Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 21:18, курсовая работа
Цель нашей работы - выявить особенности волевых качеств младшего школьника и наметить пути развития активных волевых качеств.
Работа над реализацией цели будет вестись через решение следующих задач:
1. На основе психолого-педагогической литературы охарактеризовать понятие воли как качества личности;
2. Описать особенности воли младших школьников и ее развития;
Введение……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ ВОЛЕВЫХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ. ОСОБЕННОСТИ ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Подходы к пониманию воли в литературе…………………………..
1.2. Волевые свойства личности
1.3. Компоненты волевой регуляции поведения
1.4. Волевые качества личности младшего школьника
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Описание методик…………………………………………
2.2. Результаты исследования проявления волевых качеств у младших школьников……………………………………………
2.3. Воспитание активных волевых качеств у младших школьников
Заключение………………………………………………………………………
Библиографический список…………………………………………
Далее предлагаем рассмотреть результаты по третьему заданию «Изучение произвольного поведения»:
Проведение методик показало, что у детей примерно одного возраста развитие активных волевых качеств находится на неодинаковом уровне.
Олеся Л. (6,7 лет) может легко концентрироваться на своих усилиях, мотивация сильно влияет на ее волевые усилию; выявлено сформированное на достаточном уровне умение удерживать и достигать цели; достаточное контролирование эмоциональной сферы. Из волевых качеств недостаточно сформирована дисциплинированность. На хорошем уровне сформированности находятся такие качества воли как самостоятельность, настойчивость, инициативность и организованность. Проявление этих качеств происходит в тех видах деятельности, когда показывают самостоятельность и «взрослость» ребенка. У девочки достаточно сформированы волевые привычки.
У Кати Л (7,1) мотивация
и привлекательность
На развитие воли у Лены М (6,5 лет) взрослым стоит обратить внимание. У девочки на мобилизацию волевых усилий почти не влияет мотивация, она не умеет контролировать свои желания и эмоциональные порывы, что может вызвать проблемы в дальнейшей жизни девочки.
У Игоря П. (6,3 лет) цель плохо удерживается, но эмоции находятся под достаточным контролем, волевые качества и привычки носят ситуативный характер и находятся под влиянием настроения. Методики показали, что взрослым следует обратить внимание на произвольное поведение ребенка.
Маша И. (6,1 лет), так же, как и Алеша И.(6,9 лет) эмоционально несдержанна, недисциплинированна, из волевых качеств развиты самостоятельность и настойчивость. Проявление волевых привычек находиться под влиянием настроения. Произвольность поведения находится на недостаточном уровне развития.
Артем Р. (6,1 лет), Оля М.(6,9 лет), Оля З.(7 лет) удерживают поставленную цель и эмоции под контролем, из волевых качеств развиты дисциплинированность, самостоятельность, но требуется работа над такими качествами, как настойчивость, организованность и инициативность, развитие волевых привычек, но на Олю следует обратить внимание в связи с гиперопекой родителей.
Алена У. (7,1 лет) не умеет удерживать цель, не контролирует эмоции, недостаточно развита дисциплинированность и волевые качества, волевые привычки требуют развития. Изучение произвольности поведения так же не дали удовлетворительных результатов.
Андрей Б. (6,9 лет) хорошо удерживает цель, эмоциональность контролируется волей, но мальчик не достаточно дисциплинирован и самостоятельность. Ребенок настойчив, волевые привычки развиты хорошо.
Семен К.(7,1 лет), Захар С.(6,1 лет) и Леша И.(6,8 лет) хорошо удерживают цель, эмоциональность контролируется волей, волевые качества находятся на достаточном уровне развития.
Света А.(7 лет) хорошо контролирует достижение поставленной цели, волевые качества и привычки развиты хорошо, но при тяжелом, насыщенном дне в общении с ребенком возникают трудности.
Полученные данные занесем в таблицу 3 (ПРИЛОЖЕНИЕ Г).
Из таблицы видно, что у детей младшего школьного возраста развитие волевой сферы идет комплексно:
Для развития волевых качеств у детей, имеющих проблемы в этой области можно использовать подборку методов, предложенную в ПРИЛОЖЕНИЯХ Д, Е, Ж.
2.3. Воспитание активных волевых качеств у младших школьников
Исключительно важная задача учителя - волевое развитие каждого школьника. Не будет сформирована воля – человек вырастет пустоцветом, ни к чему не пригодным существом. Все его благие порывы будут разбиваться об его собственные малодушие, трусость и лень [11].
