Главный секрет вербовщиков

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 12:28, контрольная работа

Краткое описание

Деятельность тоталитарных сект признается противоправной, так как при осуществлении своей вербовочной деятельности, анонсировании своих мероприятий, рекламе и публичных выступлениях, а также при частных встречах со своими потенциальными адептами, лидеры и вербовщики тоталитарных сект нарушают право каждого человека на владение достоверной и полной информацией о той организации, членом которой ему предлагается стать, утаивается или искажается информация об истории и вероучении организации, биографии её основателей и лидеров.

Оглавление

Введение
Глава 1. Методы влияния
1.1 Феномен манипулирования.
1.2 Ситуативные методы влияния.
Глава 2. . Методы влияния религиозных культов, применяемые для привлечения новых членов.
2.1 Тактики вербовки.
2.2 Обращение в полного приверженца
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

психология религии.doc

— 107.50 Кб (Скачать)


 

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЛИАЛ Г.ЧЕБОКСАРЫ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ПСИХОЛОГИИ РЕЛИГИИ

Главный секрет вербовщиков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 5 курса ЗП-01-07

Харикова Л.Д.

Проверил: доц.Селиванова Л.В.

 

 

 

 

 

 

 

г. Чебоксары 2012г.

 

Содержание:

     Введение

Глава 1.   Методы влияния

1.1   Феномен манипулирования.

1.2   Ситуативные методы влияния.

Глава 2. .  Методы влияния религиозных культов, применяемые для привлечения новых членов.

    2.1 Тактики вербовки.

   2.2 Обращение в полного приверженца

Заключение.

Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Деятельность тоталитарных сект признается противоправной, так как при осуществлении своей вербовочной деятельности, анонсировании своих мероприятий, рекламе и публичных выступлениях, а также при частных встречах со своими потенциальными адептами, лидеры и вербовщики тоталитарных сект нарушают право каждого человека на владение достоверной и полной информацией о той организации, членом которой ему предлагается стать, утаивается или искажается информация об истории и вероучении организации, биографии её основателей и лидеров. Периодическая печатная продукция сект, литература и другие носители информации, включая агитационные листовки и приглашения на мероприятия сектантов, часто содержат заведомо ложную информацию о религиозной или иной принадлежности организации, что также нарушает права гражданина РФ.

Всё это является попыткой скрыть истинное положение вещей внутри секты, где на самом деле регулярно и совершенно не контролируемо со стороны государственных органов и общественности совершаются преступления против личности и общества – главным образом, это финансовые махинации, совершение преступлений в социальной сфере, разрушение семей, склонение к суициду, насилие над детьми, лишение детей адекватного педагогического и медицинского вмешательства, убийства по религиозным и псевдорелигиозным мотивам, подготовка к совершению и совершение террористических актов, деятельность по разжиганию межрелигиозной розни, причинение вреда физическому, психическому и духовному здоровью человека.

Удерживаемые внутри секты посредством применения специальных психологических методик по контролированию сознания человека, жертвы тоталитарных сект фактически выпадают из нормальной, общественной и семейной жизнедеятельности, им прививаются многочисленные фобии, что становится причиной появления неврозов и других психических расстройств.

Также вызывает особую обеспокоенность деятельность лидеров тоталитарных сект по наращиванию своего политического и экономического влияния, как на местном, так и на федеральном уровнях. Многочисленные агенты влияния сектантов лоббируют свои интересы на самом высоком государственном уровне, что служит только одной цели – укреплению влияния тоталитарной секты в обществе, насаждению внешнеполитических инициатив тех стран, которые финансируют деятельность сектантов на территории Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Методы влияния.

