Факторы успешной подготовки дошкольников к обучению в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 13:57, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Проблема готовности детей к школе в последнее время стала очень актуальной. Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают критерии готовности к школьному обучению [2; 9; 18; 29]. Это связано не только с ухудшением состояния здоровья детей, но и уменьшением числа первоклассников, посещавших детский сад. Медики, родители и педагоги повсеместно констатируют отставание, задержки, нарушения, отклонения, несоответствие нормам в развитии детей, неполноценность их здоровья.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1. Факторы успешной подготовки дошкольников к обучению в школе………………………………………………………………………
5
1.1. Психологическая и физиологическая готовность ребенка к школьному обучению как педагогическая проблема………………….
5
1.2. Здоровьесберегающие технологии как путь формирования готовности дошкольников к обучению в школе………………………..
12
Глава 2. Основы подготовки детей к школе средствами физической культуры…………………………………………………………………..
23
2.1. Формирование личности дошкольника в процессе занятий физическими упражнениями……………………………………………..
23
2.2. Роль физического воспитания в семье в адаптации ребенка к школьному обучению…………………………………………………….
27
Выводы……………………………………………………………………. 34
Литература………………………………………………………………… 35

Файлы: 1 файл

Подг.детей к школе чр.ФК,2010.doc

— 187.50 Кб (Скачать)

      Очень интересны исследования В.П. Губы по характеру проявления физических качеств  в зависимости от типа ребенка. Их проявление можно свести к трем основным уровням: первый уровень - лучшие результаты среди одногодок; второй уровень - результаты несколько хуже; третий - наиболее слабые результаты .

        Уровни физических качеств у  детей трех основных типов  телосложения можно представить в следующем виде (таблица 1).

Таблица 1.

Уровни  физических качеств  у детей в зависимости от основных типов телосложения

Уровни физических качеств Типы  детей
Большие Средние Маленькие
1 

2 

3

Быстрая сила

Медленная сила

Быстрота 

Выносливость

Быстрота

Выносливость

Быстрая сила

Медленная сила

-

- 

Быстрота 

Выносливость

Быстрая сила

Медленная сила

 

      Таблица позволяет акцентировать работу по развитию физических качеств, отстающих  в своем развитии детей. Книга  хороша тем, что в ней приводится огромное количество конкретных упражнений по обучению базовым движениям дошкольников.

      Недостаток  литературы по совместным занятиям родителей  и детей по оцениванию физического  развития подтолкнули к созданию методических разработок А.Б. Лагутиным [19]. Данная работа посвящена вопросам выбора физических упражнений для систематических занятий с детьми от 4 до 6 лет.

      Содержание  раздела физических упражнений подразделяется на два компонента: двигательный тест с методикой определения соответствующего физического качества и комплексы физических упражнений, позволяющие «подтянуть», а затем и улучшить развитие данного качества. Все двигательные тесты, а их в разработке 10, объединены в оригинальную систему. Первые пять тестов - «Обезьянка на дереве» (вис на согнутых руках), «Ванька - встанька» (сгибание и разгибание туловища из положения лежа на спине согнув ноги), «Кузнечик» (прыжок в длину с места), «Перочинный ножик» (наклон вперед в положении «Сед ноги врозь»), «Подъемный кран» - позволяют оценить степень развития силовых способностей ведущих мышечных групп, а также параметры гибкости: оставшиеся пять - «Цапля» (стойка на одной ноге), «Снайпер» (метание малого мяча в цель), «Восьмерка» (ползание в упоре согнувшись по восьми образной дистанции), «Баскетбол» (отбивание мяча одной рукой о пол), «Скакалочка» - определяют уровень развития ловкости ребенка, отражая зрелость двигательного анализатора в целом.

      К каждому тесту прилагаются упражнения и игровые задания, выполнение которых  позволит «подтянуть», а затем улучшить двигательные кондиции ребенка. Упражнения распределены по трем группам А, В, С.

      Группа  А - «Я сам» - упражнения, выполняемые  ребенком с помощью взрослого, а  затем самостоятельно.

      Группа  В - «Вдвоем с ребенком» - парные упражнения, выполняемые взрослым вместе с ребенком или двумя детьми с помощью взрослого.

      Группа  С - «Давайте поиграем» - игровые задания, подвижные игры и эстафеты для  группы детей под руководством взрослого.

      В каждой группе упражнения расположены  в порядке возрастания трудности. Такой подход позволяет в первую очередь ориентироваться не на возраст ребенка, а на его истинные физические возможности, подбирать посильные для него упражнения с последующим их усложнением.

