Характер

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 17:09, реферат

Краткое описание

Каждый человек отличается от любого другого своим индивидуальным психологическим своеобразием. В этом смысле в обычной речи и говорят о чертах, характерных для данного человека.
"Характер" - в этом понятии исходно содержится сложная внутренняя диалектика.
Мы используем его для определения человеческой индивидуальности - того, что отличает данного человека от всех остальных, что делает его уникальным.

Файлы: 1 файл

Психология - Характер.doc

— 81.00 Кб (Скачать)

Реферат

по управлению персоналом

На тему: Характер

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                    Студента СПБТК

Шако Павла

307 гр.

Каждый человек  отличается от любого другого своим индивидуальным

психологическим своеобразием. В этом смысле в обычной  речи и говорят о

чертах, характерных  для данного человека.

"Характер" - в этом понятии исходно содержится  сложная внутренняя диалектика.

Мы используем его для определения человеческой индивидуальности - того, что

отличает данного  человека от всех остальных, что делает его уникальным.

Вместе с  тем мы заранее предполагаем в  этой уникальности черты, общие с

другими людьми.

Какие же именно черты, стороны, качества, особенности  человека отражают это

понятие? Слово "характер" употребляется нами постоянно и повсеместно, оно

нужно и выполняют  свою роль.

В психологии понятие  ХАРАКТЕР (от греч. charakter -”печать”, “чеканка”),

означает совокупность индивидуально-своеобразных психических  свойств, которые

проявляются в  типичных для данной личности  способах деятельности,

обнаруживаются  в типичных обстоятельствах и  определяются отношениями личности

к этим обстоятельствам.

Физиологические основы характера

Физиологической основой характера является сплав черт типа высшей нервной

деятельности  и сложных устойчивых систем временных  связей, выработанных в

результате  индивидуального жизненного опыта. Но, во-первых, системы связей

формируются различно у представителей разных типов нервной  системы и, во-

вторых, эти системы связей проявляются своеобразно в зависимости от типов.

Например, решительность  характера можно воспитать и  у представителя сильного,

возбудимого типа нервной системы, и у представителя  слабого типа. Но

воспитываться она будет по-разному и проявляться будет по-разному в

зависимости от типа.

                                                                         

Типическое  и индивидуальное в характере

Характер не наследуется и не является прирожденным свойством личности, а

также не является постоянным и неизменным свойством. Характер формируется и

развивается под  влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека, его

воспитания.

Влияния эти  носят, во-первых, общественно-исторический характер (каждый

человек живет  в условиях определенного исторического строя, определенной

социальной  среды и складывается как личность под их влиянием) и, во-вторых,

индивидуально-своеобразный характер (условия жизни и деятельности каждого

человека, его  жизненный путь своеобразны и  неповторимы).

Поэтому характер каждого человека определяется как его общественным бытием (и

это главное!), так  и его индивидуальным бытием. Следствием этого является

бесконечное разнообразие индивидуальных характеров. Однако в  жизни и

деятельности  людей, живущих и развивающихся  в одинаковых условиях, имеется

много общего, поэтому  и в характере их будут некоторые  общие стороны и черты,

отражающие  общие, типические стороны их жизни.

Характер каждого  человека представляет собой единство индивидуального и

типического. Каждая общественно-историческая эпоха характеризуется

определенным  общим укладом жизни и общественно-экономическими отношениями,

которые влияют на мировоззрение людей, формируя черты  характера.

Черты характера

Характер - это  неразрывное целое. Общие черты  характера проявляются в

отношениях  личности к общественным обязанностям и долгу, к людям, к самой

себе.

     Отношение к общественным обязанностям и долгу проявляется в отношении

личности к  общественному труду. В этой связи  выявляются такие черты характера,

как трудолюбие, добросовестность, настойчивость, бережливость, и

противоположные им - леность, небрежность, пассивность, расточительство.

Отношение человека к труду оказывает решающее влияние  на формирование его

других личностных качеств.

Д. И. Писарев  писал: "Характер закаляется трудом, и кто никогда не добывал

себе собственным  трудом насущного пропитания, тот  в большей части остается

навсегда слабым, вялым и бесхарактерным человеком".

     Отношение к людям наглядно выступает в таких чертах  характера, как

общительность, вежливость, доброжелательность и т. п. Антиподами этих черт

являются замкнутость, бестактность, недоброжелательность.

