Факторы успешной подготовки дошкольников к обучению в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 13:57, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Проблема готовности детей к школе в последнее время стала очень актуальной. Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают критерии готовности к школьному обучению [2; 9; 18; 29]. Это связано не только с ухудшением состояния здоровья детей, но и уменьшением числа первоклассников, посещавших детский сад. Медики, родители и педагоги повсеместно констатируют отставание, задержки, нарушения, отклонения, несоответствие нормам в развитии детей, неполноценность их здоровья.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1. Факторы успешной подготовки дошкольников к обучению в школе………………………………………………………………………
5
1.1. Психологическая и физиологическая готовность ребенка к школьному обучению как педагогическая проблема………………….
5
1.2. Здоровьесберегающие технологии как путь формирования готовности дошкольников к обучению в школе………………………..
12
Глава 2. Основы подготовки детей к школе средствами физической культуры…………………………………………………………………..
23
2.1. Формирование личности дошкольника в процессе занятий физическими упражнениями……………………………………………..
23
2.2. Роль физического воспитания в семье в адаптации ребенка к школьному обучению…………………………………………………….
27
Выводы……………………………………………………………………. 34
Литература………………………………………………………………… 35

Файлы: 1 файл

Подг.детей к школе чр.ФК,2010.doc

— 187.50 Кб (Скачать)

      В последние годы все больше внимания уделяется  проблеме  готовности  к школьному обучению и за рубежом.  Решением  данной  проблемы  занимались  не только  педагоги  и  психологи,  но  и  врачи  и   антропологи.   Наибольшее количество   исследований   посвящено   установлению   взаимосвязей    между различными психическими, физическими показателями, их влияние и  взаимосвязь со школьной успеваемостью [5].

      По  мнению этих авторов, поступающий в  школу  ребенок должен  обладать определенными признаками школьника: быть зрелым в умственном,  эмоциональном и социальном отношениях. К умственной  области  авторы  относят  способность ребенка   к   дифференцированному   восприятию,   произвольному    вниманию, аналитическому мышлению и т. п. под  эмоциональной  зрелостью  они  понимают эмоциональную устойчивость и почти полное  отсутствие  импульсивной  реакции ребенка. Социальная  зрелость  связывается  ими  с  потребностью  ребенка  в общении  с  детьми,  со  способностью  подчиняться  интересам   и   принятым условностям  детской  группы,  а  также  со  способностью  взять   на   себя социальную роль школьника в общественной ситуации школьного обучения.

      В результате проведенных исследований выявлено, что на рубеже  старшего дошкольного и младшего школьного  возраста  появляется  новый  тип  общения, который существенно необходим для успешного последующего  обучения  детей  в школе.

      К  концу  дошкольного  периода  общение  приобретает  новую   черту   — произвольность. Содержание и строение общения к концу  дошкольного  возраста начинают характеризоваться  уже  не  только  непосредственностью  предметной ситуации и взаимоотношениями с окружающими, но  и  сознательно  принимаемыми задачами, правилами, требованиями, т. е. определенным контекстом [7].

        Психологическая готовность  к   школьному  обучению  одна  из  важнейших проблем детской и педагогической  психологии.  От  ее  решения  зависит  как построение оптимальной программы воспитания и обучения дошкольников,  так  и формирование полноценной учебной деятельности у учащихся начальных  классов. Многие   авторы,   занимающиеся  проблемой  их  зрелости  указывают  на  отсутствие  импульсивных  реакций  как   на

важнейший критерий психологической подготовленности детей к школе.

        Важнейшая сторона психологической готовности  к  школьному  обучению  — уровень волевого развития ребенка,  участие  в  общей  деятельности,  умение принимать систему требований, предъявляемых школой и учителем [25].

        Процесс совместной деятельности в начальных классах в значительной мере основан на выполнении под руководством учителя собственной  работы  детей  с различного рода материалом. Поэтому ребенок, поступая в школу, должен  также уметь планомерно обследовать предметы, выделять их  разнообразные свойства, т. е. владеть достаточно точным и расчлененным восприятием.

           Определяет готовность ребенка к школьному обучению и  уровень  развития его речи —  умение  связно,  последовательно  описывать  предметы,  картины, события; передавать ход мысли,  объяснять  то  или  иное  явление,  правило [7].

      Большое  значение  имеет  хорошая  ориентировка  ребенка  в  пространстве  и времени.

        Формирование качеств, необходимых будущему школьнику, помогает  система педагогических воздействий,  основанных  на  правильной  ориентации  детской деятельности и педагогического процесса в целом.

