Факторы успешной подготовки дошкольников к обучению в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 13:57, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Проблема готовности детей к школе в последнее время стала очень актуальной. Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают критерии готовности к школьному обучению [2; 9; 18; 29]. Это связано не только с ухудшением состояния здоровья детей, но и уменьшением числа первоклассников, посещавших детский сад. Медики, родители и педагоги повсеместно констатируют отставание, задержки, нарушения, отклонения, несоответствие нормам в развитии детей, неполноценность их здоровья.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1. Факторы успешной подготовки дошкольников к обучению в школе………………………………………………………………………
5
1.1. Психологическая и физиологическая готовность ребенка к школьному обучению как педагогическая проблема………………….
5
1.2. Здоровьесберегающие технологии как путь формирования готовности дошкольников к обучению в школе………………………..
12
Глава 2. Основы подготовки детей к школе средствами физической культуры…………………………………………………………………..
23
2.1. Формирование личности дошкольника в процессе занятий физическими упражнениями……………………………………………..
23
2.2. Роль физического воспитания в семье в адаптации ребенка к школьному обучению…………………………………………………….
27
Выводы……………………………………………………………………. 34
Литература………………………………………………………………… 35

Файлы: 1 файл

Подг.детей к школе чр.ФК,2010.doc

— 187.50 Кб (Скачать)

     Валеологическая грамотность как жизненная потребность современного человека, состоит из двух взаимосвязанных компонентов – ценностно-мотивационной   и потребностно-действенной  сфер  (системы  знаний, навыков, практических действий, потребности в соблюдении ЗОЖ) [16], реализуемых целенаправленно и последовательно в каждой  возрастной  группе  по определенной, научно-обоснованной системе (а не от случая к случаю), в разных, доступных пониманию детей соотношениях.

     Валеологический подход  предопределяет  разработку  соответствующей  системы воспитания,   основу   которой   составляет  обучение  здоровому  образу  жизни.

      Стратегическая  цель работы с детьми: сформировать у каждого ребенка убеждение  в необходимости  бережного  отношения  к своему здоровью; стремление к адекватному восприятию знаний и навыков по его охране и совершенствованию, их  воплощению  в повседневную жизнь; приобщение к мировому уровню культуры здоровья.

          Опыт  практической работы указывает, что для реализации этой цели необходимо построение целостной системы управления здоровьем  дошкольников,  основанной  на научно  разработанных  принципах  создания  обучающих  оздоровительных программ [25]. Рациональный подход к валеологическому обучению  требует  научной  разработки  и экспериментальной  апробации  обоснованности  содержания  программ,  технологий, методик с психофизиологических,  медико-гигиенических  и  психолого-педагогических позиций.

         Одним из подходов валеологического воспитания в ДОУ является разработка и   реализация  проекта «Здоровье через образование» и апробации комплексной   обучающей   оздоровительной программы «Тропинка к здоровью». Модель структурной организации службы  здоровья  и развития, концепция  построения  целостного  адаптационно-реабилитационного  пространства в личностно-ориентированной  системе  дошкольного  образования  и  технология   его реализации, пакет обучающих оздоровительных программ, методика их применения состоит [20]:

      1-й    блок    оздоровительных    образовательных   программ   -   программ валеологического  обучения  и воспитания  дошкольников  «Тропинка к здоровью» (азбука   здоровья  для дошколят,  их  воспитателей,  пап и мам)  состоит из учебно-методического  комплекса,  структурированного  для  целевых  групп   детей разного возраста:

1) «Малышок-крепышок»  (для детей младших групп ДОУ);

2) «Будь  здоров, малыш!» (для детей средних  групп);

3) «Семь  уроков Мойдодыра» (для детей  старших групп);

4) «10 ступенек к здоровью» (для детей подготовительных групп);

5) «Путешествие  за  здоровьем>  (интегративная   программа  дополнительного образования  -  вечера  развлечений,  праздники,  олимпиады,  кружковая  работа, факультативы).

       2-й блок

1)  программа  повышения валеологической компетенции родителей «Родительский университет - Здоровье  Вашего ребенка».

