Формирование личности и межличностных отношений умственно отсталых детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 14:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование психологической природы умственной отсталости младших школьников и нарушения межличностных отношений со сверстниками, а также разработка игровых методов коррекции во внеклассных занятиях на основе диагностической и психокоррекционной работы.

Оглавление

Введение
Глава I. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме
исследование межличностных отношений
1.1 Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых школьников
1.2 Особенности формирования личности и межличностных отношений умственно отсталых детей
Глава II. Изучение межличностных отношений учащихся младших классов с нарушением интеллекта во внеклассных занятиях
2.1 Характеристика, цели и задачи исследования
2.2 Методика проведения экспериментального исследования
2.3 Анализ результатов экспериментального исследования
Глава III. Коррекционная работа по формированию межличностных отношений
у учащихся младших классов с нарушением интеллекта во внеклассных занятиях
3.1 Направления коррекционной работы
3.2 Содержание занятий по психокоррекции и методические рекомендации к их проведению
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Формирование личности и межличностных отношений умственно отсталых детей.doc

— 233.00 Кб (Скачать)

- увеличение жизненного опыта – игра должна предоставлять ребенку возможность для исследования, познания и понимания окружающего мира, следовательно, и возможность для физического, эмоционального и культурного опыта, увеличивающего его представления о мире;

- забота и внимание – внимательный и заботливый подход к каждому ребенку очень важен и должен демонстрироваться все время;

- терапевтические возможности – игра должна помогать ребенку преодолевать трудности различного характера (социальные, психические, физиологические).

Эффективность методов лечебной педагогики во многом зависит от личности учителя, его индивидуальности, характера, учебно- воспитательного влияния на учащихся.

В процессе игровой психокоррекции используются разнообразные игровые и неигровые приемы, которые развлекают детей, проверяют умение предотвратить конфликтные ситуации, способствуют взаимопониманию, рефлексии и контролю своего поведения, а также направлены на совершенствование операциональной стороны игровой деятельности детей, на осознавание детьми своего места в группе сверстников. В курсе игротерапии выделяются три направления работы, которые имеют свои методические приемы, обеспечивающие решение поставленных задач.

Первое направление включает объединение детей в подгруппы. Большинство предлагаемых приемов обеспечивает создание доброй, безопасной ситуации, где участник чувствует взаимопонимание, поддержку, желание помочь в решении проблем (развлекательные, предметные и подвижные игры).

Использовались в основном развлекательные (контактные) игры.

Второе направление осуществляет основную коррекционную работу в подгруппах детей. Помимо коррекции негативных личностных черт и обучения социально желаемым формам общения собираются диагностические данные, касающиеся прихологических особенностей детей. Эти данные позволяют дополнять, изменять запланированные методы и приемы коррекции, чтобы учитывать индивидуальные проблемы каждого ребенка.

Используются в основном игровые (с принятием ролей, правил и т.д.), а также неигровые приемы (совместная деятельность, чтение сказок, рассказов, изобразительная деятельность и т.п.). В основном - коррекционно-направленные и обучающие игры.

Третье направление включает в себя закрепление полученных навыков и форм общения в совместных играх детей. Используются разнообразные игровые и неигровые приемы, которые развлекают детей, проверяют умение предотвратить конфликтные ситуации, способствуют взаимопониманию детей и взрослых, вырабатывают навыки рефлексии и контроля своего поведения.

Основные игры этого направления – развлекательные, обучающие и контрольные. В целях закрепления позитивного опыта, полученного ребенком в процессе участия в коррекционной группе, два последних занятия проводятся с родителями и воспитателями, которые, в свою очередь, учатся понимать и распознавать трудности в общении у ребенка с умственной отсталостью.

 

 

3.2 Содержание занятий по психокоррекции и методические рекомендации к их проведению

 

1. Адекватное отношение к другому.

Содержание и методика проведения.

Использование на занятиях средств цветопсихологии, музыкальной психологии, игровой деятельности; направление собственной активности ребенка на самопознание и самосознание.

Все отгадывают, кого нарисовали, показывают, как он ходит, говорит. Затем обсуждают черты характера, мешающие в общении (отвлеченно, не говоря о конкретных детях и взрослых), какие черты характера, поступки помогают нормализовать жизнь.

Просмотр и обсуждение видеозаписи занятий, фотографий, просто впечатлений без опоры на наглядность; включение средств цветопсихологии и музыкальной психологии.

Желаемый результат коррекции.

