ФУНКЦИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 02:35, курсовая работа

Краткое описание

Классное руководство как самостоятельное педагогическое явление в нашей стране имеет небольшую (чуть более 70 лет), но богатую историю. Самыми плодотворными для развития классного руководства были 50–80-е гг. XX в. Именно в этот период такие, блестящие ученые, как Н.И. Болдырев, О.С. Богданова, А.И. Дулов, И.С. Марьенко и др., разработали и апробировали целостную теорию классного руководства. Идеи этих выдающихся педагогов остаются востребованными и в настоящее время; они развиваются, совершенствуются, корректируются с позиций сегодняшнего дня.

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 85.56 Кб (Скачать)

 

2. Анализ воспитательной работы классного руководителя

В соответствии с целью воспитания учащихся школы №6 сформулированной в программных документах школы, в 2008–2009 учебном году были поставлены следующие задачи воспитательной работы с учениками 5 класса:

- в области нравственного воспитания: формирование у каждого из учащихся системы ценностей, которая служила бы ориентиром при решении конкретных нравственных задач; повышение толерантности учащихся; формирование у школьников объективного подхода к себе и к окружающим; развитие самостоятельности и ответственности учащихся за свои действия;

укрепление гражданской  позиции школьников; формирование культурных норм в области взаимодействия людей  разных полов, возрастов,

национальностей и социальных групп:

– в области интеллектуального воспитания: повышение престижа интеллектуальной деятельности; формирование у школьников умения использовать на практике имеющиеся предметные, надпредметные и оргдеятельностные умения в изменяющихся условиях;

– в области эстетического воспитания: формирование у школьников критериев эстетической оценки произведений искусства; активизация деятельности учащихся в области литературного творчества; расширение коммуникативного пространства за счёт включения ребят в обсуждение произведений искусства;

– в области физической культуры: активное включение учащихся в спортивно оздоровительную деятельность школы, обеспечивающую высокую работоспособность и минимализацию пропусков уроков по болезни.

Для решения поставленных задач  в течении года использовались основные формы работы:

1. Классные часы и родительские собрания: «Устав школы. Культура поведения в школе», «Законы, по которым мы живём», «Этих дней не смолкнет слава», «День согласия и примирения», «Я» в мире людей. Люди, которые рядом», «Поговорим о дружбе». «Друзья моего ребёнка. Кто они, какие они?», «Как развить у ребёнка работоспособность?», «Вредные привычки ребёнка. Как им противостоять?».

2. Подготовка и проведение  классных праздников самими детьми: «День рождения класса», «Новогодний  огонёк», «1 апреля. День всех  смешинок».

3. Участие ребят в общешкольных  и внешкольных мероприятиях: концерт  к дню учителя, работа на пришкольном участке, «Юные таланты школы», предметные недели, поздравление ветеранов, конкурс плакатов.

4. Индивидуальные беседы  с детьми и родителями: «Час  откровений» для детей и «Час  общения» для родителей.

5. Проведение и участие  в детских познавательных и  интеллектуальных играх «Вокруг  света», «Золотое руно».

6. Поездки в цирк, зоопарк,  посещение музея, детской библиотеки.

7. Туристическая прогулка  по любимым местам нашего города.

Наиболее эффективными формами  работы с детьми оказались: сообщения учащихся, метод интервью, мини фильм, выпуск классного печатного издания, праздники, КВН, фото выставки. На классных часах удавалось организовать не только обсуждение, но и откровенный обмен мнениями по поводу проблем, возникающих в классе. Возникали острые дискуссии, в ходе которых участвующие в них школьники вынуждены были чётко формулировать свои этические и эстетические позиции, проясняя их тем самым и для самих себя. Трудности связаны и с тем, что для понимания многих серьёзных проблем у школьников не хватает жизненного опыта.

Необходимо предусмотреть  такие средства организации дальнейшей работы, которые позволят детям активнее принимать в ней участие.

а) Формы взаимодействия с  родителями. Были использованы следующие  формы работы с родителями: родительские собрания, индивидуальные консультации, совместные с детьми праздники, конкурс  «Очумелые ручки». Было предложено оказать помощь классу в сборе информации о своём городе, о профессиях мам и пап, оформлении родословной.

б) Очень важный момент –  создание традиций класса. Такой традицией является «День рождения класса», который отмечается 1 сентября (дети сами выбрали именно эту дату). Первые поздравления от родителей, классного руководителя.

