Характеристика подросткового возраста как этапа развития личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2012 в 21:43, контрольная работа

Краткое описание

Личностное развитие человека происходит на протяжении всей жизни. Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
I. Теоретическая часть.
1. Личность детей подросткового возраста………………………………….....5
1.1. Характеристика подросткового возраста как
этапа развития личности..………………………………………………..5
1.2. Особенности личности подросткового возраста……………………….8
1.3. Ведущая деятельность подростков……………………………………...9
1.4. Чувство взрослости как мотивация развития подростка….………….10
2. Особенности психодиагностики подростков……………………….………..12
2.1. Методы психодиагностики познавательных процессов…………………………..14
2.2. Методики диагностики личности………………...……………………….16
2.3. Методы изучения межличностных отношений…...………………….19
Заключение……………………………………………………………………….21
II. Практическая часть.
3. Методика «Корректурная проба Б. Бурдона»……………………………..22
4. Методика классификации предметов……………………………………...29
5. Методика «Несуществующее животное»…………………………………34
Приложение 1
Используемая литература……………………………………………………....37
.

Файлы: 1 файл

к р.doc

— 1.31 Мб (Скачать)

учатся рефлексии на себя и сверстника. Взаимная заинтересованность, совместное постижение окружающего мира и друг друга становятся самоценными. Общение оказывается настолько притягательным, что дети забывают об уроках и домашних обязанностях. Связи с родителями, столь эмоциональные в детские годы, становятся не столь непосредственными. Свои дела, планы, тайны подросток доверяет уже не родителям, а обретенному другу. При этом в категорической форме отстаивает право на дружбу со своим сверстником, не терпит никаких обсуждений и комментариев по поводу не только недостатков, но и достоинств друга.

В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. Чтобы осуществлять эти стремления, ему нужны личная свобода и личная ответственность. И он отстаивает эту личную свободу как право на взрослость.

Деятельность общения чрезвычайно важна для формирования личности в полном смысле этого слова. В этой деятельности формируется самосознание - основное новообразование этого возраста - социальное сознание, перенесенное внутрь.

 

1.4. Чувство взрослости как мотивация развития подростка

Сравнивая себя со взрослым, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым никакой разницы нет. Он начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими.

Виды взрослости выделены и изучены Т.В. Драгуновой.

Подражание внешним признакам взрослости - курение, игра в карты, употребление вина, особый лексикон, стремление к взрослой моде в одежде и прическе, способы отдыха, развлечений. Это самые легкие способы достижения взрослости и самые опасные.

Социальная зрелость. Она возникает в условиях сотрудничества ребенка и взрослого в разных видах деятельности, где подросток занимает место помощника взрослого. Обычно это наблюдается в семьях, переживающих трудности, там подросток занимает положение взрослого.

Интеллектуальная взрослость. Она выражается в стремлении подростка что-то знать и уметь по-настоящему. Это стимулирует развитие познавательной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы (кружки, музеи и т. п.). Значительный объем знаний у подростков - результат самостоятельной работы.

Многие психологи считают чувство взрослости источником развития личности в подростковом возрасте, основной мотивацией его активности. Но по какому пути будет идти это развитие, во многом зависит от взрослых. Так, если стремление быть взрослым вызывает сопротивление со стороны действительности, подросток вынужден тратить собственную энергию на доказательство своей взрослости, что приводит к преобладанию в активности ребенка трудовой деятельности и деятельности самоутверждения, чувство взрослости реализуется в сообществе сверстников. Если окружающие взрослые признают взрослость подростка, то возможно развитие общественно полезной деятельности и деятельности самосовершенствования.

2. Особенности психодиагностики подростков

 

К подросткам — коль скоро они уже не дети, но еще и не взрослые — необходим особый психодиагностический под­ход, учитывающий как их детские, так и взрослые черты. По уров­ню своего интеллектуального развития подростки ненамного ус­тупают взрослым людям, поэтому, изучая их познавательные процессы, вполне уже можно применять тесты, предназначенные для взрослых людей, с ограничениями, которые касаются в ос­новном только специальных, научных терминов и понятий. Что же касается личности и межперсональных отношений, то здесь еще существуют и должны учитываться многие ограничения. Имея в виду то, что подростки — это еще наполовину дети, к ним необходимо применять полудетские и полувзрослые формы тестирования. Основной из них должна оставаться игровая форма, а сами тестовые задания должны быть такими, чтобы непосредственно привлекать к себе внимание и вызывать интерес ребенка. Вряд ли подросток станет с большим желанием и усердием работать над тестом, который для него ма­лоинтересен, даже если участие в тестировании мотивировано далеко идущими жизненными интересами, например выбором профессии.

