Диагностика восприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 19:40, реферат

Краткое описание

1. Методика диагностики объема восприятия
2. Методика поиска информации для диагностики особенностей восприятия младших школьников

Файлы: 1 файл

_DswMedia_diagnostikapamyati.doc

— 191.50 Кб (Скачать)

 

  1. Изучение  гибкости  при создании слов

 

 Задание предназначено  для детей от 7 до 10 лет.

  Дается слово электростанция. Необходимо из букв этого слова  составить как можно больше  новых слов. Время выполнения  задания – 5 минут. Два  раза  одну и ту же букву в словах  использовать нельзя. Задание предъявляется  на отдельном листе, на котором  ребенок записывает и  свои слова.  Для оценки гибкости мы подсчитываем  количество верно составленных слов. Показатели творческой способности  рассчитаны на возраст 8-9лет.

   Высокий уровень развития способности - 9 и более слов.

   Средний уровень – 7-8 слов.

   Низкий уровень – 6 и менее.

  

              

                   Изучение развития логических операций

 

Для  изучения уровня логических операций младших школьников удобно использовать тест,  который  состоит  из 4 субтестов по 10 проб в каждом.

   Первый субтест  позволяет выявить осведомленность; второй – умение классифицировать; третий  – умение обобщать;  четвертый – подбирать аналогии.

   Тест можно  проводить как индивидуально,  так и в группе детей. Каждому  ребенку раздают листы, на которых  он отмечает свой вариант ответа

. Инструкция к  блоку заданий №1  «Осведомленность»

       Прочитать первую фразу. Из перечисленных под фразой слов выберите одно слово,  которое подходит по смыслу, чтобы закончить эту фразу. Нужное слово подчеркнуть. Выбирай только одно слово.  Например: У сапога всегда есть подошва. Переходи к чтению следующей фразы.

Инструкция  к блоку заданий №2 «Исключение понятий»

         Прочитай первый ряд слов. Среди  них есть одно слово, которое  не подходит к остальным. Подчеркни его. Прочитай следующий ряд слов и тоже найди слово, не подходящее к остальным  четырем словам.

   Инструкция к блоку  заданий №3 « Обобщение»

        Прочитай первые два слова.  Как назвать одним словом или   словосочетанием те предметы, о которых идет речь? Выпиши это слово или словосочетание после двух напечатанных. Переходи к следующим двум словам.

                      Инструкция к блоку  заданий №4 «Аналогии»

       Под  цифрой один в первом столбике  над чертой написано – огурец, а под чертой – овощ. Эти предметы находятся в определенном отношении ( огурец это овощ).  В правом столбике надо выбрать из слов под чертой такое слово, которое бы относилось к слову гвоздика так же, как слово овощ  к слову огурец. Выбирая нужное слово, подчеркивай его.

                    ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:

   По каждому  блоку подсчитывается количество  правильных ответов. Поскольку  в каждом блоке по 10 заданий,  максимальное количество баллов  – 10. Суммируя количество баллов  всех четырех блоков. Получаем  общий показатель развития логических операций ребенка. Оценка может производится по следующим таблицам:

                 Оценка результатов детей 8-9  лет

 

      Количество баллов

    Уровень развития интеллектуальных  операций

      36 –  40

       высокий уровень

      32 - 35

       выше  среднего

      26 - 31

       средний  уровень

      20 - 25

        уровень ниже среднего 

      19 и менее 

         низкий уровень


 

           Оценка результатов  детей 10-11 лет

 

      Количество баллов

    Уровень развития интеллектуальных операций

           40

        высокий уровень

         36 – 39

        выше среднего

          32 – 36

        средний уровень

           27 – 31

        уровень ниже среднего 

           26 баллов и ниже

        низкий уровень


                         

      Тест развитие логических операций

 

Фамилия, имя_____________________________________________

  1. Осведомленность
    1. У сапога всегда есть…..

Шнурок, пряжка, подошва, ремешки,  пуговицы.

           2.    В теплых краях живет…..

                Медведь, олень, волк, верблюд,  пингвин.

                3.   В году……

                  24 месяца,    3 месяца,    12 месяцев,   4 месяца.

               4.   Месяц зимы…………

                Сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март.

               5.   В нашей стране не живет…..

