ФУНКЦИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 02:35, курсовая работа

Краткое описание

Классное руководство как самостоятельное педагогическое явление в нашей стране имеет небольшую (чуть более 70 лет), но богатую историю. Самыми плодотворными для развития классного руководства были 50–80-е гг. XX в. Именно в этот период такие, блестящие ученые, как Н.И. Болдырев, О.С. Богданова, А.И. Дулов, И.С. Марьенко и др., разработали и апробировали целостную теорию классного руководства. Идеи этих выдающихся педагогов остаются востребованными и в настоящее время; они развиваются, совершенствуются, корректируются с позиций сегодняшнего дня.

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 85.56 Кб (Скачать)

– Совместная с социальным педагогом и психологом коррекция поведения социально дезадаптированных детей и подростков.

1.2 Основные направления  деятельности

Работа с учениками

Деятельность классного  руководителя обычно начинается с изучения класса и каждого ученика в  отдельности.

Успех воспитательной деятельности классного руководителя во многом зависит  от глубокого проникновения его  во внутренний мир детей, от понимания  их переживаний и мотивов поведения. Изучить, чем живет школьник, каковы его интересы и склонности, особенно воля и черты характера, – это, значит, найти верный путь к его  сердцу, использовать наиболее целесообразные методы педагогического воздействия.

Н.К. Крупская в статье «О воспитательной работе» писала о том, что педагоги часто забывают основные положения педагогики: чтобы воспитывать ребенка, надо очень хорошо знать ребят вообще и тех ребят, которых воспитываешь в частности. Без такого знания ребят нельзя по-настоящему организовать не только воспитательной, но и учебной работы, без знания ребят легко скатиться на путь шаблона, уравниловки в подходе к детям.

Зная особенности учащихся, их интересы и склонности, уровень  их воспитанности, легче составить  целеустремленный и действенный  план воспитательной работы.

Иногда классные руководители ошибочно полагают, что индивидуальный подход требуется по отношению к  трудным школьникам, к нарушителям  правил поведения. Бесспорно, они нуждаются  в особом внимании. Но не следует  забывать и остальных. За внешним  благополучием иногда скрываются отрицательные  черты. Надо способствовать полноценному развитию положительных качеств  у всех учеников.

А.С. Макаренко, будучи последовательным сторонником воспитания личности, в коллективе и через коллектив, в то же время указывал на необходимость учета индивидуальных особенностей воспитанников. В статье «Цель воспитания» он писал: «Каким бы цельным ни представлялся для нас человек в порядке широкого отвлечения, все же люди являются очень разнообразным материалом для воспитания…».

Изучение учащихся достигает  своей цели и дает нужные результаты при условии, если оно отвечает ряду требований:

1. Изучение учащихся служит  повышению качества их воспитания  и обучения. На основе систематического  изучения можно творчески подойти  к выбору наиболее эффективных  форм и методов воспитательного  воздействия на первичный коллектив  и на отдельных его членов. Важно организовать воспитательную  работу с учащимися с учетом  их особенностей.

2. Изучение учащихся сочетается  с воспитательным воздействием  на них. Классный руководитель  «проектирует» развитие положительных  качеств и преодоления отрицательных  черт в характере и поведении  школьников.

3. Изучение проводится  планомерно и систематически.

4. Изучение учащихся проводится  в естественных условиях их  жизни и деятельности.

5. При изучении классный  руководитель пользуется разнообразными  методами и приемами. Важно на  основе изучения наметить пути  преодоления отрицательных качеств  и закрепление положительных  черт в характере и поведении  школьника.

6. Изучение предполагает  ознакомление с условиями жизни  и быта.

7. Изучать надо не отдельные  черты, а личность в целом.

8. При изучении следует  акцентировать внимание на положительных,  а не на отрицательных чертах  характера и поведения.

Таким образом, соблюдение перечисленных  требований значительно повысит  эффективность изучения учащихся.

Реализуя свои функции, классный руководитель осуществляет выбор форм работы с детьми. Можно различать  формы по видам деятельности –  учебная, трудовая, спортивная, художественная; по способу влияния – непосредственная и опосредованная.

