ФУНКЦИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 02:35, курсовая работа

Краткое описание

Классное руководство как самостоятельное педагогическое явление в нашей стране имеет небольшую (чуть более 70 лет), но богатую историю. Самыми плодотворными для развития классного руководства были 50–80-е гг. XX в. Именно в этот период такие, блестящие ученые, как Н.И. Болдырев, О.С. Богданова, А.И. Дулов, И.С. Марьенко и др., разработали и апробировали целостную теорию классного руководства. Идеи этих выдающихся педагогов остаются востребованными и в настоящее время; они развиваются, совершенствуются, корректируются с позиций сегодняшнего дня.

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 85.56 Кб (Скачать)

Следующая группа противоречий связана с разным уровнем педагогической подготовки сторон. Педагогическая деятельность учителя носит профессиональный характер, а воспитательная деятельность родителей определяется исходя из их житейских представлений. Названное  противоречие выдвигает на первый план задачу выравнивания уровня педагогических знаний учителя и родителей. Решить ее могут помочь:

– организация педагогического всеобуча (педагогические академии для родителей, практикумы);

– проведение анкетирования, тестирования, опросов;

– обмен положительным опытом воспитания детей в семье;

– анализ педагогических ситуаций;

– включение родителей в реальную жизнь класса.

Следующие противоречия системы  отношений «учитель – родители»  могут быть вызваны различиями в  информированности сторон о ребенке. Их разрешение через непосредственные контакты дает возможность и учителю, и семье по-новому взглянуть на развивающуюся личность ученика, найти  новые пути взаимодействия с ребенком.

Чтобы избежать эти противоречия учителю поможет опрос на следующие нравственные нормы:

– чувство ответственности перед родителями учащихся за обучение и воспитание их детей, за их психолого-педагогическую компетентность;

– активный и постоянный поиск педагогических контактов с родителями (а не обращение к ним лишь в тех случаях, когда необходима их помощь);

– уважительное отношение к родительским чувствам, недопущение небрежной и необоснованной оценки способностей детей и их поведения;

– повышение авторитета родителей в глазах детей;

– тактичность и обоснованность при предъявлении необходимых требований к родителям учащихся (при этом важно не перекладывать на них свои обязанности);

– терпение при поступлении критических замечаний родителей в свой адрес, учет их в процессе профессионального саморазвития.

Принципиально важным является то, что инициатива и выбор алгоритма  разрешения возникающих противоречий должны принадлежать педагогу как более  профессионально подготовленному  субъекту педагогического процесса.

Работа классного руководителя с общественностью является важным направлением в его деятельности.

Заботу о правильной организации  и деятельности детей важно проявлять  как можно раньше. А.С. Макаренко, обращаясь к родителям, говорил: «Каким будет человек, главным образом зависит от того, каким вы его сделаете к 5-му году его жизни. Если вы до 5-ти лет не воспитаете как нужно, потом придется перевоспитывать». А перевоспитание детей – дело более сложное и более трудное, чем их воспитание. Поэтому с первых лет жизни детей важно формировать у них положительные качества, приучать их к труду, всесторонне развивать их способности.

Серьезную помощь в этом могут  оказать общественные организации. Они помогают правильно использовать свободное время, преодолевать безнадзорность школьников, остающихся после школы  без присмотра старших. Классный руководитель при помощи общественности может провести экскурсии и другие мероприятия, оборудовать в клубных  помещениях или при домоуправлениях  комнаты для приготовления домашних заданий. Таким образом, под общественным (социальным) воспитанием понимается воспитание, осуществляемое в системе «человек – человек», т.е. через непосредственные человеческие отношения, а также специально учрежденными для этой цели общественными фондами, организациями, обществами, ассоциациями и др.

Важнейшие направления работы общественности по воспитанию детей  – это наблюдение за поведением школьников во внеурочное время, вовлечение их в разнообразную общественно  полезную деятельность, индивидуальная помощь в успешном выполнении домашних заданий, помощь семьям в устранении причин, вызывающих педагогическую запущенность школьников, оказание помощи в воспитании и перевоспитании трудных подростков, организация спортивной и культурно-массовой работы по месту жительства.

