Формирование и содержание Я-концепции в старшем и подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 18:38, курсовая работа

Краткое описание

В работе рассмотрены понятие Я-концепции, её проявление старшем и подростковом возрасте, какие проблемы стоят перед подростком в процессе самосознания

Оглавление

Введение
Глава I
1. Понятие Я-концепции
2. Содержание Я-концепции
2.1. Когнитивная составляющая Я-концепции
2.2. Оценочная составляющая Я-концепции
2.3. Поведенческая составляющая Я-концепции
3. Виды и классификация Я-концепции
4. Функции и значение Я-концепции
4.1 Значение Я-концепции как средства обеспечения внутренней согласованности
4.2 Я-концепция как совокупность ожиданий
5. Факторы, влияющие на Я-концепцию
Глава II
1.Характеристика подросткового возраста
1.1 Кризис идентичности
1.2 Кризис, связанный с отделением от семьи и приобретением самостоятельности
2. Особенности Я-концепции в подростковом возрасте
3. Развитие самооценки в подростковом возрасте
4. Значение адекватной Я-концепции и самооценки
4.1 Психическое здоровье
4.2 Навыки межличностных отношений и социальная адаптация
4.3 Успехи в учебе
4.5 Профессиональные устремления
4.6 Противоправное поведение
Вывод
Список литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ возрастная психология.doc

— 159.00 Кб (Скачать)
  • Представление о своем теле.
  • Язык – как развивающаяся способность выражать словами и формулировать представления о себе и других людях.
  • Субъективная интерпретация обратной связи от значимых других о себе.
  • Идентификация с приемлемой моделью половой роли и усвоение связанных с этой ролью стереотипов.
  • Практика воспитания детей в семье.

   Майерс также считает, что на нашу Я-концепцию оказывают определяющее значение роли, которые мы играем, социальная идентичность (Я-концепция включает персональную идентичность и социальную идентичность), социальное сравнение (себя с другими), наши успехи и неудачи, суждения о нас окружающих. Большое значение имеет культура, в которой воспитывается человек. Я-концепция является предпосылкой и следствием социального взаимодействия, определяется социальным опытом.

Я-концепция формируется  под воздействием различных внешних влияний, которые испытывает индивид. Особенно важными являются для него контакты со значимыми другими, которые, в сущности, и определяют представления индивида о самом себе. На первых порах практически любые социальные контакты оказывают на него формирующее воздействие.

   С другой стороны процесс формирования Я-концепции описывается как результат развития самосознания человека, представлений о своем теле, субъективной интерпретации обратной связи от значимых других о себе. Так же самосознание зависит от идентификации с приемлемой моделью половой роли и усвоения связанных с этой ролью стереотипов, языка, как развивающейся способности выражать словами и формировать представление о себе и других людях. Я-концепция представляется как совокупность всех представлений человека о различных сторонах его личности и организма. Самосознание, как и Я-концепция, выполняет функции отражения информации об окружающем и самом себе, и регулирует поведение человека. В психологическом словаре между понятиями самосознание и Я-концепция ставить знак равенства.

   Процесс самопознания не имеет границ, так как сам объект постоянно меняется. Человек меняет роли, переходит из одной возрастной категории в другую, и для того, чтобы его самосознание было адекватным, ему надо постоянно корректировать свое представление о себе. Человек на протяжении всей своей жизни озабочен вопросом, кто я такой. В зависимости от того, как он на него отвечает, зависит формирование его Я-концепции.

3.Развитие самооценки в подростковом возрасте.

   Я-концепция формируется в процессе жизни человека на основе взаимодействия со своим психологическим окружением. Вокруг Я-концепции организуется все субъективное восприятие человека, которое начинает регулировать поведение в целом.

    Несмотря на имеющиеся многочисленные исследования самооценки в  детском возрасте,  некоторые  исследователи  склонны  считать  ее   новообразованием подросткового периода. Они  утверждают,  что  самооценка  является  довольно поздним образованием и начало ее реального действия нередко датируется  лишь подростковым возрастом. Исследователи единодушны  в  описаниях  особенностей самооценки  детей этого возраста, отмечая ее ситуативность,  неустойчивость, подверженность  внешним  воздействиям  в  младшем  подростковом  возрасте  и большую    устойчивость,    многосторонность    охвата    различных     сфер жизнедеятельности в старшем подростковом возрасте.

