Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 13:57, курсовая работа
Актуальность. Проблема готовности детей к школе в последнее время стала очень актуальной. Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают критерии готовности к школьному обучению [2; 9; 18; 29]. Это связано не только с ухудшением состояния здоровья детей, но и уменьшением числа первоклассников, посещавших детский сад. Медики, родители и педагоги повсеместно констатируют отставание, задержки, нарушения, отклонения, несоответствие нормам в развитии детей, неполноценность их здоровья.
Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1. Факторы успешной подготовки дошкольников к обучению в школе………………………………………………………………………
5
1.1. Психологическая и физиологическая готовность ребенка к школьному обучению как педагогическая проблема………………….
5
1.2. Здоровьесберегающие технологии как путь формирования готовности дошкольников к обучению в школе………………………..
12
Глава 2. Основы подготовки детей к школе средствами физической культуры…………………………………………………………………..
23
2.1. Формирование личности дошкольника в процессе занятий физическими упражнениями……………………………………………..
23
2.2. Роль физического воспитания в семье в адаптации ребенка к школьному обучению…………………………………………………….
27
Выводы……………………………………………………………………. 34
Литература………………………………………………………………… 35
Валеологическая грамотность как жизненная потребность современного человека, состоит из двух взаимосвязанных компонентов – ценностно-мотивационной и потребностно-действенной сфер (системы знаний, навыков, практических действий, потребности в соблюдении ЗОЖ) [16], реализуемых целенаправленно и последовательно в каждой возрастной группе по определенной, научно-обоснованной системе (а не от случая к случаю), в разных, доступных пониманию детей соотношениях.
Валеологический подход предопределяет разработку соответствующей системы воспитания, основу которой составляет обучение здоровому образу жизни.
Стратегическая цель работы с детьми: сформировать у каждого ребенка убеждение в необходимости бережного отношения к своему здоровью; стремление к адекватному восприятию знаний и навыков по его охране и совершенствованию, их воплощению в повседневную жизнь; приобщение к мировому уровню культуры здоровья.
Опыт практической работы указывает, что для реализации этой цели необходимо построение целостной системы управления здоровьем дошкольников, основанной на научно разработанных принципах создания обучающих оздоровительных программ [25]. Рациональный подход к валеологическому обучению требует научной разработки и экспериментальной апробации обоснованности содержания программ, технологий, методик с психофизиологических, медико-гигиенических и психолого-педагогических позиций.
Одним из подходов валеологического воспитания
в ДОУ является разработка и реализация
проекта «Здоровье через образование»
и апробации комплексной обучающей
оздоровительной программы «Тропинка
к здоровью». Модель структурной организации
службы здоровья и развития, концепция
построения целостного адаптационно-
1-й блок оздоровительных образовательных программ - программ валеологического обучения и воспитания дошкольников «Тропинка к здоровью» (азбука здоровья для дошколят, их воспитателей, пап и мам) состоит из учебно-методического комплекса, структурированного для целевых групп детей разного возраста:
1) «Малышок-крепышок» (для детей младших групп ДОУ);
2) «Будь здоров, малыш!» (для детей средних групп);
3) «Семь уроков Мойдодыра» (для детей старших групп);
4) «10 ступенек к здоровью» (для детей подготовительных групп);
5) «Путешествие
за здоровьем> (интегративная
программа дополнительного
2-й блок
1) программа повышения валеологической компетенции родителей «Родительский университет - Здоровье Вашего ребенка».
3-й блок
1) программа
совершенствования
2) концепция
и программа развития
3) специализированная программа «Здоровье педагога»;
4)
оздоровительная обучающая
программа «Индивидуальная
культура здоровья» (обучение
педагогов составлению
4-й блок - программа подготовки медицинского персонала ДОУ (врача и медсестер) для проведения валеологической работы с детьми, педагогами, родителями:
1) «Основы медицинской валеологии»;
2) «Донозологическая диагностика в валеологической работе»;
3) «Научнообоснованные
средства и методы валеологической
работы и современные
5) «Методика
валеологической работы с
5-й блок - программа курсового обучения обслуживающего персонала «Валеологический минимум».
6-й блок - программа НИР ДОУ по валеологическому направлению «Поиск» с обоснованием (концепция; примерные темы; план построения НИР; описание этапов экспериментальной работы; необходимая диагностическая база: оборудование, отобранные скринингпрограммы, их методика, диагностические критерии; средства и методы валеологического анализа образовательновоспитательного процесса с методикой его проведения и оценки; научно обоснованные критерии эффективности валеологической работы, оценки авторских программ валеологического направления и др.).
Процесс формирования здоровья
дошкольников и управление этим
процессом реализуется в форме специально
организованного обучения детей на занятиях-играх,
занятиях-тренингах, в совместной деятельности
с педагогом (закрепление полученных на
занятиях знаний и автоматизация
навыков в разных видах деятельности),
свободной самостоятельной деятельности
ребенка. Обучающие профилактические
оздоровительные программы для
детей старшего дошкольного
возраста являются ядром системы непрерывного
валеологического образования в ДОУ,
вокруг которого строится целостное
адаптационно-реабилитационное
Одним из важных вопросов улучшения физического воспитания является поиск эффективных средств и методов, с помощью которых достигается гармоничное развитие детского организма. Важным и существенным является то, что в настоящее время созданы основные правовые условия для разнообразия форм, содержания и методов работы с детьми.