                Соловей, страус, аист, синица, скворец.

               6.     Отец старше своего сына….

               Часто, всегда,  никогда, редко,  иногда.

               7.     Время суток…..

               Год, месяц, неделя, день, понедельник.

               8.    У деревьев всегда есть…..

                Листья, цветы, плоды, корень, тень.

               9. Время года…..

                Август, осень, суббота, утро, каникулы.

               10. Пассажирский транспорт….

                Комбайн, самосвал, автобус, экскаватор,  тепловоз.

 

 

 

  1. Исключение понятий
    1. Тюльпан,  лилия, фасоль, ромашка, фиалка.
    2. Река, озеро, море, мост, пруд.
    3. Кукла, прыгалка, песок, мяч, юла.
    4. Стол, ковер, кресло, кровать, табурет
    5. Тополь, береза, орешник, липа, осина.
    6. Курица, петух, орел, гусь, индюк.
    7. Окружность,  треугольник, четырехугольник, указка,  квадрат.
    8. Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля.
    9. Число,  деление, сложение, вычитание, умножение.
    10. Веселый, быстрый, грустный,  вкусный, осторожный.

 

 

 

 

 

 

  1. Обобщение
    1. Окунь, карась….
    2. Метла, лопата…
    3. Лето, зима….
    4. Огурец, помидор…
    5. Шкаф, диван…
    6. Июнь,  июль….
    7. День, ночь…
    8. Слон, муравей….
    9. Сирень, орешник…
    10. Дерево,  цветок… 

 

  1. Аналогии

            1. огурец               гвоздика

                 овощ                сорняк, цветок, роса, садик, земля

            2.  огород               сад

                  морковь            забор, грибы, яблоня, колодец,  скамейка

            3. учитель               врач

                 ученик                очки, больница, палата, больной

             4.  цветок               птица

                   ваза                  клюв, чайка, гнездо, перья, хвост

             5. перчатка            сапог

                  рука                  чулки, подошва, кожа, нога, щетка

             6. темный               мокрый

                  светлый             солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный

             7.  часы                   градусник

                   время                 стекло, больной, кровать, врач, температура

             8. машина                лодка

                 мотор                   река, маяк, парус, волна, берег

             9. стол                      пол

                  скатерть              мебель,  ковер, пыль,  доски,  гвозди

            10. стул                     игла

                   деревянный        острая, тонкая, блестящая,  короткая, стальная

                                                                 

                                 

 

 

                             

 

 

 

 

 

 

                               Диагностика внимания

 

    1. Отыскивание чисел по таблицам Шульте

Эту методику применяют  при обследовании детей,  которые  хорошо знают цифры. Испытуемому поочередно предлагают 5 таблиц, в которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25.

Ребенок должен отыскать числа по порядку, показывая и  называя их вслух.  Время выполнения заданий регистрируется.

Для детей 8-9 лет нормой считается от 1 до 1,5 минут на одну таблицу.

 

21

12

7

1

20

6

15

17

3

18

19

4

8

25

13

24

2

22

10

5

9

14

11

23

16


 

14

18

7

24

21

22

1

10

9

6

16

5

8

20

11

23

2

25

3

15

19

13

17

12

4


9

5

11

23

20

14

25

17

19

13

3

21

7

16

1

18

12

6

24

4

8

15

10

2

22




      

    

22

25

7

21

11

6

2

10

3

23

17

12

1

5

18

1

15

20

9

24

19

13

4

14

8


 

5

14

12

23

2

16

25

7

24

13

11

  3

20

4

18

8

10

19

22

1

21

15

9

17

6


 

 

 

 

    1. Корректурная проба

С помощью этой диагностической  методики изучают устойчивость, сосредоточенность, объем  переключение  и распределения  внимания. 20 строк букв, по 20 букв в каждой.

