Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 19:40, реферат
1. Методика диагностики объема восприятия
2. Методика поиска информации для диагностики особенностей восприятия младших школьников
Диагностика восприятия
На большом листе
ватмана, если педагог
10 слов (из 4-8 букв каждое);
10 трёхзначных чисел;
10 рисунков (книга, ручка, кружка, ложка, яблоко, квадрат, звезда, молоток, часы, лист дерева).
Все это следует расположить горизонтальными рядами в любой последовательности.
ИНСТРУКЦИЯ:
Посмотри на лист, на котором есть слова, числа, картинки. На своем листе бумаги после знакомства с этой информацией в течение 1 минуты запишите, что смогли воспринять, обязательно точно.
ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ:
Нормальное восприятие - 7+,-2 объекта
Школьнику предлагается 100-клеточная таблица, заполненная цифрами. Задание - подсчитать, сколько раз встречается каждое число от 0 до 9. Фиксируется время, за которое школьник подсчитывает, сколько раз встречается 0, потом 1, затем – 2 и т.д.
4 |
3 |
2 |
8 |
2 |
3 |
6 |
5 |
9 |
1 |
7 |
5 |
7 |
6 |
6 |
5 |
9 |
0 |
8 |
5 |
3 |
1 |
0 |
1 |
3 |
4 |
0 |
6 |
5 |
1 |
7 |
2 |
4 |
1 |
0 |
6 |
2 |
3 |
7 |
1 |
6 |
5 |
4 |
4 |
3 |
8 |
8 |
3 |
1 |
3 |
8 |
0 |
0 |
3 |
2 |
1 |
5 |
4 |
9 |
5 |
0 |
7 |
6 |
3 |
2 |
6 |
3 |
8 |
2 |
9 |
6 |
1 |
7 |
6 |
9 |
5 |
8 |
5 |
9 |
0 |
7 |
4 |
1 |
7 |
5 |
3 |
9 |
2 |
3 |
4 |
6 |
3 |
0 |
7 |
6 |
9 |
1 |
0 |
9 |
1 |
Во время проведения дополнительных занятий можно использовать данную матрицу, проводить информационный поиск каждого из чисел в любой последовательности.
Оценка результатов:
Проводиться в целом по классу. Отбрасываются 25% лучших результатов и 25% худших. Остальные 50% составляют учащиеся со средним восприятием.
Результаты выполнения теста примерно таковы:
Возраст 9-10 лет |
Цифры |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
0 |
Время (сек.) |
20 |
28 |
27 |
25 |
27 |
29 |
26 |
26 |
29 |
17 | |
Количество цифр |
8 |
11 |
10 |
12 |
9 |
10 |
8 |
11 |
12 |
9 |
Неправильный подсчет
цифр или более медленный
Диагностика памяти
1 .Диагностика слуховой памяти
Можно использовать методику: «10 слов».
Рекомендуемый набор слов: корабль, лапа, яблоко, карандаш, гроза, утка, обруч, мельница, попугай, листок.
При нормальном объеме кратковременной слуховой памяти ребенок должен воспроизвести с одного предъявления не менее 6 слов.
2. Диагностика слуховой механической памяти
Можно воспользоваться
«Запомни числа»
ИНСТРУКЦИЯ:
Сейчас вам будут прочитаны 12 чисел. Вы должны внимательно слушать и стараться запомнить все числа. По сигналу числа надо записать в любом порядке на листочке. Затем в течение 30 секунд эти числа прочитываются испытуемым.
Набор чисел: 16 78 53
Обработка полученных данных: подсчитывается число верно воспроизведенных чисел. Если 7 чисел воспроизведено правильно, то это свидетельствует о хорошей механической слуховой памяти.
10 пар слов учитель
медленно зачитывает, между словами
имеется смысловая связь.
Рекомендуемый набор пар слов:
Шум - вода
Стол – обед
Мост – река
Рубль – копейка
Лес – медведь
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ:
подсчитывается число правильно
воспроизведенных пар. Если правильно
воспроизведено 6 пар из 10, то можно считать,
что смысловая память развита вполне удовлетворительно.
Можно использовать следующий методический приём:
Прочитайте учащимся три слова, объединенные по смыслу, при этом специально обратите внимание на логическую связь, существующую между словами. Для исследования можно воспользоваться следующими словами:
Охотник – медведь – берлога
Весна – солнце – ручей
Река – рыболов – уха
Праздник – песня - веселье
Город – улицы – дома
Больница – врач – больные
Война – солдаты – сражение
Чтение – глаза – книга
Деление – делимое – делитель
Куб – стороны – ребро
Сад – земля – растение
Игра – правило – игроки
Доклад – обсуждение –
Школа – ученики – учитель
Дерево – ствол – листья
Из этих заданий детям можно предложить любые шесть.