      Однако, при обилии разнообразной и доступной  теоретической  литературы по  вопросам  подготовки  детей  к  школе,  на  практике  часто   приходится сталкиваться с тем, что  дети  идут  в  школу  неготовыми  или  недостаточно готовыми,  несмотря  на  то,  что  и  родители,   и   воспитатели   осознают необходимость подготовки ребенка к школе. Но обучение  дошкольников  требует специальных знаний. Прежде, чем приступить к обучению, необходимо  к  этому  подготовиться. Лучше совсем не обучать,  чем  обучать  неправильно,  а  потом  переучивать. Поэтому  к  вопросу  подготовки  к  школе  следует  подходить  осторожно,  и рассматривать его как комплексную задачу всестороннего  развития  ребенка  в период дошкольного детства [29].

      Изучение  теоретической литературы позволяет  оформить критерии, опираясь на которые мы можем судить о том, готов или не готов ребенок  к  поступлению в школу. Готовым к школе можно считать ребенка с достаточно высоким  уровнем развития   физической,   психологической,   нравственной   и    мыслительной деятельности.  В  деятельности,  как  в  фокусе  собираются  все  достижения развития —  состояние  моторики,  восприятия,  мышления,  памяти,  внимания, воли.

        Говоря о физической готовности ребенка к школьному  обучению  мы  имеем ввиду   позитивное   изменение   в   физическом    развитии,    показывающее биологическую зрелость ребенка необходимую для  начала  школьного обучения. Ребенок  должен  быть  достаточно  хорошо  физически  развит  (т.  е.    все параметры его развития не имеют отрицательных отклонений  от  нормы  и  даже иногда несколько опережают ее). Следует также  отметить  успехи  в  освоении движений,  появление  полезных  двигательных  качеств  (ловкость,  быстрота, точность и др.), развитие грудной клетки, мелкой  мускулатуры  пальцев  рук. Это  служит  гарантией  овладения  письмом.   Так,   благодаря   правильному воспитанию  к  концу  дошкольного  возраста  у  ребенка  складывается  общая физическая готовность к школе, без которой он не может успешно справиться  с новыми учебными нагрузками. [10]

        В понятие  эмоционально-волевой  готовности  к  школе  входит:  желание ребенка учиться;   умение   преодолевать   препятствия,   управлять   своим поведением;  правильное  отношение   ребенка   к   взрослым   и   товарищам; сформированность   таких   качеств   как   трудолюбие,    самостоятельность, усидчивость, настойчивость. [24]

       Психологическая    готовность    ребенка    к    школе     предполагает сформированность    произвольности     (памяти,     внимания,     мышления),

сформированность  основных компонентов  учебной  деятельности,  умственных  и познавательных  умений:   дифференцированного   восприятия,   познавательной активности, познавательных интересов [6].

     Таким образом, только тех детей,  которые соответствуют составленным критериям, мы можем  считать  готовыми  к  школьному  обучению.  Однако,  по наблюдениям учителей начальных классов дети, идущие  в  школу,  не  обладают всеми качествами необходимыми будущему школьнику, т. е. не готовы  к  школе. Чаще всего это связано с тем, что в дошкольном детстве  не  реализуются  все задатки  ребенка  и   он   остается   недостаточно   развит   в   результате неправильного   понимания   взрослыми   вопроса   воспитания   и    развития дошкольников с целью подготовки их к  обучению  в  школе.  Поэтому  проблема состоит  в  том,  чтобы  правильно  и  своевременно  подготовить  ребенка  к обучению.  А  обеспечить  всестороннее   развитие   ребенка   и   правильную подготовку его  к  школе  могут  только  объединенные  усилия  воспитателей, учителей, родителей.  

1.2. Здоровьесберегающие технологии как путь формирования готовности дошкольников к обучению в школе

      Среди функций,  которые  выполняет  детский  сад  в  системе  народного образования, помимо всестороннего развития ребенка, большое  место  занимает подготовка детей к школе. От  того,  насколько  качественно  и  своевременно будет  подготовлен  ребенок  к  школе,  во  многом  зависит  успешность  его дальнейшего обучения.

     Подготовка детей к школе в детском саду включает в себя  две основные задачи:   всестороннее   воспитание   ребенка    (физическое,    умственное, нравственное,  эстетическое)  и  специальная  подготовка  к   усвоению   тех

предметов, которые он будет изучать в  школе [1].

      Воспитание и обучение  детей в детском саду  носит образовательный характер и учитывает два  направления получения детьми  знаний  и умений: широкое общение  ребенка  со  взрослыми  и  сверстниками,  и  организованный учебный процесс. Подчеркивается, что возможности физического воспитания в решении этих задач велики [22].

