Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 02:35, курсовая работа
Классное руководство как самостоятельное педагогическое явление в нашей стране имеет небольшую (чуть более 70 лет), но богатую историю. Самыми плодотворными для развития классного руководства были 50–80-е гг. XX в. Именно в этот период такие, блестящие ученые, как Н.И. Болдырев, О.С. Богданова, А.И. Дулов, И.С. Марьенко и др., разработали и апробировали целостную теорию классного руководства. Идеи этих выдающихся педагогов остаются востребованными и в настоящее время; они развиваются, совершенствуются, корректируются с позиций сегодняшнего дня.
Следующая группа противоречий связана с разным уровнем педагогической подготовки сторон. Педагогическая деятельность учителя носит профессиональный характер, а воспитательная деятельность родителей определяется исходя из их житейских представлений. Названное противоречие выдвигает на первый план задачу выравнивания уровня педагогических знаний учителя и родителей. Решить ее могут помочь:
– организация педагогического всеобуча (педагогические академии для родителей, практикумы);
– проведение анкетирования, тестирования, опросов;
– обмен положительным опытом воспитания детей в семье;
– анализ педагогических ситуаций;
– включение родителей в реальную жизнь класса.
Следующие противоречия системы отношений «учитель – родители» могут быть вызваны различиями в информированности сторон о ребенке. Их разрешение через непосредственные контакты дает возможность и учителю, и семье по-новому взглянуть на развивающуюся личность ученика, найти новые пути взаимодействия с ребенком.
Чтобы избежать эти противоречия учителю поможет опрос на следующие нравственные нормы:
– чувство ответственности перед родителями учащихся за обучение и воспитание их детей, за их психолого-педагогическую компетентность;
– активный и постоянный поиск педагогических контактов с родителями (а не обращение к ним лишь в тех случаях, когда необходима их помощь);
– уважительное отношение к родительским чувствам, недопущение небрежной и необоснованной оценки способностей детей и их поведения;
– повышение авторитета родителей в глазах детей;
– тактичность и обоснованность при предъявлении необходимых требований к родителям учащихся (при этом важно не перекладывать на них свои обязанности);
– терпение при поступлении критических замечаний родителей в свой адрес, учет их в процессе профессионального саморазвития.
Принципиально важным является
то, что инициатива и выбор алгоритма
разрешения возникающих противоречий
должны принадлежать педагогу как более
профессионально
Работа классного руководителя с общественностью является важным направлением в его деятельности.
Заботу о правильной организации и деятельности детей важно проявлять как можно раньше. А.С. Макаренко, обращаясь к родителям, говорил: «Каким будет человек, главным образом зависит от того, каким вы его сделаете к 5-му году его жизни. Если вы до 5-ти лет не воспитаете как нужно, потом придется перевоспитывать». А перевоспитание детей – дело более сложное и более трудное, чем их воспитание. Поэтому с первых лет жизни детей важно формировать у них положительные качества, приучать их к труду, всесторонне развивать их способности.
Серьезную помощь в этом могут
оказать общественные организации.
Они помогают правильно использовать
свободное время, преодолевать безнадзорность
школьников, остающихся после школы
без присмотра старших. Классный
руководитель при помощи общественности
может провести экскурсии и другие
мероприятия, оборудовать в клубных
помещениях или при домоуправлениях
комнаты для приготовления
Важнейшие направления работы общественности по воспитанию детей – это наблюдение за поведением школьников во внеурочное время, вовлечение их в разнообразную общественно полезную деятельность, индивидуальная помощь в успешном выполнении домашних заданий, помощь семьям в устранении причин, вызывающих педагогическую запущенность школьников, оказание помощи в воспитании и перевоспитании трудных подростков, организация спортивной и культурно-массовой работы по месту жительства.
Классным руководителям необходимо поддерживать тесную связь с общественными организациями и как можно чаще обращаться к ним за содействием и поддержкой.
Классный руководитель помогает организовать походы в театры, музеи, экскурсии по предприятиям, где ученики познакомятся с разными профессиями, увидят в какой обстановке работают люди той или иной профессии.
Классный руководитель вовлекает
и актив родителей к
Таким образом, привлекая общественность к воспитанию детей, классный руководитель значительно расширяет сферу своего воспитательного воздействия. Он находит много союзников и помощников в сложном и ответственном деле – в воспитании детей.
Работа с учителями в рамках методобъединения
Следующее направление в
работе классного руководителя –
это работа с учителями в рамках
методического объединения
Методические объединения создаются, если в школе работают три и более педагогов данного профиля, и бывают предметными, для учителей начальных классов, воспитателей групп продленного дня, классных руководителей, руководителей клубных объединений. Заметим, что вопросы воспитательной работы в 1–4 классах рассматриваются на заседаниях методических объединений учителей начальных классов; проблемы повышения воспитательной эффективности уроков – на заседаниях предметных методических объединений.
Все классные руководители (воспитатели) 5–11 классов являются членами методобъединения классных руководителей (воспитателей). Если в школе достаточно большое количество классов-комплектов, могут быть созданы 2 методобъединения классных руководителей: среднего и старшего звеньев. Заседания методобъединений проводятся 4 раза в год, иногда – более часто, но не чаще, чем 1 раз в месяц.