Повышенное, внимание подростка к самопознанию создает благоприятные условия для применения в процессе их тестиро­вания методик, позволяющих получать интересные и полезные сведения о себе. Потребность в самопознании в этом возрасте бывает настолько сильной, что нередко перевешивает отсутст­вие непосредственного интереса к тестовым заданиям.

В методики, предназначенные для психодиагностики подрост­ков, можно включать формулировки социальных норм, некото­рые специальные научные понятия. Однако в большинстве слу­чаев эти нормы должны формулироваться конкретно, с исполь­зованием не столько научных, сколько житейских понятий, ина­че они могут оказаться недоступными многим подросткам. Подбирая нуж­ный комплекс методик, предназначенных для разносторонней психодиагностики старших школьников, необходимо ориенти­роваться на то, что важно и актуально именно для юности. К при­меру, стремление к углубленному самопознанию, к самосовер­шенствованию, к анализу своих чувств и интимных отношений — это психологические проблемы, наиболее значимые для юности.

Тестирование в старшем школьном возрасте рекомендуется проводить в привычных для юношей и девушек условиях. Таки­ми условиями, в частности, являются занятия на уроках в шко­ле, в том числе занятия по психологии. Практическое знакомст­во с методиками психодиагностики органически входит в про­грамму и содержание таких занятий, поэтому процедура тести­рования хорошо вписывается в них.

 

2.1. Методы психодиагностики познавательных процессов

Для оценки внимания, памяти, воображения и речи подрост­ков и юношей рекомендуется в основном использовать те же ме­тоды, используемые в диагностике младших школьников, например, кольца Ландольта, и это сделано потому, что они являются универсальным средством, ко­торое можно применять для изучения внимания детей разного возраста, от младшего до старшего школьного, и взрослых лю­дей, получая сравнимые и преемственные показатели. Исключение составляют только дополнительные методики, относящиеся, например, к сфере внимания. Что же касается мышления, то здесь необ­ходимо пользоваться тестами для взрослых. Более глубокую и разностороннюю диа­гностику уровня речевого развития подростков и юношей сле­дует проводить с помощью лингвистических тестов совместно с учителями языка и литературы, применяя, в том числе традици­онные способы оценки, которые давно используются этими спе­циалистами.

1) Методика оценки распределения и устойчивости внимания с помощью 25-значных одноцветных цифровых таблиц.

Эта методика предлагается в качестве дополнения к описан­ным ранее методикам, основанным на использовании колец Ландольта. Она позволяет оперативно и достаточно быстро в усло­виях, обеспечивающих повышенный интерес учащихся к содер­жанию выполняемых заданий, оценивать такие показатели вни­мания, как его распределение и устойчивость одновременно. По­следнее обстоятельство немаловажно в том случае, если прово­дится психодиагностика подростков, которые чрезвычайно по­движны и, как правило, не в состоянии длительное время без от­влечения внимания выполнять относительно малоинтересные тестовые задания. Следует иметь в виду, что показате­ли, получаемые при помощи данной методики, ме­нее точны, чем показатели, которые можно получить, работая с кольцами Ландольта.

Стимульным материалом к данной методике служат 5 черно-белых 25-значных таблиц. В клетках этих таблиц в случайном порядке размещены цифры, от 1 до 25.

2) Методы оценки мышления у подростков и старших школьников

При оценке мышления у подростков и старших школьников следует иметь в виду два обстоятельства: во-первых, то, что к это­му возрасту все виды мышления, включая словесно-логическое, уже достаточно развиты, во-вторых, то, что, начиная с этого воз­раста, дети готовят себя к выбору будущей профессии, соизме­ряя свои способности с требованиями, которые эта профессия предъявляет человеку. Первое обстоятельство предполагает оценку того главного, что появляется в мышлении человека к под­ростковому возрасту, а именно — умения логически рассуждать, совершая в уме сложные действия и операции. Второе обстоя­тельство требует обратить особое внимание на те виды мышле­ния, которые связаны с наличием наиболее важных для выбора будущей профессии способностей. К ним, в частности, могут от­носиться математические, лингвистические и технические спо­собности, которые легко могут быть оценены у подростков и юно­шей при помощи известных тестов. В связи с этим в блок предлагаемых методик вошли четыре такие, которые предназначены для этих целей: методика оценки логики мышления, математи­ческого, лингвистического и технического мышления.

 

3)Тест Айзенка

Данный тест приводится фрагментарно. В действительности он состоит из восьми субтестов, пять из которых предназнача­ются для оценки уровня общего интеллектуального развития че­ловека и три — для оценки степени развитости у него специаль­ных способностей: математических, лингвистических и тех, ко­торые важны для технической, дизайнерской, художественно-изобразительной и других видов деятельности, где активно ис­пользуется образно-логическое мышление (зрительно-простран­ственный субтест теста Айзенка).

