Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 18:35, реферат
Одаренность — уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов. Одаренность является основой развития специальных способностей, но сама представляет собой независимый от них фактор.
Введение 3
1. Одаренность, основные подходы в определении. Виды одаренности. Психофизиологические факторы одаренности. 4
2. Талант и гениальность
2.1. Воображение как составляющая таланта 12
2.2. Энергопотенциал в структуре таланта 13
2.3. Талант и воля 13
2.4. Проявления таланта в аффективно-эмоциональной сфере 14
2.5. Сравнение помешанных и гениальных людей. Влияние внешней среды на гениальных людей. 15
Заключение 20
Литература 21
Далее рассмотрим основные виды одаренности и факторы их разделения.
Среди критериев выделения видов одаренности можно назвать следующие:
1. Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики.
2. Степень сформированности.
3. Форма проявлений.
4. Широта проявлений в различных видах деятельности.
5. Особенности возрастного развития.
К основным видам деятельности относятся: практическая, теоретическая, художественно-эстетическая, коммуникативная и духовно-ценностная. Сферы психики представлены интеллектуальной, эмоциональной и мотивационно-волевой.
В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную. В познавательной деятельности — интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности.
В художественно-эстетической деятельности — хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность.
В коммуникативной деятельности — лидерскую и аттрактивную одаренность.
И, наконец, в духовно-ценностной деятельности — одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.
Каждый вид одаренности предполагает одновременное включение всех уровней психической организации с преобладанием того уровня, который наиболее значим для данного конкретного вида деятельности.
По критерию «степень сформированности одаренности» можно дифференцировать:
— актуальную одаренность;
— потенциальную одаренность.
Актуальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка с такими наличными показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами.
Потенциальная одаренность — это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности.
По критерию «форма проявления» можно говорить о:
— явной одаренности;
— скрытой одаренности.
Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо, в том числе и при неблагоприятных условиях.
Скрытая одаренность проявляется в атипичной, замаскированной форме, она не замечается окружающими. В результате возрастает опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка.
По критерию «широта проявлений в различных видах деятельности» можно выделить
— общую одаренность;
— специальную одаренность.
Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности.
Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение и т.д.).
По критерию «особенности возрастного развития» можно дифференцировать
— раннюю одаренность;
— позднюю одаренность.
Решающими показателями здесь выступают темп психического развития ребенка, а также те возрастные этапы, на которых одаренность проявляется в явном виде.
Особое место среди таких детей занимают интеллектуальные вундеркинды. Это не по годам развитые дети, чьи возможности проявляются в крайне высоком опережающем темпе развития умственных способностей.
Существует определенная зависимость между возрастом, в котором проявляется одаренность, и областью деятельности. Наиболее рано дарования проявляются в сфере искусства, особенно в музыке. Несколько позднее одаренность проявляется в сфере изобразительного искусства. В науке достижение значимых результатов в виде выдающихся открытий, создания новых областей и методов исследования и т.п. происходит обычно позднее, чем в искусстве. Это связано, в частности, с необходимостью приобретения глубоких и обширных знаний, без которых невозможны научные открытия. Раньше других при этом проявляются математические дарования (Лейбниц, Галуа, Гаусс). Данная закономерность подтверждается фактами биографий великих людей.
Поскольку одаренность начинает проявляться в основном в детстве, некоторые ученые в своих системах предлагают обращать внимание на такие проявления и характеристики одаренных детей, [6].
А.Холодная выделила шесть типов интеллектуально одаренных людей:
1. с показателем общего интеллекта более 135-140 единиц;
2. с высоким уровнем академической успешности;
3. с высоким уровнем развития творческих интеллектуальных способностей – показателей быстроты порождения идей и их оригинальности;
4. с высокой степенью успешности и выполнения тех или иных видов деятельности;
5. с экстраординарными интеллектуальными достижениями;
6. с экстраординарными интеллектуальными возможностями, связанными с анализом, оценкой и предсказанием событий обыденной жизни людей.
Выделяют следующие особенности одаренных индивидов:
сочетание яркого воображения с вниманием к деталям при объективной проверке идей;
способность к нестандартному восприятию;
интуиция, изобретательность, бессознательный разум;
дивергентное мышление;
любознательность;
мужество;
воображение;
конкретность мышления;
смелость;
эстетическая чувствительность [5].
Поскольку одаренность тесно связана со способностями, вначале будет рассмотрена связь способностей с типологическими проявлениями свойств нервной системы, а затем обозначены некоторые психофизиологические особенности организма одаренных людей.
Взаимосвязь познавательных способностей и типологических особенностей. Любая деятельность предъявляет высокие требования к познавательным способностям: восприятию, вниманию, памяти, мышлению. Установлено, что концентрация и устойчивость лучше у лиц с сильной нервной системой, а переключение внимания – у людей со слабой нервной системой. Концентрация внимания зависит от баланса нервных процессов, а переключение внимания – от их подвижности. Соответственно, у лиц с сильной нервной системой отмечается способность к концентрации внимания, а у лиц со слабой нервной системой – к распределению внимания.
Произвольная память на числа, геометрические фигуры, рисунки, слова лучше у тех, кто отличается инертностью нервных процессов и низкой лабильностью, а непроизвольная память лучше у лиц с высокой лабильностью нервной системы. Текст лучше запоминают обладатели слабой нервной системы, а наглядные объекты – обладатели сильной нервной системы. Но эффективность запоминания зависит и от уровня мотивации. Объём же запоминания больше у лиц с преобладанием возбуждения по «внешнему» балансу, инертностью торможения и низкой лабильностью, а быстрота больше у лиц с сильной нервной системой, инертностью возбуждения и низкой лабильностью.
