Характеристика волевых качеств в младшем школьном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 21:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашей работы - выявить особенности волевых качеств младшего школьника и наметить пути развития активных волевых качеств.
Работа над реализацией цели будет вестись через решение следующих задач:
1. На основе психолого-педагогической литературы охарактеризовать понятие воли как качества личности;
2. Описать особенности воли младших школьников и ее развития;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ ВОЛЕВЫХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ. ОСОБЕННОСТИ ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Подходы к пониманию воли в литературе…………………………..
1.2. Волевые свойства личности
1.3. Компоненты волевой регуляции поведения
1.4. Волевые качества личности младшего школьника
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Описание методик…………………………………………
2.2. Результаты исследования проявления волевых качеств у младших школьников……………………………………………
2.3. Воспитание активных волевых качеств у младших школьников
Заключение………………………………………………………………………
Библиографический список…………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 109.04 Кб (Скачать)

Далее предлагаем рассмотреть  результаты по третьему заданию «Изучение произвольного поведения»:

Проведение методик показало, что у детей примерно одного возраста развитие активных волевых качеств находится на неодинаковом уровне.

Олеся Л. (6,7 лет) может легко  концентрироваться на своих усилиях, мотивация сильно влияет на ее волевые  усилию; выявлено сформированное на достаточном уровне умение удерживать и достигать цели; достаточное контролирование эмоциональной сферы. Из волевых качеств недостаточно сформирована  дисциплинированность. На хорошем уровне сформированности находятся такие качества воли как самостоятельность, настойчивость, инициативность и организованность. Проявление этих качеств происходит в тех видах деятельности, когда  показывают самостоятельность и «взрослость» ребенка. У девочки достаточно сформированы волевые привычки.

У Кати Л (7,1)  мотивация  и привлекательность деятельности сильно влияет на мобилизацию волевых  усилий, волевые качества находятся  на достаточном уровне развития, но следует обратить внимание на эмоциональность ребенка. Девочку очень легко отвлечь от основной работы, но она дисциплинирована, самостоятельность девочки развита очень хорошо.

На развитие воли у Лены М (6,5 лет) взрослым стоит обратить внимание. У девочки на мобилизацию волевых усилий почти не влияет мотивация, она не умеет контролировать свои желания и эмоциональные порывы, что может вызвать проблемы в дальнейшей жизни девочки.

У Игоря П. (6,3 лет) цель плохо  удерживается, но эмоции находятся  под достаточным контролем, волевые  качества и привычки носят ситуативный характер  и находятся под влиянием настроения. Методики показали, что взрослым следует обратить внимание на произвольное поведение ребенка.

Маша И. (6,1 лет), так же, как и  Алеша И.(6,9 лет) эмоционально несдержанна, недисциплинированна, из волевых качеств развиты самостоятельность и настойчивость. Проявление волевых привычек находиться под влиянием настроения. Произвольность поведения находится на недостаточном уровне развития.

Артем Р. (6,1 лет), Оля М.(6,9 лет), Оля З.(7 лет) удерживают поставленную цель и эмоции под контролем, из волевых качеств развиты дисциплинированность, самостоятельность, но требуется работа над такими качествами, как настойчивость, организованность и инициативность, развитие волевых привычек, но на Олю следует обратить внимание в связи с гиперопекой родителей.

Алена У. (7,1 лет) не умеет  удерживать цель, не контролирует эмоции, недостаточно развита дисциплинированность и волевые качества,  волевые  привычки требуют развития. Изучение произвольности поведения так же не дали удовлетворительных результатов.

Андрей Б. (6,9 лет) хорошо удерживает цель, эмоциональность контролируется волей, но мальчик не достаточно дисциплинирован и самостоятельность. Ребенок настойчив, волевые привычки развиты хорошо.

Семен К.(7,1 лет), Захар С.(6,1 лет) и Леша И.(6,8 лет) хорошо удерживают цель, эмоциональность контролируется волей, волевые качества находятся на достаточном уровне развития.

Света А.(7 лет) хорошо контролирует достижение поставленной цели, волевые  качества и привычки развиты хорошо, но при тяжелом, насыщенном дне в общении с ребенком возникают трудности.

Полученные данные занесем  в таблицу 3 (ПРИЛОЖЕНИЕ Г). 

Из таблицы видно, что  у детей младшего школьного возраста развитие волевой сферы идет комплексно:

  • различные особенности волевой сферы находятся примерно на одинаковом уровне развития;
  • развитие одного волевого качества неизбежно ведет за собой развитие и других. 

Для развития волевых качеств  у детей, имеющих проблемы в этой области можно использовать подборку методов, предложенную в ПРИЛОЖЕНИЯХ Д, Е, Ж.

 

2.3. Воспитание активных волевых качеств у младших школьников

Исключительно важная задача учителя - волевое развитие каждого  школьника. Не будет сформирована воля – человек вырастет пустоцветом, ни к чему не пригодным существом. Все его благие порывы будут разбиваться об его собственные малодушие, трусость и лень [11].