Классным руководителям  необходимо поддерживать тесную связь  с общественными организациями  и как можно чаще обращаться к  ним за содействием и поддержкой.

Классный руководитель помогает организовать походы в театры, музеи, экскурсии по предприятиям, где ученики  познакомятся с разными профессиями, увидят в какой обстановке работают люди той или иной профессии.

Классный руководитель вовлекает  и актив родителей к общественному  воспитанию их детей.

Таким образом, привлекая  общественность к воспитанию детей, классный руководитель значительно  расширяет сферу своего воспитательного  воздействия. Он находит много союзников  и помощников в сложном и ответственном  деле – в воспитании детей.

Работа с учителями  в рамках методобъединения

Следующее направление в  работе классного руководителя –  это работа с учителями в рамках методического объединения классных руководителей.

Методические объединения  создаются, если в школе работают три и более педагогов данного профиля, и бывают предметными, для учителей начальных классов, воспитателей групп продленного дня, классных руководителей, руководителей клубных объединений. Заметим, что вопросы воспитательной работы в 1–4 классах рассматриваются на заседаниях методических объединений учителей начальных классов; проблемы повышения воспитательной эффективности уроков – на заседаниях предметных методических объединений.

Все классные руководители (воспитатели) 5–11 классов являются членами методобъединения классных руководителей (воспитателей). Если в школе достаточно большое количество классов-комплектов, могут быть созданы 2 методобъединения классных руководителей: среднего и старшего звеньев. Заседания методобъединений проводятся 4 раза в год, иногда – более часто, но не чаще, чем 1 раз в месяц.

Во главе методобъединения стоит его председатель, избираемый членами объединения сроком на 1 год и утверждаемый педсоветом школы и приказом ее директора. Председателем должен быть опытный педагог: чаще всего им становится один из классных руководителей, иногда – заместитель директора по воспитательной работе. В обязанности руководителя методического объединения входят: составление плана работы на год (совместно с членами объединения и зам. директора), проведение заседаний, взаимодействие с другими методическими объединениями, организация выставок, подведение итогов работы, ведение документации.

Деятельность методического  объединения классных руководителей  разнообразна, но все ее содержание подчинено решению проблем совершенствования  воспитательной работы с детьми. На заседаниях объединения рассматриваются  вопросы повышения теоретического и методического уровней организации  воспитательной работы, изучаются современные  концепции, передовой педагогический опыт, нормативные документы. На основе проведения диагностического исследования обсуждается состояние воспитательной работы в школе в целом, в отдельных  классах, параллелях, уровень воспитанности  детей. Классные руководители знакомятся с методиками анализа, целеполагания, планирования деятельности классного  коллектива. Происходит обмен опытом, разработка методических рекомендаций по отдельным направлениям деятельности классных руководителей.

Очевидно, что деятельность методического объединения не сводится только к проведению его заседаний. В течение года организуются открытые внеклассные мероприятия, дела; члены  объединения встречаются со своими коллегами из других школ, вместе со всеми педагогами школы участвуют  в дискуссиях по проблемам воспитания. Чем больше приближено содержание работы методобъединения к конкретным условиям данной школы, чем более разнообразными будут формы организации его деятельности, тем большей эффективности следует ожидать.

Работа по оформлению документации

Наряду с работой с  учениками, родителями, учителями-предметниками  и с общественностью, классный руководитель ведет психолого-педагогическую документацию.

Работа классного руководителя начинается с изучения коллектива класса. Для этого он исследует различные  методики. После того как классный руководитель использует диагностические  методы исследования учащихся и всего  коллектива, он должен составить документ – характеристику школьника.