По времени проведения формы можно разделить на:

– кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов);

– продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель);

– традиционные (регулярно повторяющиеся).

По времени подготовки можно говорить о формах работы, проводимых с учащимися без включения  их в предварительную работу, подготовку учащихся.

По субъекту организации  классификация форм может быть следующей:

– организаторами детей выступают педагоги, родители и другие взрослые;

– деятельность организуется на основе сотрудничества;

– инициатива и ее реализация принадлежит детям.

По результату все формы  можно разделить на следующие  группы:

– результат – информационный обмен;

– результат – выработка общего решения;

– результат – общественно значимый продукт.

По числу участников формы  могут быть:

– индивидуальные (воспитатель – воспитанник);

– групповые (воспитатель – группа детей);

– массовые (воспитатель – несколько групп, классов).

Индивидуальные формы  пронизывают всю внеурочную деятельность, общение педагогов и детей. Они  действуют в групповых и коллективных формах и, в конечном счете, определяют успешность всех других форм. К ним  относятся: беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения проблемы, задачи. Эти формы можно применять  и каждую в отдельности, но чаще всего  они сопровождают друг друга. Перед  педагогами в индивидуальных формах работы стоит одна из важнейших задач: разгадать ученика, открыть его  таланты, обнаружить все ценное, что  присуще его характеру, устремлениям, и все, что мешает ему проявить себя. С каждым необходимо взаимодействовать  по-разному, для каждого нужен  свой конкретный, индивидуализированный  стиль взаимоотношений. В индивидуальных формах работы заложены большие воспитательные возможности. Разговор по душам может  оказаться для ребенка полезнее нескольких коллективных дел.

К групповым формам работы можно отнести советы дел, творческие группы, органы самоуправления. В этих формах педагог проявляет себя как  рядовой участник либо как организатор. Главная его задача – с одной стороны, помочь каждому проявить себя, а с другой – создать условия для получения в группе ощутимого положительного результата, значимого для всех членов коллектива, других людей. Влияние педагогов в групповых формах направлено также на развитие гуманных взаимоотношений между детьми, формирование у них коммуникативных умений. В этой связи важным средством является пример демократичного, уважительного, тактичного отношения к детям самого педагога.

К коллективным формам работы педагогов со школьниками относятся, прежде всего, различные дела, конкурсы, спектакли, концерты и другие. В зависимости  от возраста учащихся и ряда других условий в этих формах педагоги могут  выполнять различную роль: ведущего участника, организатора, рядового участника  деятельности, воздействующего на детей  личным примером, участника-новичка, воздействующего  на школьников личным примером овладения  опытом более знающих людей, советчика, помощника детей в организации  деятельности.

Делая попытки классифицировать формы воспитательной работы, следует  также иметь в виду, что существует такое явление, как взаимопереход форм из одного типа в другой. Так, рассматриваемые чаще как мероприятия, могут стать коллективным творческим делом, если эти формы будут разработаны и проведены самими детьми.

Часть педагогов получает удовлетворение, работая по чужим  сценариям. В то же время использование  готового сценария – в большинстве  случаев не только бесполезное, но и  вредное явление. В этой ситуации педагог (организатор) навязывает участникам работы кем-то придуманное, на кого-то ориентированное мероприятие. При  этом он становится объектом замысла  других людей, в такую же объективную  позицию ставит и участников проводимой работы, что тормозит проявление и  развитие творческих способностей, самостоятельности, лишает их возможности проявить и  удовлетворить свои потребности.

Для педагога-гуманиста, очевидно, что строить работу с детьми по чужим сценариям нецелесообразно. Однако нельзя отрицать возможность  использования описаний уже созданных  и апробированных на практике форм воспитательной работы. Особенно это  необходимо для начинающих организаторов  воспитательной работы, как для педагогов, так и для самих детей, которые, знакомясь с опытом других, могут  выбрать для себя идеи и способы  организации деятельности. В таком  поиске может быть создана новая  форма, отражающая интересы и потребности  педагогов и детей. Только этим может  быть оправдана публикация в педагогической литературе разработок и сценариев  различных мероприятий.

