Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 18:16, реферат
В буквальном переводе с греческого характер означает чеканка, отпечаток. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях. Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения, манере общения, в способах реагирования на действия и поступки людей.
Введение………………………………………………………………………3
1 Понятие о характере………………………………………………………..5
2 Формирование характера…………………………………………………10
3 Акцентуация черт характера...…………………………………………...14
Заключение………………………………………………………………….23
Список использованных источников……………………………………...24
Введение
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ.ПЕРВОГО ПРЕЗИДЕНТА РФ Б.Н.ЕЛЬЦИНА
КАФЕДРА
СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
УПРАВЛЕНИЯ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ»
НА
ТЕМУ «ХАРАКТЕР ЧЕЛОВЕКА»
|
Екатеринбург
2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Понятие о
характере………………………………………………………
2 Формирование характера…………………………………………………10
3 Акцентуация
черт характера...…………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………...24
Введение
В буквальном переводе с греческого характер означает чеканка, отпечаток. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях. Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения, манере общения, в способах реагирования на действия и поступки людей.
Характер связывают
очень со многими факторами как
внешними, так и внутренними. Например:
с его помощью можно
Одной из наиболее древних попыток прогнозирования поведения человека является объяснение его характера датой рождения.
Также не менее
популярны попытки связать
Итак, цель
моего реферата: изучить основные понятия
характера человека.
Задачи:
1 Понятие о характере
Первая
попытка классификации
Затем лишь в первой половине XIX в. стала возникать наука о характерах. Создатель френологии Галль перечисляет 27 элементарных психических способностей, из которых слагается человеческий характер, среди них инстинкт размножения, любовь к потомству, привязанность, дружба, разрушительный инстинкт, склонность к борьбе и самозащите.
Характером называется совокупность существенных, стержневых свойств личности, которые отличают человека как члена общества.
Главная особенность характера как психического феномена состоит в том, что характер всегда проявляется в деятельности, в отношении человека к окружающей его действительности и людям.
Характер является прижизненным образованием и может трансформироваться в течение всей жизни. Формирование характера самым тесным образом связано с мыслями, чувствами и побуждениями человека. Поэтому, по мере того как формируется определенный уклад жизни человека, формируется и его характер. Следовательно, образ жизни, общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства играют важную роль в формировании характера.
Характер наряду с темпераментом является одной из наиболее значительных форм проявления личности. Но если темперамент обусловливает динамическую сторону личности, то характер - содержание личности. Каждый человек обладает своеобразным характером. Характер накладывает печать на все поступки, мысли и чувства человека. По этим проявлениям мы и судим о характере той или иной личности. Однако характерными следует считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые.
Характер - это подструктура личности, образуемая индивидуально своеобразной совокупностью устойчивых личностных особенностей, выражающая его отношение к действительности и обуславливающая типичный для данной личности способ поведения.
Характер человеческой личности всегда многогранен.
В частности, выделяют группу черт, в которых проявляется отношение человека к окружающим его людям и к обществу в целом. Это могут быть коллективизм, общительность, чуткость, преданность, доброта, честность, правдивость, искренность и другие: это положительные черты данной группы. Но встречаются и отрицательные качества — эгоизм, черствость, лживость, лицемерие и т. д.
Следующая группа качеств личности включает черты характера, в которых выражаются отношение человека к самому себе, самооценка личности. Такая личность, сравнивая себя с другими, наделяет себя совокупностью определенных качеств. В зависимости от самооценки личность может быть довольна сама собой или осуждать себя, соглашаться с собой или находиться в состоянии внутренней борьбы. Как правило, преобладает реалистичная самооценка своих личностных качеств. Но довольно часто возникает и завышенная самооценка, которая служит основой для конфликта личности с окружающими ее людьми. Случается и другое - человек бывает излишне строг к себе, недооценивает себя. Это порождает неуверенность в своих силах, самоощущениях, застенчивость.
Другой
группой черт характера являются
те, которые характеризуют отношени
Среди
свойств характера принято
1) самоуверенность - неуверенность;
2) согласие, дружелюбие - враждебность;
3) сознательность - импульсивность;
4) эмоциональная стабильность - тревожность;
5) интеллектуальная гибкость - ригидность.
