Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 10:33, реферат
В своей работе я попытаюсь взглянуть на ребенка с разных сторон, И как на биологическое существо, подчиняющееся жестким законам природы так же, как и все живые существа. И как на индивида, т.е. существо особое, созданное в одном экземпляре, неповторимое, со своей линией развития, заданной генетически. И как на маленького человека (личность), живущего в совершенно определенном обществе и в конкретный период развития этого общества, т.е. подчиняющегося законам развития психики, как общим, так и связанным с тем окружением, в котором он растет.
Введение 3
Мужское и женское 5
Ассиметрия мозга 9
Мышление полушарий 10
Первоклассник и первоклассница 11
Существа разных миров 14
Оценки взрослых 20
Что такое “хорошо” и что такое “плохо” 23
Заключение 26
АССИМЕТРИЯ МОЗГА
Чтобы лучше понять мужское и женское начало, следует вспомнить некоторые особенности полушарий головного мозга. Наш мозг состоит из двух полушарий, к каждому из которых идут нервные пути от органов чувств и от всех органов, имеющих чувствительность (например, болевую или тактильную — осязательную). При этом правое полушарие в основном «обслуживает» левую сторону тела: принимает большую часть информации от левого глаза, уха, левой руки, ноги и т.д. и передает команды. Главное отличие левого полушария от правого в том, что только в нем расположены речевые центры, и переработка всей поступающей в левое полушарие информации происходит с помощью словесно-знаковых систем. Строго говоря, в левом полушарии не один центр речи, а несколько. Есть центр, ответственный за мышечный акт произнесения слов, за артикуляцию. При его поражении ребенок (или взрослый) понимает речь, может читать (но не вслух) и писать, но не может говорить. Губы не слушаются его, когда он хочет что-то произнести. Другой центр речи отвечает за понимание речи. Больной с дефектом этого центра может много, но совершенно бессвязно говорить, правильно строить совершенно бессмысленные предложения.
Но центры речи не
случайно появились у
Правому полушарию
«МЫШЛЕНИЕ» ПОЛУШАРИЙ
Итак, наши полушария неравноценны. Они действуют совместно, «рука об руку», но у каждого свои «излюбленные приемы». Это дает нам огромные преимущества, позволяя решать разнообразнейшие задачи. Но одни из нас, левополушарники, «охотнее» пользуются «услугами» левого полушария, другие — правого.
Можно ли что-то узнать
о стратегии работы мозга
Почти каждый человек
имеет ведущую руку, глаз, ухо,
и т. д. Если ведущим является
правый парный орган, это
Итак, даже рассматривая развитие психики ребенка только под одним углом зрения: асимметричного распределения функций между двумя полушариями мозга, неравнозначности в работе правой и левой руки, глаза, уха, мы приходим к выводу о том, что процесс обучения уже ребенка-дошкольника, а тем более школьника, должен учитывать его индивидуальные особенности.
Рано или поздно, у большинства детей наступает этот радостный и трудный день, который подведет черту под всей предыдущей жизнью ребенка и разделит ее на две пока неравные части: дошкольник и школьник. Сколько нового и неожиданного сваливается сразу на ребенка.
Изменился режим дня, одежда, место, где проходит большая часть дневных часов. Привычное окружение знакомых и родных людей сменилось окружением шумных и в большинстве незнакомых сверстников. Изменилось отношение взрослых и детей к нему — школьнику.
Изменился привычный набор того, что можно, и того, что нельзя. Это «нельзя» выросло до огромных размеров, и новые запреты не всегда понятны: почему нельзя громко говорить и задавать свои «почему?» и нельзя повернуться и дать сдачи мальчишке, который толкается? Почему в школе запрещают быть подвижными, любопытными, жизнерадостными и общительными?
Только один день, первый
день в школе, а ребенку
Очень это трудное дело — начать школьную жизнь.
