Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 13:57, курсовая работа
Актуальность. Проблема готовности детей к школе в последнее время стала очень актуальной. Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают критерии готовности к школьному обучению [2; 9; 18; 29]. Это связано не только с ухудшением состояния здоровья детей, но и уменьшением числа первоклассников, посещавших детский сад. Медики, родители и педагоги повсеместно констатируют отставание, задержки, нарушения, отклонения, несоответствие нормам в развитии детей, неполноценность их здоровья.
Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1. Факторы успешной подготовки дошкольников к обучению в школе………………………………………………………………………
5
1.1. Психологическая и физиологическая готовность ребенка к школьному обучению как педагогическая проблема………………….
5
1.2. Здоровьесберегающие технологии как путь формирования готовности дошкольников к обучению в школе………………………..
12
Глава 2. Основы подготовки детей к школе средствами физической культуры…………………………………………………………………..
23
2.1. Формирование личности дошкольника в процессе занятий физическими упражнениями……………………………………………..
23
2.2. Роль физического воспитания в семье в адаптации ребенка к школьному обучению…………………………………………………….
27
Выводы……………………………………………………………………. 34
Литература………………………………………………………………… 35
Очень интересны исследования В.П. Губы по характеру проявления физических качеств в зависимости от типа ребенка. Их проявление можно свести к трем основным уровням: первый уровень - лучшие результаты среди одногодок; второй уровень - результаты несколько хуже; третий - наиболее слабые результаты .
Уровни физических качеств у детей трех основных типов телосложения можно представить в следующем виде (таблица 1).
Таблица 1.
Уровни физических качеств у детей в зависимости от основных типов телосложения
|
Таблица позволяет акцентировать работу по развитию физических качеств, отстающих в своем развитии детей. Книга хороша тем, что в ней приводится огромное количество конкретных упражнений по обучению базовым движениям дошкольников.
Недостаток литературы по совместным занятиям родителей и детей по оцениванию физического развития подтолкнули к созданию методических разработок А.Б. Лагутиным [19]. Данная работа посвящена вопросам выбора физических упражнений для систематических занятий с детьми от 4 до 6 лет.
Содержание
раздела физических упражнений подразделяется
на два компонента: двигательный тест
с методикой определения
К
каждому тесту прилагаются
Группа А - «Я сам» - упражнения, выполняемые ребенком с помощью взрослого, а затем самостоятельно.
Группа В - «Вдвоем с ребенком» - парные упражнения, выполняемые взрослым вместе с ребенком или двумя детьми с помощью взрослого.
Группа С - «Давайте поиграем» - игровые задания, подвижные игры и эстафеты для группы детей под руководством взрослого.
В
каждой группе упражнения расположены
в порядке возрастания
Поиск путей совместных занятий родителей и детей не прекращается. Так О.А.Григорьев [8] предлагает методику, включающую в себя следующие направления: физическое воспитание в детском саду; физкультурное образование родителей, совместные мероприятия дошкольных учреждений и семьи в физическом воспитании детей. Отличительными чертами первого направления являются: проведение физкультурных занятий с образовательной направленностью; обучение элементарным умениям самостоятельных занятий (с перспективой использования их дома); включение в физкультурные занятия упражнений развивающих творческие способности детей, их эмоциональную сферу. Во втором направлении определены тематика и содержание лекций и бесед с родителями на тему физического воспитания, разработаны специальные стенды и плакаты по этим темам. Третье направление разработанной системы включало в себя: проведение 1-2 раз в месяц совместных занятий родителей и детей; проведение открытых занятий по физической культуре; проведение совместных физкультурных праздников.
Казина О.Б. [17] выделяет основные причины неудач в воспитании детей (в том числе и физическом).
1. Отсутствие
у родителей потребности в
здоровом образе жизни:
2. Незнание
(недостаточная подготовка в
3. Неуверенность в своих силах.
4. Занятость
на работе и общественная
5. Пренебрежительное
отношение к своим
С целью преодоления перечисленных недостатков она предлагает:
1. Знакомство с родителями, установление доверительных отношений с родителями;
2. Ознакомление
с условиями, проблемами семьи
в воспитании здорового
3. Организация совместных усилий родителей и детского сада, направленное на физическое развитие детей. Причём родителям даются не только педагогические знания, но осуществляется практическая подготовка в вопросах воспитания здоровых детей.
В результате 1 и 2 этапа работы выявляется, что родители по отношению к физическому развитию ребёнка, к здоровому образу жизни делятся на следующие группы:
1 группа родителей - недооценка значения физического воспитания детей, не уделяют должного внимания этой проблеме. Здесь необходима кропотливая индивидуальная работа с родителями;
2 группа родителей - понимают и знают необходимость воспитания потребности в здоровом образе жизни, есть желание, но
не хватает знаний и опыта, | |
нет времени, то есть загружены работой, | |
нет желания заниматься с ребёнком. |
Эти родители
в большинстве полагаются на
работу детского сада. Для этих
родителей необходимо дать
3
группа родителей - знают и умеют, занимаются
с детьми физическим воспитанием, стремясь
воспитать здорового ребёнка. В семье
есть все условия для всестороннего развития
ребёнка. Эти родители являются опорой
в работе инструктора с родителями, занимают
активную позицию в жизни детского сада.
Их опыт можно использовать в работе с
родителями.
Выводы
1. Изучение теоретической литературы позволяет оформить критерии, опираясь на которые мы можем судить о том, готов или не готов ребенок к поступлению в школу. Готовым к школе можно считать ребенка с достаточно высоким уровнем развития физической, психологической, нравственной и мыслительной деятельности. В деятельности, как в фокусе собираются все достижения развития — состояние моторики, восприятия, мышления, памяти, внимания, воли.
2. Анализ и обобщение литературных источников, посвященных вопросам подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе, показывают, что вопросы разностороннего развития, воспитания и обучения детей в процессе занятий физической культурой исследованы недостаточно полно. Современные проблемы физического воспитания детей дошкольного возраста убеждают в необходимости совершенствования технологий оздоровления с целью активизации резервных возможностей ребенка в деятельности ДОУ в переходный период от дошкольного образования к школьному. Практически не разработаны подходы обучения с позиций развивающей предметно-двигательной среды ребенка.
3. Подготовка к школе — это в первую очередь подготовка ребенка к новым для него психосоциальным условиям. Важнейшим условием успешного формирования социальных навыков, в том числе и обучения в школе, является развитие собственного Я, осознание собственной уникальности и уникальности окружающего мира. В ходе предлагаемых занятий ребенок начинает ощущать свое Я через телодвижения. При этом реализуется принцип так называемого «сопряженного воздействия»: применяемые упражнения позволяют добиваться конкретных изменений в физической сфере (например, физического качества быстроты), которые, в свою очередь, способствуют направленным изменениям в психической сфере (например, быстроте восприятия информации и принятия решения).
Информация о работе Факторы успешной подготовки дошкольников к обучению в школе