Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 18:35, реферат
Одаренность — уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов. Одаренность является основой развития специальных способностей, но сама представляет собой независимый от них фактор.
Введение 3
1. Одаренность, основные подходы в определении. Виды одаренности. Психофизиологические факторы одаренности. 4
2. Талант и гениальность
2.1. Воображение как составляющая таланта 12
2.2. Энергопотенциал в структуре таланта 13
2.3. Талант и воля 13
2.4. Проявления таланта в аффективно-эмоциональной сфере 14
2.5. Сравнение помешанных и гениальных людей. Влияние внешней среды на гениальных людей. 15
Заключение 20
Литература 21
Байрон говорил о себе, что боится холода, точно газель. Гейне уверял, что он более способен писать стихи во Франции, чем в Германии с ее суровым климатом. “Гром гремит, идет снег, - пишет он в одном из своих писем, - в камине у меня мало огня, и письмо мое холодно”.
Убедившись в громадном влиянии метеорологических явлений на творческую деятельность гениальных людей, легко понять, что и на их рождение климат и строение почвы должны также оказывать могущественное действие.
Несомненно, что раса (например, в латинской и греческой расе больше великих людей, чем в других), политические движения, свобода мысли и слова, богатство страны, наконец, близость литературных центров - все это оказывает большое влияние на появление гениальных людей, но несомненно также, что не меньшее значение имеют в этом отношении температура и климат.
Уже издавна замечено было как простонародьем, так и учеными, что в гористых странах с теплым климатом бывает особенно много гениальных людей. Народная тосканская поговорка гласит: “У горцев ноги толстые, а мозги нежные”. Веджецио писал: “Климат влияет не только на физическое, но и на душевное здоровье; Минерва избрала своим местопребыванием город Афины за его благорастворенный воздух, вследствие чего там родятся мудрецы”. Цицерон тоже не раз упоминает о том, что в Афинах, благодаря теплому климату, родятся умные люди, а в Фивах, где климат суровый, - глупые. П свидетельству Вазари, Микеланджело говорил ему: “Если мне удалось создать что-нибудь действительно хорошее, то я обязан этим чудному воздуху вашего родного Ареццо”. Маколей говорит, что Шотландия одна из беднейших стран Европы, занимает в ней первое место по числу ученых и писателей; ей принадлежат: Михаил Скотт, Непер - изобретатель логарифмов, затем Буханан, Вальтер Скотт, Байрон, Джонстон и отчасти Ньютон.
Флоренция, где климат очень мягок, а почва чрезвычайно холмиста, доставила Италии самую блестящую плеяду великих людей. Данте, Джотто, Макиавелли, Люлли, Леонардо, Челлини, Беато Анджелико, Андреа дель Сарто, Веспуччи, Боккаччо, Альберти, Николини и Донати и др. - вот главные имена, которыми имеет право гордиться этот город.
Напротив, Пиза, находящаяся в научном отношении как университетский город в не менее благоприятных условиях, чем Флоренция, дала по сравнению с нею даже значительно меньшее число выдающихся генералов и политиков, что и было причиною ее падения, несмотря на помощь сильных союзников. Из великих же людей Пизе принадлежит только Никколо Пизано, Джиунта и Галилей, родители которого были, однако, флорентийцами. А между тем Пиза отличается от Флоренции единственно своим низменным местоположением.
Наконец, как богата гениальными людьми гористая провинция Ареццо, где родились Микеланджело, Петрарка, Гвидо Рени, Реди, Вазари и трое Аретино. Далее, сколько даровитых личностей были родом из Асти (Альфьери, Оджеро, С. Бруноне, Белли, Натта, Котта, Алионе, Джорджио и Вентура) и так можно продолжать до бесконечности.
Косвенное влияние окружающей природы на рождение гениальных людей представляет некоторую аналогию с влиянием ее на развитие умопомешательства.
Общеизвестный факт, что в гористых странах жители более подвержены сумасшествию, чем в низменных, подтвержден вполне психиатрической статистикой. Кроме того, новейшие наблюдения доказывают, что эпидемическое безумие встречается гораздо чаще в горах, чем в долинах. Не следует так же забывать, что холмы Иудеи были колыбелью многих пророков и что в горах Шотландии появлялись люди, одаренные ясновидением; те и другие принадлежат к числу гениальных безумцев и полупомешанных прорицателей.
Заключение
Разные авторы, в разное время по-разному трактовали понятие одарённость. Обобщая все эти определения, можно говорить о том, что одарённость - это врождённая способность человека к успешному освоению некоторой, достаточно сложной деятельности.
Одарёнными называют людей, имеющих хорошие задатки к развитию способностей, необходимых для соответствующего вида деятельности. Но быть одарённым не значит быть способным, так как человека легко может освоить любой вид деятельности и добиться в нём успехов. Существуют разные по своей направленности, по содержанию деятельности или условиям развития, виды умственной одарённости. Каждый из них имеет свою специфику и динамику развития.
Известный психолог Б.Г.Ананьев сказал: ''Человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды (социальной, биогенной, абиогенной), воспитания (вернее, многих видов направленного воздействия общества на формирование личности), собственной практической деятельности человека. Эти факторы действуют не порознь, а вместе на сложную структуру развития''.
Следовательно, хоть вопрос об одаренности все еще остается открытым во многих своих направлениях, очень важно уметь вовремя ее определить и дать возможность раскрыться в полной мере, и тогда мир получит гораздо большее количество великих ученых, исследователей, актеров, писателей и просто по-разному талантливых людей.
Также в данном реферате выражен подход к таланту как к особому психическому состоянию, была сделана попытка рассмотреть этот феномен в русле чисто теоретического системного подхода. Это возможно благодаря выделению основных психических процессов и состояний качественное изменение, в течение которых и порождает данный феномен. Содержательная сторона этой проблемы, несомненно, заслуживает такого же внимания, как и вопросы структуры.
Причины появления таланта и гениальности, разнообразные их проявления, проблемы, проблемы развития одарённых детей – каждый из этих вопросов заслуживает отдельной работы. Последний вопрос имеет сейчас очень большое значение. Многие деятели современной науки выделяют личностный фактор как единственный, благодаря которому человечество может двигаться вперёд. Поэтому как за рубежом, так и у нас в стране разрабатываются новые программы развития талантливых детей и подростков, дающие им возможности как можно раньше начать реализовывать свой потенциал. Но на мой взгляд, по-настоящему хорошие методики могут быть разработаны только на основе твёрдой теоретической базы, после того как проблема будет всесторонне изучена и будут сформированы теоретические положения в рамках единой психолого-педагогической концепции.
Литература
1.Юнг К.Г. Феномен одаренности. Доклад. – М.: «Эскмо», 2005.
2.Мещеряков Б.Г. и др. Большой психологический словарь. – М.: «ЭКСМО», 2001. – 640 с.
3.Интернет-ресурс: http://www.psi.lib.ru/detsad/
4.Теплов Б.М.Способности и одарённость // Избр. Труды. – Т1.
5.Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. – СПб.: Питер, 2011. – 701 с.
6.Интернет-ресурс: www.soudo.ru/omcso/
7.Эфроимсон В.П. Генетика гениальности. – М.: Тайдекс Ко, 2002. – 376 с.
8.Акимов И.,Клименко В., О природе таланта.т.1.,Ст.М,1994г
9.Рубинштейн С.Л., Основы общей психологии в 2т,т2.М., Педагогика,89г
2
Информация о работе Феномен одаренности. Талант и гениальность