Привыкание к школе, к новому укладу жизни, к новым требованиям называется школьной адаптацией и у одних детей протекает легко и быстро, а у других — трудно и долго. Кто же труднее адаптируется (т.е. приспосабливается) к новой ситуации? Обычно это мальчишки. Девочки более общительны, контактны, легче перестраивают свои отношения, подстраиваются к ситуации. Мальчики при любом изменении привычной жизни страдают больше. Но вот парадокс: сами мальчики значительно чаще, чем девочки, стремятся к новому, к изменениям в жизни, сами изменяют ситуацию. Это они идут в походы и за отсутствием непроходимых джунглей лезут в неизведанные дебри строек, чердаков и подвалов.
Но вернемся к школе. Итак,
ребенок пошел в школу. И не
просто ребенок, а мальчик или
девочка, со свойственными им особенностями
восприятия, мышления, речи, эмоций,
с особой организацией мозга, с
разными установками, типами характера
и поведения, разные по своему биологическому
возрасту. И вот: «Здравствуйте,
дети!». Школа и учитель ждали
и готовились к встрече с детьми,
но не с мальчиками и девочками. Нет
специальной программы или
Но неужели школа никак
не повлияла на это развитие,
не помогла или не помешала?
Конечно, повлияла. Оставим в стороне
чисто психологические аспекты
этой проблемы, но все же задумаемся,
на кого рассчитано школьное
обучение и как принятый в
школе тип воспитания и
Мы хорошо знаем
Оказывается, при чтении
взрослый и ребенок, который
еще только учится читать, используют
разные стратегии. Взрослый
Представьте, что вы читаете
иностранный детектив, где один
из героев носит длинную
и непривычную для русского
языка фамилию. Если после
Начинающий читать ребенок видит все слова, как эту непроизносимую иностранную фамилию, но вынужден прочитывать ее побуквенно и послогово, все время сопоставляя зрительный образ буквы или слога с их звуковым образом. Так учат в школе. Но ведь есть и другие методики обучения чтению, например методика Н. А. Зайцева (раннее обучение чтению). Она опирается совсем на другие принципы освоения знаковых систем. И вот неожиданность: легче и быстрее всех обучились чтению и счету по этой методике левополушарники, те, у которых врожденные, наследуемые особенности функциональной специализации полушарий указывали на преобладание левом полушария, выражающееся в правосторонних моторных и сенсорных асимметриях (правая ведущая рука, глаз, ухо). Среди детей этой группы легко обучилось 80%, а среди правополушарников — 12%
В первом классе шестилеткам не ставили отметок, но по просьбе родителей учитель по окончании учебного года на каждого ребенка дал характеристику: легко или трудно овладевал премудростями чтения и письма данный малыш. Оказалось, что среди детей первой группы (с высокой степенью праворукости) только 5% легко научились читать и писать, а среди детей второй группы таких было в 6-7 раз больше (33%). Окончили его без троек 40% детей первой группы и 80% второй.
Итак, в обычной массовой
школе легче учиться детям
с низкой степенью
А само обучение, как оно
повлияло на формирование
Сравнивая детей одного и того же возраста (7 лет): тех, кто только собирался после подготовительной группы детского сада поступать в первый класс, и тех, кто уже закончил 1-й класс шестилеток.
По сравнению с результатами
исследования, проведенного в 6 лет,
у «подготовишек» степень
Видимо, только в этом случае обучение могло происходить успешно»
Но мы опять говорим «дети». А
как же различия между мальчиками
и девочками, существуют ли они? Да.
Все эти перестройки произошли
в первую очередь у мальчиков
и почти не затронули девочек,
у которых начало обучения не внесло
изменений в распределение
Если дети обучаются читать
по методике Н. А. Зайцева,
как мы уже говорили, более
успешны левополушарники, но у
них степень праворукости
Вернемся вновь в нашу
обычную школу. Мы говорили
о том, что лучше учатся в
первом классе мальчики-
С другой стороны, это
означает, что при одной и той
же школьной методике обучения,
при одной и той же
Информация о работе Гендерные различия в прагматике у детей от 5 до 10 лет