      Поиск путей  совместных занятий родителей  и детей не прекращается. Так О.А.Григорьев [8] предлагает методику, включающую в себя следующие направления: физическое воспитание в детском саду; физкультурное образование родителей, совместные мероприятия дошкольных учреждений и семьи в физическом воспитании детей. Отличительными чертами первого направления являются: проведение физкультурных занятий с образовательной направленностью; обучение элементарным умениям самостоятельных занятий (с перспективой использования их дома); включение в физкультурные занятия упражнений развивающих творческие способности детей, их эмоциональную сферу. Во втором направлении определены тематика и содержание лекций и бесед с родителями на тему физического воспитания, разработаны специальные стенды и плакаты по этим темам. Третье направление разработанной системы включало в себя: проведение 1-2 раз в месяц совместных занятий родителей и детей; проведение открытых занятий по физической культуре; проведение совместных физкультурных праздников.

     Казина  О.Б. [17] выделяет основные причины неудач в воспитании детей (в том числе и физическом).    

1. Отсутствие  у родителей потребности в  здоровом образе жизни: игнорирование  занятий по физической культуре, курение, злоупотребление алкоголем.    

2. Незнание (недостаточная подготовка в вопросах  детской педагогики и психологии).    

3. Неуверенность  в своих силах.    

4. Занятость  на работе и общественная нестабильность.    

5. Пренебрежительное  отношение к своим обязанностям.

С целью  преодоления  перечисленных недостатков она предлагает:  

1. Знакомство с родителями, установление доверительных отношений с родителями;    

2. Ознакомление  с условиями, проблемами семьи  в воспитании здорового ребёнка,  продолжать формировать установку  на сотрудничество;    

3. Организация  совместных усилий родителей  и детского сада, направленное на физическое развитие детей. Причём родителям даются не только педагогические знания, но осуществляется практическая подготовка в вопросах воспитания здоровых детей.    

 В  результате 1 и 2 этапа работы выявляется, что родители по отношению к физическому развитию ребёнка, к здоровому образу жизни делятся на следующие группы:    

 1 группа родителей - недооценка значения физического воспитания детей, не уделяют должного внимания этой проблеме. Здесь необходима кропотливая индивидуальная работа с родителями;   

 2 группа родителей - понимают и знают необходимость воспитания потребности в здоровом образе жизни, есть желание, но

  не хватает  знаний и опыта,
  нет времени, то есть загружены работой,
  нет желания заниматься с ребёнком.
 

    Эти родители  в большинстве полагаются на  работу детского сада. Для этих  родителей необходимо дать информацию  об основах воспитания здорового  ребёнка, практические советы  и рекомендации.    

 3 группа родителей - знают и умеют, занимаются с детьми физическим воспитанием, стремясь воспитать здорового ребёнка. В семье есть все условия для всестороннего развития ребёнка. Эти родители являются опорой в работе инструктора с родителями, занимают активную позицию в жизни детского сада. Их опыт можно использовать в работе с родителями.  
 
 
 
 

Выводы

     1. Изучение теоретической литературы позволяет оформить критерии, опираясь на которые мы можем судить о том, готов или не готов ребенок  к  поступлению в школу. Готовым к школе можно считать ребенка с достаточно высоким  уровнем развития   физической,   психологической,   нравственной   и    мыслительной деятельности.  В  деятельности,  как  в  фокусе  собираются  все  достижения развития —  состояние  моторики,  восприятия,  мышления,  памяти,  внимания, воли.

     2. Анализ и обобщение литературных источников, посвященных вопросам подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе, показывают, что вопросы разностороннего развития, воспитания и обучения детей в процессе занятий физической культурой исследованы недостаточно полно. Современные проблемы физического воспитания детей дошкольного возраста убеждают в необходимости совершенствования технологий оздоровления с целью активизации резервных возможностей ребенка в деятельности ДОУ в переходный период от дошкольного образования к школьному. Практически не разработаны подходы обучения с позиций развивающей предметно-двигательной среды ребенка.

     3. Подготовка к школе — это в первую очередь подготовка ребенка к новым для него психосоциальным условиям. Важнейшим условием успешного формирования социальных навыков, в том числе и обучения в школе, является развитие собственного Я, осознание собственной уникальности и уникальности окружающего мира. В ходе предлагаемых занятий ребенок начинает ощущать свое Я через телодвижения. При этом реализуется принцип так называемого «сопряженного воздействия»: применяемые упражнения позволяют добиваться конкретных изменений в физической сфере (например, физического качества быстроты), которые, в свою очередь, способствуют направленным изменениям в психической сфере (например, быстроте восприятия информации и принятия решения).