Можно заимствовать идеи, отдельные  элементы используемых в практике форм, но для каждого конкретного случая выстраивается своя, вполне определенная, форма работы. Поскольку каждый ребенок  и детское объединение уникально, следовательно, формы работы по своему содержанию и построению неповторимы.

Взаимодействие классного  руководителя с учителями-предметниками.

Классный руководитель и  учителя-предметники обеспечивают целостность, целенаправленность педагогического  процесса в классе. В работе с  ученическим коллективом и отдельными учащимися все педагоги решают общие  образовательные и воспитательные задачи: развитие познавательной активности, творческих способностей, самостоятельности, ответственности и др.

Эффективность этой работы во многом зависит от согласованности  действий педагогов, работающих с учениками  конкретного класса.

Каждый педагог заинтересован  в профессиональном и воспитательном результате, который можно повысить, если объединить или скоординировать  свои усилия с действиями коллег. Центром  этой координации и организации  учебно-воспитательного процесса является классный руководитель, который во взаимодействии с учителями-предметниками  решает следующие задачи:

– изучение личностных особенностей педагогов, их возможностей в организации воспитательной работы с детьми;

– изучение особенностей преподавательской деятельности учителя его контактов, отношений с детьми;

– регулирование отношений между учителями класса, между учителями и детьми, между педагогами и родителями;

– определение общих целей, организация совместной деятельности по их достижению;

– педагогически целесообразное использование возможностей педагогов в организации воспитательной работы с детьми и родителями.

Классный руководитель организует работу всех учителей по обоснованию  общих целей и задач в работе с ученическим коллективном и  отдельными учащимися, определению  путей, основных педагогических средств, обеспечивающих достижение намеченного, привлекает учителей класса к внеучебной воспитательной работе, координирует действия педагогов в проведении учебных занятий, в работе с коллективом и отдельными учащимися.

Основу взаимодействия классного  руководителя и учителей класса составляют:

– взаимная информированность о детях, их взаимоотношениях, об организации и результатах учебно-воспитательного процесса;

– взаимопомощь, взаимная поддержка в решении сложных проблем;

– заинтересованность в успешной работе класса и каждого ученика;

– совместный поиск путей решения педагогических проблем, совместные усилия, совместная работа по реализации намеченных задач;

– совместный анализ проведенной работы, решаемых педагогических проблем, полученных результатов;

– совместное определение перспектив в работе классным коллективом, отдельными учащимися.

На первый взгляд реализация всех этих совместных действий может  показаться нереальной, однако многое осуществляется классным руководителем  и учителями в повседневном общении  и требует наибольших затрат времени, окупающихся значительным повышением качества педагогической работы. При  этом обе стороны, помогая, друг другу, помогают и себе.

Классный руководитель организует изучение учащихся их образовательных  возможностей, обучаемости, воспитанности. Вместе с учителями он может составлять и оформлять различные диагностические  карты. Оценка ряда учебных способностей у детей осуществляется родителями, детьми и учителями. В этом случае важно сопоставить, проанализировать различные данные, ознакомить педагогов  с результатами. С одной стороны, классный руководитель использует различную  информацию, которую получает о детях  от учителей, в своей деятельности, учитывает ее при организации  воспитательной работы; с другой –  обогащает представления учителей о ребенке, предлагая им неизвестные  данные, которые могут отрегулировать действия педагога, его методы работы с учеником.

Целесообразно привлечь учителей к отбору методик для изучения детей и коллектива, эффективности  воспитательного процесса, т. к. учителя могут дополнить их содержания, имея свои проблемы в работе с классом. Было бы правильным согласовывать с учителями весь процесс педагогической диагностики, тем более что некоторые вопросы могут и должны касаться учебного процесса, повышения его эффективности учителями и их отношений с детьми, преподавания отдельных предметов.

Информация о работе ФУНКЦИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