Как утверждал  В. Гюго, "у каждого человека три  характера: тот, который ему

приписывают; тот, который он сам себе приписывает; и, наконец, тот, который

есть в действительности".

В целях выяснения  сути своего характера человеку полезно  знать мнение о себе

коллектива, в  котором он работает и проводит значительную часть своей жизни.

И, прежде всего  то, насколько упорядочены у него отношения с людьми,

насколько он нужен  людям, насколько он авторитетен  среди них.

     Отношение к самому себе проявляется в самооценке своих действий. Трезвая

самооценка - это  одно из условий совершенствования  личности, помогающих

вырабатывать  такие черты характера, как скромность, принципиальность,

самодисциплина. Отрицательными чертами характера  являются повышенное

самомнение, высокомерие  и хвастовство. Человек, обладающий этими чертами,

обычно неуживчив  в коллективе, невольно создает в  нем конфликтные ситуации.

Нежелательна и другая крайность в характере человека: недооценка своих

достоинств, робость  в высказывании своих позиций, в  отстаивании своих

взглядов. Скромность и самокритичность должны сочетаться с обостренным

чувством собственного достоинства, основанном на сознании действительной

значимости  своей личности, на наличии известных  успехов в труде на общую

пользу. Принципиальность - одно из ценных личностных качеств, придающих

характеру деятельную направленность.

     Волевые черты характера. Воля - сложный психический процесс, который

вызывает активность человека и пробуждает его действовать  направленно. Воля

является способностью человека преодолевать препятствия, добиваться

поставленной  цели. Конкретно она выступает  в таких чертах характера, как

целеустремленность, решительность, настойчивость, мужество.

Данные черты  характера могут способствовать достижению как общественно

полезных, так  и антиобщественных целей. Для этого  важно определить, каков

мотив волевого поведения человека. "Храбрый  поступок, мотив которого состоит

в порабощении  другого человека, в захвате чужого добра, в продвижении по

службе, и храбрый  поступок, мотив которого заключается  в том, чтобы помочь

общему делу, обладают, конечно, совершенно различными психологическими

качествами".

По волевой  активности характеры подразделяются на сильные и слабые. Люди с

сильным характером имеют устойчивые цели, инициативны, смело принимают

решения и реализуют их, обладают большой выдержкой, мужественны  и смелы.

Людей, у которых эти  качества слабо выражены или отдельные из них

отсутствуют, относят к  категории слабохарактерных. Им свойственно  пассивное

проявление своих деловых  и личных качеств. Зачастую такие  люди, имея самые

хорошие намерения, не добиваются значимых результатов в работе, учебе. Многие

из них искренне переживают свое неумение самостоятельно, настойчиво и

решительно действовать.

Волевые качества можно воспитывать  у человека. И. П. Павлов подчеркивал, что

человек - это единственная система, способная регулировать сама себя в

широких пределах, т. е. может самосовершенствоваться. Слабовольные люди при

продуманной педагогической работе с ними могут стать активно  деятельными. Сам

человек должен с юного  возраста тренировать свою волю, вырабатывать такие

качества, как самообладание, активность, смелость.

    

Классификация характеров

 

В целом не может  быть абсолютной или универсальной  классификации характеров,

деления их  на  типы. Так сходные характеры  могут наблюдаться у людей,

имеющих доминирующие волевые или эмоциональные качества. Соответственно делят

характеры на типы: волевой (активный, целеустремленный, деятельный);

эмоциональный (действующий под влиянием порыва, переживаний); рассудочный

(оценивающий  все с точки зрения разумности).

К. Юнг предложил  классифицировать характеры в зависимости  от принадлежности к

экстравертированному  и  интравертированному типу.

     Экстравертированный тип. Характеризуется обращенностью личности на

окружающий мир, объекты  которого, подобно магниту, притягивают  к себе

интересы, жизненную энергию  субъекта, что ведет к принижению личностной

значимости явлений его  субъективного мира. Ему свойственны  импульсивность,

               инициативность, гибкость поведения,  общительность.              

     Инровертированный тип. Для него характерна фиксация интересов личности на

явлениях собственного внутреннего мира, которым она придает высшую ценность,

необщительность, замкнутость, склонность к самоанализу, затрудненная адаптация.

