Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 13:57, курсовая работа
Актуальность. Проблема готовности детей к школе в последнее время стала очень актуальной. Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают критерии готовности к школьному обучению [2; 9; 18; 29]. Это связано не только с ухудшением состояния здоровья детей, но и уменьшением числа первоклассников, посещавших детский сад. Медики, родители и педагоги повсеместно констатируют отставание, задержки, нарушения, отклонения, несоответствие нормам в развитии детей, неполноценность их здоровья.
Введение…………………………………………………………………… 3
Глава 1. Факторы успешной подготовки дошкольников к обучению в школе………………………………………………………………………
5
1.1. Психологическая и физиологическая готовность ребенка к школьному обучению как педагогическая проблема………………….
5
1.2. Здоровьесберегающие технологии как путь формирования готовности дошкольников к обучению в школе………………………..
12
Глава 2. Основы подготовки детей к школе средствами физической культуры…………………………………………………………………..
23
2.1. Формирование личности дошкольника в процессе занятий физическими упражнениями……………………………………………..
23
2.2. Роль физического воспитания в семье в адаптации ребенка к школьному обучению…………………………………………………….
27
Выводы……………………………………………………………………. 34
Литература………………………………………………………………… 35
2.1. Формирование личности дошкольника в процессе занятий физическими упражнениями
Личность - это целостная психологическая структура, формирующаяся в процессе жизни человека на основе усвоения или общественных форм сознания и поведения. В ней выражена сила индивидуализированных всеобщих устремлений, потребностей и целей, творческое начало готовность и умение создавать новое.
Дошкольный возраст – это период первоначального складывания личности, период развития личностных механизмов поведения. Главная цель развития личности – реализация ребенком своего «Я», а также переживания себя в качестве социального индивида – успешно может решаться в процессе занятий физическими упражнениями в детском саду. Движение, даже самое простое, дает пищу детской фантазии, развивает творчество, которое является высшим компонентом в структуре личности, представляет собой одну из наиболее содержательных форм психической активности ребенка, которую ученые рассматривают как универсальную способность, обеспечивающую успешное выполнение разнообразных видов деятельности. Важнейшая особенность творчества дошкольника –насыщенность яркими, положительными эмоциями, благодаря чему оно обладает большой притягательной силой и ведет к развитию новых мотивов деятельности, формирующих эвристическую личность [29].
Двигательное творчество раскрывает ребенку моторные характеристики собственного тела учит относится к движению как к предмету игрового экспериментирования. Основное средство его формирования – эмоционально окрашенная двигательная активность, с помощью которой дети в воображаемую ситуацию, через движения тела учатся выражать свои эмоции и состояния, искать творческие композиции. Создавать новые сюжетные линии, новые формы движений.
Особую значимость в формировании двигательного творчества дошкольников имеют игровые двигательные задания, подвижные спортивные игры, спортивные развлечения которые всегда интересны детям они обладают большим эмоциональным зарядом, отличаются вариативностью составных компонентов, дают возможность быстро осуществлять решение двигательных задач. Дети учатся придумывать двигательное содержание к предложенному сюжету, самостоятельно обогащать и развивать игровые действия, создавать новые сюжетные линии, новые формы движения. Это исключает привычку механического повторения упражнений, активирует в доступных пределах творческую деятельность по самостоятельному осмыслению и успешному применению знакомых движений в нестандартных условиях. Постепенно коллективное творчество, организуемое взрослым , становится самостоятельной деятельностью детей.
Важная характеристика личности- ее направленность, система ведущих мотивов в поведении. Мотив – побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека, отражающих требования внутренней среды организма или внешних условий жизни и побуждают его к активности. Двигательная деятельность способствует формированию одной из важных потребностей человека – в здоровом образе жизни. Она представляет собой отношение человека к собственной деятельности, поддерживающей и укрепляющей его здоровье. Здоровье ребенка, с которым в смысловом отношении связан термин: здоровый образ жизни,- показатель уровня развития общества, в котором он живет [1].
