Факторы успешной подготовки дошкольников к обучению в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 13:57, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Проблема готовности детей к школе в последнее время стала очень актуальной. Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают критерии готовности к школьному обучению [2; 9; 18; 29]. Это связано не только с ухудшением состояния здоровья детей, но и уменьшением числа первоклассников, посещавших детский сад. Медики, родители и педагоги повсеместно констатируют отставание, задержки, нарушения, отклонения, несоответствие нормам в развитии детей, неполноценность их здоровья.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1. Факторы успешной подготовки дошкольников к обучению в школе………………………………………………………………………
5
1.1. Психологическая и физиологическая готовность ребенка к школьному обучению как педагогическая проблема………………….
5
1.2. Здоровьесберегающие технологии как путь формирования готовности дошкольников к обучению в школе………………………..
12
Глава 2. Основы подготовки детей к школе средствами физической культуры…………………………………………………………………..
23
2.1. Формирование личности дошкольника в процессе занятий физическими упражнениями……………………………………………..
23
2.2. Роль физического воспитания в семье в адаптации ребенка к школьному обучению…………………………………………………….
27
Выводы……………………………………………………………………. 34
Литература………………………………………………………………… 35

Файлы: 1 файл

Подг.детей к школе чр.ФК,2010.doc

— 187.50 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1. Факторы успешной подготовки дошкольников к обучению в школе………………………………………………………………………  
5
        1.1. Психологическая и физиологическая  готовность ребенка к школьному  обучению как педагогическая  проблема………………….  
5
        1.2. Здоровьесберегающие технологии  как путь формирования готовности  дошкольников к обучению в  школе………………………..  
12
Глава 2. Основы подготовки детей к школе  средствами физической культуры…………………………………………………………………..  
23
       2.1. Формирование личности дошкольника в процессе занятий физическими упражнениями……………………………………………..  
23
        2.2. Роль физического воспитания  в семье в адаптации ребенка  к школьному обучению…………………………………………………….  
27
Выводы……………………………………………………………………. 34
Литература………………………………………………………………… 35
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Актуальность. Проблема готовности детей к школе в последнее время стала очень актуальной. Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают критерии готовности к школьному обучению [2; 9; 18; 29]. Это связано не только с ухудшением состояния здоровья детей, но и уменьшением числа первоклассников, посещавших детский сад. Медики, родители и педагоги повсеместно констатируют отставание, задержки, нарушения, отклонения, несоответствие нормам в развитии детей, неполноценность их здоровья. Это касается в первую очередь нервной системы и опорно-двигательного аппарата. Усилия медиков в основном направлены на лечение заболеваний, деятельность педагогов редко включает развивающие и адаптивные методы работы с детьми. Практически не разработаны подходы обучения с позиций развивающей предметно-двигательной среды ребенка [1; 12; 13; 18].

     Многие  дети нуждаются в особых программах физического воспитания, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, интеллектуальных и физических проблем. Эти программы должны в первую очередь способствовать коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития [4].

     Физическое  воспитание является неотъемлемой частью воспитания гармонично воздействующую на становление личности ребенка и подводящего его к рубежу школы подготовленным. При этом ее возможности неизмеримо шире, чем только укрепление здоровья человека, гармоничное развитие его тела и двигательных способностей.

     Еще столетие назад И.М. Сеченов и П.Ф. Лесгафт указывали на важность проведения научных разработок направленных на развитие психомоторных способностей как единства его физической и психической сфер. К сожалению, данная проблема, несмотря на вековую историю исследований, до сих пор не решена и приобретает особую значимость в связи с увеличением количества детей с трудностями в обучении.

     Несмотря  на то, что в настоящее время  накоплен значительный фактический материал, доказывающий результативность физического воспитания в развитии детей дошкольного возраста [2; 3; 5; 9; 22; 25 и др.], методика адаптации дошкольников к школе не нашла широкого применения в практике

     Цель  исследования –  теоретическое обоснование физического воспитания детей старшего дошкольного возраста как средства подготовки их к школе.

     Объект  исследования - процесс физического воспитания детей дошкольного   возраста.