   Подростковый возраст характеризуется крупными изменениями во всех сферах жизни человека: изменяется его внешний облик, меняются отношения с окружающими, появляются новые способности, меняется его отношение к себе, самосознание. Формирование нового уровня самосознания происходит вследствие пубертатного, когнитивного и социального развития. Через пересмотрение своего телесного Я (пубертатное развитие), подросток изменяет самооценку и самоотношение. Когнитивное развитие приводит к возможности неограниченного самонаблюдения. Формируется новая способность к рефлексии, мышление выходит на уровень формальных операций (по теории развития интеллекта Пиаже). В подростковом возрасте человек выходит на уровень абстрактных умозаключений, что может стать основанием для возникновения склонности к самоанализу и чрезмерной самокритичности. Это также приводит к перестройке представлений о своем Я. Значимость группы сверстников приводит к пересмотру Я в соответствии с нормами референтной группы7 (группы сверстников). Появляется конформность.

   Составив представления  о себе, подросток должен оценить полученную картину. Как он оценивает самого себя в собственном восприятии? Способствует ли эта оценка самовосприятию и самоодобрению, появлению чувства собственной ценности? Если да, то его самооценка достаточна для того, чтобы принять самого себя и жить с этими представлениями о себе. 

  Рост самосознания и интереса к собственному   Я   у  подростков  ведет к изменениям в характере становления и структуре Я-концепции. В раннем юношеском возрасте  (15-17 лет) в рамках становления нового уровня самосознания происходит формирование относительно устойчивого представления о себе. В начале периода полового созревания большинство подростков начинают проводить тщательную оценку самих себя, сравнивая свои внешние данные, физическое развитие, двигательные навыки, интеллектуальные способности и социальные умения с аналогичными качествами своих сверстников и идеальных героев. Эта критическая самооценка обычно сопровождается периодом застенчивости, когда подросток чрезвычайно уязвим и легко смущается. Поэтому подростки очень озабочены тем, чтобы как-то примирить воспринимаемое собственное Я с идеальным Я. В старшем подростковом возрасте им, как правило, удается разобраться в себе, определить, что они могут делать с максимальной эффективностью, и соединить свои цели с идеальным Я.  К  16-17  годам возникает особое личностное новообразование, которое в психологической литературе обозначается термином    самоопределение.

   Подростковый возраст характеризуется крупными изменениями во всех сферах жизни человека: изменяется его внешний облик, меняются отношения с окружающими, появляются новые способности, меняется его отношение к себе, самосознание. Формирование нового уровня самосознания происходит вследствие пубертатного8, когнитивного и социального развития. Через пересмотрение своего телесного Я, подросток изменяет самооценку и самоотношение. Когнитивное развитие приводит к возможности неограниченного самонаблюдения. Формируется новая способность к рефлексии, мышление выходит на уровень формальных операций. В подростковом возрасте человек выходит на уровень абстрактных умозаключений, что может стать основанием для возникновения склонности к самоанализу и чрезмерной самокритичности. Это также приводит к перестройке представлений о своем Я. Значимость группы сверстников приводит к пересмотру Я в соответствии с нормами референтной группы. Появляется конформность9.

   Многие исследователи отмечают ситуативность, неустойчивость, подверженность внешним воздействиям самооценки в младшем подростковом возрасте, и большую устойчивость, многосторонность охвата различных сфер жизнедеятельности в старшем подростковом возрасте. В процессе развития самосознания центр внимания подростков мало-помалу переноситься от внешней стороны личности к ее внутренней стороне, от отдельных черт к характеру в целом. С этим связано осознание – иногда преувеличенное – своего своеобразия и переход к духовным масштабам самооценки. Происходит переход от недостаточно четкого, фрагментарного к относительно полному, всеобъемлющему видению себя. Задача подросткового возраста – формирование целостной идентичности, самотождественности, независимости в восприятии себя от ситуации. Самооценка складывается из знания человека о себе, приобретенного через общение с другими людьми, и отношения к этому знанию, т.е. из значимости для личности полученной информации. Поэтому самооценка подростка определяется уровнем его когнитивного и эмоционального развития.             Оценочные суждения подростков, определяемые ожидаемой оценкой со стороны сверстников, направлены в первую очередь на нахождение ответа на вопрос, каков он среди других, насколько он похож на них. Наибольшее влияние на самооценку подростка оказывают поддержка родителей и отношение одноклассников.

    К концу подросткового - началу юношеского возраста интересы и стремления человека уже достаточно устойчивы. Они характеризуются тем, что юноша в большей мере, чем подросток, учитывает свои возможности и внешние обстоятельства. В юношеском возрасте формируется мировоззрение и одним из наиболее значимых событий является выбор профессии.

4.Значение адекватной Я-концепции и самооценки

  Самоуважение называют  «условием выживания души»; оно  является компонентой человеческого  существования, придающей ему  чувство собственного достоинства. Самооценка растет в процессе взаимодействия с людьми, когда Я оказывается для кого-то значимым.