Схема психолого-педагогической характеристики личности школьника  представляет собой:

Характеристика

ученика________ класса________ школы________ города________

1. Общие сведения о школьнике:

– возраст, физическое развитие, состояние здоровья;

– условия жизни и быта в семье, состав семьи, занятия родителей;

– наиболее важные факты биографии, которые могли повлиять на развитие учащегося.

2. Направленность личности:

– общая направленность личности (личная, общественная, деловая);

– нравственное развитие ученика, взгляды и убеждения, стремления, мечты.

3. Характер, темперамент,  особенности эмоционально-волевой  сферы:

– волевые черты характера;

– проявление преобладающих черт характера в различных видах деятельности.

4. Способности и особенности  познавательной деятельности:

– учение и деятельности;

– особенности восприятия внимания школьника, наблюдательность;

– развитие образного и абстрактного мышления.

5. Педагогические выводы  и рекомендации.

6. Анализ семейных взаимоотношений.

Кроме составления характеристики конкретного школьника, классный руководитель составляет характеристику всего класса:

– сколько отличников;

– кто входит в актив класса;

– сколько детей в основной группе, а сколько в специальной;

– есть ли дети из неполных семей;

– общая оценка класса (сильный, средний, слабый).

Также в обязанность классного  руководителя входит проверка дневников  учащихся.

Схема изучения дневников  учащихся:

1. Внешний вид дневников  (правильность заполнения паспорта  и других реквизитов дневников,  культура ведения дневника, чистота  и аккуратность, грамотность записей  в дневниках.).

2. Полнота записей домашних  заданий у всех учащихся по  всем предметам.

3. Оперативность выставления  оценок в дневнике учащихся  за письменные работы, устные  ответы.

4. Соответствие оценок  в классном журнале и в дневниках  учащихся.

5. Учет и регистрация  в дневниках пропусков занятий  и опозданий учащихся.

Следующий документ, с которым  работает классный руководитель –  это классный журнал.

Схема изучения классного  журнала:

– внешнее оформление, культура и правильность ведения журнала. Заполнение всех реквизитов журнала;

– выполнение практической части программы: экскурсии, предметные уроки, творческие, лабораторно-практические работы, демонстрации, опыты и т.п.

– система письменных работ и выставления оценок;

– учет посещаемости уроков, занятий;

– объем, характер, дифференциация домашних заданий;

– система проверки знаний учащихся (текущий учет знаний, умений, навыков; тематический учет, накопляемость оценок; контроль за знаниями неуспевающих, второгодников);

– правильность оформлений записей в журнале о пройденном на уроке.

Основной же задачей классного  руководителя является составление  плана воспитательной работы. Он содержит следующие пункты:

1. Характеристика класса.

2. Воспитательные задачи  на определенный период, соответствующие  возрасту и характеристике данного  класса.

3. Работа с ученическим  коллективом (календарь основных  воспитательных мероприятий, зафиксированных  в матрице).

4. Работа с учителями-предметниками,  работающими в классе, со школьным  психологом, возможно с социальным  педагогом.

5. Работа с родителями  учащихся.

Классный руководитель, по моему мнению, – ведущая, ключевая фигура в организации целостного педагогического процесса в конкретном классе. Он является его руководителем  и координирует действия всех объект – субъектов, участвующих в нем. Отсюда цель деятельности классного  руководителя – организация и  руководство целостным педагогическим процессом.

Методологической основой  деятельности классного руководителя является подход «встречи – взаимопроникновения  – взаимодействия» старого и  нового, традиционного и инновационного.

Основные функции деятельности классного руководителя – координирующая, образовательная, развивающая и  воспитательная – реализуются через  такие виды работы, как педагогический мониторинг, проектировочная, организаторская  и гностическая деятельности.

Осуществление этих видов  деятельности рассматривается через  призму деловых, профессиональных (возможно, личностных) отношений с учащимися, учителями-предметниками, психологом, социальным педагогом, вожатым (если таковые  имеются), с родителями учащихся, с  работниками учреждений дополнительного  образования, с руководителями детских  и юношеских организаций и  объединений.

Информация о работе ФУНКЦИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