     Предмет исследования –  содержание, формы, методы и средства подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе на физкультурных занятиях.

     Задачи  исследования:

  1. Изучить условия психологической и физиологической готовности ребенка к школьному обучению.
  2. Изучить средства и методы формирования готовности дошкольников к обучению в школе.
  3. Рассмотреть основы подготовки детей к школе средствами физической культуры
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Факторы успешной подготовки дошкольников

к обучению в школе

1.1. Психологическая  и физиологическая  готовность ребенка  к школьному обучению как педагогическая проблема

      Психолого-педагогическая готовность к школьному обучению формируется  у ребенка  постепенно  с  момента  рождения  —  в  общении  со   взрослыми   и сверстниками,  в  игре,  посильном  труде   и   дошкольном   обучении.   Про поступающего в школу мы не говорим, что он готовый ученик, мы говорим о его психологической готовности или неготовности к новой жизни в школе.

      В чем же проявляется неподготовленность к школьному обучению? Неподготовленный к школе ребенок не может сосредоточиться  на  уроке,  часто отвлекается, теряет нить объяснения,  не  может  включиться  в  общий  режим работы класса. У неподготовленного к школе ребенка слабо развиты связная речь и  умственные способности, он не умеет задавать  вопросы,  сравнивать  предметы,  явления, выделять главное; у него нет привычки к элементарному контролю за собой.

      Ребенок, плохо подготовленный к школе  часто  мало  инициативен,  тяготеет  к шаблонным действиям и решениям, не стремится к  творчеству.  Его  затрудняет общение со взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач,   нет  интереса к познанию[25].

      Причины неподготовленности к школьному  обучению можно условно разделить на органические и воспитательные. Органические причины — это различные отклонения в физическом и  нервно-психическом   развитии   ребенка;   снижение   темпов  развития,   задержка формирования отдельных функций, ослабленность здоровья [1].

     Воспитательные причины связаны с неэффективной тактикой педагогического подхода к детям в раннем дошкольном возрасте.  Опыт  показывает,  что  часто причиной  неподготовленности  к  школе  и   низкой   успеваемости   является педагогическая  запущенность  детей  в  недостаточно  благополучных  семьях. Неблагополучные  условия  воспитания,  наличие  психотравмирующих  ситуаций, приводит к снижению уровня развития ребенка.

      Однако  и  в  достаточно  благополучных  семьях  не  всегда  пользуются возможностями для полноценной  подготовки  детей  к  школе.  Это  во  многом объясняется  в  неправильном  понимании  родителями  сущности  подготовки  к школе. В некоторых семьях устраиваются самые настоящие “маленькие школы”,  в которых родители пытаются научить  детей  писать,  читать,  считать.  Логика рассуждений при этом проста: если заранее научить ребенка  тому,  с  чем  он встретиться в школе, он будет успешно учиться [20].

      Но умение  ребенка  читать  и  писать,  еще  не  гарантирует  успешного обучения  в  школе.  Ребенок  должен  уметь  сосредотачиваться,  внимательно слушать, правильно выполнять задания.

      Поэтому главная задача детского сада и семьи  состоит в создании условий наиболее  полного  общего  развития  ребенка   с   учетом   его   возрастных особенностей  и  потребностей.  В  процессе  разнообразных  видов   активной деятельности происходит  зарождение  важнейших  “новообразований”  развития, подготавливающих к выполнению новых задач. Необходимо  создать  условия  для развития познавательной активности,  самостоятельности,  творчества  каждого ребенка.

      Психологическая подготовка ребенка к обучению в  школе  является  важным шагом  воспитания  и  обучения  дошкольника  в  детском  саду  и  семье.  Ее содержание  определяется  системой  требований,  которые  школа  предъявляет ребенку.  Эти  требования   заключаются   в   необходимости   ответственного отношения к  школе  и  учебе,  произвольного  управления  своим  поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающее сознательное  усвоение  знаний, установление  со  взрослыми  и  сверстниками  взаимоотношений,  определяемых совместной деятельностью.

