Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 21:18, курсовая работа
Цель нашей работы - выявить особенности волевых качеств младшего школьника и наметить пути развития активных волевых качеств.
Работа над реализацией цели будет вестись через решение следующих задач:
1. На основе психолого-педагогической литературы охарактеризовать понятие воли как качества личности;
2. Описать особенности воли младших школьников и ее развития;
Введение……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ ВОЛЕВЫХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ. ОСОБЕННОСТИ ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Подходы к пониманию воли в литературе…………………………..
1.2. Волевые свойства личности
1.3. Компоненты волевой регуляции поведения
1.4. Волевые качества личности младшего школьника
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Описание методик…………………………………………
2.2. Результаты исследования проявления волевых качеств у младших школьников……………………………………………
2.3. Воспитание активных волевых качеств у младших школьников
Заключение………………………………………………………………………
Библиографический список…………………………………………
Настойчивость – способность доводить до конца принятые решения, достигать поставленной цели, преодолевая всякие препятствия и затруднения на пути к ее достижению. Настойчивость проверяется временем. Настойчивый человек всегда доводит дело до конца. Развитие у школьников настойчивости одно из важнейших условий успеваемости [17]. Противоположным этому качеству является упрямство и высшая форма его проявления – негативизм.
Выдержка – это способность постоянно контролировать свои чувства, поведение. Выдержка человека проявляется в движениях, в общении с другими, в сдерживании неразумных желаний и т.д. В выдержке выражается способность человека воздерживаться от действий мешающих достижению цели, нежелательных или вредных в данных условиях.
Власть над собой, умение контролировать себя называют самообладанием [5]. Самообладание определяется как способность не теряться в трудных и неожиданных обстоятельствах, управлять своими действиями, проявляя при этом рассудительность и сдерживая отрицательные эмоции. Человек с самообладанием не теряется в минуты опасности, не поддается также панике, сохраняя ясность ума и сообразительность.
Решительность – умение принимать и притворять в жизнь своевременные, обоснованные и твердые решения. Решительный человек также может испытывать борьбу мотивов при принятии решений, но у него нет раздвоенности мыслей, половинчатых решений. Состояние решительности связано с повышением эмоциональной и интеллектуальной активности психики. Решительность не только побуждается чувством, но и связана с подавлением различных эмоций, активной мыслительной деятельностью, учетом взаимосвязей между обстоятельствами и предвидением последствий будущих действий. У различных людей состояние решительности имеет индивидуально-типологические особенности. Одни люди стараются каждое решение подвести под какую-либо одобренную обществом идею, принцип, схему ("так принято", "так положено", "такова инструкция" и т.д.). Подчинение определенным принципам облегчает принятие решения. Однако при этом появляется возможность косного, неадекватного поведения. Некоторые люди предпочитают при принятии решения идти по "воле волн", по течению событий, не вмешиваясь в их изменение ("будь что будет"), передоверяя свое решение другим людям. Одной из индивидуально-типологических особенностей состояния решительности является быстрое, но необоснованное, импульсивное принятие решения. Это объясняется стремлением некоторых людей побыстрее избавиться от напряженного состояния борьбы мотивов. Под внешней решительностью здесь скрывается недостаточность волевой регуляции деятельности. Подлинная решительность требует относительно быстрого принятия твердого решения на основе учета преимущества и недостатков всех альтернативных решений. Однако, несмотря на субъективные различия, в состоянии решительности имеются и объективные факторы, влияющие на процесс принятия решения. К этим факторам относятся дефицит времени, значимость действия, в пользу которого принимается решение, тип высшей нервной деятельности человека, особенности взаимодействия сигнальных систем. Так, при недостаточной регуляции первой сигнальной системы со стороны второй сигнальной системы человек проявляет суетливость, хаотичность реакций. При недостаточной связи второй сигнальной системы с первой - излишнюю "теоретизацию", затянутость принятия решения[17].
Психическое состояние неспособности быстро принимать решение является состоянием нерешительности. Это состояние может быть проявлением общей психической пассивности личности, слабости нервных процессов, недостаточной их подвижности. Нерешительность не является свойством какого-либо отдельного темперамента. Однако темперамент влияет на форму проявления нерешительности. Настороженность у меланхолика, затянутость у флегматика, суетливость у сангвиника, импульсивность у холерика - таковы некоторые особенности нерешительности, определяемые темпераментом.
