Характер

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 17:09, реферат

Краткое описание

Каждый человек отличается от любого другого своим индивидуальным психологическим своеобразием. В этом смысле в обычной речи и говорят о чертах, характерных для данного человека.
"Характер" - в этом понятии исходно содержится сложная внутренняя диалектика.
Мы используем его для определения человеческой индивидуальности - того, что отличает данного человека от всех остальных, что делает его уникальным.

Файлы: 1 файл

Психология - Характер.doc

— 81.00 Кб (Скачать)

ЕДИНСТВО ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И ТИПИЧНЫХ ЧЕРТ В ХАРАКТЕР ЧЕЛОВЕКА

Вопрос о соотношении индивидуальных и общих черт в характере имеет  большое теоретическое и практическое значение. Было бы большой ошибкой пытаться свести характер только к общим или только к индивидуальным чертам. Если рассматривать каждый характер как носитель определенного типа к которому полностью сводится его своеобразие, то приведет к отказу от рассмотрения живого человека со всеми его конкретными чертами и формами деятельности и к ограничению лишь конструированием типологии. Приняв же точку зрения важности только индивидуального в характере, мы таким образом становимся перед фактом бесконечного разнообразия совершенно различных характеров, в которых не отражаются общие черты. При этом психология, если она должна иметь дело только с индивидуальными характерами, отказываясь тем самым от рассмотрения общих черт, то она фактически будет не вправе пользоваться какого-либо рода характерологическими понятиями, так как каждое понятие основано на обобщении. Проблема же разрешается тем, что индивидуальное, и общее в характере - противоположности, образующие единство.

Занимаясь психологией человеческого характера, необходимо различать:

а) типичность отдельных черт и  проявлений для данного человека;

б) типичность черт и проявлений для  группы людей.

Строго говоря, наиболее характеризует  конкретного человека именно типичное в его чертах и проявлениях. К этому относится то в индивидуальности, что является более устойчивым, определенным, постоянным. С этой точки зрения, например, характерны привычки. Наоборот, неожиданное в поведении человека часто является нетипичным и потому нехарактерным. Типичность означает также показательность, яркую выраженность характера в целом или в его существенных особенностях. Типичность черт и проявлений характера не означает его простоты и схематичности. Характер может быть очень сложным и противоречивым, причем сложность и противоречия проявляются в конкретных поступках. Так как характер человека изменяются, то соответственно может изменяться и типичность его отдельных черт и проявлений. Подобные изменения зависят от жизненных условий, и прежде всего от условий воспитания. Таким образом, типично для человека в его деятельности и сознании то, что является наиболее показательным для него, и при этом имеет устойчивость, цельность и определенность. Но при этом, необходимо заметить, что это типичное не является неподвижным, статическим, а как и все в природе, подвергается изменениям. В характере каждого человека в известной мере отражаются типические национальные черты. Несомненно, что в зависимости от общественной жизни, культуры, языка у каждого народа складываются национальные особенности. В какой-то мере на характере нации отражается и географическая среда; например, не без основания говорят о южанах как о людях более подвижных и впечатлительных, чем северяне. Но было бы неправильно приписывать нации какие-либо неизменные черты характера. С изменением условий жизни нации меняется и ее характер. Также весьма значительны типические классовые черты. Каждый возрастной период в развитии человека также отличается особыми чертами. Но какое бы ни взять типическое, оно отличается особенностями общими для всех групп:

  1. Наличие в индивидуальном некоторых общих черт, что именно и определяет типичность;
  2. Типическое не только всегда находит индивидуальное выражение, но существует лишь в индивидуальном, вне которого оно было бы пустой схемой.
  3. Типическое - это характерное для группы;
  4. Типическое представляет собой некоторое единство, некоторую цельность;
  5. Типическое пластично, изменчиво, нередко противоречиво

МЕТОДЫ И ИСТОЧНИКИ ПОЗНАНИЯ ХАРАКТЕРА 

Раскрытие структуры характера - его  черт и проявлений - позволяет наметить и основные пути его изучения. Вопрос о методах исследования характера имеет большое принципиальное значение, так как методика в большой мере зависит от понимания характера. Связь методики изучения характера с теоретическими предпосылками не означает, что если эти предпосылки ложны, то не могут быть собраны отдельные научно значимые факты. Но при этом к разрабатываемым методам существуют общие требования:

1. Материалы должны точно протоколироваться,  чтобы возможна была их проверка;

2. Методы должны быть надежными; 

3. Методика должна быть объективной; 

4. Каждый метод изучения характера  должен обладать так называемой  валидностью, то есть соответствием  его назначению, в частности диагностической  и прогностической значимостью. 

5. Для суждения о характере следует использовать и субъективные данные - как высказывания самого изучаемого человека, так и мнения о нем хорошо знающих его людей.

6. Наконец, при выборе и применении  методов нельзя забывать, что  речь идет о характерологических  исследованиях, то есть таких, в которых надо в той или другой форме найти индикаторы черт характера. Поэтому техника проведения и анализа результатов применения каждого метода зависит от конкретной цели данного характерологического исследования. К характерологическим методам относятся: объективное наблюдение, самонаблюдение и самоанализ, эксперимент естественный и лабораторный, беседы и анкеты, свободное сочинение, анализ продуктов деятельности. Также к источникам познания можно отнести: письма, дневники, мемуары, автобиографии, биографии, литературно-художественные произведения.

Характер не является застывшим образованием, он формируется на всем жизненном

пути человека. Анатомо-физиологические задатки  не предопределяет абсолютно

развитие того или иного  характера. Признание же зависимости характера от

таких факторов, как внешний  облик, конституция тела, дата рождения, имя и

т.п., ведет к признанию  невозможности сколько-нибудь существенным образом

изменять и воспитывать  характер. Однако вся практика воспитания опровергает

тезис о постоянстве характера, подобные случаи возможны лишь в случае

патологии личности.

Характер, несмотря на свою многогранность, лишь одна из сторон, но не вся

личность. Человек способен подняться над своим характером, способен изменить

его, поэтому, когда говорят о прогнозировании поведения, не забывают, что оно

имеет определенную вероятность и  не может быть абсолютным.


Информация о работе Характер