        3-й блок 

1) программа  совершенствования профессиональной  валеологической подготовки  педагогов  -  обучение   методике   валеологической   (обучающей   и оздоровительной)  работы  с детьми – «Формула здоровья», включающей  концепцию и технологию специальной валеологической подготовки педагогов;

2) концепция  и программа развития педагогического   коллектива  «Формирование начал  валеологической культуры» с методическим обеспечением;

3) специализированная  программа «Здоровье педагога»;

4)   оздоровительная  обучающая   программа  «Индивидуальная   культура  здоровья» (обучение  педагогов  составлению  индивидуальных  оздоровительных  программ  на основе предварительной диагностики).

       4-й блок  -  программа подготовки  медицинского  персонала ДОУ (врача и медсестер)  для проведения  валеологической работы   с   детьми,   педагогами, родителями:

1) «Основы  медицинской валеологии»;

2) «Донозологическая диагностика в валеологической работе»;

3)  «Научнообоснованные   средства  и методы валеологической  работы и современные направления  оздоровления детей»;

5) «Методика  валеологической работы с ребенком  и семьей».

      5-й   блок   -   программа   курсового   обучения    обслуживающего    персонала «Валеологический минимум».

           6-й блок  -  программа НИР ДОУ по валеологическому направлению «Поиск» с обоснованием (концепция; примерные темы; план построения  НИР;  описание  этапов экспериментальной   работы;   необходимая  диагностическая  база:  оборудование, отобранные скринингпрограммы, их методика, диагностические критерии; средства  и методы   валеологического   анализа   образовательновоспитательного  процесса  с методикой его проведения и оценки; научно  обоснованные  критерии  эффективности валеологической работы, оценки авторских программ валеологического направления и др.).

        Процесс формирования здоровья   дошкольников  и управление  этим  процессом реализуется в форме специально организованного обучения детей на занятиях-играх, занятиях-тренингах, в совместной деятельности с педагогом (закрепление полученных на  занятиях  знаний  и  автоматизация  навыков  в  разных  видах деятельности), свободной  самостоятельной  деятельности  ребенка.  Обучающие   профилактические оздоровительные  программы  для  детей  старшего  дошкольного  возраста являются ядром системы непрерывного валеологического образования в ДОУ,  вокруг  которого строится   целостное   адаптационно-реабилитационное   пространство.   А  основой обучающих  программ  служит  программа  гигиенического  обучения  и   воспитания (реализация  целостного,  холистического  подхода  к  валеологической  работе  с дошкольниками, т.е. объединение   медико-психолого-валеологических  направлений  - единство обучения, воспитания, оздоровления и развития).

     Одним из важных вопросов улучшения физического воспитания является поиск эффективных средств и методов, с помощью которых достигается гармоничное развитие детского организма. Важным и существенным является то, что в настоящее время созданы основные правовые условия для разнообразия форм, содержания и методов работы с детьми.

     Авторскую программу В.Г.Алямовской “Здоровье” [1] направлена на комплексную систему воспитания ребенка-дошкольника, физически здорового, разносторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства.

     Программа Н.Н. Ефименко [14] «Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста» интересна своей неординарностью по методике и структуре проведения занятий. Поэтапное внедрение элементов данной программы позволяетя сделать занятия стали как бы спектаклями, дарящими детям радость и приносящими пользу их физическому, интеллектуальному развитию, формированию межличностных отношений.

     Здоровый  ребенок есть эталон и практически  достижимая норма детского развития — это кредо развивающейся  педагогики оздоровления детей В.Т. Кудрявцева и Б.Б.Егорова [18]. Внедряя основные положения данной программы, связанные с творческим воображением детей, манипуляциями в играх, замечено, что у дошкольников повышается интерес к выполнению упражнений, закаливающим процедурам и к активной двигательной деятельности.

     В своей программе " Радуга" Т.Н. Доронова [12] обращает внимание на воспитание и развитие детей детского сада. Ею определены основные формы работы с детьми в главе " Растим здорового ребенка" по двигательному режиму, закаливанию, физкультурно- оздоровительной работе. Вся работа вынесена в разделы "Формируем привычку к здоровому образу жизни", "Суточный режим жизни", "Бодрствование", "Сон", " Питание", "Навыки здоровья", "Формируем культуру движений". Постепенно ребенок овладевает основными культурно - гигиеническими навыками, знакомится с элементами самоконтроля во время разнообразной двигательной деятельности. Ею освещены важные на современном этапе вопросы поведения в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью детей, умению избегать или даже предварять их. Т.Н. Дороновой раскрыты средства и формы физического воспитания. Это гигиенические факторы, гигиена нервной системы, физические упражнения. Профилактическая, развивающая, лечебная, реабилитационная направленность в подборе физических упражнений.

