Характеристика подросткового возраста как этапа развития личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2012 в 21:43, контрольная работа

Краткое описание

Личностное развитие человека происходит на протяжении всей жизни. Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
I. Теоретическая часть.
1. Личность детей подросткового возраста………………………………….....5
1.1. Характеристика подросткового возраста как
этапа развития личности..………………………………………………..5
1.2. Особенности личности подросткового возраста……………………….8
1.3. Ведущая деятельность подростков……………………………………...9
1.4. Чувство взрослости как мотивация развития подростка….………….10
2. Особенности психодиагностики подростков……………………….………..12
2.1. Методы психодиагностики познавательных процессов…………………………..14
2.2. Методики диагностики личности………………...……………………….16
2.3. Методы изучения межличностных отношений…...………………….19
Заключение……………………………………………………………………….21
II. Практическая часть.
3. Методика «Корректурная проба Б. Бурдона»……………………………..22
4. Методика классификации предметов……………………………………...29
5. Методика «Несуществующее животное»…………………………………34
Приложение 1
Используемая литература……………………………………………………....37
.

Файлы: 1 файл

к р.doc

— 1.31 Мб (Скачать)

 

;                           ;

- для вычисления объёма внимания (7 промежутков времени по 1 мин.).

1 мин. А1=(71-1)/(71+2)0,96    Е1= 283*0,96 271

2 мин. А2=(70-1)/(70+1)0,97    Е2= 288*0,97 280

3 мин. А3=(66-0)/(66+1)=0,98    Е3= 243*0,98=238

4 мин. А4=(50-0)/(50+1)=0,98    Е4= 229*0,98=224

5 мин. А5=(53-2)/(53+0)0,96    Е5= 205*0,96197

6 мин. А6=(47-2)/(47+1)≈0,94    Е6= 199*0,94≈186

7 мин. А7=(43-2)/(43+1)≈0,93    Е7= 185*0,93≈172

 

Показатель точности выполнения задания (А) 1-я и 2-я минуты – высокий уровень; 3-я и 4-я минуты – очень высокий уровень; 5-я минута – высокий уровень; 6-я и 7-я минуты – средний уровень.

Показатель общей продуктивности внимания (Е): 1-я и 2-я минуты – высокий уровень; 3-я и 4-я минуты – средний уровень; 5-я – 7-я минуты – низкий уровень.

12. Анализ результатов.

1. Выявление преимущественной установки на скорость и/или на точность выполнения задания: По полученным результатам видно, что у испытуемого очень высокая точность выполнения задания. Количество обработанных символов, которое равняется 1632, говорит о том, что скорость у данного испытуемого также высока.

Вывод: преимущественной установки - либо на скорость, либо на точность - у  испытуемой не выявлено, поскольку оба показателя имеют достаточно высокую степень.

2. Определение концентрации внимания (по кол-ву допущенных ошибок):

     В своей работе испытуемая допустила 8 ошибок (неправильно вычеркнутые буквы). В соответствии со среднестатистическим нормативом (от 3 до 9 ошибок - средний уровень) здесь можно говорить о средней степени концентрации внимания. А также видно  из данных в Таблице 1 (ошибки допущены на 1, 2 и 5 - 7 минутах), концентрация внимания гораздо ниже в начале и в конце работы, чем в середине.

3. Определение объёма внимания (по общему количеству обработанных символов):

В= 283+288+243+229+205+199+185=1632.

В соответствии со среднестатистическим нормативом (выше 850 символов - высокий результат) этот результат говорит об очень высоком объёме внимания.

4. Определение распределения внимания (кол-во пропущенных И и К):

В ходе работы испытуемый допустил 7 пропусков среди заданных букв, следовательно, у данного испытуемого средний уровень распределения внимания. (Нормой хорошего распределения внимания считается количество ошибок от 0 до 3. Плохое распределение — больше 10 ошибок).

5. Определение устойчивости внимания (определяется по динамике продуктивности работы (Е) во времени):

Таблица 3   

 

Исходя из представленного графика, можно сделать следующие выводы:

- Испытуемая показала быструю включаемость в работу (за первую минуту было обработано 283 символов);

- Внимание у испытуемой достаточно неустойчиво, так как: а) кривая продуктивности во времени представляет собой ломаную линию с небольшими перепадами,  на пятой минуте показатель Е достигает своей минимальной величины. б) Между max величиной - 288 и min величиной - 172 большая разница - 116 единиц, следовательно, показатель Е находится в достаточно широком диапазоне.

14. Вывод.

При средней продуктивности испытуемая показала, в равной степени, достаточно высокую точность и скорость выполнения задания.

А также при большом объёме внимания (1632 символов) испытуемая имеет средний уровень концентрации, нормальное распределение и некоторую неустойчивость внимания. Нарастание количества ошибок по мере выполнения в сочетании с уменьшением скорости выполнения говорит об ослаблении внимания, снижении работоспособности, вследствие утомления и пресыщения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Методика классификации

 

     С помощью данной методики выявляются такие особенности мышления, как способ­ность выделять существенные признаки (для объединения карточек в группы) и уровень обобщения, доступный школь­нику, а также особенностей памяти, объема и устойчивости их внимания. Для детей до 14 лет адекватной будет методика «Классификация предметов», где на карточках представлены нарисованные предметы. В нашем случае используем «словестную» классификацию (понятий), где на карточках написаны названия слова.

