Характеристика волевых качеств в младшем школьном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 21:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашей работы - выявить особенности волевых качеств младшего школьника и наметить пути развития активных волевых качеств.
Работа над реализацией цели будет вестись через решение следующих задач:
1. На основе психолого-педагогической литературы охарактеризовать понятие воли как качества личности;
2. Описать особенности воли младших школьников и ее развития;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ ВОЛЕВЫХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ. ОСОБЕННОСТИ ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Подходы к пониманию воли в литературе…………………………..
1.2. Волевые свойства личности
1.3. Компоненты волевой регуляции поведения
1.4. Волевые качества личности младшего школьника
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Описание методик…………………………………………
2.2. Результаты исследования проявления волевых качеств у младших школьников……………………………………………
2.3. Воспитание активных волевых качеств у младших школьников
Заключение………………………………………………………………………
Библиографический список…………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 109.04 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План

Введение………………………………………………………………………  3

ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ ВОЛЕВЫХ  СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ. ОСОБЕННОСТИ ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 

    1. Подходы к пониманию воли в литературе…………………………..
    2. Волевые свойства личности
    3. Компоненты волевой регуляции поведения
    4. Волевые качества личности младшего школьника                                   

ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1.  Описание методик…………………………………………

2.2. Результаты исследования  проявления волевых качеств у  младших школьников……………………………………………

2.3. Воспитание активных  волевых качеств у младших  школьников

Заключение………………………………………………………………………                                                                                         

Библиографический список…………………………………………                                               

Приложение А

Приложение Б

Приложение В

Приложение Г

Приложение Д

Приложение Е

Приложение Ж        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Актуальность выбранной  темы курсовой работы заключается в  том, что волевые качества личности являются стержнем формирования характера, следовательно, вопросы формирования и развития волевых качеств личности школьника являются важными в общей системе воспитания.

Необходимые теоретические  предпосылки для благоприятного формирования волевых качеств создают психологические особенности школьного возраста, на что указывают Н.И. Болдырев, Л.И. Божович, Т.В. Драгунова, А.Г. Ковалев, И.С. Кон, А.И. Кочетов, В.А. Крутецкий, А.С. Макаренко, И. . Свадковский, В.А. Сухомлинский и др.

Можно полагать, что становление  воли и произвольности является магистральной линией развития личности ребенка.

В этом солидарны практически  все классики отечественной психологии. Так, согласно Л.С. Выготскому, личность охватывает единство поведения, которое отличается признаком овладения, и соответственно развитие личности есть становление способности владеть собой и своими психическими процессами. Д.Б. Эльконин неоднократно указывал на то, что формирование личностного поведения – это возникновение произвольных действий и поступков. А.Н. Леонтьев полагал, что формирование воли и произвольности имеет кардинальное, решающее значение для развития личности ребенка.

В настоящее время человеческое общество постоянно развивается  и во многих отношениях усложняется. Важную роль в этом играют различные качества личности, но  особенно выделяются качества воли: настойчивость, уверенность в себе, терпение, выдержка и т. д. Ни одна более или менее сложная жизненная проблема человека  не  решается без участия воли. Никто на Земле никогда не добился выдающихся успехов, не обладая выдающейся силой воли. Человек в первую очередь тем и отличается от всех  остальных живых существ, что у него, кроме сознания и интеллекта, есть еще и воля, без которой способности остались бы пустым звуком.

Очень важно сформировать  задатки активных  волевых качеств  у ребенка к моменту поступления  в школу и развивать их с  помощью различных способов во время  учебы ребенка в начальной  школе, чтобы в последствии при  обучении его в более старших  звеньев школы  у него не возникло проблем в учебе   и взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, связанные  с волевыми качествами.

Уровень развития активных волевых качеств  влияет на всю оставшуюся жизнь маленького человека. Если учителя и родители позаботились вовремя о развитии воли ребенка, он так и пойдет по жизни, уверенный в себе, сильный, не пугающийся трудностей. Но если взрослые вовремя не уделили развитию ребенка в этой сфере должного внимания,  ребенок будет постоянно оглядываться, сомневаться в своих силах  и способностях. Такой ребенок, имея даже определенные задатки, ничего определенного и выдающегося не  добьется в жизни.

