Характеристика волевых качеств в младшем школьном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 21:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашей работы - выявить особенности волевых качеств младшего школьника и наметить пути развития активных волевых качеств.
Работа над реализацией цели будет вестись через решение следующих задач:
1. На основе психолого-педагогической литературы охарактеризовать понятие воли как качества личности;
2. Описать особенности воли младших школьников и ее развития;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ ВОЛЕВЫХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ. ОСОБЕННОСТИ ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Подходы к пониманию воли в литературе…………………………..
1.2. Волевые свойства личности
1.3. Компоненты волевой регуляции поведения
1.4. Волевые качества личности младшего школьника
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Описание методик…………………………………………
2.2. Результаты исследования проявления волевых качеств у младших школьников……………………………………………
2.3. Воспитание активных волевых качеств у младших школьников
Заключение………………………………………………………………………
Библиографический список…………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 109.04 Кб (Скачать)

Следует отметить, что личностное развитие младшего школьника зависит  от его умений преодолевать трудности. Без волевых качеств и твердого характера нельзя добиться постоянного успеха. В этой связи многое зависит от активности самих учащихся.

Развитие волевых качеств  личности на этапе младшего школьного  возраста имеет свои особенности. В  своем научном труде Л.И. Божович, подчеркивается, что волевые качества личности не являются врожденными. Они формируются в процессе всей жизни человека и, прежде всего, под воздействием целенаправленного воспитания. Специфика волевых действий состоит в сознательном саморегулировании своего поведения в затруднительных условиях, когда надо прилагать инициативные сознательные усилия, чтобы не отступить от поставленной цели, достичь ее. Возрастной особенностью младшего школьника, является общая недостаточность воли [2].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по I главе

Изучая литературу по данному  вопросу мы обратили внимание на то, что в связи с возрождением интереса к гуманитарным,  специфическим проблемам психологии в последние годы наблюдается повышенное внимание к проблемам развития воли.

Воля человека выражается в способности преодолевать препятствия  и трудности на пути к цели и проявляются во всех видах деятельности человека, в действиях и поступках человека. Волевое действие имеет три ступени и тесно связано со всеми сторонами и особенностями человеческой психики.

При написании работы, мы пришли к выводу, что ценность воли зависит не только от того, насколько  сильной она является, но также  от того, на что она направлена (Преступник с сильной волей очень опасен).

Мы выявили несколько  особенностей воли младшего школьника:

- воля проявляется в  умении совершать действия или  сдерживать их, преодолевая внешние или внутренние препятствия;

- роль чувств в младшем  школьном возрасте имеет большое  значение;

- важно наличие доступности  цели;

- с развитием самосознания  в процессе учебной деятельности  волевой акт совершается под  влиянием инструкции, а также  в соответствии с теми потребностями, интересами и мотивами, которые к тому моменту у младшего школьника сформированы;

- младшего школьника отличает  огромная доверчивость, поэтому  у взрослых, которые заинтересованы в развитии волевых качеств ребенка, есть реальные шансы преуспеть в данном вопросе;

- роль взрослых (учителей, родителей, старших членов семьи)  в формировании волевых качеств младшего школьника огромна;

При изучении материала, касающегося  данной темы, мы пришли к выводу, что  развитие и формирование личности младшего школьника и конкретно - волевых качеств – главная задача взрослых с первых шагов обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Исследование проявления волевых качеств у  младших школьников

2.1. Описание методик

Цель нашей работы -  выявить особенности волевых  качеств младшего школьника. Для  достижения цели исследования и проверки гипотезы в эмпирической части  нашей работы использовались следующие методы:

наблюдение — один из основных эмпирических методов психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях.[8]

беседа — метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации.[8]

Для изучения проявления волевых качеств у младших школьников мы использовали следующие задания:

Задание 1: Изучение взаимосвязи между мотивацией и  мобилизацией волевых усилий.

Проведение исследования. В эксперименте участвуют одновременно несколько детей одного возраста (4-7 лет).

Ребенку предлагают прыгнуть как можно дальше. Измеряя длину  прыжка, детям не сообщают результаты и не дают никаких оценок. Если кто-то из ребят интересуется результатом, то им отвечают: «Все дети вашей группы умеют прыгать, и ты тоже». Такой неопределенный ответ должен сохранить положительное отношение к выполнению задания, не повышая уровня мотивации.