 

ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ.

1. В. Евгения.

2. Дата и время обследования:  10.00 ч, 27 марта 2010 года.

3. 14 лет, ученица 8-го класса с физико-математическим уклоном обучения.

4. Условия обследования: домашняя привычная обстановка - квартира, в которой проживает обследуемая.

5.Самочувствие обследуемой: состояние здоровья в норме, жалобы отсутствуют.

6. Методика классификация понятий (www.psihologu.info).

7. Цель методики. Выявить такие особенности мышления, как способ­ность выделять существенные признаки (для объединения карточек в группы) и уровень обобщения.

8. Используемый материал. Список слов, каждое из которых должно быть напеча­тано на отдельной карточке.

9. Инструкция. «Это работа по проверке внимания, с виду она легкая — детская игра, а на самом деле она предназначена для проверки внимания у старшеклассников».

10. Процедура обследования.

Задание проходит в три этапа с тремя последовательны­ми инструкциями экспериментатора. Испытуемому дается набор карточек с напечатанными на них словами.

Первый этап процедуры начинается при так называе­мой «глухой» инструкции: «Разложи карточки так, чтобы слова, которые подходят друг к другу, оказались в одной группе». Количество возможных групп не оговаривается.

11. Бланк ответа.

Таблица 4

Инструкция экспериментатора

Действия испытуемого

Высказывания испытуемого

I этап

 

 

Начи­най, дальше увидишь сама.

 

 

Раскладывай на свое усмотрение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скажи, пожалуйста, почему ты электролампу положила к бытовым приборам?

Смотрит на карточки

 

 

Раскладывает сначала карточки на столе, пытаясь понять группы

 

Делает достаточно быстро группы животные, птицы, деревья, цветы, посуда, мебель, люди, одежда, овощи, фрукты, инструменты, средства передвижения, насекомые, осадки, игрушки, бытовые приборы, учебные пособия, планеты.

 

Задумывается, куда положить электролампу, но потом все-таки кладет ее к бытовым приборам.

 

 

Как надо раскладывать карточки?

 

А сколько групп надо? 

 

 

 

Куда же надо положить рубль и колесо… не знаю пока. Откладывает их отдельно.

 

 

 

 

 

 

 

 

Лампа – это и свет и прибор, как и электропила, к инструментам что-ли…она точно не домашний прибор.

 

Там она уместнее – современный световой прибор, не то что свеча.

II этап

 

Ты верно объединилa карточки в группы. Дай теперь этим группам короткие названия. Продолжай работу таким же образом

 

 

 

 

 

Посмотри внимательно на группу инструменты

 

 

Каждой группе дает названия - животные, птицы, деревья, цветы, посуда, мебель, люди, одежда, овощи, фрукты, инструменты, средства передвижения, насекомые, осадки, игрушки, бытовые приборы, школа, планеты, свет.

 

Разглядывает группу и замечает, что ее также можно разделить.

Выделяет измерительные приборы и называет ее – измерение.

Смотрит на три карточки: рубль, колесо и сантиметр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Здесь же еще есть группа!

 

 

 

 

 

Рубль и сантиметр можно в одну группу и назвать шкала, но колесо куда, не пойму. Колесо отложу пока.

 

 

III этап

 

Точ­но так же, как ты объединяла карточку с карточкой в от­дельные группы и давала им названия, объедини теперь группу с группой, не перекладывая отдельных карточек. Таких групп должно быть как можно меньше. Они должны иметь короткие названия.

 

 

 

 

 

 

 

 

Почему ты назвала это группу «помощь»?

 

Теперь понятно.

 

 

 

 

 

Почему же?

 

 

 

Назови, какие группы у тебя получились.

 

 

 

 

 

 

 

Попробуй соединить полученные группы в три группы.

 

 

 

 

 

 

 

Почему ты так думаешь?

 

 

 

Подведем итог.

 

 

Молодец! На этом мы закончили.

 

 

Сразу объединяет цветы, деревья, овощи, фрукты, птицы, людей, животных.

Потом соединяет одежду, посуду, мебель, бытовые приборы, игрушки и называет «дом».

Следующая группа складывается из школа, музыкальные инструменты, приборы, инструменты и называет эту группу «обучение»

Потом соединяет свет и транспорт. Обдумывает и все-таки добавляет рубль и сантиметр и называет группу «помощь».

 

 

 

 

Соединяет планеты и осадки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смотря на карточку «колесо»

 

 

 

 

Соединяет дом, обучение и помощь, потом подкладывает в эту группу «колесо».

 

 

Это будет все живое. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нужно ли сюда рубль и сантиметр?

 

 

 

 

Ну, эти вещи помогают людям как то в жизни.

 

Это назовем неживая природа. Хорошо, что я не положила солнце и луну к свету, потому, что в группу «помощь» они не подошли бы.