Потребность в здоровом образе жизни необходимо формировать с детства, когда организм пластичен и легко поддается воздействиям окружающей среды. У детей укрепляется желание быть здоровым, вырасти красивым, активным, уметь обслужить и вести себя так, чтобы не причинить вреда себе и другим. С помощью взрослого ребенок осознает: для того, чтобы быть здоровым, нужно ежедневно выполнять физические упражнения, закаляться, делать зарядку, соблюдать режим дня, есть здоровую пищу, следить за чистотой окружающей среды и помещения, а также соблюдать правила гигиены.
На занятиях физическими упражнениями дети получают элементарные представления о строении собственного тела, функциях и назначениях внутренних органов и систем организма. Через систему специальных упражнений и игр дети знакомятся с признаками здоровья(правильная осанка, походка), учатся защищаться от микробов, избегать опасных мест, при необходимости оказывать себе и другим элементарную помощь. Чем скорее ребенок осознает необходимость своего непосредственного приобщения к богатствам физической культуры, тем скорее у него сформируется важная потребность, отражающая положительное отношение и интерес физической стороне своей жизни.
В дошкольном возрасте начинает складываться самооценка – наиболее сложный продукт развития сознательности ребенка, проявляющейся в оценке личности самой себя. Основными факторами формирования самооценки признаются : собственная активность личности, оценка окружающих людей, умение правильно оценивать действия других. На ранних этапах формирования самооценка дошкольника является отражением оценочных суждений окружающих, прежде всего взрослых. Формирование самооценки в процессе двигательной деятельности предполагает : привлечения внимания ребенка к художественному образу, «картине мира» окружающей его природы; к способности создавать собственный художественный образ – «образ красивого тела»; красивому двигательному поведению окружающих взрослых. В большей мере этому способствует увлекательная двигательная деятельность, связанная с четкой установкой на результат (игры – драматизации, спортивные и подвижные игры, спортивные упражнения, игры – эстафеты). Ребенок оценивает свое «Я» по непосредственным усилиям, которые он приложил для достижения поставленной цели. В связи с развитием самооценки развиваются такие личностные качества, как самоуважение, совесть, гордость [22].
В
сложных действиях проявляется
воля ребенка – преодоление
Двигательная деятельность активизирует нравственное развитие личности ребенка. Прежде всего она способствует формированию таких положительных личностных качеств, как сочувствие, стремление к оказанию помощи, дружеской поддержки, чувство справедливости, честности, порядочности. Это ярко проявляется в играх и игровых упражнениях, выполнение которых ставит ребенка перед необходимостью вступить в контакт со сверстником, оказать помощь в выполнении двигательного задания, найти оптимальные варианты согласований действий. Воспитатель старается показать зависимость общего результата от выполнения каждым ребенком определенных действий, от доброго и справедливого отношения к товарищам (помочь товарищу, если он не может выполнить правила игры, использовать вежливые формы предложения услуг, замечаний). Наличие игрового момента способствует поддержанию у всех детей интереса к выполнению общей двигательной задачи, без чего не возможно достичь умения видеть другого, действовать с ним. Взаимная ответственность обеспечивает ребенку возможность самоутверждения, развивает уверенность, инициативность, формирует чувство товарищества.
Таким
образом, занятия физическими
2.2. Роль физического воспитания в семье в адаптации ребенка к школьному обучению
Формирование качеств необходимых будущему школьнику может обеспечить лишь система педагогических взаимодействий детского сада и семьи.
Изучение практики воспитания показывает, что во многих семьях родители не уделяют должного внимания физическому воспитанию ребенка как средству его подготовки к школе. Чаще всего это происходит в результате недостаточности педагогического уровня родителей.
