Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 18:38, курсовая работа
В работе рассмотрены понятие Я-концепции, её проявление старшем и подростковом возрасте, какие проблемы стоят перед подростком в процессе самосознания
Введение
Глава I
1. Понятие Я-концепции
2. Содержание Я-концепции
2.1. Когнитивная составляющая Я-концепции
2.2. Оценочная составляющая Я-концепции
2.3. Поведенческая составляющая Я-концепции
3. Виды и классификация Я-концепции
4. Функции и значение Я-концепции
4.1 Значение Я-концепции как средства обеспечения внутренней согласованности
4.2 Я-концепция как совокупность ожиданий
5. Факторы, влияющие на Я-концепцию
Глава II
1.Характеристика подросткового возраста
1.1 Кризис идентичности
1.2 Кризис, связанный с отделением от семьи и приобретением самостоятельности
2. Особенности Я-концепции в подростковом возрасте
3. Развитие самооценки в подростковом возрасте
4. Значение адекватной Я-концепции и самооценки
4.1 Психическое здоровье
4.2 Навыки межличностных отношений и социальная адаптация
4.3 Успехи в учебе
4.5 Профессиональные устремления
4.6 Противоправное поведение
Вывод
Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава I………………………………………………………………………3-
4.1 Значение Я-концепции
как средства обеспечения
4.2 Я-концепция как совокупность ожиданий…………………………10
5. Факторы, влияющие
на Я-концепцию…………………………………..
Глава II……………………………………………………………………
1.Характеристика подросткового возраста………………………………..12
1.1 Кризис идентичности……………………………
1.2 Кризис, связанный
с отделением от семьи и
приобретением
2. Особенности Я-концепции
в подростковом возрасте…………………
3. Развитие самооценки
в подростковом возрасте…………………
4. Значение адекватной Я-концепции и самооценки……………………..21
4.1 Психическое здоровье……………………………………………….21
4.2 Навыки
межличностных отношений и
4.3 Успехи
в учебе……………………………………………………….
4.5 Профессиональные устремления…………………………………...22
4.6 Противоправное поведение…………………………………………23
Вывод…………………………………………………………………
Список литературы…………………………………
Формирование и содержание
Я-концепции в старшем и
ВВЕДЕНИЕ
Внутренний мир личности и ее самосознание издавна привлекали внимание философов, ученых и художников. Сознание и самосознание - одна из центральных проблем философии, психологии и социологии. Ее значение обусловлено тем, что учение о сознании и самосознании составляет методологическую основу решения не только многих важнейших теоретических вопросов, но и практических задач в связи с формированием жизненной позиции.
Способность к самосознанию и самопознанию
- исключительное достояние человека,
который в своем самосознании осознает
себя как субъекта сознания, общения и
действия, становясь в непосредственное
отношение к самому себе. Итоговым продуктом
процесса самопознания является динамическая
система представлений человека о самом
себе, сопряженная с их оценкой, называемая термином Я-
Отношение человека к самому себе очень важный момент в его жизни. Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный продукт его психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним колебаниям и изменениям психическое приобретение. Она накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека - с самого детства до глубокой старости.
Особенно актуальна тема самооценки в подростковом возрасте. Ведь подростковый возраст – это самый трудный и самый сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Подростковый период – важнейший этап жизни, во многом определяющий последующую судьбу человека. Наиболее важным отличительным признаком этого периода являются фундаментальные изменения, происходящие в сфере самосознания подростка, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности. В подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, всё более развиваются способности проникновения в свой собственный мир, начинается осознание своей особенности и неповторимости.
Таким образом, постепенно у подростка формируется своя Я-концепция, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека. Я-концепция в значительной степени определяет социальную адаптацию личности подростка, является регулятором его поведения и деятельности. Как показывают многочисленные исследования, наличие позитивной Я-концепции в этом возрасте, самоуважение являются необходимым условием положительного развития и социальной адаптации. Негативная Я-концепция у подростка, снижение самоуважения, возникнув, иногда приводят к социальной дезадаптации.
Глава I.
В современной психологической литературе есть несколько подходов к исследованию проблемы самосознания. Один из них опирается на анализ тех итоговых продуктов самопознания, которые выражаются в строении представлений человека о самом себе или “Я-концепции”. Что же означает термин “Я-концепция”, какой реальный психологический смысл в него вкладывается?
Понятие Я-концепции было введено американским психологом и философом У. Джейсмсом в конце 19 века. Теоретическое и прикладное развитие понятие Я-концепции приобрело благодаря творчеству выдающихся психологов-гуманистов А.Маслоу, К. Роджерса и гуманиста неопсихоаналитической эпохи Э. Эриксона. В российской психологии проблемой Я-концепции и близкой научной направленностью занимались Б.Г. Ананьев, И.С. Кон, Д. А. Леонтьев, В. В. Столин, А. А. Реан, Р. Бернс.
Я-концепции даются следующие определения:
1. Я-концепция – это совокупность всех представлений человека о различных сторонах своей личности и организма (Лабунский В.А.).
2. Я-концепция – это совокупность всех представителей индивида о себе, сопряженная с их оценкой (Бернс Р).
3. Я-концепция – это убеждения, с помощью которых человек определяет себя (дает ответы на вопросы кто Я). Элементы Я-концепции – Я-схемы, шаблоны сознания, с помощью которых человек организует свои миры. Я-схемы активно влияют на то, как мы обрабатываем социальную информацию, как мы воспринимаем, запоминаем, оцениваем окружающих и самих себя. Я-концепция включает Я-схемы, характеризующие нас в данный момент времени, возможные Я, т.е. какими мы можем стать и какими мы бы хотели стать, и социальное Я (Майерс Д.).
