Характеристика подросткового возраста как этапа развития личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2012 в 21:43, контрольная работа

Краткое описание

Личностное развитие человека происходит на протяжении всей жизни. Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
I. Теоретическая часть.
1. Личность детей подросткового возраста………………………………….....5
1.1. Характеристика подросткового возраста как
этапа развития личности..………………………………………………..5
1.2. Особенности личности подросткового возраста……………………….8
1.3. Ведущая деятельность подростков……………………………………...9
1.4. Чувство взрослости как мотивация развития подростка….………….10
2. Особенности психодиагностики подростков……………………….………..12
2.1. Методы психодиагностики познавательных процессов…………………………..14
2.2. Методики диагностики личности………………...……………………….16
2.3. Методы изучения межличностных отношений…...………………….19
Заключение……………………………………………………………………….21
II. Практическая часть.
3. Методика «Корректурная проба Б. Бурдона»……………………………..22
4. Методика классификации предметов……………………………………...29
5. Методика «Несуществующее животное»…………………………………34
Приложение 1
Используемая литература……………………………………………………....37
.

Файлы: 1 файл

к р.doc

— 1.31 Мб (Скачать)

В психодиагностике существует множество других тестов, направленная на выявление агрессивности:

        Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки);

        Оценка агрессивности в отношениях (тест А. Ассингера);

        16 PF - опросник (тест Кэтелла);

        Опросник MMPI;

        Тест Люшера;

        Тест "Руки" (по Б. Бриклен, З. Пиотровски, Э. Вагнеру).

5) Измерение мотивации достижения успехов и избегания неудач

Данная методика предназначена для того, чтобы количест­венно оценить, в какой степени у человека развита потребность (желание, стремление, выступающие как черта личности) доби­ваться успехов и избегать неудач в различных жизненных ситуа­циях.

2.3. Методы изучения межличностных отношений

Таких методов, с помощью которых в психологии изучаются человеческие взаимоотношения, довольно много. Однако из таких методов все же можно отобрать несколько достаточно надежных — таких, которые дают разностороннюю и ценную информацию о положении данного человека в систе­ме межличностных отношений в малой группе. Часть таких ме­тодов характеризует персональное отношение данного человека к другим людям, иные — положение данного человека в системе сложившихся, внутригрупповых отношений, третьи — психоло­гию той социальной группы, в которую входит данный индивид и в систему межличностных отношений которой он включен.

1) Методика «Семантический дифференциал»

При помощи данной методики определяется эмоционально-личностное отношение человека к некоторому другому челове­ку, являющемуся членом той же самой социальной группы, в ко­торую входит испытуемый.

2) Социометрическая методика

Эта методика позволяет определить положение испытуемо­го в системе межличностных отношений той группы, к которой он принадлежит. Исследование группы при помощи данной ме­тодики обычно проводится тогда, когда группа включает в себя не менее 10 человек и существует не менее одного года.

3) Социально-психологическая самоаттестация группы как коллектива (СПСК)

Основу данной методики, предназначенной для комплексной оценки уровня развития в группе отношений, характерных для коллектива.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подростковый возраст занимает важную фазу в общем процессе становления человека как личности, когда в процессе построения нового характера, структуры и состава деятельности ребенка закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.
        Занимая переходную стадию между детством и юностью, отрочество представляет исключительно сложный этап психического развития. Говоря о нем, важно учитывать различия между младшими и старшими подростками, понимая, что нет никакого "среднеподросткового" возраста, практически приходится ориентироваться на типичное, характерное для всего этого периода. С одной стороны, по уровню и особенностям психического развития отрочество - это типичная эпоха детства, с другой - перед нами растущий человек, стоящий на пороге взрослой жизни, в усложненной деятельности которого реально намечается направленность на новые формы общественных отношений.

Главной целью любого гуманного общества является такое раскрытие возможностей растущего человека, при котором он способен творчески проявить себя, самовыразиться. Наблюдаемый сейчас в нашей стране всплеск индивидуализма подростков, вернее ярко выраженное их стремление к индивидуализации, к созданию и утверждению своего уникального "Я", сам по себе совершенно не входит в противоречие с их развитием как общественно ориентированных субъектов. Приводимые в массовой печати данные о растущей потере общесоциальной заинтересованности молодежи, о росте группового эгоизма и пр., не только неполно отражают внутренний мир современного молодого человека, но неправомерно противопоставляют общественное и индивидуальное, не отчленяя индивидуальное от индивидуалистического, т.е. эгоистического. При этом некорректно смешиваются принципиально различные состояния и понятия, во-первых. Во-вторых, забывается элементарная истина - растущий человек в той мере индивидуализируется в обществе, в какой он социализируется. Подростки 2000-х годов перспективу своей полезности в обществе видят в обогащении собственной индивидуальности, стремясь выработать черты характера, необходимые для самостоятельной жизни, утверждения своего "Я", завоевания определенной социальной позиции и реализации себя в ней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.      Методика «Корректурная проба Б. Бурдона»

 

Традиционным методом исследования устойчивости внимания служит корректурная проба. Позволяя выявить особенности некоторых свойств внимания, в частности сосредоточенности, устойчивости, отвлекаемости, эта проба представляет собой сенсорно-моторную реакцию с выбором и адресуется к процессам внутреннего восприятия. Кроме того, эта методика позволяет судить о некоторых характеристиках умственной работоспособности, например, утомляемости, упражняемости, темпе психической деятельности и т. д.