После того как вся группа выполнит задание, детям объясняют, что теперь их научат прыгать на большое расстояние так, как это делают спортсмены, которые участвуют в соревнованиях и добиваются победы. Чтобы оживить образ спортсмена, вспоминают вместе с детьми, где они могли видеть такое соревнование — на стадионе, в кинофильме, по телевизору. Затем дают инструкцию: «Чтобы прыгнуть далеко-далеко, надо очень постараться: встать удобно, собрать все силы, напрячь мускулы, то есть хорошо приготовиться (при этом взрослый наглядно воспроизводит позу спортсмена в состоянии готовности на старте), а затем сильно прыгнуть». На слове «сильно» делают особое ударение. Предполагается, что эта инструкция должна настроить каждого ребенка на доступную ему мобилизацию усилий и подсказать для этого возможные средства.

Инструкцию повторяют  каждому ребенку перед стартом, выражая при этом уверенность, что  он хочет прыгнуть, как настоящий  спортсмен, и сейчас  очень далеко прыгнет. Но здесь не вызывают азарт соревнования, а лишь акцентируют внимание на необходимости максимальной собранности.

Обработка данных. Подсчитывают длину прыжка в двух попытках. Получаемые данные оформляют в таблицу (ПРИЛОЖЕНИЕ А).

Возраст детей

Средняя длина  прыжка, см.

Относительное увеличение длины прыжка во второй попытке.

Первая попытка

Вторая попытка

       



 

Делают выводы о том, как  влияет мотивация на изменение длины прыжка, а следовательно, на мобилизацию волевых усилий. Это изменение прослеживают по возрастным группам. Делают выводы об изменении характера и эффективности движений в зависимости от сформированности у ребенка волевого усилия.

 

Задание 2. Изучение волевых проявлений.

Проведение исследования. Поводят наблюдение за ребенком (6-7 лет) в разных видах деятельности (ПРИЛОЖЕНИЕ Б).

Обработка данных.  Анализ данных проводят по схеме:

  1. Умеет ли ребенок удерживать и достигать цели, поставленные взрослым, а также самостоятельно  ставить цель и руководствоваться ею в деятельности, достигать результата. Причины того, что цель не достигается.
  2. Умеет ли ребенок сдерживать свои эмоции и непосредственные желания.
  3. Какие  волевые качества у ребенка сформированы:
  • дисциплинированность: подчиняется ли ребенок общественным правилам поведения и деятельности; выполняет ли требования взрослого и насколько точно это делает; каковы причины невыполнения требований; как реагирует на эти требования (выполняет сразу, охотно, правильно; выполняет не точно, после напоминаний; не выполняет; появляется негативная реакция); насколько осознанно выполнение общественных правил  поведения и деятельности;
  • самостоятельность: умеет ли ребенок действовать без посторонней помощи (постоянно; в зависимости от ситуации и вида деятельности - указать каких), не умеет;
  • настойчивость: умеет ли ребенок достигать цели в условиях неуспеха, затруднений, препятствий, доводить дело до конца; как реагирует на препятствия   деятельности;
  • организованность: умеет ли ребенок рационально организовать свою деятельность, сосредоточенно ее выполнять;
  • инициативность: умеет ли ребенок   выполнять деятельность по своей инициативе;  в каких видах деятельности это проявляется и каким образом.
  1. Какие волевые привычки сформированы  у ребенка: культурно- гигиенические; привычка к регулярному труду, к напряженной деятельности.

Делают выводы о том, насколько  развиты волевые проявления, сформированы волевые качества и привычки.

 

Задание 3. Изучение произвольного поведения.

Подготовка исследования. Подобрать  конструктор, привлекательные, интересные  игрушки.

Проведение исследования. Эксперимент проводиться индивидуально  с каждым ребенком  (6-7 лет). Он состоит  из двух серий.