Первые подарки: праздничное  угощение от родителей. Конкурс на лучшую эмблему, девиз класса, «Сценки из школьной жизни» и подарки детей  классу (рисунки, стихи, фотографии в  классный альбом.).

Традиционно отмечается Новый  Год.

Конкурсная программа  прошла весело и задорно.

Воспитательные задачи и  вытекающие из них направления деятельности на 2009–2010 учебный год.

1. Знакомить учащихся с  опытом и традициями предыдущих  поколений по сохранению здоровья  нации; формировать у учащихся  культуру сохранения и совершенствования  собственного здоровья.

2. Создать условия для  продвижения учащихся в интеллектуальном  развитии.

3. Формировать у учащихся  культуру общения в системе  «Учитель – Ученик»,

«Ученик-Ученик», «Взрослый  – Ребёнок».

4. Формировать у учащихся  адекватное нравственное отношение  к окружающим людям; прививать  осознание ценности человеческой  жизни.

5. Использовать нестандартные творческие формы внеклассной деятельности с учётом возрастных особенностей учащихся; изучать индивидуальные интересы и потребности учащихся во внеурочной деятельности; постоянно демонстрировать достижения, результаты, способности учащихся в досуговой деятельности родителям, педагогам, сверстникам; прививать интерес к искусству, развивать эстетическое восприятие; развивать способность адекватно оценивать свои результаты и быть справедливым по отношению к чужим достижениям; использовать активные формы по внеклассной работы на основе возрастных особенностей учащихся.

6. Формировать у учащихся  толерантность, формировать гуманистическое  мировоззрение, осознание своих  прав и прав других людей;  развивать патриотические чувства;  формировать гражданскую позицию;  воспитывать уважение к своей  Родине, культуре, традициям.

7. Организация и совместное  проведение досуга детей и  родителей; организация психолого-педагогического  просвещения родителей через  систему родительских собраний, тематических и индивидуальных  консультаций, бесед; создание условий  для благоприятного взаимодействия, преодоление конфликтных ситуаций  среди у частников учебно-воспитательного процесса педагогов, детей и родителей; организация целенаправленного просвещения родителей по вопросам воспитания.

8. Изучать коллектив учащихся, использовать активные формы  просветительской деятельности, сотрудничать  со школьным психологом; создавать  благоприятную атмосферу общения.

2.1 Родительское  собрание. Поговорим о дружбе

Друзья познаются в  беде, настоящие друзья – в радости.

Народная мудрость

Дружба – это созвучие душ в соединенности судеб.

Восточная мудрость

Задачи собрания:

1.  Формировать у родителей понимание значения дружбы в жизни ребенка.

2.  Способствовать формированию у родителей интереса к делам класса и взаимоотношениям в детском коллективе.

Форма проведения: костер дружбы.

Это родительское собрание уместно  приурочить к весенним каникулам, когда  можно выехать на природу. Заранее  готовится поляна и место для  костра. Поляну можно украсить разноцветными  флажками, которые дети могут изготовить из цветной бумаги. На флажках можно  написать различные пожелания своим  друзьям. В конце встречи можно  предложить подарить флажки с пожеланиями  своим друзьям.

Если возможности встретиться  всем вместе на природе нет, можно  проводить это собрание в классе или в актовом зале школы. А  вот форму проведения собрания нужно  сохранить.

Для этого на сцене создается  имитируемый костер, и все усаживаются  по кругу.

Подготовительная  работа к собранию:

1. Анкетирование  детей и родителей.

Анкетирование учащихся №1.

-  Есть ли у тебя друзья?

-  Кого ты считаешь своим лучшим другом?

-  Почему ты считаешь этого человека своим лучшим другом?

-  Знают ли твои родители, кто твой лучший друг?

– Знакомы ли они с ним?

-  Бывает ли твой друг у тебя дома?

-  Как часто вы с ним видитесь?

– Как относятся твои родители к вашим встречам?

-  Есть ли хорошие друзья у твоих родителей?

-  Знаком ли ты с ними?

-  Какое мнение у тебя о них?

Анкетирование учащихся №2.

