Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 13:57, курсовая работа
Актуальность. Проблема готовности детей к школе в последнее время стала очень актуальной. Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают критерии готовности к школьному обучению [2; 9; 18; 29]. Это связано не только с ухудшением состояния здоровья детей, но и уменьшением числа первоклассников, посещавших детский сад. Медики, родители и педагоги повсеместно констатируют отставание, задержки, нарушения, отклонения, несоответствие нормам в развитии детей, неполноценность их здоровья.
Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1. Факторы успешной подготовки дошкольников к обучению в школе………………………………………………………………………
5
1.1. Психологическая и физиологическая готовность ребенка к школьному обучению как педагогическая проблема………………….
5
1.2. Здоровьесберегающие технологии как путь формирования готовности дошкольников к обучению в школе………………………..
12
Глава 2. Основы подготовки детей к школе средствами физической культуры…………………………………………………………………..
23
2.1. Формирование личности дошкольника в процессе занятий физическими упражнениями……………………………………………..
23
2.2. Роль физического воспитания в семье в адаптации ребенка к школьному обучению…………………………………………………….
27
Выводы……………………………………………………………………. 34
Литература………………………………………………………………… 35
В последние годы все больше внимания уделяется проблеме готовности к школьному обучению и за рубежом. Решением данной проблемы занимались не только педагоги и психологи, но и врачи и антропологи. Наибольшее количество исследований посвящено установлению взаимосвязей между различными психическими, физическими показателями, их влияние и взаимосвязь со школьной успеваемостью [5].
По мнению этих авторов, поступающий в школу ребенок должен обладать определенными признаками школьника: быть зрелым в умственном, эмоциональном и социальном отношениях. К умственной области авторы относят способность ребенка к дифференцированному восприятию, произвольному вниманию, аналитическому мышлению и т. п. под эмоциональной зрелостью они понимают эмоциональную устойчивость и почти полное отсутствие импульсивной реакции ребенка. Социальная зрелость связывается ими с потребностью ребенка в общении с детьми, со способностью подчиняться интересам и принятым условностям детской группы, а также со способностью взять на себя социальную роль школьника в общественной ситуации школьного обучения.
В результате проведенных исследований выявлено, что на рубеже старшего дошкольного и младшего школьного возраста появляется новый тип общения, который существенно необходим для успешного последующего обучения детей в школе.
К концу дошкольного периода общение приобретает новую черту — произвольность. Содержание и строение общения к концу дошкольного возраста начинают характеризоваться уже не только непосредственностью предметной ситуации и взаимоотношениями с окружающими, но и сознательно принимаемыми задачами, правилами, требованиями, т. е. определенным контекстом [7].
Психологическая готовность к школьному обучению одна из важнейших проблем детской и педагогической психологии. От ее решения зависит как построение оптимальной программы воспитания и обучения дошкольников, так и формирование полноценной учебной деятельности у учащихся начальных классов. Многие авторы, занимающиеся проблемой их зрелости указывают на отсутствие импульсивных реакций как на
важнейший
критерий психологической
Важнейшая сторона психологической готовности к школьному обучению — уровень волевого развития ребенка, участие в общей деятельности, умение принимать систему требований, предъявляемых школой и учителем [25].
Процесс совместной деятельности в начальных классах в значительной мере основан на выполнении под руководством учителя собственной работы детей с различного рода материалом. Поэтому ребенок, поступая в школу, должен также уметь планомерно обследовать предметы, выделять их разнообразные свойства, т. е. владеть достаточно точным и расчлененным восприятием.
Определяет готовность ребенка к школьному обучению и уровень развития его речи — умение связно, последовательно описывать предметы, картины, события; передавать ход мысли, объяснять то или иное явление, правило [7].
Большое значение имеет хорошая ориентировка ребенка в пространстве и времени.
Формирование качеств, необходимых будущему школьнику, помогает система педагогических воздействий, основанных на правильной ориентации детской деятельности и педагогического процесса в целом.