В каждом классе есть ребята, которые не могут заставить себя выполнять систематически домашние задания. Они невнимательны, несобранны. Учителя и родители обычно бывают очень сердиты на такого ученика, часто его наказывают. Но требовать от него собранности все равно что неграмотного заставить написать сочинение на иностранном языке. Наказания тут бесполезны: надо развивать волю школьника. А это дело трудное, оно требует продолжительных упорных усилий со стороны учителя, родителей, самого ученика.
Развитие воли — сложная, но в то же время исключительно важная задача школы и семьи. Начальные классы - это старт, прежде всего трудового развития. Способность к упорному труду, если она не заложена в младшем школьном возрасте, позже вряд ли разовьется в полной мере. Чем старше будет ребенок, тем больше от него потребуется воли, упорства в учении, во всех других видах деятельности. Вот почему нагрузка должна соответствовать возможностям ребенка. Воля как потребность преодолении препятствий может развиться лишь при условии, если у ребенка есть такие препятствия. Если же перед ним ставятся лишь очень легкие для него задачи, его воля не тренируется.
Психологи рекомендуют формировать у школьников следующие волевые привычки: привычку к регулярному труду, к физической и гигиенической культуре (в том числе к утренней гимнастике, физическим упражнениям, двигательной активности), к сдержанности в острых эмоциональных ситуациях, привычку быть обязательным в отношениях с людьми. В основе всех этих привычек лежит готовность к мобилизации, к напряженной деятельности.
Сначала ребенка приходиться принуждать к тому, чтобы он неукоснительно выполнял правила поведения в школе и дома, потом начинается следующий этап формирования волевой привычки – этап «втягивания», когда ребенок выполняет все требуемое без напоминаний, но еще возможны срывы, нежелание делать зарядку или вовремя сесть за уроки. На третьем этапе у ребенка формируется потребность в выполнении режима дня. Это значит, что у него сформировалась привычка к гигиенической культуре достаточно от 5 до 10 недель, а для формирования привычки к сосредоточенному интеллектуальному труду нужны годы. Отсюда следуют, что учителю нельзя ослаблять внимание к формированию этой волевой привычки на протяжении всех лет обучения детей в начальной школе. Но зато, если удалось эту привычку сформировать, она уже автоматически будет срабатывать в течение всей последующей жизни воспитанника. Отрицательные последствия для ребенка имеет невнимание учителя и родителей а развитию волевой сферы личности [13].
Важно уделять внимание навыкам культурного поведения. Культурное поведение за столом, сдержанность, умение не перебивать старших, когда они разговаривают, умение поздороваться, попрощаться — все это поначалу требует от ребенка усилий воли. Лишь постепенно он привыкает выполнять эти несложные правила. Воспитанию воли у школьников способствует личный пример взрослых, в первую очередь учителя и родителей. Воля младшего школьника воспитывается и через подражание делам и поступкам волевых людей, волевому поведению учителей, родителей, героев книг, кинофильмов. Велика роль коллектива в воспитании воли. Целеустремленный, трудолюбивый коллектив положительно влияет на школьника, помогает ему преодолевать трудности, вырабатывает умение правильно соотносить личные и общественные цели.
Развитие воли у детей тесным образом соотносится с обогащением их мотивационной и нравственной сферы. Включение в регуляцию деятельности более высоких мотивов и ценностей, повышение их статуса в общей иерархии стимулов, управляющих деятельностью, способность выделять и оценивать нравственную сторону совершаемых поступков — все это важные моменты в воспитании воли у детей. Мотивация поступка, в которую включается волевая регуляция, становится сознательной, а сам поступок произвольным. Такое действие всегда совершается на базе произвольно построенной иерарх мотивов, где верхнюю ступень занимает высоконравственное побуждение, дающее моральное удовлетворение человеку в случае успеха деятельности. Хорошим примером такой деятельности может служить сверхнормативная деятельность, связанная с высшими нравственными ценностями, совершаемая на добровольной основе и направленная на пользу людям.
Совершенствование волевой
регуляции поведения у детей
связало с их общим
Развитие личности невозможно без самовоспитания, а развитие воли особенно. Очень важно в развитие активных волевых качеств у младших школьников проведение бесед и мероприятий на данную тему. Дети должны почувствовать, что развитие воли для них необходимо [18] (ПРИЛОЖЕНИЕ Г).
Например: «Самовоспитание», «Легче живётся человеку с сильной волей», «Учитесь управлять собой», «Как сделать себя сильным», «Как воспитать волю».
