Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 18:38, курсовая работа
В работе рассмотрены понятие Я-концепции, её проявление старшем и подростковом возрасте, какие проблемы стоят перед подростком в процессе самосознания
Введение
Глава I
1. Понятие Я-концепции
2. Содержание Я-концепции
2.1. Когнитивная составляющая Я-концепции
2.2. Оценочная составляющая Я-концепции
2.3. Поведенческая составляющая Я-концепции
3. Виды и классификация Я-концепции
4. Функции и значение Я-концепции
4.1 Значение Я-концепции как средства обеспечения внутренней согласованности
4.2 Я-концепция как совокупность ожиданий
5. Факторы, влияющие на Я-концепцию
Глава II
1.Характеристика подросткового возраста
1.1 Кризис идентичности
1.2 Кризис, связанный с отделением от семьи и приобретением самостоятельности
2. Особенности Я-концепции в подростковом возрасте
3. Развитие самооценки в подростковом возрасте
4. Значение адекватной Я-концепции и самооценки
4.1 Психическое здоровье
4.2 Навыки межличностных отношений и социальная адаптация
4.3 Успехи в учебе
4.5 Профессиональные устремления
4.6 Противоправное поведение
Вывод
Список литературы
Более дробная классификация образов предложена М. Розенбергом:
«настоящее Я»,
«динамическое Я»,
«фактическое Я»,
«вероятное Я»,
«идеализированное Я».
4.Функции и значение Я-концепции
С момента своего
зарождения Я-концепция
4.1 Значение Я-концепция как средства обеспечения внутренней согласованности.
Представления, чувства или идеи, вступающие в противоречие с другими представлениями, чувствами или идеями индивида, приводят к когнитивному диссонансу3. Испытывая потребность в достижении внутренней гармонии, человек готов предпринимать различные действия, которые способствовали бы восстановлению утраченного равновесия. Стремясь избавиться от этой рассогласованности, человек может либо отказаться видеть вещи такими, какие они есть, и верить людям, сообщающим ему что-то о нем самом, либо стремиться изменить каким-то образом себя или окружающих.
Если новый опыт, полученный индивидом, согласуется с существующими представлениями о себе, он легко ассимилируется и включается в Я-концепцию. Если же новый опыт не вписывается в существующие представления, противоречит уже имеющейся Я-концепции, он отвергается, игнорируется. В том случае, когда отличие нового опыта от уже имеющихся представлений индивида о себе не принципиально, он может внедряться в структуру Я-концепции, насколько это позволяют адаптационные возможности составляющих ее самоустановок.
4.2 Я-концепция как интерпретация опыта.
Еще одна функция Я-концепции в поведении заключается в том, что она определяет характер индивидуальной интерпретации опыта. Два человека, столкнувшись с одним и тем же событием, могут воспринять его совершенно по-разному. У человека существует устойчивая тенденция строить на основе собственных представлений о себе не только свое поведение, но и интерпретацию индивидуального опыта.
Я-концепция действует как своего рода внутренний фильтр, который определяет характер восприятия человеком любой ситуации. Проходя сквозь этот фильтр, ситуация осмысливается, получает значение, соответствующее представлениям человека о себе.
Социальная ситуация оценивается в соответствии с компонентами Я-концепции, затронутыми в этой ситуации.
4.3 Я-концепция как совокупность ожиданий.
Итак, Я-концепция определяет, во-первых, то, как будет действовать индивид в конкретной ситуации, а во-вторых, то, как он будет интерпретировать действия других. Третья функция Я-концепции заключается в том, что она определяет ожидания индивида, то есть его представления о том, что должно произойти.
Каждому человеку свойственны какие-то ожидания, во многом определяющие и характер его действий. Дети, считающие, что они никому не могут нравиться, либо ведут себя исходя из этой предпосылки, либо интерпретируют соответствующим образом реакции окружающих.
5.Факторы, влияющие на Я-концепцию
Все исследователи отмечают сложность и неоднозначность становления и развития Я-концепции. Я-концепция — это системное, многокомпонентное и многоуровневое образование человеческой психики. Все составляющие этой системы имеют бесчисленное множество степеней свободы, что осложняет возможность научного подхода в диагностике и прогнозировании формирования Я-образа. По-видимому, точки роста и развития личности по пути самореализации совпадают с такими человеческими реальностями как самость, самоактуализация, Я-идеальное и стремлением человека к поиску гармоничного соответствия этих реальностей в своем образе-Я.
Герген (Gergen, 1971) отмечает следующие факторы, относящиеся к оценкам других, которые влияют на представления индивида о самом себе:
Исходя из этого, внешняя оценка будет представлять собой угрозу Я-концепции в случаях, когда:
оценка не совпадает с представлениями индивида о самом себе и является негативной;
оценка затрагивает функционально значимые понятия, которые индивид использует для самоопределения;
эксперт, выносящий оценку, пользуется значительным кредитом доверия;
индивид подвергается систематическому воздействию одной и той же внешней оценки и не может её игнорировать.
Рефлективное «Я» — своего рода когнитивная схема, лежащая в основе имплицитной теории личности, в свете которой индивид структурирует свою социальную перцепцию и представления о других людях. В психологической упорядоченности представления субъекта о себе и своих диспозициях ведущую роль играют высшие диспозиционные образования — система ценностных ориентаций в частности.
Г. Е. Залесский выделяет этапы формирования личностных смыслов:
-значение выступает как эталон оценки ситуации, выбора системы средств ориентировки;
-осуществляется деятельность целеполагания, выбора целей, мотивов, личная -значимость выбора начинает осознаваться в большей мере;
-различные «компоненты» «Я» начинают функционировать как один механизм, образуется система. Выбор мотивов осуществляется через убеждения и мировоззрение;
-значение уходит на «послесознательный уровень» , действует как установка. Отметим, что значение не может быть выделено без действия — значение, действие и мотив формируются одновременно. Мотив влияет на выделение целей. Самооценка определяет процесс поиска средств их достижения.