Первая серия. «Не подглядывай». Экспериментатор сообщает ребенку, что принес интересную игру, но нужно подождать, пока он приготовит все необходимое. Главное - не подглядывать, что делает взрослый, «а то будет неинтересно играть». Взрослый предлагает ребенку посидеть 3 минуты  с зарытыми глазами, а сам в это время создает видимость активной подготовки к игре (перекладывает  детали конструктора, роняет их, стучит). Через 3 минуты ребенок получает обещанную игру. Если  дошкольник не  выдерживает и открывает  глаза раньше, экспериментатор делает вид, что не замечает нарушений правил, и дает ему игру. Если   дети все 3 минуты не открывают глаза, можно продлить испытание до 4  минут, но не больше.  

Вторая серия. «Дождись своей очереди». В  опыте участвуют двое детей. Экспериментатор предлагает одному из них поиграть в новую игру, а другому (испытуемому) посидеть 3 минуты с закрытыми глазами и, не подглядывая, подождать своей очереди.

В обеих сериях фиксируют  время, в течение которого ребенок  может ждать с закрытыми глазами; количество подглядываний за 3 минуты  эксперимента; поведение  в процессе ожидания, число и репертуар самостоятельных действий ребенка. Результаты в среднем по группе  оформляют в таблицу.

 

 

 

Показатели

Возраст детей

6-7 лет

I серия

II серия

Время

Число подглядываний

Количество самостоятельных действий

   

 

Примечание. Самостоятельные действия — действия, совершаемые во время ожидания, средства организации своего поведения:

* запрещающие — ограничение возможности видеть действия взрослого, создание внешнего запрета (дети закрывают лицо руками, поворачиваются лицом к взрослому, закрывают глаза платком и т.д.);

*замещающие — ребенок  переключает себя на другое  занятие (внешние — завязывает  шнурки, рисует что-то пальцем  на столе, выстукивает рукой  или ногой мелодию и т.д.; внутренние — беззвучно шевелит губами, чуть слышно напевает, улыбается, как будто вспоминает что-то) (ПРИЛОЖЕНИЕ В).

Обработка данных. Сравнивают количественные показатели выполнения заданий. Устанавливают отличия по признаку произвольности поведения детей разных возрастных групп.

 

2.2. Результаты  исследования проявления волевых качеств у младших школьников

На этапе опытно-экспериментальной  работы общий объем выборки составлял 16 учеников 1-го класса. Применялись методы и задания, описанные в пункте 2.1. настоящей главы.

Результаты по первому  заданию « Изучение взаимосвязи между мотиваций и мобилизацией волевых усилий»:

Дети сначала прыгали, ровняясь друг на друга, но после того, как наблюдатель сказал «Все твои друзья умеют прыгать, и ты тоже» интерес пропал. После того, как  наблюдатель говорил определенные слова каждому ребенку, готовил его к прыжку, интерес к прыжкам снова возрос и расстояние прыжка заметно увеличилось. Все полученные данные были занесены в протокол наблюдения (ПРИЛОЖЕНИЕ А).

Вывод: наблюдение показало, что под усилием воли дети могут  концентрироваться на своих усилиях, т.е. мотивация сильно влияет на мобилизацию волевых усилий. В результате проведенного исследования дети разделились на две группы (таблица 1).

 

Таблица 1.

 

Результаты по второму  заданию « Изучение волевых  проявлений»:

В ходе наблюдения дети были разделены нами на три группы. В первую группу вошли те дети, у которых выявлено очень хорошо сформированное для их возраста умение удерживать и достигать поставленной цели; различные эмоции и желания находятся под достаточным контролем, прекрасно осознается значение общественных правил поведения и деятельности, дисциплинированы, самостоятельны, настойчивы, инициативны и организованы. Таких детей оказалось трое (19 %).

Во вторую группу вошли  те дети, у кого волевые качества сформирована хорошо, но взрослым следует  обратить внимание на свою роль в дальнейшем развитии волевых качеств этих детей. Таких оказалось 8 человек (50 %).

Четверо детей вошли в  группу, где изучаемые нами качества находятся на недостаточном для  их возраста уровне развития, взрослым срочно следует обратить на этих детей внимание (31 %) (таблица 2).

Таблица 2.

 

В ПРИЛОЖЕНИИ  Б мы представляем подробный протокол наблюдения за одним из испытуемых - Олесей Л.

Информация о работе Характеристика волевых качеств в младшем школьном возрасте