Уверенность как волевое психическое состояние – «это высоковероятностное ожидание запланированного результата деятельности на основе учета исходных условий». Это состояние в значительной мере определяет результативность деятельности. Оно состоит в объективной оценке обстоятельств, влияющих на исход деятельности, то есть связано с четким осознанием связей исходных данных с конечной целью, осознанием (иногда интуитивным) ее достижимости, реальности. В связи с этим возникает положительно-эмоциональное отношение ко всей деятельности по достижению данной цели, повышается физическая и психическая активность человека. Жизнерадостность и бодрость - таковы спутники уверенности. Состояние уверенности зависит от владения средствами для достижения цели (предметом и орудием деятельности, знаниями, навыками, умениями и физическими возможностями). Знание имеющихся ресурсов содействует продолжению деятельности в затрудненных условиях. Успешное завершение деятельности требует преодоления как неуверенности, так и самоуверенности. В состоянии самоуверенности человек переоценивает свои возможности и недооценивает объективные трудности ("не зная броду, суется в воду"), вмешивается в дела, в которых он некомпетентен. Состояние самоуверенности может быть эпизодическим (возникающим в результате временных успехов) и доминирующим (возникающим в результате некритического отношения человека к себе).
Инициативность – умение работать творчески, придумывая действия и поступки по собственному почину. Инициативность не следует смешивать с активностью, которая может носить и импульсивный характер. В инициативности, в отличии от импульсивной активности, всегда имеет место волевой компонент. Инициативность может быть воспроизводящей (по подсказке, по подражанию) и творческой (по собственному почину) [5].
«Упорство – стремление достичь “здесь и сейчас”, т.е. одномоментно, желаемого результата, в том числе и успеха в деятельности, вопреки имеющимся трудностям и неудачам… оно носит характер одноразового приложения волевого усилия для достижения конкретной и близкой цели» [5].
Дисциплинированность – сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку. Различают [17]: а) внутреннюю дисциплину или самодисциплину; б) дисциплину из соображения выгоды; в) дисциплину по принуждению. Психологической основой дисциплинированности является умение подавлять свои желания, подчинять свое поведение необходимости.
Самостоятельность Корнилов К.Н. [7] определяет как «отсутствие у человека боязни самому принимать решения, способность не поддаваться попыткам склонить его к невыполнению принятого решения, не поддаваться чужому влиянию, если оно расходится с его взглядами и убеждениями. Нетрудно заметить, что под это понятие подведены в принципе несходные явления. Одно дело стремиться самостоятельно принимать решения, проявлять инициативу и тому подобное, т.е. проявлять полинезависимость, другое дело проявлять стойкость в своих убеждениях, стремлениях, т.е. скорее проявлять принципиальность. Самостоятельность – это способность осуществлять какую-либо деятельность без посторонней помощи. Она проявляется в самостоятельном принятии решений, осуществлении намеченного, самоконтроле, во взятии на себя ответственности за дела и поступки [5]. Самостоятельность как волевая черта личности присуща уже дошкольникам, однако мотивы ее проявления у детей разного возраста различны. Младшие дети используют ее как средство достижения частных целей. У подростков самостоятельные поступки и действия совершаются для того, чтобы подчеркнуть свое право на самостоятельность. У старших школьников мотивом проявления самостоятельности является стремление испытать себя, проверить свои возможности.
«Организованность – разумное планирование и упорядоченная организация своей деятельности» [5]. Слабое развитие организованности часто является причиной того, что школьники не успевают выполнить учебные задания, не занимаются внеклассной работой, не умеют отдыхать.
Кроме того среди волевых качеств выделяют еще: храбрость, энергичность, деловитость, выносливость, исполнительность, стойкость и др. Все волевые состояния связаны с соответствующими волевыми качествами личности. Длительный опыт пребывания в отдельных волевых состояниях приводит к формированию соответствующих качеств личности, которые затем сами влияют на волевые состояния.
Таким образом можно сделать вывод, что все волевые качества тесно переплетены друг с другом, представляя собой волю как единое целое, и изменение в развитии одного из них влияет на всю волевую сферу человека.