Возможна также классификация  на доминирующий и подчиняющийся; нормативный  и

анархический и прочие типы.

Черт характера очень  много, каждая из черт имеет разную качественную степень

выраженности.

Акцентуация характера

Чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющую

крайние варианты нормы, называют акцентуацией характера. Практическая

акцентуация - это предельная величина, крайний вариант проявления нормы.

Акцентуации характера свойственна  повышенная уязвимость лишь к определенного

рода психотравматическим  воздействиям, адресованным к так  называемому “месту

наименьшего сопротивления” данного типа характера при сохранении устойчивости к

другим. Это слабое звено  в характере человека проявляется  только в ситуациях,

предъявляющих повышенные требования к функционированию именно этого  звена, во

всех других ситуациях, не затрагивающих уязвимых точек характера, индивид ведет

себя без срывов не доставляя  неприятностей ни окружающим, ни себе.

В зависимости от степени  выраженности различают явные и  скрытые (латентные)

акцентуации характера. Явные, или выраженные, акцентуации

относят к крайней границе нормы, отличаются постоянными чертами определенного

типа характера. Скрытая акцентуация представляет собой обычный вариант

нормы, выраженный слабо  или не выраженный совсем.

Такие акцентуации  могут проявляться неожиданно под  влиянием ситуаций и

травм, представляющих требования к месту наименьшего  сопротивления, в то

время как психогенные  факторы иного рода, даже тяжелые, не только не вызывают

психических расстройств, но могут даже не выявить типа характера. Оба типа

акцентуации могут  переходить друг в друга под влиянием различных факторов,

среди которых  важную роль играют особенности семейного  воспитания,

социального окружения, профессиональной деятельности и т.д.

Связь характера  с другими сторонами личности

                                                                         

Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с

темпераментом и способностями.

Темперамент влияет на форму проявления характера, своеобразно  окрашивая те

или иные его  черты. С другой стороны, и сам  темперамент перестраивается под

влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые

отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления.

С характером неразрывно связаны и способности. Высокий  уровень способностей

связан с такими чертами характера, как коллективизм - чувство неразрывной

связи с коллективом, желание работать для его блага, вера в свои силы и

возможности, соединенная  с постоянной неудовлетворенностью своими

достижениями, высокой требовательностью к  себе, умением критически относиться

к своему делу.

Расцвет способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не

падать духом  под влиянием неудач, работать организованно, проявлять

инициативу.

Связь характера  и способностей выражается и в  том, что формирование таких

черт характера, как трудолюбие, инициативность, решительность,

организованность, настойчивость, происходит в той  же деятельности человека, в

которой формируются  и его способности. Например, в  процессе труда как одного

из основных видов деятельности развивается, с одной стороны, способность к

труду, а с  другой - трудолюбие как черта характера.

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ХАРАКТЕРА 

Характер складывается вследствие интеграции различных свойств личности, формирующихся под влиянием жизни  и воспитания. Интегрирование свойств подчинено определенным закономерностям. Доминирующее в направленности личности как бы определяет избирательный характер переживаний и волевой активности, подчиняет и тормозит образование тех свойств личности, которые не отвечают основной направленности. Отсюда вытекает педагогический вывод: для формирования цельного и социального ценного характера необходимо всесторонне развивая личность, постоянно обращать внимание на образование социально значимого ядра характера. Поэтому при воспитании характера следует отчетливо представлять нравственно-психологический идеал положительного характера нового человека. Реализация программы - дело очень сложное. Для этого необходимо хорошо знать пути и средства эффективного формирования характера, индивидуальные и возрастные особенности личности. Характер формируется постепенно, и на ранних этапах развития личности - помимо сознания и воли самого растущего человека. Поэтому решающее значение в прогрессивном развитии характера имеет постоянное усложнение требований окружающих и деятельности, которую осуществляет личность и которая жизненно необходима и важна для ее развития. Требования людей и деятельности тогда формируют характер, когда они систематичны и последовательно усложняются, то есть составляют постоянные и характерные условия жизни человека, которые постепенно превращаются в составные компоненты образа его жизни. Знание дает ориентировку как во внешнем мире, так и в себе самом, а это уже формирует уверенность и решительность. Однако наиболее благоприятными условиями положительного формирования характера является соединение обучения с трудом.

Информация о работе Характер