Вызревание мотивов созидания; «застревание» (фиксирование) на данном уровне самовыражения либо переход на уровень, «приближенный к отождествлению»; социализация собственной активности ребенка.

2. Установочное занятие «Дружеский шарж, портрет, фотография».

Содержание и методика проведения.

Показать разницу между карикатурой и дружеским шаржем.

В беседе с детьми спросить, как еще можно изображать человека: смешно (карикатура); весело и по-доброму (шарж).

Подвести к пониманию, что к человеку можно и нужно относиться с уважением, серьезно. Предложить нарисовать дружеские шаржи, портреты. В процессе выполнения рисунков сообщить детям, что художники рисуют портреты кистью: «Из отдельных мазков появляется изображение, как две капли воды похожее на натуру».

Сравнение настроения и состояния людей, изображенных на портретах (3–4 пары): «Пишется портрет долго, появляется возможность наблюдать человека, анализировать, обобщать». Предлагаем нарисовать свое настроение: рисуем одним цветом (установочная фраза: «каким хочется»). Фиксируем выбор цвета. В процессе рисования можно разрешить использовать другие цвета, если ребенок испытывает в этом потребность, и слушаем музыку («какую хочется»). Взрослому важно не показывать личную неприязнь к выбранной детьми музыке. В конце занятия задаем вопрос: «Чем отличается портрет от фотографии?» (по 3–4 парам иллюстраций):

- положить или закрепить рядом фотографии и портреты; необходимо, чтобы дети самостоятельно высказывались (этого надо дождаться: латентный период детской реакции может быть затянут);

- вопрос должен задаваться как неожиданно возникший, а не заготовленный;

- взрослые должны показать свои «затруднения» в ответе на этот вопрос.
Поощрения взрослыми детей должны выражаться искренне, но подчеркнуто. Поддерживать конструктивный диалог необходимо как можно дольше (фиксируем состояние диалога).

Рассматривание фотографий психологов, воспитателей разных периодов их жизни, ответы на вопросы детей, рассматривание фотографий детей.

Желаемый результат коррекции.

Самостоятельные высказывания детей на основе сравнения:

- карикатура – дружеский шарж – портрет;

- чем похожи люди на портретах, чем отличаются;

- состояние, настроение людей на крупных фотографиях (приблизительно по формату равных портретам).

Принятие детьми поощрения со стороны взрослых и желание пребывать в состоянии доверия, сотрудничества, созидания; проявление волевых импульсов в виде социальной активности, ощущение своей общности с «положительным» социумом. Состояние абсолютного доверия, раскрытие своего внутреннего мира и проявление активности в выборе и использовании средств выразительности («нарисуй свое настроение»).

Выражение детьми положительных эмоций в момент «открытия» со стороны взрослого («портреты и фотографии отличаются...») – долговременное поддержание данного состояния у детей.
Конструктивный диалог, развитие диалогической речи, коммуникативной функции речи, расширение возможностей общения.

3. Как мы можем общаться.

Содержание и методика проведения.

Даем понятия: «Ты можешь узнать мнение другого, если задашь ему вопрос»; «Если узнаешь мнение другого, то можешь сравнить его со своим»; «Каждый может оставаться при своем мнении, или все могут прийти к единому мнению»; об общепринятых мнениях: эталонах измерения, эталонах культурных ценностей, нравственных базовых ценностей, духовных ценностей, правилах общения, поведения в социуме.

Обсуждение содержания рассказов взрослого, основанное на принципе целесообразности тех или иных поступков (реакций), действий, деятельности человека.

По инициативе детей предоставляем им возможность анализировать занятия во время просмотра видеозаписи или прослушивания аудиозаписи; учим соотносить свое поведение (содержание и манеру высказывания, те или иные поступки и действия) с культурными эталонами поведения, общепринятыми базовыми ценностями.

Желаемый результат коррекции.

Ребенок учится задавать вопрос и поддерживать тему беседы значительно дольше, чем обычно.

Ребенок научается договариваться с другими, доказывая свое мнение или переосмысливая свое мнение, понимает необходимость уступки.
Проявления социальной активности на основе подражания взрослому и интериоризации: в высказывании (суждении); в совместной деятельности; в повседневной жизни.

Самоанализ поведения на основе соотнесения с культурными эталонами.
Самоанализ своего мироощущения и миропонимания на основе соотнесения с нравственными, базовыми ценностями. Принятие ребенком культурных эталонов поведения как основы собственной социальной активности.