Прочитав вслух шесть строк,
учитель затем предлагает
Пример карточки:
Фамилия___________________ Имя________________
Река
Весна
Охотник
Доклад
Праздник
Дерево
Фамилия_____________________ Имя_________________
Сад
Деление
Чтение
Игра
Школа
Больница
На основании проведенных исследований можно сделать вывод об особенностях памяти учащихся, наметить пути, способствующие лучшему запоминанию, сохранению и воспроизведению учащимися учебного материала.
Можно воспользоваться одной из следующих строчек с буквами, знаками или геометрическими фигурами:
1.
С |
Ч |
Ф |
Т |
Ч |
Р |
Т |
Х |
Р |
Н |
2.
4 |
3 |
2 |
8 |
2 |
3 |
6 |
5 |
9 |
1 |
3.
: |
/ |
- |
+ |
= |
* |
? |
- |
! |
: |
Время предъявления строки – 5 сек.
ИНСТРУКЦИЯ: тебе необходимо просмотреть ряд из 10 цифр (10 букв, 10 знаков), постарайтесь их как можно лучше запомнить.
Затем
необходимо по памяти
ОБРАБОТКА ДАННЫХ: правильным считается только в том случае, если правильно назван знак под своим порядковым номером. Показатель 5 и выше считается хорошим.
Приведенная таблица (смотрите приложение №2) с 16 образами экспонируется в течение 30 секунд.
Образы необходимо запомнить и в течение 1 минуты воспроизвести на бланке (можно либо зарисовать, либо выразить словесно).
Норма – 6 правильных
ответов. Большее число
ИНСТРУКЦИЯ: «Вам будут зачитываться ряды из 5 однозначных чисел, ваша задача запомнить числа в той последовательности, в которой они предъявляются. Затем следует в уме сложить первое число со вторым, записать сумму, второе с третьим и записать сумму, третье с четвертым и записать сумму, четвертое с пятым и записать сумму. Всего должно быть четыре суммы.
Варианты заданий:
3 1 5 2 7 4 6 7 9
4 4 3 5 2
1 3 1 5 2
6 3 1 5 2
4 2 6 1 3
7 1 5 2 1
3 5 1 2 6 8 6 3 8
7 1 7 2 6 8 8 9 8
3 4 3 2 5 7 7 5 7
2 5 3 4 1 7 8 7 5
5 правильно выполненных заданий
свидетельствуют о хорошей оперативной
памяти.
Диагностика творческого мышления
1.Изучение речевых творческих способностей
Тест рассчитан на детей 7-8 лет, умеющих писать и знакомых с понятием родственные, однокоренные слова. Время выполнения заданий:
Общее время выполнения теста 35 минут. Проводится с группой детей.
Детям предлагаются следующие задания:
Задание №1. Записать за 5 минут как можно больше слов таким образом, чтобы следующее слово начиналось с последней буквы предыдущего. Продолжить словарный ряд:
Адрес, салют, тюльпан…….
Задание №2. Составить и написать как можно больше слов из букв слова
Пилка (ориентированность, группировка, водопровод и др.)
Задание №3. Подобрать и написать как можно больше слов, родственных слову снег (лес, туча, дождь, стол, стул и др.)
Задание №4. Составить и написать окончание сказки:
«Жил-был врач в сельской местности. Был у него дом, а собаки не было.
Однажды
он ушел на вызов к больному,
а вместо собаки оставил
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ЗАДАНИЙ ТЕСТА:
В первом, втором и третьем заданиях подсчитывается количество верно написанных слов. Например, во втором задании необходимо следить, чтобы буквы из слова пилка не использовались в одном слове дважды и чтобы дети составили реально существующие слова.
В четвертом задании ответ ребенка оценивается в пятибалльной шкале.
1 балл – ребенок отказался от выполнения задания.
2 балла – не написано ни одного целого предложения. Написанное представляет набор словосочетаний или отдельных слов.
3 балла – написано хотя бы одно целое, законченное предложение.
4 балла – написано хотя бы два законченных предложения. Предложения связаны логикой и единым замыслом.
5 баллов – написанная ребенком сказка имеет конец. Ясно выражена идея произведения, можно выделить кульминацию и вывод.
Количество слов в первых трех заданиях и оценку по четвертому заданию складываем и получаем суммарный балл по тесту. Определить его значение можно по следующей таблице:
ТАБЛИЦА ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА
Высокий уровень развития |
13 баллов и более |
Умеренно высокий уровень |
11-12 баллов |
Средний уровень развития |
10 баллов |
Умеренно низкий уровень развития |
8-9 баллов |
Низкий уровень развития |
7 баллов и меньше |