 

1.1. Феномен манипулирования

 

На протяжении жизни каждого человека на него неоднократно оказывается психологическое влияние окружающими. Это и так называемая манипуляция, и способы убеждения, психологического давления. На человека влияет реклама, его убеждают родители и сослуживцы, государственные и общественные контролирующие организации. Не вступая в популярные сейчас дискуссии о том, положительным или отрицательным является сам факт оказания психологического влияния на личность, в данной работе я остановлюсь на методах психологического влияния, которые используются приверженцами различных тоталитарных сект для привлечения новых и удержания существующих членов.

В настоящее время довольно много исследуется феномен манипулирования – под манипуляцией понимают один из видов воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями.Степень успешности манипуляции в значительной мере зависит от того, насколько широк арсенал используемых манипулятором средств психологического воздействия и насколько манипулятор гибок в их использовании. Предлагаемый ниже обзор таких средств дает приблизительное представление об их многообразии.

При этом нам хотелось бы предостеречь от постановки знака тождества между психологическим влиянием и манипулированием. Понятие психологического влияния является более широким, и не всякое психологическое воздействие является манипуляцией. Для иллюстрации этого я приведу список различных видов психологического влияния, как его представляет Чалдини, так же он встречается и у Шейнова.

1.      Убеждение. Сознательное аргументированное воздействие на другого человека или группу людей, имеющее своей целью изменение суждения, отношений, намерения или решения.

2.      Самопродвижение. Объявление своих целей и предъявление свидетельств своей компетентности и квалификации для того, чтобы быть оцененным по достоинству и благодаря этому получить преимущества в ситуации выбора другими, назначении на должность и др.

3.      Внушение. Сознательное неаргументированное воздействие на человека или группу людей, имеющее своей целью изменение их состояния, отношения к чему-либо и предрасположенности к определенным действиям.

4.      Заражение. Передача своего состояния или отношения другому человеку или группе людей, которые каким-то образом (пока не нашедшим объяснения) перенимают это состояние или отношение. Передаваться это состояние может как непроизвольно, так и произвольно; усваиваться – также непроизвольно или произвольно.

5.      Пробуждение импульса к подражанию. Способность вызывать стремление быть подобным себе. Эта способность может как непроизвольно проявляться, так и произвольно использоваться. Стремление подражать и подражание (копирование чужого поведения и образа мыслей) также может быть произвольным или непроизвольным.

6.      Формирование благосклонности. Привлечение к себе непроизвольного внимания адресата путем проявления инициатором собственной незаурядности и привлекательности, высказывания благоприятных суждений об адресате, подражания ему или оказания ему услуги.

7.      Просьба. Обращение к адресату с призывом удовлетворить потребности или желания инициатора воздействия.

8.      Принуждение. Угроза применения инициатором своих контролирующих возможностей для того, чтобы добиться от адресата требуемого поведения. Контролирующие возможности – это полномочия в лишении адресата каких-либо благ или в изменении условий его жизни и работы. В наиболее грубых формах принуждения могут использоваться угрозы физической расправы. Субъективно принуждение переживается как давление: инициатором – как собственное давление, адресатом – как давление со стороны инициатора или «обстоятельств».

9.      Деструктивная критика. Высказывание пренебрежительных или оскорбительных суждений о личности человека и / или грубое агрессивное осуждение, поношение или осмеяние его дел и поступков. Разрушительность такой критики – в том, что она не позволяет человеку «сохранить лицо», отвлекает его силы на борьбу с возникшими отрицательными эмоциями, отнимает у него веру в себя.

10. Манипуляция. Скрытое побуждение адресата к переживанию определенных состояний, принятию решений и / или выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей.

Данный список иллюстрирует, что интерес к исследованиям манипуляции, проявленный в последнее время  неоправданно сужает область исследования проблем, связанных с психологическим влиянием. В то же время, невозможно отрицать, что широкое использование методов психологического влияния для привлечения членов тоталитарных сект в настоящее время представляет действительно значимую проблему для общества и требует исследования и разработки способов противодействия влиянию.