4. «Это я».

Стимулирование:

- воспроизведения информации, полученной на предыдущих занятиях;

- использования в общении полученных навыков конструктивного диалога.

Фиксация внимания ребенка на позитивных эпизодах в его жизни. Активизация долговременной памяти, создание положительного эмоционального фона общения и деятельности детей.

Содержание и методика проведения.

Занятие предполагает разноуровневую организацию: каждый ребенок имеет возможность делать то, что ему больше нравится, но вместе с тем он осведомлен обо всем, что происходит вокруг него, может переключиться с одного вида деятельности на другой. Это обеспечивает длительное общение и минимум утомляемости, максимум познавательной и социальной активности. Особое значение имеет поощрение детей: их активности, понятливости, наблюдательности, этичности, коммуникативности и т.д. (всевозможные вербальные и невербальные средства поощрения).

Рисуем дружеские шаржи, отгадываем, кто кого нарисовал. Если трудно отгадать, то автор рисунка показывает, как двигается, ходит, смотрит, разговаривает тот, кого он нарисовал.

Рассматриваем знакомые репродукции портретов людей на фоне природы. Рассматриваем фотографии, беседуем, высказываем свое мнение.
Рассматриваем новые репродукции, фотографии, делимся впечатлениями.
Рисуем пальцами свое настроение (звучит классическая музыка). По желанию дети могут рассказать о своем настроении, состоянии. Тогда можно спросить: «Сейчас ты какой?» (имеются в виду эмоции, настроение, действия), «А всегда какой? Раньше какой был? Каким хочешь быть?»

Рассматриваем фотографии взрослых (педагогов) – семейные и с детьми. Необходимо делать фотоснимки на экскурсиях, прогулках, занятиях, где взрослые сфотографированы вместе с детьми и где запечатлены значимые для ознакомления с социальной действительностью детей факты их жизни.

Взрослые отвечают на вопросы детей: кто с ними на фото, сколько ему тогда было лет и т.д.; дети вспоминают, где они были со взрослыми, что видели, делятся своими впечатлениями; взрослый по ходу их высказывания дает адекватную интерпретацию отражению окружающего мира.

Желаемый результат коррекции.

Ощущение детьми сопричастности социуму, культуре.

Необратимость состояния доверия, состояния созидания у детей.
Принятие детьми понятий о социальных способах действий в отношениях с близкими людьми: человек склонен ошибаться, надо не злиться – жалеть, не осуждать – помогать. Стойкое принятие позитивных социальных способов действия в ситуации сотрудничества со взрослыми.

Самонаблюдение: эмоции, настроение, общее состояние (хорошо мне или плохо).

Видеть, понимать, чувствовать другого: эмоции; настроение; общее состояние. Проявление интереса к возможности самовыражения и самовыражение в предложенных формах: ИЗО, музыкальная и речевая деятельность.

5. «Я во времени».

Задачи: расширение зоны актуального социального сознания детей; акцентирование внимания ребенка на процессе преобразования человека во времени, формирование представлений об изменении социальной роли человека с возрастом, стимулирование частичного осознания ребенком себя как меняющегося во времени субъекта.

Содержание и методика проведения.

Рисование себя в прошлом, настоящем и будущем (5 лет, сейчас, 60 лет). Подмечаются изменения черт лица, роста, стиля одежды, изменение социального положения (увеличение или уменьшение социальных возможностей), характера. Подведение ребенка к осознанию понятия «мое будущее» через обозначение конкретной возрастной даты.

Желаемый результат коррекции.

Появление у детей суждений о своей внешности, качествах характера в прошлом и в будущем. Выделение известных возрастных признаков, характеризующих поведение, характер, внешний вид человека. Данное занятие призвано постепенно готовить ребенка к осмыслению своей судьбы, формировать понимание и представление о своем будущем как социально опосредованном.

Одновременно формируются представления о способах взаимодействия людей между собой, в коллективе, между разными социальными группами в соответствии с общепринятыми правилами общения.

Последнее ребенок постигает через наблюдение и подражание формам общения взрослых людей, окружающих его в школе, то есть тогда, когда ребенок непосредственно включен в систему взаимоотношений и когда ведется постоянная работа над формированием у него понятий о положительных формах взаимодействия (здесь мы говорим о создании коррекционной социальной среды с опорой на духовно-нравственные ценности).

Информация о работе Формирование личности и межличностных отношений умственно отсталых детей