В каждом классе есть ребята, которые не могут заставить себя выполнять систематически домашние задания. Они невнимательны, несобранны. Учителя и родители обычно бывают очень сердиты на такого ученика, часто его наказывают. Но требовать от него собранности все равно что неграмотного заставить написать сочинение  на иностранном языке. Наказания тут бесполезны: надо развивать волю школьника. А это дело трудное, оно требует продолжительных упорных усилий со стороны учителя, родителей, самого ученика.

Развитие воли — сложная, но в то же время исключительно  важная задача школы и семьи. Начальные  классы - это старт, прежде всего  трудового развития. Способность к упорному труду, если она не заложена в младшем школьном возрасте, позже вряд ли разовьется в полной мере. Чем старше  будет ребенок, тем больше от него потребуется воли, упорства в учении, во всех других видах деятельности. Вот почему нагрузка должна соответствовать возможностям ребенка. Воля как потребность преодолении препятствий может развиться лишь при условии, если у ребенка есть такие препятствия. Если же перед ним ставятся лишь очень легкие для него задачи, его воля не тренируется.

Психологи рекомендуют формировать  у школьников следующие волевые  привычки: привычку к регулярному  труду, к физической и гигиенической культуре (в том числе к утренней гимнастике, физическим упражнениям, двигательной активности), к сдержанности в острых эмоциональных ситуациях, привычку быть обязательным в отношениях с людьми.  В основе всех этих привычек лежит готовность к мобилизации,  к напряженной деятельности.

Сначала ребенка приходиться  принуждать к тому, чтобы он неукоснительно выполнял правила поведения в школе и дома, потом начинается следующий  этап формирования волевой привычки – этап «втягивания», когда ребенок выполняет все требуемое без напоминаний, но еще возможны срывы, нежелание делать зарядку или вовремя сесть за уроки. На третьем этапе  у ребенка формируется потребность в выполнении режима дня. Это значит, что у него сформировалась привычка к гигиенической культуре достаточно от 5 до 10 недель, а для формирования привычки к сосредоточенному интеллектуальному труду нужны годы. Отсюда следуют, что учителю нельзя ослаблять внимание к формированию этой волевой привычки на протяжении всех лет обучения детей в начальной школе. Но зато, если удалось эту привычку сформировать, она уже автоматически будет срабатывать в течение всей последующей жизни воспитанника. Отрицательные последствия для ребенка имеет невнимание учителя и родителей а развитию  волевой сферы личности [13].

Важно уделять внимание навыкам  культурного поведения. Культурное поведение за столом, сдержанность, умение не перебивать старших, когда они разговаривают, умение поздороваться, попрощаться — все это поначалу требует от ребенка усилий воли. Лишь постепенно он привыкает выполнять эти несложные правила. Воспитанию воли у школьников способствует личный пример взрослых, в первую очередь учителя и родителей. Воля младшего школьника воспитывается и через подражание делам и поступкам волевых людей, волевому поведению учителей, родителей, героев книг, кинофильмов. Велика роль коллектива в воспитании воли. Целеустремленный, трудолюбивый коллектив положительно влияет на школьника, помогает ему преодолевать трудности, вырабатывает умение правильно соотносить личные и общественные цели.

Развитие воли у детей  тесным образом соотносится с  обогащением их мотивационной и  нравственной сферы. Включение в  регуляцию деятельности более высоких мотивов и ценностей, повышение их статуса в общей иерархии стимулов, управляющих деятельностью, способность выделять и оценивать нравственную сторону совершаемых поступков — все это важные моменты в воспитании воли у детей. Мотивация поступка, в которую включается волевая регуляция, становится сознательной, а сам поступок произвольным. Такое действие всегда совершается на базе произвольно построенной иерарх мотивов, где верхнюю ступень занимает высоконравственное побуждение, дающее моральное удовлетворение человеку в случае успеха деятельности. Хорошим примером такой деятельности может служить сверхнормативная деятельность, связанная с высшими нравственными ценностями,  совершаемая на добровольной основе и направленная на пользу людям.

 Совершенствование волевой  регуляции поведения у детей  связало с их общим интеллектуальным  развитием, с появлением мотивационной  и личностной рефлексии. Поэтому  воспитывать волю у ребенка  в отрыве от его общего психологического  развития практически невозможно. В противном случае вместо воли и настойчивости как, несомненно, положительных и ценных личностных качеств могут возникнуть и закрепиться их антиподы: упрямство и ригидность.

Развитие личности невозможно без самовоспитания,  а развитие воли особенно. Очень важно в развитие активных волевых качеств у младших  школьников проведение бесед и мероприятий  на данную тему. Дети должны почувствовать, что развитие воли для них необходимо [18] (ПРИЛОЖЕНИЕ Г).

Например: «Самовоспитание», «Легче живётся человеку с сильной  волей», «Учитесь управлять собой», «Как сделать себя сильным», «Как воспитать  волю».