Исходя из всего вышеизложенного, цель нашей работы - выявить особенности волевых качеств младшего школьника и наметить пути развития активных волевых качеств.

Работа над реализацией  цели будет вестись через решение  следующих задач:

    1. На основе психолого-педагогической литературы охарактеризовать понятие воли как качества личности;
    2. Описать особенности воли младших школьников и ее развития;
    3. Изучить и проанализировать проявления волевых качеств у младших школьников;
    4. Предложить методы и формы работы по развитию активных волевых качеств у детей младшего школьного возраста.

Объект исследования: волевые свойства личности.

Предмет исследования: волевые качества младших школьников.

Мы предполагаем: в младшем школьном возрасте волевая сфера развивается комплексно, т.е. развитие одного волевого качества ведет за собой развитие другого волевого качества.

Поставленные задачи решались с помощью следующих методов исследования:

    1. анализ психолого-педагогической литературы, посвященной данной проблеме:
    2. наблюдение;
    3. беседа.

База исследования: г/п Сосновый Бор, Сосновоборская общеобразовательная школа, 1 «А» класс.

Данная  работа может быть использована педагогами, воспитателями, родителями детей по развитию у них активных волевых качеств.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ ВОЛЕВЫХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ. ОСОБЕННОСТИ ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1. Подходы к пониманию воли в литературе

Проблема произвольности и неотделимая от нее проблема воли является достаточно древней и  классической для философии и  психологии. Долгое время понятие воли было одной из трех основных категорий психологии – наряду с разумом и чувствами.

Наиболее распространенным является представление о воли как  о способности сознательно преодолевать препятствия на пути к цели. С этим представлением связано особое направление исследований природы и механизмов волевых усилий (Селиванов И.И., Калинин В.К., Котырло В.К., Рудик П.А., Пуни А.У. и др.). Волевое усилие понимается как переживание борьбы с трудностями.

Достаточно распространенным является подход к исследованию воли (и произвольности) со стороны выбора целей или стратегий поведения. Свободное, исходящее от самого субъекта, действие предполагает сознательный выбор. Отсутствие такого выбора делает поведение вынужденным, детерминированным извне. Категория «свободного выбора» или «свободы воли» является традиционным предметом философского анализа. К проблеме выбора при исследовании воли неоднократно обращались и психологи. Так Л.С. Выготский писал: «Самым характерным для овладения собственным поведением является выбор, и недаром старая психология… видела в выборе самое существо волевого акта». В качестве оснований выбора он указывает на внешние характеристики выбираемых действий и их мотивы. В сложных случаях равенства мотивов или недостаточного знания ситуации человек использует такое средство организации своего поведения как жребий. Через эту операцию ребенок овладевает процессом выбора и делает его произвольным.

Признавал за волей функцию  выбора и Е.Л. Рубинштейн. «В действительности, - пишет он, - всякое волевое и произвольное действие является избирательным актом, включающим сознательный выбор и решение» [16].

Так, глубоко убежденный в правоте человек может проявить большую волевую активность для достижения поставленной цели. «Сильной волей чаще всего отличаются люди с высокими идеалами, с глубокими разносторонними интересами» [9]. Целенаправленное восприятие требует от человека определенного волевого напряжения. Такое же напряжение требуется при произвольности запоминания, произвольного внимания, творческом воображении, мышлении и других интеллектуальных процессах.

Доминирующим компонентом  волевой сферы является цель. «Рефлекс цели, - отмечал И.П. Павлов, - имеет огромное значение, он есть основная форма жизненной энергии каждого из нас... Вся жизнь делается рефлексом цели, делается только людьми, стремящимися к той или другой поставленной ими себе в жизни цели». П.К. Анохин, развивая идею своего преподавателя о роли рефлекса цели в жизни человека, замечает: «Сомнительно, чтобы вообще можно было представить себе какой-либо поведенческий акт... человека..., который мог реализоваться без предварительного формирования самой цели».

Цель как субъективное явление может существовать только у людей, наделенных способностью сознательного психического отражения объективного мира. Человек, в отличие от животных, действует разумно, то есть выполняет действия, направленные на достижение сознательно поставленной цели. Такие действия называются волевыми.

Воля человека связана  с чувствами. «Даже трудно представить  себе деятельность, которая не мотивировалась бы или не сопровождалась чувствами» [6].