Авторскую программу В.Г.Алямовской “Здоровье” [1] направлена на комплексную систему воспитания ребенка-дошкольника, физически здорового, разносторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства.
Программа Н.Н. Ефименко [14] «Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста» интересна своей неординарностью по методике и структуре проведения занятий. Поэтапное внедрение элементов данной программы позволяетя сделать занятия стали как бы спектаклями, дарящими детям радость и приносящими пользу их физическому, интеллектуальному развитию, формированию межличностных отношений.
Здоровый ребенок есть эталон и практически достижимая норма детского развития — это кредо развивающейся педагогики оздоровления детей В.Т. Кудрявцева и Б.Б.Егорова [18]. Внедряя основные положения данной программы, связанные с творческим воображением детей, манипуляциями в играх, замечено, что у дошкольников повышается интерес к выполнению упражнений, закаливающим процедурам и к активной двигательной деятельности.
В своей программе " Радуга" Т.Н. Доронова [12] обращает внимание на воспитание и развитие детей детского сада. Ею определены основные формы работы с детьми в главе " Растим здорового ребенка" по двигательному режиму, закаливанию, физкультурно- оздоровительной работе. Вся работа вынесена в разделы "Формируем привычку к здоровому образу жизни", "Суточный режим жизни", "Бодрствование", "Сон", " Питание", "Навыки здоровья", "Формируем культуру движений". Постепенно ребенок овладевает основными культурно - гигиеническими навыками, знакомится с элементами самоконтроля во время разнообразной двигательной деятельности. Ею освещены важные на современном этапе вопросы поведения в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью детей, умению избегать или даже предварять их. Т.Н. Дороновой раскрыты средства и формы физического воспитания. Это гигиенические факторы, гигиена нервной системы, физические упражнения. Профилактическая, развивающая, лечебная, реабилитационная направленность в подборе физических упражнений.
В.Т. Кудрявцев, Б.Б.Егоров определили идею комплексного междисциплинарного подхода к вопросу физического воспитания дошкольника. Их программно-методическое пособие отражает две линии оздоровительно - развивающей работы:
1. Приобщение к физической культуре.
2. Развивающая форма оздоровительной работы.
Развивающая педагогика оздоровления состоит из 4 разделов. И постепенно оформляется на стыке возрастной физиологии, педиатрии, педагогики, детской психологии.
Названному направлению присущ ряд отличительных черт:
1.Представление
о здоровом ребенке как
2.Здоровый
ребенок рассматривается в
3.Оздоровление
трактуется не как
4.Индивидуально-
М.Д. Маханева и О.М. Дьяченко разработали методические рекомендации по воспитанию здорового ребенка к программе " Развитие" [20]. Они содержат в себе, с одной стороны, общую характеристику средств, обеспечивающих здоровье ребенка (гигиенические, закаливание, физические упражнения) с другой - конкретные описания физкультурных занятий проводимых в зале. Они ценны тем, что позволяют использовать их при планировании самых различных сторон организации здорового образа жизни детей, сочетая занятия по программе " Развитие" и ряд дополнительных с проведением необходимых оздоровительных мероприятий. М. Д. Маханевой обращается большое внимание на правильное питание детей. На необходимость его полноценности. М.Д. Маханевой разработаны:
Гигиенические факторы:
- Режим,
питание, гигиенические
- Средства физического воспитания:
- Закаливание
(специальные меры закаливания,
- Физические
упражнения (спортивные игры, праздники,
развлечения, физкультурные
В программе "Основы безопасности дошкольников" В.А.Ананьева. В разделе "Здоровье человека и окружающая среда", "Здоровье и образ жизни человека" автор ставит задачи развития физической активности детей, их нужно приучать заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих, формировать навыки личной гигиены, дать знания о здоровой пище ориентировать детей на здоровый образ жизни, дать элементарные знания о том, что такое инфекционная болезнь, что нужно делать, чтобы ей не заразиться. Пути решения задач: занятия, игры - занятия, изобразительная деятельность, прогулки, гигиенические процедуры, закаливающие мероприятия, игры, спортивные мероприятия, праздники. беседы, чтение литературы, использование эмоционально- привлекательных форм. Работа с родителями направленная на оздоровление детей и на развитие их физической активности.
Программа "Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста" определяет основное содержание работы по ОБЖ и направления развития детей. Авторы программы посчитали необходимым выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность жизни. Основное содержание работы по программе должно строиться, по мнению авторов, по нескольким направлениям:
Можно выделить общие задачи сохранения здоровья детей, характерные для всех проанализированных программ для дошкольных учреждений:
Глава 2. Основы подготовки детей к школе средствами
физической культуры
Информация о работе Факторы успешной подготовки дошкольников к обучению в школе