Наиболее распространенным вариантом корректурной пробы является тест Бурдона, который представляет собой неупорядоченную совокупность букв какого-либо, например русского алфавита. Результаты, полученные путем использования теста Бурдона, дают возможность установить определенный уровень развития внимания и работоспособности в элементарной сенсомоторной деятельности. Тест проводится при помощи специальных бланков с рядами расположенных в случайнном порядке букв (цифр, фигур), или газетный текст. Испытуемый, просматривая бланк, ряд за рядом, вычёркивает указанные в инструкции буквы или знаки.

По количеству правильно зачеркнутых букв можно установить степень устойчивости внимания, его объем, а распределение ошибок по всему листу указывает на колебания внимания: если ошибки заметно нарастают к концу работы, то это может говорить об ослаблении внимания в связи с утомлением (снижение работоспособности) или пресыщением; если ошибки распределяются достаточно равномерно, это говорит о снижении устойчивости внимания, трудностях его произвольной концентрации; волнообразное появление и исчезновение ошибок чаще всего говорит о флуктуациях или колебаниях внимания.

 

 

ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ

1.      В. Евгения.

2.      Дата и время обследования:  10.00 ч, 25 марта 2010 года.

3.      14 лет, ученица 8-го класса с физико-математическим уклоном обучения.

4.      Условия обследования: домашняя привычная обстановка - квартира, в которой проживает обследуемая.

5.      Самочувствие обследуемой: состояние здоровья в норме, жалобы отсутствуют.

6.      Название методики - "Комплексное исследование свойств внимания методом корректурной пробы (Методика Бурдона)», (Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие. Под ред. А. А. Крылова, С. А. Маньчева. – СПб.: Питер, 2001. – 560 с.).

7.      Цель методики:

                       Измерение концентрации, устойчивости, распределения и объёма         внимания при длительной работе.

                       Выявление преимущественной установки (на скорость или на точность выполнения задания).

8.      Используемый материал: бланк корректурной пробы, секундомер, карандаш, ручка.

9.      Инструкция:

«Перед тобой лист бумаги с набором букв русского алфавита. Твоя задача просматривать буквы построчно, слева направо, как будто читаешь, и зачёркивать или подчеркивать те из них, которые я тебе назову. Во время работы, когда я скажу – «черта», в том месте, где тебя застанет этот сигнал, поставь вертикальную черту, и, не останавливаясь, продолжай работу. Начать работу следует по моему сигналу, а закончить тогда, когда прозвучит сигнал «стоп». Работай как можно скорее и старайся не делать ошибок. Во время работы задавать вопросы нельзя, если они есть задай их сейчас. Следует зачёркивать букву К и подчеркивать букву И».

10. Процедура обследования:

Эксперимент состоит из одного этапа, продолжительностью в 7 минут. Хронология работы описывается по каждой минуте, т. е. сигнал "черта" означает, что прошла 1 минута.

11. Бланк ответа испытуемой:       рис. 1.

12. Обработка результатов обследования:

Таблица 1

Времен.

Промежутки,

60 сек.

Производи-

тельность,

символ (В)

Правил.

вычеркн.

буквы(m)

Неправ.

вычеркн.

буквы(r)

Пропущ.

буквы

(p)

 

Точность

выпол-нения (А)

Продуктив-ность

внимания (Е)

1

283

71

1

2

0,96

271

2

288

70

1

1

0,97

280

3

243

66

-

1

0,98

238

4

229

50

-

1

0,98

224

5

205

53

2

-

0,96

197

6

199

47

2

1

0,94

186

7

185

43

2

1

0,93

172

 

Где:

B - производительность (общее количество обработанных символов в    единицу времени);

m - правильно вычеркнутые буквы;

r - неправильно вычеркнутые буквы;

р - пропущенные буквы;

А - показатель точности выполнения задания;

Е - показатель общей продуктивности внимания.

 

 

Среднестатистические показатели:

 

                                                                               Таблица 2     

РАНГ

А

Е

УРОВЕНЬ

5

4

3

2

1

0.98 и >

0.96-0.97

0.93-0.95

0.91-0.92

0.9 и <

310 и >

260-309

200-259

150-199

149 и <

очень высокий

высокий

средний

низкий

очень низкий

Информация о работе Характеристика подросткового возраста как этапа развития личности