 

 ж   ф   с   я   а   б   ц   у   и   к   е   н   г   ш   щ  з   х   ф   м   о

 ы   в   а   и   р   о   о   л   д   ж   з   я   ч    м   и   т   ь   с   т   в

 о   б   ю   е   а   в   ы   р   е   н   о   л   б   ж   д   л   о   р   у   к

 ц   у   к   е   н   г   ш   щ   з   х   ф   ы   в   а   п   р   о   л   д   ж

 я   ч   с   м   и   т   ь   б   ю   э   ж   д    л   о   р   п   а   в   в   ы

 е   а   е   ы   ф   я   ч   с   м   и   т  б   ю   ф   ы   в   а   к   й    ц

 э   л   д   ж   э   ц   у   к   е   н   г   ш   щ   н   е   к   ц   ф   у   к

 и   м   с   ч   я   а   х   о    х   р   з   х   о   щ   н   е   к   у   ы   в

 ц   к   э   д   ж   л   о   н   с   а   в   и   ф   ю   в   м   б   ю   и  м

 е   к   у   ц   з  щ   ш   г   н   е   к   у   ц   и   м   с   ч   ю   т   и

 ф   ы   в   а   п   р   о   л   д   ж   з   щ   ш   г   н   е   к   у   н   г

 ж   д   л   о   р   п   ф   ы   в   а   п   р   о   л   д   ж  ю  б   и   м

 ф   ы   в   к   у   ц   е   н   г   ш   щ   л   о   р   п   и   т   м   с   ч

 р   п   а   о   л   д   и   м   с   ч   и   т   б   л   о   д   ш   е   н   г

 а   п   р   о   н   е   г   к   у   в   а   п   л   д   ж   и   т   б   м   с

 п   а   е   к   н   г   о   л   п   д   ж   ш   н   г   к   у   в   м   с   и

 э   л   д   ш   г   н   щ   у   к   е   н   д   о   р   г   с   и   т   п   р

 к   у   е   н   г   ш   л   о   р   д   ж   в   а   п   р   н   д   и   т   в

 в   а   п   р   н   г   о   л   д   и   т   ж   з   х   к   у   п   р   н   е

 с   и   т   р   н   г   ц   е   ы   в   с   и   м   п   р   о   н   е   г   б 


 

 Инструкция:   По сигналу «Начали» надо зачеркнуть все встречающиеся буквы «с» и «м». Через каждую минуту по сигналу «Стоп» ученик должен поставить вертикальную черту у той буквы, у которой его застал сигнал. Общая продолжительность работы 3 минуты.

   Объем внимания оценивается по количеству просмотренных букв, концентрация  - по количеству сделанных ошибок (5 ошибок и менее). 

    Работоспособность  учащихся можно определить по формуле:

                                                                          2

           Работоспособность =  (количество строк)

                                                   количество ошибок

        Чем больше работоспособность и чем меньше число ошибок, тем более устойчивым является внимание.

       Для  исследования переключения внимания  можно использовать эту же  корректурную пробу, но задание  школьникам должно даваться несколько по-другому: например, на двух строчках вычеркнуть «в» и «р» , на третьей строчке вычеркнуть «к» и «ч», затем опять на двух строчках вычеркнуть «в» и «р», а на третьей «к» и «ч».

      ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТА:

 

Процент ошибки = 100 x количество строк, неверно отмеченных

                                  Общее количество просмотренных строк

 

    1. Методика «Числовой квадрат»

Методика предназначена  для оценки объема распределения  и переключения внимания.  

СОДЕРЖАНИЕ. В квадрате с 25 клетками в случайном порядке расположены числа от 1 до 40. 15 чисел пропущены. Обследуемый должен зачеркнуть в числовом ряду числа, отсутствующие в квадрате.

  Время на работу  – 2 минуты.

  При обработке  подсчитывается количество правильных  ответов (пропуск, исправление  – ошибка).

   Оснащение: бланк,  демонстрационный плакат, карандаши,  секундомер.

  ИНСТРУКЦИЯ: перед вами квадрат с 25 числами и числовой ряд из 40 чисел. Вам необходимо за 2 минуты зачеркнуть в числовом ряду числа, отсутствующие в квадрате.

                        Оценка по 9-балльной шкале.

 

Оценка в баллах

9

8

7

6

5

4

   3

2

1

Кол-во

правильных

ответов

18

17

15-16

13-14

10-12

8-9

   6-7

    5

   4


    Материал к методике «Числовой квадрат»

                           БЛАНК

     14

       5

       31     

        27

          37

     40               

      34

       23

         1

          20

     19

      16

       32

         13

          33

     2

      6

       8

         25

            9

     12

      26

       36

         28

          39

Информация о работе Диагностика восприятия