Продолжи предложение:

1.  Друг – это тот, кто…

2.  Лучший друг – это тот, кто…

3.  Я переживаю, когда мой друг…

4.  Я радуюсь, когда мой друг…

5. Мне приятно, когда  мой друг…

6. Мне неприятно, когда  мой друг…

7. Мне хотелось бы, чтобы  мой друг…

8. Мне не хотелось бы, чтобы мой друг…

9.  Когда я вырасту, я хочу, чтобы мой друг…

10.Когда я вырасту, я  не хочу, чтобы мой друг…

Анкетирование родителей  №1.

-  Знаете ли вы друзей своего сына или дочери?

-  Как давно они дружат?

-  Довольны ли вы этой дружбой?

-  Считаете ли вы эту дружбу равноправной?

– Бывает ли друг вашего ребенка у вас дома?

-  Как вы к этому относитесь?

-  Знаком ли ваш ребенок с вашими друзьями?

-  Как он к ним относится?

– Что бы вы хотели изменить в общении вашего ребенка с его друзьями?

Анкетирование родителей  №2

Продолжите предложение

1.Мы знаем, что друзья  нашего ребенка – это…

2.Если друзья нашего  ребенка приходят к нам в  дом, то…

3. Если наш ребенок отпрашивается  на встречу с друзьями, то мы…

4. Если наш ребенок приглашает  своего друга с нами провести  время, то мы…

5. Если нам не нравится  друг нашего ребенка, то мы…

2.       Выставка сочинений «Мой друг» или конкурс рассказов учащихся «История нашей дружбы»

В классе проводится конкурс сочинений и рассказов о дружбе ребят. Все работы ребят оформляются в большую книгу под названием «Невыдуманные истории о дружбе». Эта книга издается и на встрече все ребята, написавшие свои работы, получают эту книгу в подарок.

3.       Подготовка сюрпризов «Подарок другу».

Ребята готовят сюрпризы своим друзьям, они учитывают  их интересы, желания, увлечения.

4.       Конкурс пословиц и поговорок о дружбе.

К собранию ребята готовят пословицы и поговорки о дружбе. Они ищут их в словарях, книгах. Собранные материалы останутся в начальной школе как методическое пособие для работы учителя.

5. «Кладовая дружбы».  Фото-коллаж, рассказывающий о друзьях семей.

Ребята готовят фото –  коллаж, рассказывающий о друзьях  родителей, о друзьях своей семьи.

Ход собрания

Пока все рассаживаются, звучит песня «О дружбе».

I. Вступительное  слово классного руководителя

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались. Как здорово, что все мы опять собрались вместе – мамы и папы, девочки и мальчики. Тема нашего разговора сегодня о дружбе.

– А что значит слово «дружба»? (Ребята приводят свои объяснения слова дружба).

Затем классный руководитель предлагает вспомнить пословицы  и поговорки о дружбе.

– А что объединяет все пословицы и поговорки о дружбе? (Ребята называют аргументы: умение быть нужным, полезным, бескорыстным и т.д.)

Звучит песня  В. Высоцкого из кинофильма «Вертикаль».

– Кого можно называть своим другом? (Дети приводят аргументы и зачитывают свои сочинения о друзьях.)

П. Анализ анкетирования Классный руководитель продолжает свое выступление и приводит примеры мнения ребят о дружбе (по материалам анкетирования).

-  А у вашей семьи, ваших родителей много друзей? (Ребята отвечают на вопрос и делают это с помощью своих коллажей.)

-  Почему народная мудрость гласит: Друг познается в беде, лучший друг в радости? (Мнение высказывают дети и родители. Приводят примеры из жизни в подтверждение этого высказывания.)

Классный руководитель рассказывает ребятам и родителям притчу и  просит в ее подтверждение привести пословицу, которая достаточно часто  употребляется в речи.

«Давным давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько же друзей.

Однажды к нему в дом  пришла беда. В его овчарню в  одну из ночей проникли воры и угнали всех овец. Когда наутро хозяин пришел в овчарню, чтобы выгнать свое стадо на выпас, ни одной овцы там  не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний  труд был напрасен, а семья в  одну ночь стала нищей.

Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошел еще один день и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно все увеличивалось  и увеличивалось. Вскоре он смог разглядеть и людей в облаке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шел не с пустыми руками, а вел  за собой маленькое стадо овец. Когда они все вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. С тех пор его  стадо стало в несколько раз  больше прежнего. Каждый раз, по утрам, когда он шел выгонять свое стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семьи».

Информация о работе ФУНКЦИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