Во главе методобъединения стоит его председатель, избираемый членами объединения сроком на 1 год и утверждаемый педсоветом школы и приказом ее директора. Председателем должен быть опытный педагог: чаще всего им становится один из классных руководителей, иногда – заместитель директора по воспитательной работе. В обязанности руководителя методического объединения входят: составление плана работы на год (совместно с членами объединения и зам. директора), проведение заседаний, взаимодействие с другими методическими объединениями, организация выставок, подведение итогов работы, ведение документации.
Деятельность методического
объединения классных руководителей
разнообразна, но все ее содержание
подчинено решению проблем
Очевидно, что деятельность методического объединения не сводится только к проведению его заседаний. В течение года организуются открытые внеклассные мероприятия, дела; члены объединения встречаются со своими коллегами из других школ, вместе со всеми педагогами школы участвуют в дискуссиях по проблемам воспитания. Чем больше приближено содержание работы методобъединения к конкретным условиям данной школы, чем более разнообразными будут формы организации его деятельности, тем большей эффективности следует ожидать.
Работа по оформлению документации
Наряду с работой с учениками, родителями, учителями-предметниками и с общественностью, классный руководитель ведет психолого-педагогическую документацию.
Работа классного руководителя начинается с изучения коллектива класса. Для этого он исследует различные методики. После того как классный руководитель использует диагностические методы исследования учащихся и всего коллектива, он должен составить документ – характеристику школьника.
Схема психолого-педагогической характеристики личности школьника представляет собой:
Характеристика
ученика________ класса________ школы________ города________
1. Общие сведения о школьнике:
– возраст, физическое развитие, состояние здоровья;
– условия жизни и быта в семье, состав семьи, занятия родителей;
– наиболее важные факты биографии, которые могли повлиять на развитие учащегося.
2. Направленность личности:
– общая направленность личности (личная, общественная, деловая);
– нравственное развитие ученика, взгляды и убеждения, стремления, мечты.
3. Характер, темперамент,
особенности эмоционально-
– волевые черты характера;
– проявление преобладающих черт характера в различных видах деятельности.
4. Способности и особенности познавательной деятельности:
– учение и деятельности;
– особенности восприятия внимания школьника, наблюдательность;
– развитие образного и абстрактного мышления.
5. Педагогические выводы и рекомендации.
6. Анализ семейных
Кроме составления характеристики конкретного школьника, классный руководитель составляет характеристику всего класса:
– сколько отличников;
– кто входит в актив класса;
– сколько детей в основной группе, а сколько в специальной;
– есть ли дети из неполных семей;
– общая оценка класса (сильный, средний, слабый).
Также в обязанность классного руководителя входит проверка дневников учащихся.
Схема изучения дневников учащихся:
1. Внешний вид дневников
(правильность заполнения
2. Полнота записей домашних заданий у всех учащихся по всем предметам.
3. Оперативность выставления оценок в дневнике учащихся за письменные работы, устные ответы.
4. Соответствие оценок
в классном журнале и в
5. Учет и регистрация в дневниках пропусков занятий и опозданий учащихся.
Следующий документ, с которым работает классный руководитель – это классный журнал.
Схема изучения классного журнала:
– внешнее оформление, культура и правильность ведения журнала. Заполнение всех реквизитов журнала;
– выполнение практической части программы: экскурсии, предметные уроки, творческие, лабораторно-практические работы, демонстрации, опыты и т.п.
– система письменных работ и выставления оценок;
– учет посещаемости уроков, занятий;
– объем, характер, дифференциация домашних заданий;
– система проверки знаний учащихся (текущий учет знаний, умений, навыков; тематический учет, накопляемость оценок; контроль за знаниями неуспевающих, второгодников);
– правильность оформлений записей в журнале о пройденном на уроке.
Основной же задачей классного руководителя является составление плана воспитательной работы. Он содержит следующие пункты:
1. Характеристика класса.
2. Воспитательные задачи
на определенный период, соответствующие
возрасту и характеристике
3. Работа с ученическим
коллективом (календарь
4. Работа с учителями-
5. Работа с родителями учащихся.
Классный руководитель, по
моему мнению, – ведущая, ключевая
фигура в организации целостного
педагогического процесса в конкретном
классе. Он является его руководителем
и координирует действия всех объект
– субъектов, участвующих в нем.
Отсюда цель деятельности классного
руководителя – организация и
руководство целостным
Методологической основой
деятельности классного руководителя
является подход «встречи – взаимопроникновения
– взаимодействия» старого и
нового, традиционного и
Основные функции деятельности классного руководителя – координирующая, образовательная, развивающая и воспитательная – реализуются через такие виды работы, как педагогический мониторинг, проектировочная, организаторская и гностическая деятельности.
Осуществление этих видов деятельности рассматривается через призму деловых, профессиональных (возможно, личностных) отношений с учащимися, учителями-предметниками, психологом, социальным педагогом, вожатым (если таковые имеются), с родителями учащихся, с работниками учреждений дополнительного образования, с руководителями детских и юношеских организаций и объединений.
Информация о работе ФУНКЦИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