      Активизация мышления  детей  на  физкультурном занятии  достигается   путем   отбора соответствующего содержания, методов и  приемов,  форм  организации  учебной деятельности. Задача педагога -  вызвать у детей интерес к занятию, создать у них  состояние  увлеченности,  умственного  напряжения,  направить усилия на осознанное освоение знаний, умений, навыков.

        Опыт показывает, что интерес  к  занятию  связан  с  тем,  понимает  ли дошкольник, зачем ему нужны те или иные знания, видит ли он  возможность  их применить.  Поэтому  воспитатель  должен  заинтересовать  детей  содержанием занятия, связать его с практической деятельностью [9].

      Организуя интеллектуально-практическую деятельность, воспитатель должен помнить,  что знания и умения усвоенные без желания и  интереса,  обычно  не становятся активным достоянием ребенка, а развивают мыслительную  активность детей ситуации поиска и исправления ошибок,  выбор  правильного  решения  из нескольких вариантов, доказательства, дискуссии, чаще всего  это  происходит во время сюжетно-ролевой игры, дидактической игры.

     Значение этих игр в подготовке к школе трудно  переоценить.  Сюжетно-ролевые игры оказывают широкое общеразвивающее влияние на личность  будущего школьника, а игры с  правилами,  дидактические,  непосредственно  связаны  с предстоящей учебной деятельностью и поведением учащихся. В играх  происходит своеобразное моделирование, проигрывание ребенком  ситуаций  и  действий,  в значительной степени приближенных к будущей учебной деятельности.  Т.  е.  в игре происходит непосредственная подготовка  ребенка  к  переходу  на  новую ступень обучения — поступлению в школу. [19, 40, 46 и др.].

     Гусева Т.А. [11], определив в качестве основной цели физического воспитания старших дошкольников, содействие гармоническому формированию их личности, обозначила два блока задач – специфические, суть которых заключается в обучении двигательным действиям, воспитании физических качеств, оздоровлении детей, и общепедагогические, предполагающие повышение уровня умственного развития дошкольников (через систему элементарных знаний в области физической культуры и в смежных областях; развитие познавательных процессов, активизацию мыслительной деятельности на основе двигательной активности; сенсорное развитии посредством физических упражнений с применением гимнастического оборудования; становление речи, увеличение словарного запаса детей), воспитание личностных качеств, моральных ценностей, эстетической культуры.

     Для эффективного решения этих задач  традиционное содержание учебного процесса по физическому воспитанию, отраженное в типовой программе «Радуга» (под руководством Т.Н. Дороновой, 1989), Гусевой Т.А. было дополнено дополнительными упражнениями, представленными в виде трех блоков: «Азбука движений», «Школа движений», «Погружение в движение». Кроме того, внесено изменение в структуру физкультурного занятия, являющегося основной формой физкультурно-оздоровительной работы в детском саду. Гусева ушла от жесткой трехчастной системы и разбила занятие на шесть равных частей, где предлагалось 6 последовательных ступенек, которые плавно переходят одна в другую. Каждая часть занятий имеет внутреннюю динамику, а их единство составляет динамику внутренних процессов на занятии. Поэтому процесс построения внутренней динамики не виден детям, но зато они могут воспринимать его. В вводно- подготовительной части вместо механического разогрева предлагаются детям сначала снять напряжение и расслабиться. В заключительной части пассивная релаксация заменяется активной («интеллектуальная гимнастика»).

• Первая ступенька

Вход. Снятие напряжения с помощью музыкальной  сказки.

• Вторая ступенька

Подготовка, разогрев > приведение мыслей и тела в порядок.

• Третья ступенька

Усиление > динамический спринт.

• Четвертая ступенька

Усиление  творческого мышления > мозговой спринт.

• Пятая ступенька

Охлаждение > нахождение резонанса.

• Шестая ступенька

Выход > фиксация созданного состояния

     Результаты  исследований [26] свидетельствуют о том, что низкий уровень готовности детей к обучению в школе, низкий уровень здоровья и физического развития, увеличение тревожности из-за неадекватной самооценки и неразвитых коммуникативных способностей, проблемы в личностной и эмоциональной сферах можно изменить в лучшую сторону в процессе физического воспитания через средства оздоровительно-спортивной гимнастики и эстетотерапии. Как средство адаптации они оказывают как непосредственное влияние, так и опосредованное.

      В настоящее время актуальным является валеологический подход в физическом воспитание дошкольников, как путь адаптации их к школе. Система непрерывного  валеологического  образования  (обучения   и   воспитания)   может обеспечить  сохранение  и  восстановление  здоровья детей, вызвать интерес к той области  знаний,  которая   связана   со   здоровьем,   изменить   отношение   к валеологическим  проблемам  самих  педагогов. 

Информация о работе Факторы успешной подготовки дошкольников к обучению в школе