полученные данные были занесены в протокол наблюдения (ПРИЛОЖЕНИЕ А).
Вывод: наблюдение показало, что под усилием воли дети могут концентрироваться на своих усилиях, т.е. мотивация сильно влияет на мобилизацию волевых усилий. В результате проведенного исследования дети разделились на две группы (таблица 1).
Таблица 1.
Результаты по второму заданию « Изучение волевых проявлений»:
В ходе наблюдения дети были разделены нами на три группы. В первую группу вошли те дети, у которых выявлено очень хорошо сформированное для их возраста умение удерживать и достигать поставленной цели; различные эмоции и желания находятся под достаточным контролем, прекрасно осознается значение общественных правил поведения и деятельности, дисциплинированы, самостоятельны, настойчивы, инициативны и организованы. Таких детей оказалось трое (19 %).
Во вторую группу вошли те дети, у кого волевые качества сформирована хорошо, но взрослым следует обратить внимание на свою роль в дальнейшем развитии волевых качеств этих детей. Таких оказалось 8 человек (50 %).
Четверо детей вошли в группу, где изучаемые нами качества находятся на недостаточном для их возраста уровне развития, взрослым срочно следует обратить на этих детей внимание (31 %) (таблица 2).
Таблица 2.
В ПРИЛОЖЕНИИ Б мы представляем подробный протокол наблюдения за одним из испытуемых - Олесей Л.
Информация о работе Характеристика волевых качеств в младшем школьном возрасте