Однако, при обилии разнообразной и доступной теоретической литературы по вопросам подготовки детей к школе, на практике часто приходится сталкиваться с тем, что дети идут в школу неготовыми или недостаточно готовыми, несмотря на то, что и родители, и воспитатели осознают необходимость подготовки ребенка к школе. Но обучение дошкольников требует специальных знаний. Прежде, чем приступить к обучению, необходимо к этому подготовиться. Лучше совсем не обучать, чем обучать неправильно, а потом переучивать. Поэтому к вопросу подготовки к школе следует подходить осторожно, и рассматривать его как комплексную задачу всестороннего развития ребенка в период дошкольного детства [29].
Изучение теоретической литературы позволяет оформить критерии, опираясь на которые мы можем судить о том, готов или не готов ребенок к поступлению в школу. Готовым к школе можно считать ребенка с достаточно высоким уровнем развития физической, психологической, нравственной и мыслительной деятельности. В деятельности, как в фокусе собираются все достижения развития — состояние моторики, восприятия, мышления, памяти, внимания, воли.
Говоря о физической готовности ребенка к школьному обучению мы имеем ввиду позитивное изменение в физическом развитии, показывающее биологическую зрелость ребенка необходимую для начала школьного обучения. Ребенок должен быть достаточно хорошо физически развит (т. е. все параметры его развития не имеют отрицательных отклонений от нормы и даже иногда несколько опережают ее). Следует также отметить успехи в освоении движений, появление полезных двигательных качеств (ловкость, быстрота, точность и др.), развитие грудной клетки, мелкой мускулатуры пальцев рук. Это служит гарантией овладения письмом. Так, благодаря правильному воспитанию к концу дошкольного возраста у ребенка складывается общая физическая готовность к школе, без которой он не может успешно справиться с новыми учебными нагрузками. [10]
В понятие эмоционально-волевой готовности к школе входит: желание ребенка учиться; умение преодолевать препятствия, управлять своим поведением; правильное отношение ребенка к взрослым и товарищам; сформированность таких качеств как трудолюбие, самостоятельность, усидчивость, настойчивость. [24]
Психологическая готовность ребенка к школе предполагает сформированность произвольности (памяти, внимания, мышления),
сформированность основных компонентов учебной деятельности, умственных и познавательных умений: дифференцированного восприятия, познавательной активности, познавательных интересов [6].
Таким образом, только тех детей, которые
соответствуют составленным критериям,
мы можем считать готовыми к
школьному обучению. Однако,
по наблюдениям учителей начальных классов
дети, идущие в школу, не обладают
всеми качествами необходимыми будущему
школьнику, т. е. не готовы к школе.
Чаще всего это связано с тем, что в дошкольном
детстве не реализуются все
задатки ребенка и он
остается недостаточно развит
в результате неправильного
понимания взрослыми вопроса
воспитания и развития
дошкольников с целью подготовки их к
обучению в школе. Поэтому
проблема состоит в том, чтобы
правильно и своевременно подготовить
ребенка к обучению. А обеспечить
всестороннее развитие ребенка
и правильную подготовку его
к школе могут только объединенные
усилия воспитателей, учителей, родителей.
1.2. Здоровьесберегающие технологии как путь формирования готовности дошкольников к обучению в школе
Среди функций, которые выполняет детский сад в системе народного образования, помимо всестороннего развития ребенка, большое место занимает подготовка детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Подготовка детей к школе в детском саду включает в себя две основные задачи: всестороннее воспитание ребенка (физическое, умственное, нравственное, эстетическое) и специальная подготовка к усвоению тех
предметов, которые он будет изучать в школе [1].
Воспитание и обучение детей в детском саду носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений: широкое общение ребенка со взрослыми и сверстниками, и организованный учебный процесс. Подчеркивается, что возможности физического воспитания в решении этих задач велики [22].
Активизация мышления детей на физкультурном занятии достигается путем отбора соответствующего содержания, методов и приемов, форм организации учебной деятельности. Задача педагога - вызвать у детей интерес к занятию, создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения, направить усилия на осознанное освоение знаний, умений, навыков.
Опыт показывает, что интерес к занятию связан с тем, понимает ли дошкольник, зачем ему нужны те или иные знания, видит ли он возможность их применить. Поэтому воспитатель должен заинтересовать детей содержанием занятия, связать его с практической деятельностью [9].