4. Я-концепция – набор определенных перцептивных Я-образов, определяющих поведение (Шибутани Т.).
5. Я-концепция – комплекс форм поведения, система организованных действий человека по отношению к самому себе (Шибутани Т.).
6. Мид Д. определяет Я-концепцию как субъективное переживание коллективной точки зрения (Шибутани Т.).
Психологический словарь дает такое определение Я-концепции. Это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относиться к себе. Я-концепция – это целостный, хотя и не лишенный некоторых внутренних противоречий, образ собственного Я, выступающий как установка к самому себе и включающий компоненты: когнитивный образ – образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и пр. (самосознание); эмоциональный образ – самоуважение, самоуничижение и др.; оценочно-волевой – стремление завоевать уважение, повысить самооценку (Психологический словарь).
Таким образом,
Я-концепция – это
2.Содержание Я-концепции
2.1 Когнитивная составляющая Я-концепции
Представления индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Конкретные способы самовосприятия, ведущего к формированию образа Я, могут быть самыми разнообразными. Абстрактные характеристики, которые мы употребляем описывая какого-то человека, никак не связаны с конкретным событием или ситуацией. Как элементы обобщенного образа индивида они отражают, с одной стороны, устойчивые тенденции в его поведении, а с другой – избирательность нашего восприятия. То же самое происходит, когда мы описываем самих себя: мы в словах пытаемся выразить основные характеристики нашего привычного самовосприятия, к ним относятся любые ролевые, статусные, психологические характеристики индивида, описание имущества, жизненных целей и тому подобное. Все они входят в образ Я с различным удельным весом – одни представляются индивиду более значимыми, другие – менее значимыми. Причем значимость элементов самоописания и, соответственно, их иерархия могут меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта индивида или просто под влиянием момента. Такого рода самоописания – это способ охарактеризовать неповторимость каждой личности через сочетания ее отдельных черт.
2.2 Оценочная составляющая Я- концепции
Эмоциональная составляющая установки существует в силу того, что ее когнитивная составляющая не воспринимается человеком безразлично, а пробуждает в нем оттенки и эмоции, интенсивность которых зависит от контекста и от самого когнитивного содержания.
Самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств. Источником оценочных знаний различных представлений индивида о себе является его социокультурное окружение, в котором оценочные знания нормативно фиксируются в языковых значениях. Источником оценочных представлений индивида могут быть также социальные реакции на какие-то его проявления и самонаблюдения.
Самооценка отражает
степень развития у индивида
чувства самоуважения, ощущения
собственной ценности и
Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, то есть с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Те, кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный образ Я, должны иметь высокую самооценку. Если же человек ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих достижений, его самооценка, по всей вероятности, будет низкой.
Второй фактор,
важный для формирования
Наконец, еще один взгляд на природу и формирование самооценки заключается в том, что индивид оценивает успешность своих действий и проявлений через призму идентичности. Индивид испытывает удовлетворение не от того, что он просто что-то делает хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо.
Следует особо подчеркнуть, что самооценка, независимо от того, лежат ли в ее основе собственные суждения индивида о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно заданные стандарты, всегда носит субъективный характер.
Позитивную Я-концепцию можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной ценности; синонимами негативной Я-концепции становятся в этом случае негативное отношение к себе, неприятие себя, ощущение своей неполноценности.
2.3 Поведенческая составляющая Я-концепции
Тот факт, что люди не всегда ведут
себя в соответствии со своими убеждениями,
хорошо известен. Нередко прямое, непосредственное
выражение установки в
Всякая установка
– это эмоционально окрашенное
убеждение, связанное с
Формирование Я-концепции складывается на основе индивидуальных особенностей личности, а также под действием механизма взаимного общения.
3. Виды и классификация Я-концепции
Я-концепция — это некая глобальная самооценка. Я-концепция может быть адекватной и неадекватной, реальной и идеальной, структурированной и дезинтегрированной2 и так далее. Я-концепция состоит из многочисленных образов Я, которые служат более частными характеристиками. Существуют разные критерии для их классификации. По временной отнесенности можно выделить образы «Я в настоящем», «Я в будущем», «Я в прошлом». По содержанию можно выделить образцы: Я-физическое, Я-умственное, Я-эмоциональное, Я-социальное. По источнику информации: Я глазами мамы, Я глазами друга. Я-концепция включает в себя реальное Я (то, каким индивид представляет себя на данный момент), социальное Я (каким, по мнению индивида, его видят другие) и идеальное Я (каким индивиду хотелось бы быть).
Практически любой из образов Я имеет сложное, неоднозначное по своему происхождению строение. В. В. Столин отмечает, что анализ итоговых продуктов самосознания, которые выражаются в строении представлений о самом себе, «Я-образе», или «Я-концепции» осуществляется либо как поиск видов и классификаций образов «Я», либо как поиск «измерений» (то есть содержательных параметров) этого образа. Наиболее известным различением образов «Я» является различение «Я-реального» и «Я-идеального», которое так или иначе присутствует уже в работах У. Джемса, З. Фрейда, К. Левина, К. Роджерса и многих других, а также предложенное У. Джемсом различение «материального Я» и «социального Я». Ш.Самюэль выделяет четыре «измерения» «Я-концепции»: образ тела, «социальное Я», «когнитивное Я» и самооценку.
Информация о работе Формирование и содержание Я-концепции в старшем и подростковом возрасте