1.3. Компоненты волевой регуляции поведения
Деятельность осуществляется системой действий. Действие – структурная единица деятельности. Различаются психические (перцептивные, умственные, мнемические) и внешние, практические действия. В каждом действии можно выделить ориентировочную, исполнительскую и контрольную части [14]. Каждое действие совершается для достижения определенной цели. Цель – психический образ будущего результата действия или деятельности в целом. Цели деятельности определяют характер и последовательность действий, а конкретные условия действий – характер и последовательность операций. Операция – структурная единица действия. В сложной деятельности отдельные действия выполняют роль операций. Цель деятельности задает ее общее направление. Конкретные условия деятельности определяют способы реализации отдельных действий, выбор средств и орудий действия [5].
Приступая к определенной деятельности, человек осуществляет предварительную ориентацию в условиях деятельности, обследует обстановку с целью выработки плана действий. При этом устанавливаются отношения между элементами ситуации, их значение, возможности их комбинации для достижения цели.
Система представлений индивида о цели, порядке ее достижения и необходимых для этого средствах называется ориентировочной основой действия. Эффективность деятельности человека зависит от содержания его ориентировочной основы. Успех деятельности обеспечивается лишь полной ориентировочной основой, которая специально формируется при обучении индивида [3].
При реализации деятельности субъект вступает во взаимодействие с предметным миром происходит преобразование предметной ситуации, достигаются определенные промежуточные результаты, значимость которых подвергается эмоциональной и логической оценке. Каждая операция в структуре действия определяется условиями ситуации, а также навыками и умениями субъекта деятельности.
Умение – освоенный субъектом способ выполнения действия, основанный на совокупности имеющихся у него знаний и навыков. Умение реализуется как в привычных, так и в измененных условиях деятельности.
Навык – стереотипизированный способ совершения отдельных действий – операций, сформировавшийся в результате многократного повторения и отличающийся свернутостью (сокращенностью) его сознательного контроля [1].
Различаются перцептивные, интеллектуальные, двигательные навыки и навыки поведения. Перцептивные навыки – одномоментное, стереотипизированное отражение опознавательных признаков хорошо знакомых предметов. Интеллектуальные навыки – стереотипизированные способы решения задач определенного класса. Двигательные навыки – стереотипизированное использование привычных орудий действий.
Навыки характеризуются
различной степенью обобщенности –
широтой или различных
Большинство повседневных действий – навыки. Действие на уровне навыка совершается быстро и точно. По мере выработки навыка ослабляется зрительный контроль над выполнением физического движения. Он заменяется мышечным (кинестезическим) контролем. Навык характеризуется меньшей затратой сил, объединением отдельных движений, избавлением от лишних движений. Но ни один навык не осуществляется полностью автоматически. Изменение привычной обстановки действий, возникновение непредвиденных препятствий, несоответствие полученных результатов ранее поставленной цели немедленно включает частично автоматизированные действия в сферу сознательного контроля, происходит сознательная корректировка действий.
Навыки могут быть частными (навыки вычисления, решения типовых задач и т.п.) и общими (навыки сравнения, обобщения). Ранее сформированные навыки затрудняют формирование новых, родственных по содержанию навыков – происходит интерференция навыков. Сформировать новый навык легче, чем переделать ранее сформированный; отсюда трудности переучивания и перевоспитания. Наличие навыка создает готовность к определенному действию – операциональную установку.
Нейрофизиологической основой навыков является динамический стереотип – устойчивая система условно-рефлекторных ответов на определенные пусковые раздражители.
В поведении человека закрепляется его операционально- стереотипизированный поведенческий механизм, формируются его целевые и операциональные установки. Все это дает возможность идентифицировать личность по комплексу (синдрому) его поведенческих способностей.
Каждый человек имеет
присущие ему концептуальные модели
поведения – предпочтения в определении
целей, предрасположенность к
Деятельность (поведение) индивида – устойчивая система его взаимосвязей с миром, основанная на концептуальном образе мира и стереотипизированном поведенческом фонде. Этот фонд способов поведения реализуется в виде простых и сложных волевых действий.
Информация о работе Характеристика волевых качеств в младшем школьном возрасте