Организуя интеллектуально-практическую деятельность, воспитатель должен помнить, что знания и умения усвоенные без желания и интереса, обычно не становятся активным достоянием ребенка, а развивают мыслительную активность детей ситуации поиска и исправления ошибок, выбор правильного решения из нескольких вариантов, доказательства, дискуссии, чаще всего это происходит во время сюжетно-ролевой игры, дидактической игры.
Значение этих игр в подготовке к школе трудно переоценить. Сюжетно-ролевые игры оказывают широкое общеразвивающее влияние на личность будущего школьника, а игры с правилами, дидактические, непосредственно связаны с предстоящей учебной деятельностью и поведением учащихся. В играх происходит своеобразное моделирование, проигрывание ребенком ситуаций и действий, в значительной степени приближенных к будущей учебной деятельности. Т. е. в игре происходит непосредственная подготовка ребенка к переходу на новую ступень обучения — поступлению в школу. [19, 40, 46 и др.].
Гусева Т.А. [11], определив в качестве основной цели физического воспитания старших дошкольников, содействие гармоническому формированию их личности, обозначила два блока задач – специфические, суть которых заключается в обучении двигательным действиям, воспитании физических качеств, оздоровлении детей, и общепедагогические, предполагающие повышение уровня умственного развития дошкольников (через систему элементарных знаний в области физической культуры и в смежных областях; развитие познавательных процессов, активизацию мыслительной деятельности на основе двигательной активности; сенсорное развитии посредством физических упражнений с применением гимнастического оборудования; становление речи, увеличение словарного запаса детей), воспитание личностных качеств, моральных ценностей, эстетической культуры.
Для эффективного решения этих задач традиционное содержание учебного процесса по физическому воспитанию, отраженное в типовой программе «Радуга» (под руководством Т.Н. Дороновой, 1989), Гусевой Т.А. было дополнено дополнительными упражнениями, представленными в виде трех блоков: «Азбука движений», «Школа движений», «Погружение в движение». Кроме того, внесено изменение в структуру физкультурного занятия, являющегося основной формой физкультурно-оздоровительной работы в детском саду. Гусева ушла от жесткой трехчастной системы и разбила занятие на шесть равных частей, где предлагалось 6 последовательных ступенек, которые плавно переходят одна в другую. Каждая часть занятий имеет внутреннюю динамику, а их единство составляет динамику внутренних процессов на занятии. Поэтому процесс построения внутренней динамики не виден детям, но зато они могут воспринимать его. В вводно- подготовительной части вместо механического разогрева предлагаются детям сначала снять напряжение и расслабиться. В заключительной части пассивная релаксация заменяется активной («интеллектуальная гимнастика»).
• Первая ступенька
Вход. Снятие напряжения с помощью музыкальной сказки.
• Вторая ступенька
Подготовка, разогрев > приведение мыслей и тела в порядок.
• Третья ступенька
Усиление > динамический спринт.
• Четвертая ступенька
Усиление творческого мышления > мозговой спринт.
• Пятая ступенька
Охлаждение > нахождение резонанса.
• Шестая ступенька
Выход > фиксация созданного состояния
Результаты исследований [26] свидетельствуют о том, что низкий уровень готовности детей к обучению в школе, низкий уровень здоровья и физического развития, увеличение тревожности из-за неадекватной самооценки и неразвитых коммуникативных способностей, проблемы в личностной и эмоциональной сферах можно изменить в лучшую сторону в процессе физического воспитания через средства оздоровительно-спортивной гимнастики и эстетотерапии. Как средство адаптации они оказывают как непосредственное влияние, так и опосредованное.
В настоящее время актуальным является валеологический подход в физическом воспитание дошкольников, как путь адаптации их к школе. Система непрерывного валеологического образования (обучения и воспитания) может обеспечить сохранение и восстановление здоровья детей, вызвать интерес к той области знаний, которая связана со здоровьем, изменить отношение к валеологическим проблемам самих педагогов.
Информация о работе Факторы успешной подготовки дошкольников к обучению в школе