   Литература

  1. Алямовская  В.Г. Как воспитать здорового ребенка / В.Г. Алямовская. – М. : Линка-Пресс, 2003. – 127 с.
  2. Безносиков, И.Я. Физкультурно-оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / И.Я. Безносиков. – Мн. : « Четыре четверти» , 2007. – 66 с.
  3. Бердыхова, Я. Мама, папа, занимайтесь со мной / Я. Бердыхова. – М. : Медицина. – 1985. – 79 с.
  4. Бабаева, Т.И. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Т.И.Бабаева. – СП: Акцент, 1996. – 224 с.
  5. Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать: Пособие для воспитателя дет. сада / Е.Н.Вавилова . – М. : Просвещение, 1983. – 144 с.
  6. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т.4. / Л.С. Выготский. – М.,1984
  7. Вильчковский, Э.С. Физическое воспитание дошкольников в семье / Э.С. Вильчковский. – Киев. : Радяньска школа. – 1987. – 130с.
  8. Григорьев, О.А. Совместная деятельность дошкольных учреждений и семьи в физическом воспитании детей 6-7 лет / О.А. Григорьев // Сборник научных трудов. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2000. – С.167.
  9. Глазырина, Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста / Л.Д. Глазырина, В.А.Овсянкин . – М. : ВЛАДОС, 2008. – 176 с.
  10. Губа, В.П. Что может ваш ребенок / В.П. Губа. – М. : Советский спорт. – 1991. – 33 с.
  11. Гусева, Т.А. «Вырастай-ка!» Гармоническая спортивная игровая гимнастика: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов, колледжей и руководителей физического воспитания дошкольных учреждений / Т.А. Гусева. – Тобольск: Изд-во ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2004. – 214 с.
  12. Доронова, Т. Право на охрану здоровья / Т. Доронова // Дошкольное воспитание. – 2001. – № 9. – С. 5-8
  13. Дьяченко, О.М. Вступительная статья / О.М. Дьяченко  // Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста: Сб. науч. тр./ Под редакцией А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца – М. : Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. – С. 112-122.
  14. Ефименко, Н.Н. Театр физического оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста / Н.Н. Ефименко. – М., 1999. – 132 с.
  15. Запорожец,  А.В. Психологическое изучение развития моторики ребёнка-дошкольника// Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста: Сб. ст./ Под ред. А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца. – М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. – С. 112-122.
  16. Змановский, Ю.Ф. Здоровый дошкольник: Авторская программа / Ю.Ф. Змановский  // Дошкольное воспитание. – 1995. – №6. – С. 11-17.
  17. Казина, О.Б. О работе инструктора по физическому воспитанию 
    в детском саду № 237 / О.Б. Казина //
    Дошкольное воспитание, – 2003. – № 4, – С. 22-44.
  18. Кудрявцев, В.Т. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): Программно-методическое пособие / В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров.  – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2000. – 296 с.
  19. Лагутин, А.Б. Двигательные задания и упражнения для физического развития детей 4 - 6 лет / А.Б.Лагутин.  – М. : РГАФК. – 1996. – 53 с.
  20. Маханева, М.Д. Воспитание здорового ребенка: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений / М.Д. Маханева. – М. : ФиС, 2000. – 201 с.
  21. Нестерюк, Т.В. Гимнастика маленьких волшебников: нетрадиционные методы работы с детьми и профилактика заболеваний в детском саду, школе и семье / Т.В. Нестерюк. – М. : ДТД, 1993. – 32 с.
  22. Пензулаева, Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет: Пособие для воспитателя дет. сада / Л.И. Пензулаева. – М. : Просвещение, 1988. – 143 с.
  23. Пашевский, С.А., Гук Е.П. Физкультура и закаливание в семье / С.А. Пашевский, Е.П. Гук. – М.: Медицина. – 1984. – 80 с.
  24. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М., 1973. – 587 с.
  25. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Я. Степаненкова . – М., Изд. центр "Академия", 2001. – 368 с.
  26. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. Книга для воспитателя детского сада. Из опыта работы / В.А. Андерсон, Л.А. Викс и др. / составитель Ю.Ф. Луури, М.: Просвещение. – 1991. – 128 с.
  27. Шавлева, Т. Мировая форма физкультурного занятия / Т. Шавлева // Дошкольное воспитание, 2007. – № 5 – С. 35-37.
  28. Шалина, Т. Логометрические игры и упражнения / Т. Шалина, Г. Овинова // Дошкольное воспитание, 1997. – № 5. – С.56-58.
  29. Шишкина, В.А. Какая физкультура нужна дошкольнику: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / В.А. Шишкина, М.В. Мащенко. – М. : Просвещение, 1998. – 80 с.

Информация о работе Факторы успешной подготовки дошкольников к обучению в школе