Методы влияния, используемые сектантами для привлечения новообращенных, хорошо укладываются в традиционные подходы к методам влияния вообще, и отличаются только повышенным давлением на принятие решения человеком, по сравнению со многими другими ситуациями, где они используются.

 


1.2 Ситуативные методы влияния

 

Существуют вспомогательные методы опосредованного влияния, которые, по сути, позволят, как можно больше расположить человека к тому, что происходит, сделать его более восприимчивым к тому, что хотят предложить.

Повлиять на поведение и изменить или сформировать стереотипы (а значит повлиять на будущее поведение и отношение) можно следующими способами:

1.           использовать автоматические реакции, основанные на стереотипах поведения. Таким образом, можно заставить человека поступить так, как нам нужно (например, поучаствовать в чем-либо), или сделать то, что может повлечь за собой изменение существующих мнений и стереотипов, или хотя бы пошатнет старые.

2.           актуализировать позитивные стереотипы, либо дать возможность о них забыть, если они являются негативными.

3.           провоцировать ситуативное поведение (слова, поступки и т.д.).

–        Противоречащее обычным стереотипам поведения

–        Подтверждающее обычные стереотипы поведения

–        Формирующее стереотипы поведения

Предполагается, что в большинстве своем люди не относятся категорически плохо к предлагаемому предмету, а значит, в процессе нет задачи изменить стереотипы поведения.

Скорее мы будем иметь дело с людьми, которые относятся к предмету в той или иной степени либо настороженно, либо доброжелательно – в таком случае нужно активизировать положительные стереотипы, акцентируя на них внимание и наоборот отвлечь от негативных. Возможно, что человек не имеет никакого мнения относительно того, о чем ему рассказывают или предлагают, тогда перед человеком, предлагающим предмет, стоит задача сформировать нужный положительный стереотип. Вернее сказать, сделать так, чтобы вся ситуация поддерживала то, что будут говорить и делать, и ориентировала человека определенным образом.

Далее будут предложены конкретные методы влияния на поведение и стереотипы людей во время презентации предмета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.  Методы влияния религиозных культов, применяемые для привлечения новых членов

 

Членство в деструктивном культе является результатом двух взаимодействующих сил: тактики, которой пользуются культы, чтобы вербовать, обращать, обрабатывать и удерживать культистов, и личной уязвимости потенциального новичка. Начнем со второго фактора. Вербовщики культа, искусные в оценке предполагаемых клиентов, чаще всего обращаются к тем, кто находится в данный момент в непривычном, неустойчивом или неприятном социальном и психологическом положении. Это могут быть люди на отдыхе (отпуск, путешествие, места развлечений), студенты вузов (особенно первый и последний годы учебы), пожилые люди (недавно ставшие пенсионерами или оказавшиеся в длительном одиночестве), наивные подростки с их кризисом самоопределения, любой человек, переживающий какой-то стресс (болезнь, смерть близких, развод и т.п.), мигранты, беженцы, безработные, из которых все, вероятно, испытывают потребность в дружественности, сердечности и ищут установления связей.

Особую группу риска составляют личности, занятые интенсивными духовными поисками, стремящиеся к «полной и абсолютной Истине» (часто понимаемой как простые и однозначные ответы на сложные вопросы), а также индивиды с художественным складом мышления. Эта группа частично совпадает с категорией лиц, которых на Западе называют «true believers» («истинно верующие») и которые характеризуются преобладанием внешнего локуса контроля в поведении и сознании. В целом же можно сказать, что при некотором стечении обстоятельств жертвой манипулирования со стороны деструктивных культов может оказаться, хотя бы и ненадолго, любой человек.

 

 

2.1 Тактики вербовки

 

В брошюре Американского семейного фонда приводятся четыре признака вербовщика:

- Это самый дружественный человек, какого вы когда-либо встречали.

- Это человек, СЛИШКОМ заинтересованный в том, что и вам, как он выяснил, нравится делать.

Информация о работе Главный секрет вербовщиков