 

Они если и помогают то всей Земле, а не только человеку, а та группа помощь для людей.

 

Живое, дом, обучение, помощь, неживая природа.

 

Эта карточка не подходит совсем никуда. Можно, чтобы карточка осталась одна? Ее можно положить в «помощь», но само по себе колесо не помощь.

 

Я думаю, что живое нельзя ни с чем больше соединить, вторая группа будет неживые предметы, кстати, теперь «колесо» положим сюда, а третья – это неживая природа. Можно соединить вторую и третью, как неживое, но мне кажется, что это надо разделять.

 

«Неживые предметы» созданы человеком, «неживая природа» сама по себе.

 

 

Итак, три группы «живое», «неживые предметы» и «неживая природа».

 

13. Анализ обследования.

Из протокола видно, что задача обобщения оказалась для испытуемой достаточно доступной. Суждения были в меру конкретны, помощь экспериментатора использовала легко, быстро. Это можно расценить как признак быстрой ориентировки в новом материале, хорошей сообразительности. На II этапе испытуемая легко увидела после подсказки экспериментатора в группе инструменты измерительные приборы и обобщила их в отдельную группу. Поэтому можно сказать, ошибки, которые были допущены, были ошибками внимания, а не ее суждения. Также на II этапе наблюдалось сужение объема внимания и снижение работоспособности, вызванные обилием карточек, но на III этапе испытуемая лучше и увереннее, более четко справилась с работой, что говорит о хорошей интеллектуальной сохранности.

На III этапе выполнения методики испытуемая легко объединяла группы и адекватно называла обобщающие при­знаки, поэтому,  есть основания считать, что мышление ее ха­рактеризуется использованием обобщенных ориентиров и протекает на категориальном уровне.

14. Вывод.

Способ­ность выделять существенные признаки и уровень обобщения у испытуемой в норме, ей доступно понимание как простых, так и сложных обобщений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Методика «Несуществующее животное»

Проективная методика исследования личности, предложена М.3. Друкаревич. Это одна из наиболее популярных рисуночных методик. Она широко используется отечественными психологами при обследовании детей и взрослых, больных и здоровых чаще всего в качестве ориентирующей методики, т. е. такой, данные которой позволяют выдвинуть некоторые гипотезы об особенностях личности.

 

ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ.

1. Дарья Г.

2. Дата и время обследования:  10.00 ч, 3 апреля 2010 года.

3. 8 лет, ученица 2-го класса средней общеобразовательной школы.

4. Условия обследования: домашняя привычная обстановка - квартира, в которой проживает обследуемая.

5. Самочувствие обследуемой: состояние здоровья в норме, жалобы отсутствуют.

6. Методика «Несуществующее животное» (www.childpsy.ru)

7. Цель методики. Тест предназначен для диагностирования у ребенка проблем во взаимоотношениях с внешним миром.

8. Материал. Белый лист бумаги, черный карандаш.

9. Инструкция.

«Тебе предлагается придумать и нарисовать несуществующее животное, то есть такое, которое никогда и нигде ранее не существовало и не существует (нельзя использовать героев сказок и мультфильмов). А также назвать его несуществующим именем».

10. Процедура обследования. Эксперимент состоит из одного этапа, продолжительностью в 30 минут.

11. Бланк ответа испытуемой. (Испытуемая сначала категорически отказалась рисовать только черным карандашом, но после объяснения согласилась). Рассказ испытуемой о нарисованном животном. « Пузиламбу всегда ест траву, с друзьями играет в мячик. У него есть родители, но нет ни братиков и сестренок. На хвостике у него пух, которым он всех щекочет. Он добрый и всех любит».

см. Приложение 1

12. Результат обследования.

- Самооценка у испытуемой в норме и имеет положительную направленность, хотя бывает иногда стеснительной и робкой, особенно с незнакомыми ей людьми.  Положение в обществе ее вполне устраивает. Признака дезадаптированности не наблюдается.

- Наблюдается устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется – осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Испытуемая активно переходит к реализации своих планов, наклонностей. Ей присущи высокая целеустремленность и активность, которые взрослые могут принять за упрямство. Родителям важно не мешать, а помогать ребенку ставить перед собой задачи и добиваться результата.

- Испытуемая ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) и интеллектуальные качества, как в себе, так и в окружающих.

- Обладает основательностью, обдуманностью, рациональностью принятия решения, пути к выводам, формирование суждений, опора на существенные положения и значимую информацию. Имеет свое мнение, с которым нужно считаться, иначе может быть протест, выраженный как в прямой, так и в скрытой форме.

- Имеет высокий уровень контроля над своими рассуждениями, выводами, решениями, но могут быть некоторые проблемы в общении или общение у нее выборочное.

- Наблюдается наличие энергии охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, любознательность, увлеченность своей деятельностью.

- Ребенок достаточно открытая личность, практически нет агрессии и не ждет опасностей от окружающей ее действительности, нет фобий в виде необоснованных страхов.

- Наблюдается экономия энергии, астеничность организма, возможно хроническое соматическое заболевание.

Информация о работе Характеристика подросткового возраста как этапа развития личности