Особую роль в развитии воли у детей выполняют игры, причем каждый вид игровой деятельности вносит свой, специфический вклад в совершенствование волевого процесса. Конструктивные предметные игры, появляющиеся в возрастном развитии ребенка, способствуют ускоренному формированию произвольной регуляции действий. Сюжетно- ролевые игры ведут к закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности. Коллективные игры с правилами кроме этой задачи решают еще одну: укрепление саморегуляции поступков [15] (ПРИЛОЖЕНИЕ Д).
Например: «Король», «Прошепчи имя», «Все мы чем-то похожи…», «Объятия», «Кошки, собаки, медведи и зайцы».
Научите детей мысленно приказывать себе: «Надо это сделать, довести до конца», «Все, хватит смотреть телевизор, надо браться за дело», « Подъем!», убеждать себя: «Я справлюсь». Благодаря развитой воле для человека совпадают «надо» и «могу», «хочу» и «могу»; надо что-то сделать - он найдет в себе силы, хочется чего-то достичь - он сумеет мобилизовать себя, довести до конца намерение. Научить ребенка превращать желаемое в действительное, энергично и настойчиво достичь поставленных целей - значит помочь ему обрести внутреннюю гармонию.
Немалую роль в помощи развития воли младших школьников являются рассказывание сказок. Рассказывание историй - древнейший способ человеческого общения и, пожалуй, один из наиболее подходящих детям.
Рассказы, в особенности сказки, всегда были самым эффективным средством общения с детьми. В своей книге, посвященной сказкам, Бруно Беттельхейм подчеркивает их исключительно важную роль, так как они помогают детям преодолеть тревоги и конфликты, с которыми им приходится сталкиваться. В сказках поднимаются важные для детского мировосприятия проблемы. Слушая эти рассказы и сказки, дети невольно находят в них отголоски своей собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Кроме того, рассказы и сказки вселяют в ребенка надежду, что чрезвычайно важно.
Огромную роль здесь могут
сыграть самые обычные
Например: «Ловкая Лапка», «Костерчик», «Кенгуренок Вася».
Воля - важное качество, которому, к сожалению, учителя уделяют мало внимания. Если чувства не сильны, воля не крепка, то никакие запасы знаний не будут иметь значения, потому что человек будет слабым, бездеятельным. Но малопригоден, а при определенных условиях может оказаться опасным и человек с сильной волей, но слабым интеллектом, низким уровнем нравственного развития. Воля становиться действительно ценным качеством, если она формируется в единстве с другими сторонами личности. Она должна направляться благородными, возвышенными идеалами. Именно такой она и является, если принадлежит человеку, развивающемуся гармонично.
Выводы по II главе
Для изучения волевых качеств младших школьников мы исследовали волевые особенности 16 детей в возрасте 6-7 лет, применяя следующие методики:
- изучение взаимосвязи
между мотивацией и
- изучение волевых проявлений;
- изучение произвольного поведения.
Мы пришли к выводу, что развитие воли каждого школьника – очень важная задача учителя. Но воле, к сожалению, учителя уделяют недостаточно внимания. А воля становиться действительно ценным качеством, если она формируется в единстве с другими сторонами личности. Дети должны почувствовать, что развитие воли для них необходимо. Для этого мы предлагаем использовать психологические беседы (ПРИЛОЖЕНИЕ Г) и игры (ПРИЛОЖЕНИЕ Д).
Немалую роль играют терапевтические сказки и их рассказывание взрослыми. Мы предлагаем их использование в процессе развития волевых качеств у робких и неуверенных в себе младших школьников (ПРИЛОЖЕНИЕ Е).
Заключение
Наша работа с целью выявить особенности волевых качеств младшего школьника и наметить пути развития активных волевых качеств была посвящена проблеме недостатка внимания со стороны педагогов и родителей на недоразвитие у детей волевых качеств личности.
Цель, поставленная нами в начале нашей работы, достигнута, а задачи нашей работы решались следующими способами: анализ психолого-педагогической литературы, посвященной данной проблеме, наблюдение, беседа.
Наше предположение о том, что в младшем школьном возрасте волевая сфера развивается комплексно, т.е. развитие одного волевого качества ведет за собой развитие другого волевого качества, было нами доказано. У 38 % детей младшего школьного возраста волевые качества развиты достаточно хорошо, и по результатам исследования можно сделать вывод, что на мобилизацию волевых усилий сильно влияет мотивация, а также из полученных данных видно, что у детей младшего школьного возраста различные особенности волевой сферы находятся примерно на одинаковом уровне (50% детей младшего школьного возраста имеют средний уровень развития воли).
Информация о работе Характеристика волевых качеств в младшем школьном возрасте