    1. Психическое здоровье

   Индивиды с  недостаточным развитием самооценки  проявляют ряд симптомов эмоциональных  расстройств. У них могут появиться  психосоматические симптомы тревожности.  Было даже обнаружено, что низкая самооценка способствует употреблению наркотиков и внебрачной беременности. Действительно, внебрачная беременность иногда является попыткой со стороны молодой женщины повысить свою самооценку. Низкая самооценка связана с расстройствами аппетита, такими как анорексия10 и булимия11. Она также является фактором, способствующим возникновению юношеской депрессии и тревожности.

   Иногда подростки  с низкой самооценкой могут  создать обманчивый образ, некую  видимость и показывать миру  именно ее. Срабатывает компенсационный механизм, задача которого – помочь индивиду преодолеть чувство собственной малозначимости, убедив других в своей важности.

    Подростки  с низкой самооценкой застенчивы  и чрезмерно уязвимы для критики  или проявлений неприятия, что служит для них доказательством их неадекватности, некомпетентности и непригодности.

4.2 Навыки межличностных отношений и социальная адаптация

   Окружающие часто  отвергают подростков с низкой  самооценкой. Принятие других  людей и принятие индивида  другими людьми, особенно близкими друзьями, связано с уровнем самооценки: самый высокий уровень принятия отмечается в группах с умеренной самооценкой, а самый низкий – в группах с низкой самооценкой.

   Плохая социальная  адаптация, которая связана с  негативной Я-концепцией и низкой самооценкой, может проявляться по-разному. Подростки с низкой самооценкой имеют тенденцию к полной незаметности в обществе. Их не «видят» и не выбирают в лидеры, они редко участвуют школьной, клубной или общественной деятельности. Они не умеют постоять за себя и не высказывают своего мнения по волнующим их вопросам. У таких подростков чаще обычного развиваются чувства изоляции и одиночества. Застенчивые люди в обществе часто испытывают неловкость и напряжение, что затрудняет их общение с окружающими. Поскольку эти люди хотят нравиться другим, на них легче оказывать влияние и управлять ими; они обычно позволяют другим принимать за них решения, так как им не хватает уверенности в себе.

    1. Успехи в учебе

    Все больше  подтверждений получает теория о существовании зависимости между Я-концепцией и достижениями в учебе. Хорошие  ученики чаще испытывают чувство собственной значимости и несколько лучше относятся к самим себе, ученики же с негативными установками по отношению к себе ограничивают свои достижения.

   На учебную  Я-концепцию учащихся может оказывать  большое влияние отношение значимых  других – матерей, отцов, дедушек  и бабушек, старших братьев  и сестер, близких друзей, учителей.

    1. Профессиональные устремления

   Выбор профессии является попыткой реализации ощущения собственного Я. Стремление к профессиональным успехам и связанные с ним ожидания также зависят от самооценки. Подростки, которые поставили перед собой определенные профессиональные цели, имеют более высокую самооценку, чем те, у кого таких целей нет.

   Отличаются ли  типы должностей, о которых мечтают  подростки с низкой и высокой  самооценкой? Как правило, индивиды  с низкой самооценкой не хотят  ни руководить сами, ни зависеть  от начальника; не хотят ни проявлять власть, ни подчиняться ей. Избегая положения как лидера, так и подчиненного, они, таким образом, уклоняются от критики или оценки своей работы.

 

 

 

4.5 Противоправное поведение

 Между противоправным  поведением12 и Я-концепцией существует тесная связь. Самооценка подростков-правонарушителей ниже, чем у подростков, не нарушающих законы. Противоправное поведение, возможно, является способом компенсации неадекватной Я-концепции юных правонарушителей. Одна из теорий заключается в том, что, обладая низкой самооценкой, они следуют девиантным моделям поведения13, чтобы уменьшить чувство неприятия самого себя. Когда поведение таких подростков соответствует их низкому мнению о самих себе, чувство самоуничтожения и непринятия себя уменьшается. Желая восстановить самоуважение, они присоединяются к девиантным группам, где получают одобрение, в котором им отказывает остальная часть общества. Таким образом, адекватная самооценка защищает подростка от противоправного поведения; у того, кто считает себя «хорошим человеком» или «законопослушным»  формируются внутренние ограничения, удерживающие от противоправных поступков.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

Теоретический анализ литературы по проблеме самоопределения в подростковом и раннем юношеском возрасте позволяет  сделать следующие выводы:

Информация о работе Формирование и содержание Я-концепции в старшем и подростковом возрасте