Быстрота же формирования зрительного образа обусловлена такими проявлениями свойств нервной системы: слабость нервной системы, средняя выраженность подвижности возбуждения и торможения, преобладанием «внешнего» торможения (у мужчин) и уравновешенности по «внутреннему» балансу (у женщин). От этих же свойств зависит и объем зрительного восприятия.
Скорость реагирования выше у лиц со слабой нервной системой, чем у лиц с сильной нервной системой.
Выносливость к динамической работе больше у лиц с сильной нервной системой, а выносливость к удержанию статических усилий – у имеющих слабую нервную систему, [5].
Для артистов цирка, таких как акробаты-темповики, жонглеры и иллюзионисты, характерна слабая нервная система, высокая подвижность нервных процессов, преобладания возбуждения над торможением по «внешнему» балансу. Для силовых акробатов, гимнастов и джигитов характерны слабая нервная система, инертность возбуждения и уравновешенность нервных процессов по «внешнему» балансу. У канатоходцев и эквилибристов слабая нервная система, подвижность нервных процессов, уравновешенность по «внешнему» балансу и преобладание торможения по «внутреннему». У клоунов определено наличие большой и средней силы нервной системы, а так же инертность нервных процессов. Было установлено, что слабая нервная система способствует проявлению артистизма.
У артистов балета были установлены, что эмоциональность, артистичность и «танцевальность» связаны с подвижностью нервных процессов и преобладанием возбуждения по «внешнему» балансу.
Музыкантам же присуща слабая и высоколабильная нервная система, [5].
Ученый В.П. Эфроимсон исследовал физиологические особенности одаренных людей и гениев. В результате этого он выделил 5 «стигм» гениальности.
1. Подагра. Мочевая кислота по своей химической природе очень близка к таким известным стимуляторам умственной деятельности, как кофеин и теобромин (содержится в чае и кофе) и мочевая кислота отсутствует в крови почти всех млекопитающих, так как расщепляется специфическим ферментом - уриказой. Накопление мочевой кислоты в крови служило стимуляцией мозговой деятельности.
2. Передающийся по наследству синдром Марфана, или «синдром Авраама Линкольна». При синдроме Марфана количество катехоламинов в крови повышено постоянно. И талантливые, одаренные обладатели синдрома Марфана отличаются огромной энергией и способностью к напряженному, длительному инеллектуальному труду.
3. Синдром Морриса - который вызван мужским набором хромосом, ведущих к образованию семенников, обычно хорошо прощупывающихся в виде легкой паховой грыжи у женщин. Физиологически необычайно высокий интеллектуальный и физический уровень вызван тем, что соматические ткани не реагируют на мужской гормон, в избытке продуцируемый собственными семенниками, и он остается как бы не связанным, свободным, циркулируя в крови, тонизируя и умственную, и физическую энергию.
4. Гипоманиакальная депрессия, иногда доходящая до психической патологии.
5. Большой или даже огромный высоты лоб [6].
2. Талант и гениальность
2.1 Воображение как составляющая таланта
Воображение - это не способность фантазировать без цели, а интуитивная способность видеть сущность параметров - их природную логику. Оно комбинирует образы того, что еще не существует из материалов памяти и чувств, создает образ неизвестного как известного, то есть создает его предметное содержание и смысл, считает их действительными. Поэтому воображение - самодвижение чувственного и смыслового отражений, а механизм воображения объединяет их в целостность, синтезирует чувства в мысль, в результате чего создается новый образ или суждение о неизвестном как об известном. И все это проходит не материально - в умственном плане, когда человек действует, не работая практически.
Воображение человека - его способность заглянуть вперед и рассмотреть новый предмет в его будущем состоянии.
Поэтому прошлое в каждый момент жизни человека должно существовать в соответствии с той или иной целенаправленностью в будущее. Если память претендует на активность и действенность, а не является только хранилищем опыта, она всегда должна быть направлена на будущее, на форму будущего себя, своих способностей и того, чего человек стремится достичь. Такое воображение всегда работает: человек трансформирует предметы и сырье не просто в воображении, а действительно с помощью воображения, прокладывающего путь к желаемому предмету. Большое значение в активизации работы воображения имеет удивление. Удивление в свою очередь вызывают:
- новизна воспринятого;
- осознание его как чего-то неизведанного, интересного;
- импульс, который задает заранее качество воображения и мышления, привлекает внимание, захватывает чувства и всего человека целиком.[8, 9]
Воображение вместе с интуицией способно не только создать образ будущего предмета или вещи, но и находить его природную меру - состояние совершенной гармонии - логику его строения. Оно дает начало способности к открытиям, помогает находить новые пути развития техники и технологии, способы решения задач и проблем, возникающих перед человеком.
Начальные формы воображения впервые появляются в конце раннего детства в связи с зарождением сюжетно ролевой игры и развитием знаково-символической функции сознания. Ребенок учится замещать реальные предметы и ситуации воображаемыми, строить новые образы из имеющихся представлений. Дальнейшее развитие воображения идет по нескольким направлениям.
По линии расширения круга замещаемых предметов и совершенствования самой операции замещения, смыкаясь с развитием логического мышления.
По линии совершенствования операций воссоздающего воображения. Ребенок постепенно начинает создавать на основе имеющихся описаний, текстов, сказок все более сложные образы и их системы. Содержание этих образов развивается и обогащается. В образы вносится личное отношение, они характеризуются яркостью, насыщенностью, эмоциональностью.
Информация о работе Феномен одаренности. Талант и гениальность