Все это свидетельствует  о том, что волю нельзя воспитывать  как какой-то изолированный психический  процесс.

Признаки проявления воли: осознанная постановка цели, действия в направлении цели, преодоление  внешних и внутренних препятствий, преодоление мышечного и нервного напряжения, умение тормозить свои действия и внешние проявления своих переживаний (самообладание).

Воля не является врожденной, она формируется в процессе жизни  человека. Так Д.Б. Эльконин пишет «формирование личного сознания неразрывно связано со становлением произвольного управления собственным поведением» [19].

Известно, что выработанные стереотипы поведения, сознательные действия человека есть отражение внешних влияний. Условия жизни человека, воспитание в самом широком смысле и определяют развитие воли и ее направленность.

Специфика воли заключается в сознательном преодолении трудностей, которое сопровождается особым напряжением – волевым усилием. «Волевое усилие – это активное проявление сознания, направленное на мобилизацию психических и физических возможностей человека, необходимых для преодоления препятствий в процессе деятельности» [5]. Это центральный элемент волевого акта. Величина волевого усилия в каждом волевом акте зависит от возможностей человека и от степени трудностей, которые нужно преодолеть.

Каждый раз при повторении таких ситуаций и при их преодолении  происходит подкрепление волевого усилия, и постепенно у человека формируется готовность встречать препятствия сознательной мобилизацией волевых усилий.

В основе мобилизации человеком  своих психических и физических возможностей лежит «механизм сознательной самостимуляции активности человека».

«Сознательная самостимуляция – это психологический механизм волевой активности. В известной мере можно сказать, что воля - это способность личности к сознательной самостимуляции – способность развивающаяся так же, как и другие виды способностей».

Волевое регулирование поведения  заключается не только в запуске  того или иного действия, не только в побуждении себя к активности, но и в торможении активности, в сдерживании себя от действий, мешающих достижению цели. Воля, таким образом, выполняет две основные функции, благодаря которым осуществляется регуляция поведения, - «активизирующую и тормозную».

Реализация этих двух основных функций воли ведет к ускорению  действия, к изменению его направления, остановке и т.д. Эти действия также сопровождаются волевым усилием.

Итак, волевая регуляция  поведения - это подчинение поведения  жизненным позициям человека, системе его ценностных ориентаций. Волевая регуляция обусловлена требованиями социальной среды. В общем виде можно сказать: человек позволяет себе такое поведение, которое позволяется ему другими людьми.

Волевая, сознательная регуляция  деятельности, поведения не противостоит эмоциональной сфере психики  человека. Постановка значимых целей  и их успешное достижение окрашивается глубокими чувствами. Воля противостоит не вообще всем эмоциям, а тем импульсивным эмоциональным проявлениям, которые  препятствуют разумному поведению  человека. Для человека опасны не эмоции, а автономизация эмоциональной  сферы, ее выход из-под сознательного контроля.

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Волевые свойства личности

Анализ волевого поведения  человека позволяет выделить ряд волевых качеств каждое из которых характеризует отдельные волевые проявления.

Под волевыми свойствами (качествами) личности понимают «такие особенности  волевой активности человека, которые  при отдельных условиях проявляются более или менее постоянно» [5].

Выделяют следующие волевые  качества человека [5]:

Целеустремленность –  способность человека подчинять  свои действия поставленным целям. «Целеустремленный  человек – это человек, не останавливающийся ни перед какими трудностями. Он ясно видит перспективную цель, сосредоточен на решении близких и далеких задач, мобилизует волевые усилия на преодоление всего, что мешает достижению намеченной цели» [5]. Степень развития целеустремленности человека определяется ее силой (какие по трудности цели личность преследует), устойчивостью (способность длительно преследовать цель, до полной ее реализации на практике), а также мерой (в каких направлениях своей деятельности человек ставит и выполняет различные задачи). Целеустремленность характеризуется уже активным целевым устремлением, требующим мобилизации волевых усилий для преодоления трудностей. Она отличается активным поиском способов достижения цели, самостоятельностью. Целеустремленность при постановке цели составляет существенное звено волевого акта, и поэтому формирование целей детской деятельности, а также способов их достижения является первостепенной задачей воспитания воли.

Информация о работе Характеристика волевых качеств в младшем школьном возрасте