Таким образом, Я-концепцию часто описывают как глобальное понятие, то есть общее отношение человека к самому себе. Но ее можно также рассматривать как совокупность множества Я-концепций, каждая из которых сформирована по отношению к какой-либо роли.
Глава 2
1.Общая характеристика подросткового возраста
Подростковый возраст охватывает период от 10-11 лет до 13-14 лет и является одним из самых сложных и ответственных в жизни ребенка и его родителей. Этот возраст считается кризисным, поскольку происходят резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития и жизни. Кризис подросткового возраста связан с изменением социальной ситуации развития и ведущей деятельности.
Социальная ситуация развития - это особое положение ребенка в системе принятых в данном обществе отношений. В подростковом возрасте она представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью.
Ведущая деятельность - эта та деятельность, которая определяет возникновение основных изменений в психическом развитии ребенка на каждом отдельном этапе. Если у младших школьников такой деятельностью является учебная, то в подростковом возрасте она сменяется на интимно-личностное общение. Именно в процессе общения со сверстниками происходит становление нового уровня самосознания ребенка, формируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права. Кроме того, общение является для подростков очень важным информационным каналом.
Многие особенности поведения подростка связаны не только с психологическими изменениями, но и с изменениями, происходящими в организме ребенка. Половое созревание и неравномерное физиологическое развитие подростка обуславливают многие его поведенческие реакции в этот период. Подростковый возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации4 до депрессии5). Поведение подростков зачастую бывает непредсказуемым, за короткий период они могут продемонстрировать абсолютно противоположные реакции.
Наиболее бурные аффективные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек - на 13-15 лет.
В подростковый период возникает ряд важнейших личностных задач. Основные линии развития подростков связаны с прохождением личностных кризисов: кризиса идентичности и кризиса, связанного с отделением от семь
и приобретением
1.1Кризис идентичности.
В это время происходит поиск и выбор новой
взрослой идентичности, новой целостности,
нового отношения к себе и к миру. Внешне
это проявляется в активном интересе к
себе. Ребенок в подростковом возрасте
склонен к уходу в себя, чрезмерно самокритичен
и чувствителен к посторонней критики.
Становление нового уровня самосознания,
Я-концепции выражается также в стремлении
понять себя, свои возможности и особенности,
свое сходство с другими людьми и свое
отличие – уникальность и неповторимость.
Познание себя через отличие зачастую
происходит через противопоставление
себя миру взрослых. Как следствие, в этом
возрасте наблюдается резкое понижение
ценности общения в семейном кругу: самыми
большими авторитетами становятся друзья,
а не родители. Познание себя через сходство
с другими происходит у подростков при
общении со сверстниками. Подростки имеют
свои собственные нормы, установки, специфические
формы поведения, которые образуют особую
подростковую субкультуру. Для них очень
важно чувство принадлежности, возможность
занять свое место в референтной группе.
1.2 Кризис, связанный с отделением от семьи
и приобретением самостоятельности.
Отечественные психологи выделяют еще
одну важную особенность подросткового
возраста – чувство взрослости. Внешне
это выглядит как стремление к самостоятельности
и независимости. Он стремиться расширить
свои права, делать так, как он сам хочет,
знает, умеет. Для подростка важна не столько
сама возможность самостоятельно распоряжаться
собой, сколько признание окружающими
взрослыми этой возможности. В этом возрасте
они считают, что между ними и взрослым
нет принципиальной разницы. Кроме того,
еще одной характерной чертой подросткового
возраста является несоответствие представлений
о своих желаемых и реальных возможностях.
2. Особенности Я-концепции
в подростковом возрасте
Первым шагом на пути формирования Я-концепции является сознание того, что человек – это отдельный, отделенный от других индивид. Понимание этого начинает формироваться в раннем детстве. Многие психологи подчеркивают, что полное развитие личной идентичности невозможно до тех пор, пока подросток не достигнет стадии формальных операций в своем когнитивном развитии. Ведь именно на этой стадии становятся возможными размышления о самом себе. Подростки собирают информацию, которая позволяет им оценить себя: способен ли я? привлекателен ли я для противоположного пола? умен ли я? На основе полученных данных они формируют представления о себе, в дальнейшем свои ощущения и оценки они проверяют посредством различных экспериментов и во взаимоотношениях с другими людьми. Они сравнивают себя с собственными идеалами и с идеалами других.
В процессе накопления подростком жизненного опыта (часто болезненном) его теория самого себя становится более конкретной и реалистичной; он проверяет ее положения, чтобы избежать ненужных разочарований и обеспечить оптимальность действий…. Мы можем считать юность не только периодом физического становления, но и уникальным этапом когнитивного взросления, важная функция которого – построение жизнеспособной теории самого себя6.
Периодом возникновения сознательного «Я», как бы постепенно ни формировались отдельные его компоненты, считается подростковый и ранний юношеский возраст. Практически все психологи указывают на раннюю юность как на критический период формирования самосознания и рассматривают развитие самосознания как центральный психический процесс переходного возраста.Наиболее важным отличительным признаком подросткового периода являются фундаментальные изменения в сфере его самосознания, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности. В подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в свой собственный мир. В этом возрасте подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние. Таким образом, постепенно у подростка формируется своя Я-концепция, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека.
В социальной психологии личности выделяются следующие источники формирования Я-концепции:
Информация о работе Формирование и содержание Я-концепции в старшем и подростковом возрасте