      В психологии установлено, что любые  психические свойства и  способности складываются лишь в ходе  той  деятельности,  для  которой  они  необходимы [24]. Поэтому качества, требующиеся школьнику  не  могут  сложиться  вне  процесса школьного  обучения.  Следовательно,  психологическая  готовность  к   школе заключается не в том, что у ребенка  оказываются  сформированными  сами  эти качества,  а  в  том,  что  он  овладевает  предпосылками  к  следующему  их усвоению. Задача выявления содержания психологической готовности к  школе  — это  и  есть   задача   установления  предпосылок   собственно   “школьных” психологических качеств, которые могут и должны быть сформированы у  ребенка к моменту поступления в школу.

      Первым  условием успешного обучения ребенка  в начальной  школе  является наличие у него соответствующих мотивов обучения:  отношение  к  нему  как  к важному, общественно  значимому  делу,  стремление  к  приобретению  знаний, интерес к определенным учебным предметам. Познавательный  интерес  к  любому объекту и явлению развивается в процессе активной деятельности самих  детей, тогда дети  приобретают  необходимый  опыт,  представления.  Наличие  опыта, представлений, способствует у детей возникновению желания  познания.  Только наличие достаточно  сильных  и  устойчивых  мотивов  учения  может  побудить ребенка  к  систематическому  и  добросовестному  выполнению   обязанностей, налагаемых на него школой. Предпосылками возникновения этих мотивов  служит, с  одной стороны, формирующееся к концу дошкольного  детства  общее  желание детей поступить в школу, приобрести  почетное  в  глазах  ребенка  положение школьника  и,  с  другой  стороны,  развитие  любознательности,   умственной активности, обнаруживающийся в живом интересе к  окружающему,  в  стремлении узнавать новое [13].

      Неоднократно  проводившиеся опросы  детей  в  подготовительных  к  школе группах детского сада, показали, что поступления в школу  хотят  практически все дети, хотя обоснования этого желания они  дают  различные.  Часть  детей привлекает в школьной жизни получение знаний, а часть ссылается  на  внешние аксессуары: обладание портфелем, звонки, перемены  и  др.  Это,  однако,  не означает, что  мотивационно  подобные  дети  к  школе  не  готовы:  решающее значение имеет само положительное отношение к ней,  создающее  благоприятные условия для последующего формирования  более  глубокой,  собственно  учебной мотивации.

      Возникновению учебной мотивации способствует  формирование  и  развитие любознательности,   умственной   активности,    непосредственно    связанных выделением познавательных задач, которые первоначально не  выступают для ребенка как  самостоятельные,  будучи  вплетены  в  выполнение  практической деятельности [10].   Серьезное   значение   в   выделении   и   принятии   детьми познавательных задач,  имеет  обучение  на  занятиях в детском саду,  где происходит переход от выполнения заданий облеченных в форму игры или  одного из  продуктивных  видов  деятельности,  к  выполнению   заданий   собственно познавательного  характера,  направляющих  детей  на  осознанное  выполнение умственной работы.

      Следующее  условие  успешного  обучения   заключается   в   достаточной произвольности,   управляемости   поведения,    обеспечивающей    реализацию имеющихся у ребенка мотивов учения.  Произвольность  внешнего  двигательного поведения обеспечивает ребенку возможность  выдерживать  школьный  режим,  в частности организованно вести себя на уроках [9].

      Основной  предпосылкой  овладения  произвольностью  поведения  является приходящее к концу дошкольного возраста  формирование  системы  мотивов,  их соподчинение, в результате которого одни мотивы выступают на первый план,  а другие становятся менее важными [18].

      Все это, однако, не означает, что  поведение  ребенка,  поступающего  в школу, может и должно отмечаться высокой степенью произвольности,  но  важно то,  что  в  дошкольном  возрасте  складывается  такой  механизм  поведения, который обеспечивает переход к новому типу поведения в целом.

      Выявление единого психологического новообразования, лежащего у  истоков учебной деятельности, посвящены работы Д. Б. Эльконина, С. Л. Рубинштейна [24].

Информация о работе Факторы успешной подготовки дошкольников к обучению в школе