Главное условие образования характера - наличие жизненных целей. Бесхарактерному человеку свойственно отсутствие или разбросанность целей. Черты характера, связанные с отношением к деятельности, находят свое выражение и в устойчивых интересах человека. Причем поверхностность и неустойчивость интересов нередко сопряжены с большой подражательностью, с недостатком самостоятельности и цельности личности человека. И наоборот, глубина и содержательность интересов свидетельствуют о целенаправленности, настойчивости личности. Однако сходство интересов не предполагает сходства особенностей характера. Так, среди людей с близкими интересами могут быть веселые и грустные, скромные и навязчивые, эгоисты и альтруисты. Более того, люди со сходной направленностью могут идти совершенно разными путями к достижению целей, используя для этого свои, особенные приемы и способы. Это несходство определяет и специфику характера личности, которая проявляется в ситуации выбора действий или способов поведения.
Существует достаточно много классификаций черт характера. В отечественной психологической литературе чаще всего встречаются два подхода. В одном случае все черты характера связывают с психическими процессами и поэтому выделяют волевые, эмоциональные и интеллектуальные черты. При этом к волевым чертам характера относят решительность, настойчивость, самообладание, самостоятельность, активность, организованность и др. К эмоциональным чертам характера относят порывистость, впечатлительность, горячность, инертность, безразличие, отзывчивость и др. К интеллектуальным чертам относят глубокомыслие, сообразительность, находчивость, любознательность и др.
В другом
случае черты характера
Все черты личности человека можно условно разделить на мотивационные и инструментальные. Мотивационные побуждают и направляют деятельность, а инструментальные придают ей определенный стиль. Характер может проявляться в выборе цели действия, т. е. как мотивационная черта личности. Однако когда цель определена, характер выступает больше в своей инструментальной роли, т. е. определяет средства достижения поставленной цели.
Необходимо также подчеркнуть, что характер является одним из основных проявлений личности. Поэтому черты личности вполне могут рассматриваться и как черты характера. К числу таких черт в первую очередь необходимо отнести те свойства личности, которые определяют выбор целей деятельности (более или менее трудных). Здесь как определенные характерологические черты могут проявиться рациональность, расчетливость или противоположные им качества. Во-вторых, в структуру характера включают черты, которые проявляются в действиях, направленных на достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность и др. В этом случае характер сближается с волей человека. В-третьих, в состав характера входят, инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом, например экстраверсия-интроверсия, спокойствие-тревожность, сдержанность-импульсивность, переключаемость- ригидность и др.
Все черты
или качества личности значимы для
нее. Но у каждого конкретного
индивида среди черт характера, некоторые
выступают как основные, ведущие,
задающие общую направленность всего
комплекса проявлений. Наряду с этим существуют
второстепенные черты, которые в одних
случаях определяются основными, а в других
могут и не гармонировать с ними. Таким
образом, черты характера не существуют
изолированно, отдельно друг от друга,
а являются связанными воедино, образуя
более или менее цельную
структуру характера.
2. Формирование характера
Формирование характера происходит в различных по своим особенностям и уровню развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив и др.). В зависимости от того, какая группа является для личности референтной и какие ценности поддерживает и культивирует эта группа, у человека развиваются соответствующие черты характера.
Истоки характера человека и первые признаки его проявления следует искать в самом начале жизни. Иногда понятие характера подменяют понятием темперамента, очевидно, это происходит оттого, что как у характера, так и у темперамента общая зависимость от физиологии человека, от его типа нервной системы, и формирование характера в большей степени зависит от темперамента, поскольку темперамент больше связан с нервной системой.
Поскольку темперамент первичен, и черты характера развиваются, когда темперамент уже есть, т.е. как бы на фундаменте темперамента, но он не довлеет над характером. У людей с одинаковым темпераментом не обязательно будет одинаковый характер, но темперамент может оказать воздействие на формирование черт характера.
Однако основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его общение с окружающими его людьми. В свойственных для него поступках и формах поведения ребенок, прежде всего, подражает своим близким. При помощи прямого учения через подражание и эмоциональное подкрепление он усваивает формы поведения взрослых.
Сензитивным периодом для становления характера можно считать возраст от 2-3 до 9-10 лет, когда дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками. В этот период они открыты для воздействий со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем. Взрослые люди в это время пользуются безграничным доверием ребенка, имеют возможность воздействовать на него словом, поступком и действием, что создает благоприятные условия для закрепления нужных форм поведения.