Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 18:38, курсовая работа
В работе рассмотрены понятие Я-концепции, её проявление старшем и подростковом возрасте, какие проблемы стоят перед подростком в процессе самосознания
Введение
Глава I
1. Понятие Я-концепции
2. Содержание Я-концепции
2.1. Когнитивная составляющая Я-концепции
2.2. Оценочная составляющая Я-концепции
2.3. Поведенческая составляющая Я-концепции
3. Виды и классификация Я-концепции
4. Функции и значение Я-концепции
4.1 Значение Я-концепции как средства обеспечения внутренней согласованности
4.2 Я-концепция как совокупность ожиданий
5. Факторы, влияющие на Я-концепцию
Глава II
1.Характеристика подросткового возраста
1.1 Кризис идентичности
1.2 Кризис, связанный с отделением от семьи и приобретением самостоятельности
2. Особенности Я-концепции в подростковом возрасте
3. Развитие самооценки в подростковом возрасте
4. Значение адекватной Я-концепции и самооценки
4.1 Психическое здоровье
4.2 Навыки межличностных отношений и социальная адаптация
4.3 Успехи в учебе
4.5 Профессиональные устремления
4.6 Противоправное поведение
Вывод
Список литературы
- Ни один аспект психологии юношеского возраста не привлекал к себе такого большого внимания, которое в течение многих лет уделялось вопросам Я-концепции и самооценке.
- Я-концепция – это сознательное когнитивное восприятие и оценка индивидом самого себя. Я-концепцию можно рассматривать как совокупность множества Я-концепций, каждая из которых сформирована по отношению к какой-либо роли.
- Самооценка – это представление о собственной ценности в восприятии индивида. Уровень самооценки влияет на психическое здоровье, межличностные отношения и социальную адаптацию, успехи в учебе, профессиональные стремления и противоправное поведение.
- Я-концепция частично определяется тем, что о нас думают другие, или тем, что мы принимаем за их отношение к нам.
- Процесс самопознания не имеет границ, так как сам объект постоянно меняется. Человек меняет роли, переходит из одной возрастной категории в другую, и для того, чтобы его самосознание было адекватным, ему надо постоянно корректировать свое представление о себе. Человек на протяжении всей своей жизни озабочен вопросом, кто я такой. В зависимости от того, как он на него отвечает, зависит формирование его Я-концепции.
- Развитие самосознание - центральный психический процесс переходного возраста. Практически все отечественные психологи называют этот возраст «критическим периодом формирования самосознания».
- В основе самоопределения в подростковом возрасте личностное самоопределение, имеющее ценностно-смысловую природу; активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, определение на этой основе смысла своего собственного существования.
- Наиболее емким определением личностного самоопределения является процесс формирования смысловой системы, в которой слиты представления человека о себе и о мире.
- Я-концепция может быть рассмотрена как фактор личностного самоопределения в подростковом возрасте.
- На самооценку подростков влияет количество и характер стоящих перед ними проблем. Обычно в юности Я-концепция стабилизируется, но на нее могут оказывать временное влияние различные события.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-http://www.bestreferat.ru/
-http://www.za4et.net.ru/
-http://sbiblio.com/biblio/
1 интериоризация – (внутренний) – формирование структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности. Понятие было введено французскими психологами П.Жане, Ж.Пиаже, А.Валлон
2 дезинтеграция - распадение, расчленение целого на составные части
3 когнитивный диссонанс (от англ. слов: cognitive — «познавательный» и dissonance — «отсутствие гармонии») — состояниеиндивида, характеризующееся столкновением в его сознании противоречивых знаний, убеждений, поведенческих установокотносительно некоторого объекта или явления, при котором из существования одного элемента вытекает отрицание другого, и связанное с этим несоответствием ощущение психологического дискомфорта.
4 экзальтация (лат. exaltatio — подъём, воодушевление) — повышенное настроение с оттенком восторженности. В высокой степени усиленное раздражение психической сферы, проявляется то в виде мечтательного настроения, то безграничного воодушевления.
5 депрессия (от лат. deprimo — «давить», «подавить») — это психическое расстройство, характеризующееся депрессивной триадой: снижением настроения, утратой способности переживать радост
6 Райс Ф. «Психология подросткового и юношеского возраста». – Спб.: Издательство «Питер», 2000г., стр.222
7 референтная группа - группа сверстников.
8 пубертатное развитие – период полового созревания
9 конформность (лат. conformis – подобный, соответствующий). Понятие социальной психологии, обозначающее присущую человеку тенденцию изменять свое поведение в зависимости от влияния других людей, с тем чтобы оно соответствовало мнению окружающих.
10 анорексия (лат. anorexia neurosa) (от др.-греч. ἀν- — «без-», «не-» и ὄρεξις — «позыв к еде, аппетит») — расстройство приёма пищи, характеризующееся преднамеренным снижением веса, вызываемым и/или поддерживаемым самим пациентом, в целях похудения или для профилактики набора лишнего веса. Чаще встречается у девушек.
11 булимия (греч. bulimía, от bús — бык и limós — голод), волчий голод, резкое усиление аппетита, наступающее обычно в виде приступа и сопровождающееся чувством мучительного голода, общей слабостью, болями в подложечной области.
12 Противоправное поведение -социально опасное поведение индивидов или групп, подконтрольное их сознанию или воле, движимое мотивами корысти, ненависти, агрессивности, нарушающее существующие в обществе правовые нормы и влекущее юридические последствия.
13девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в определенных сообществах в определенный период их развития.
Информация о работе Формирование и содержание Я-концепции в старшем и подростковом возрасте