Особую роль в развитии воли у детей выполняют игры, причем каждый вид игровой деятельности вносит свой, специфический вклад в совершенствование волевого процесса. Конструктивные предметные игры, появляющиеся в возрастном развитии ребенка, способствуют ускоренному формированию произвольной регуляции действий. Сюжетно- ролевые игры ведут к закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности. Коллективные игры с правилами кроме этой задачи решают еще одну: укрепление саморегуляции поступков [15]  (ПРИЛОЖЕНИЕ Д).

Например: «Король», «Прошепчи  имя», «Все мы чем-то похожи…», «Объятия», «Кошки, собаки, медведи и зайцы».

Научите детей мысленно приказывать  себе: «Надо это сделать, довести до конца», «Все, хватит смотреть телевизор, надо браться за дело», « Подъем!», убеждать себя: «Я справлюсь». Благодаря развитой воле для человека совпадают «надо» и «могу», «хочу» и «могу»;  надо что-то сделать - он найдет  в себе силы, хочется чего-то достичь - он сумеет мобилизовать себя, довести до конца намерение. Научить ребенка превращать желаемое в действительное, энергично и настойчиво достичь поставленных целей - значит помочь ему обрести внутреннюю гармонию.

Немалую роль в помощи развития воли младших школьников являются рассказывание сказок. Рассказывание  историй - древнейший способ человеческого общения и, пожалуй, один из наиболее подходящих детям.

Рассказы, в особенности  сказки, всегда были самым эффективным  средством общения с детьми. В  своей книге, посвященной сказкам, Бруно Беттельхейм подчеркивает их исключительно важную роль, так как они помогают детям преодолеть тревоги и конфликты, с которыми им приходится сталкиваться. В сказках поднимаются важные для детского мировосприятия проблемы. Слушая эти рассказы и сказки, дети невольно находят в них отголоски своей собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Кроме того, рассказы и сказки вселяют в ребенка надежду, что чрезвычайно важно.

Огромную роль здесь  могут  сыграть самые обычные волшебные  сказки, которые родители читают на ночь ребенку [10] (ПРИЛОЖЕНИЕ Е).

Например: «Ловкая Лапка», «Костерчик», «Кенгуренок Вася».

Воля - важное качество, которому, к сожалению, учителя уделяют  мало внимания. Если чувства не сильны, воля не крепка, то никакие запасы знаний не будут иметь значения, потому что человек будет слабым, бездеятельным.  Но малопригоден, а при определенных условиях может оказаться опасным и человек с сильной волей, но слабым интеллектом, низким  уровнем нравственного развития. Воля становиться действительно ценным качеством, если она формируется в единстве с другими сторонами личности. Она должна направляться благородными, возвышенными идеалами. Именно такой она и является, если принадлежит человеку, развивающемуся гармонично.

 

Выводы по II главе

Для изучения волевых качеств  младших школьников мы исследовали  волевые особенности 16 детей в  возрасте 6-7 лет, применяя следующие  методики:

- изучение взаимосвязи  между мотивацией и мобилизацией  волевых усилий;

- изучение волевых проявлений;

- изучение произвольного  поведения.

Мы пришли к выводу, что  развитие воли каждого школьника  – очень важная задача учителя. Но воле, к сожалению, учителя уделяют  недостаточно внимания. А воля становиться действительно ценным качеством, если она формируется в единстве с другими сторонами личности. Дети должны почувствовать, что развитие воли для них необходимо. Для этого мы предлагаем использовать психологические беседы (ПРИЛОЖЕНИЕ Г) и игры (ПРИЛОЖЕНИЕ Д).

Немалую роль играют терапевтические  сказки и их рассказывание взрослыми. Мы предлагаем их использование в  процессе развития волевых качеств у робких и неуверенных в себе младших школьников (ПРИЛОЖЕНИЕ Е).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Наша работа с целью  выявить особенности волевых  качеств младшего школьника и  наметить пути развития активных волевых  качеств была посвящена проблеме недостатка внимания со стороны педагогов и родителей на недоразвитие у детей волевых качеств личности.

Цель, поставленная нами в  начале нашей работы, достигнута, а  задачи нашей работы решались следующими способами: анализ психолого-педагогической литературы, посвященной данной проблеме, наблюдение, беседа.

Наше предположение о том, что в младшем школьном возрасте волевая сфера развивается комплексно, т.е. развитие одного волевого качества ведет за собой развитие другого волевого качества, было нами доказано. У 38 % детей младшего школьного возраста волевые качества развиты достаточно хорошо, и по результатам исследования можно сделать вывод, что на мобилизацию волевых усилий сильно влияет мотивация, а также из полученных данных видно, что у детей младшего школьного возраста различные особенности волевой сферы находятся примерно на одинаковом уровне (50% детей младшего школьного возраста имеют средний уровень развития воли).

Информация о работе Характеристика волевых качеств в младшем школьном возрасте