В то же время накоплен достаточно большой опыт физического воспитания в семье. Необходимо, чтобы дети самостоятельно занимались физической культурой дома. И в этом им должны помочь родители. Совместные занятия родителей с детьми больше сближают их, повышают эффективность занятий. Одновременно повышается физическая культура ребенка и детей, развивается мотивационная сфера, возникает потребность в систематических занятиях физическими упражнениями. Но, несмотря на понимание, всеми взрослыми важности данных занятий, занимаются ими единицы. Решение данной проблемы лежит, на наш взгляд, в области социального сознания и мышления. Пока общество на деле не убедится в значимости физической культуры, дело вряд ли сдвинется с мертвой точки. Одним из путей выхода из кризиса может явиться усиление совместной работы дошкольных учреждений и семьи. К сожалению, в этой области не так уж много практических наработок. Часто связь родителей и детского сада остается неразработанной, хотя практики отмечают огромную роль такой работы [17]. Среди известных работ, посвященных организации совместной работы по физическому воспитанию родителей и детей, можно отнести работы Я. Бердыховой,1990, С.А. Полиевского, Е.П. Гука, 1984, Э.С. Вильчковского, 1987, В.П. Губы, 1991 и некоторые другие.
Я. Бердыхова [3] дает полезные методические рекомендации по организации и проведению физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста. Приводит различные упражнения и подвижные игры, которые можно использовать дома, во дворе, на отдыхе, а также на занятиях под руководством тренера. По своей сути книга Я. Бердыховой является своеобразной энциклопедией для родителей, где они смогут получить ответы на самые различные вопросы. Упражнения, приведенные в книге, условно подразделяются на пять групп в зависимости от значения и задач:
а) оздоровительные (выработка правильной осанки);
б) элементы акробатики (воспитание смелости и умения приспосабливаться к необычным положениям тела);
в) подвижные игры (формирование навыков ходьбы, бега, прыжков, метаний, лазанья);
г) упражнения с различными предметами, включая «дорожки препятствий»;
д) музыкально-ритмические
Автор дает четкие рекомендации по методике проведения занятий, их организации, дозированию нагрузки, страховке и пр. Особо Я. Бердыхова отмечает, что необходимо заинтересовать ребенка занятиями физической культурой. Ни в коем случае не следует принуждать ребенка к выполнению того или иного движения и превращать занятие в скучный урок. Она советует: если у ребенка нет желания заниматься, проанализируйте причины негативного отношения к занятиям.
В главе «Организация занятий родителей с детьми в физкультурных обществах» автором даются рекомендации по организации совместных занятий (приводятся конспекты 30 занятий).
Накоплен достаточно большой опыт совместной работы детского сада и семьи в Эстонии. Среди основных направлений этой работы выделяют пропаганду педагогических знаний среди родителей [26]. Были разработаны следующие темы:
4. Дифференцированный подход в физическом воспитании детей.
Предлагается система совместных занятий родителей и детей под руководством инструктора физической культуры детского сада, где основным содержанием является бег.
Большое внимание методистами уделяется закаливанию детей. И основным путем этого является закаливание в семье. Наиболее широко и доходчиво излагается методика закаливания в семье С.А. Пашевским и Е.П. Гуком [23]. В данной книге описываются виды физкультурных занятий в режиме дня семьи, раскрывается методика проведения утренней гимнастики, обучения плаванию, занятий бегом трусцой, проведения подвижных игр. Особое внимание уделяется описанию методики развития физических качеств, даются рекомендации по оборудованию семейного спортивного уголка.
Л. Курин дает конкретные рекомендации как использовать свободное время, формы организации досуга.
Также широко освещается методика физического воспитания Э.С. Вильчковским [7]. Автор заостряет внимание на формирование правильной осанки и борьбе с плоскостопием, приводит большое количество комплексов физических упражнений образного характера.
К сожалению, не часто встречаются работы, в которых бы раскрывались вопросы контроля за физическим развитием ребенка. Такие данные позволили бы задуматься родителей о состоянии своего ребенка и побудили бы к совместным действиям в физическом воспитании. В этом отношении следует выделить работу В.П. Губы [10]. Автор разработал интересную методику оценки двигательного возраста детей 2 - 9 лет на основе деления их на 5 типов по показателям веса и роста: большие ( Б ), средние ( С ), маленькие ( М ) и два переходных типа - средние большие ( СБ ) и средние маленькие ( СМ ). По мнению автора разработанная им схема помогает не только определить морфологический тип ребенка, но и подобрать для него наиболее подходящий вид спортивных упражнений.
Информация о работе Факторы успешной подготовки дошкольников к обучению в школе