     В.Т. Кудрявцев, Б.Б.Егоров определили идею комплексного междисциплинарного подхода к вопросу физического воспитания дошкольника. Их программно-методическое пособие отражает две линии оздоровительно - развивающей работы:

1. Приобщение  к физической культуре.

2. Развивающая  форма оздоровительной работы.

     Развивающая педагогика оздоровления состоит из 4 разделов. И постепенно оформляется  на стыке возрастной физиологии, педиатрии, педагогики, детской психологии.

     Названному  направлению присущ ряд отличительных  черт:

1.Представление  о здоровом ребенке как эталоне  и практически достижимой норме  детского развития.

2.Здоровый  ребенок рассматривается в качестве "целостного телесно-духовного  организма".

3.Оздоровление  трактуется не как совокупность  лечебно-профилактических мер, а как форма развития, расширения психофизиологических возможностей детей.

4.Индивидуально-дефферинцированный  подход является ключевым, системообразующим  средством оздоровительно-развивающей работы с детьми.

     М.Д. Маханева и  О.М. Дьяченко разработали методические рекомендации по воспитанию здорового ребенка к программе " Развитие" [20]. Они содержат в себе, с одной стороны, общую характеристику средств, обеспечивающих здоровье ребенка (гигиенические, закаливание, физические упражнения) с другой - конкретные описания физкультурных занятий проводимых в зале. Они ценны тем, что позволяют использовать их при планировании самых различных сторон организации здорового образа жизни детей, сочетая занятия по программе " Развитие" и ряд дополнительных с проведением необходимых оздоровительных мероприятий. М. Д. Маханевой обращается большое внимание на правильное питание детей. На необходимость его полноценности. М.Д. Маханевой разработаны:

     Гигиенические факторы:

- Режим,  питание, гигиенические процедуры.

- Средства физического воспитания:

- Закаливание  (специальные меры закаливания,  беседы)

- Физические  упражнения (спортивные игры, праздники,  развлечения, физкультурные занятия,  подвижные игры, утренние гимнастики, плавание).

     В программе "Основы безопасности дошкольников" В.А.Ананьева. В разделе "Здоровье человека и окружающая среда", "Здоровье и образ жизни человека" автор ставит задачи развития физической активности детей, их нужно приучать заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих, формировать навыки личной гигиены, дать знания о здоровой пище ориентировать детей на здоровый образ жизни, дать элементарные знания о том, что такое инфекционная болезнь, что нужно делать, чтобы ей не заразиться. Пути решения задач: занятия, игры - занятия, изобразительная деятельность, прогулки, гигиенические процедуры, закаливающие мероприятия, игры, спортивные мероприятия, праздники. беседы, чтение литературы, использование эмоционально- привлекательных форм. Работа с родителями направленная на оздоровление детей и на развитие их физической активности.

   Программа "Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста" определяет основное содержание работы по ОБЖ и направления развития детей.  Авторы программы посчитали необходимым выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность жизни. Основное содержание работы по программе должно строиться, по мнению авторов, по нескольким направлениям:

  1. Ребенок и другие люди.
  2. Ребенок и природа.
  3. Ребенок дома.
  4. Эмоциональное благополучие ребенка.
  5. Ребенок на улицах города.
  6. Здоровье ребенка.

   Можно выделить общие задачи сохранения здоровья детей, характерные для всех проанализированных программ для дошкольных учреждений:

  1. Научить детей определять свое состояние и ощущения.
  2. Сформировать активную жизненную позицию
  3. Сформировать представления о своем теле, организме.
  4. Учить укреплять и сохранять свое здоровье
  5. Понимать необходимость и роль движений в физическом развитии.
  6. Обучать правилам безопасности при выполнении физических упражнений и различных видов деятельности.
  7. Уметь оказывать элементарную помощь при травмах.
 

Глава 2. Основы подготовки детей к школе  средствами

физической  культуры

Информация о работе Факторы успешной подготовки дошкольников к обучению в школе