Каждый из субтестов теста Айзенка включает в себя серию постепенно усложняющихся задач, на решение которых в каж­дом субтесте отводится по 30 мин. Таким образом, полное время работы над всем тестом, включая прохождение всех его субтес­тов, составляет 4 часа. Только при условии выполнения всех 8 субтестов можно дать полную оценку как уровня общего интел­лектуального развития человека, так и степени развитости у него названных выше специальных способностей.

4) Тест Беннета. Оценка уровня развития технического мышления

Данный тест предназначен для того, чтобы оценивать техни­ческое мышление человека, в частности — его умение читать чер­тежи, разбираться в схемах технических устройств и их работе, решать простейшие физико-технические задачи.

В данном тесте испытуемый получает 70 технических рисун­ков с заданиями и вариантами возможных ответов на них. Зада­ча испытуемого состоит в том, чтобы к каждому из рисунков най­ти правильное решение изображенной на нем задачи.

На всю работу над тестом отводится 25 мин. Развитость тех­нического мышления оценивается по количеству правильно ре­шенных за это время задач.

 

 

 

2.2. Методики диагностики личности

Наиболее значительные изменения личностного плана, ко­торые происходят в подростковом и юношеском возрасте, каса­ются темперамента, характера, мотивов поведения, поэтому следует обратить внимание на психодиагностические ме­тодики, предназначенные для изучения именно этих сторон лич­ности. В целом описываемые далее методики позволяют полу­чить разностороннюю картину личности ребенка и судить о том, насколько он сформировался в личностном плане.

1) Определение свойств темперамента

С помощью данной методики, автором которой является В.М. Русалов, можно количественно оценить следую­щие свойства темперамента человека: энергичность, пластич­ность, темп и эмоциональность. Энергичность — это степень ак­тивности, проявляемой человеком в общении с людьми и в прак­тической работе. Пластичность — это легкость переключения с выполнения одного вида деятельности на выполнение другого или изменения поведения в общении с людьми. Темп — скорость выполнения отдельных действий, операций и движений. Эмо­циональность — склонность человека эмоционально реагировать на различные события, связанные с его практической деятель­ностью и общением с людьми.

Предполагается, что свойства темперамента человека по-раз­ному проявляются в его работе и в сфере взаимоотношений с людьми, поэтому в данной методике отдельно оценивается тем­перамент в деятельности и в общении по каждому из перечис­ленных выше его свойств.

2) Определение акцентуации характера

    С помощью данной методики определяются акцентуации ха­рактера человека и по ним устанавливаются те типы акцентуа­ций характера, которые доминируют у данного человека. Отличаются: гипертимный тип, циклоидный тип, лабильный тип, астеноневротический тип, сенситивный тип, психастенический тип, шизоидный тип, эпилептоидный тип, истероидный тип, неустойчивый тип, конформный тип.

Кроме данных типов, в реальной жизни нередко встреча­ются смешанные, соединяющие в себе разные акцентуации ха­рактеров.

Методика состоит из множества суждений, объединенных в 25 подшкал. В ходе проведения исследования при помощи данной методики испытуемые получают соответствующие 25 спис­ков суждений. Из каждого из них они должны выбрать такие три, которые к ним относятся в наибольшей степени и три такие, ко­торые относятся в наименьшей степени. По характеру выборов судят о том типе акцентуированного характера, к которому от­носится испытуемый.

3)Тест на исследование тревожности (Опросник Спилбергера)

Под тревожностью понимается особое эмоциональное состоя­ние, часто возникающее у человека и выражающееся в повышен­ной эмоциональной напряженности, сопровождающейся страха­ми, беспокойством, опасениями, препятствующими нормальной деятельности или общению с людьми. Тревожность — важное персональное качество человека, довольно устойчивое. Доказано существование двух качественно различных разновидностей тре­вожности: личностной и ситуационной. Личностная тревож­ность — это стабильная склонность человека реагировать на подобные социальные ситуации повышением тревоги и беспокойства. Ситуационная тревожность определяется как временное, ус­тойчивое только в определенных жизненных ситуациях состоя­ние тревожности, порождаемое такими ситуациями и, как пра­вило, не возникающее в иных ситуациях.

Представленная методика, разработанная Спилбергером, предназначена для одновременной оценки двух названных видов тревожности. Она включает в себя две шкалы, каждая из которых отдельно оценивает личностную или ситуационную тре­вожность.

4) Агрессивность (Модификация теста Розенцвейга)

Тест предназначен для оценки степени развитости у человека черты личности «агрессивность», пони­маемой как не вызванная объективными обстоятельствами и не­обходимостью тенденция враждебно реагировать на большин­ство высказываний, действий и поступков окружающих людей. Агрессивность — это черта личности, проявляющаяся в более или менее постоянном враждебном отношении человека к чело­веку, животным и предметам природы и материальной культу­ры, склонность к их разрушению и неспровоцированным агрес­сивным действиям.

Информация о работе Характеристика подросткового возраста как этапа развития личности