Диагностика восприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 19:40, реферат

Краткое описание

1. Методика диагностики объема восприятия
2. Методика поиска информации для диагностики особенностей восприятия младших школьников

Файлы: 1 файл

_DswMedia_diagnostikapamyati.doc

— 191.50 Кб (Скачать)

                             Диагностика восприятия

 

  1. Методика диагностики объема восприятия

 На большом листе  ватмана, если педагог работает  с классом, или на листе бумаги, если работа идёт с одним  ребенком, крупно написано:

         10 слов (из 4-8 букв каждое);

         10 трёхзначных чисел;

         10 рисунков (книга,  ручка, кружка, ложка,  яблоко,  квадрат, звезда, молоток, часы, лист дерева). 

 Все  это следует расположить горизонтальными рядами в любой последовательности.

   ИНСТРУКЦИЯ: 

      Посмотри на лист, на котором есть слова, числа, картинки. На своем листе бумаги после знакомства с этой информацией в течение 1 минуты запишите, что смогли воспринять, обязательно точно.

ОЦЕНКА  РЕЗУЛЬТАТОВ: 

Нормальное восприятие -  7+,-2 объекта

 

  1. Методика поиска информации для диагностики особенностей восприятия младших школьников

 

Школьнику предлагается 100-клеточная таблица, заполненная  цифрами. Задание  - подсчитать, сколько  раз встречается каждое число  от 0 до 9. Фиксируется время, за которое  школьник подсчитывает, сколько раз встречается 0, потом 1, затем – 2 и т.д.

 

4

3

2

8

2

3

6

5

9

1

7

5

7

6

6

5

9

0

8

5

3

1

0

1

3

4

0

6

5

1

7

2

4

1

0

6

2

3

7

1

6

5

4

4

3

8

8

3

1

3

8

0

0

3

2

1

5

4

9

5

0

7

6

3

2

6

3

8

2

9

6

1

7

6

9

5

8

5

9

0

7

4

1

7

5

3

9

2

3

4

6

3

0

7

6

9

1

0

9

1


 

Во время проведения дополнительных занятий можно использовать данную матрицу, проводить информационный поиск каждого из чисел в любой последовательности.

 

 

 

Оценка  результатов:

    Проводиться  в целом по классу. Отбрасываются  25% лучших результатов и 25%  худших.  Остальные 50% составляют учащиеся со  средним восприятием.

   

 Результаты выполнения  теста примерно таковы:

 

 

Возраст

9-10 лет

Цифры

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0

Время

(сек.)

20

28

27

25

27

29

26

26

29

17

Количество

цифр

8

11

10

12

9

10

8

11

12

9


 

 Неправильный подсчет  цифр или более медленный подсчет  свидетельствует о снижении восприятия.

 

 

                          Диагностика памяти

  

1 .Диагностика слуховой памяти

 Можно использовать методику: «10 слов».

Рекомендуемый набор слов: корабль, лапа, яблоко, карандаш, гроза, утка, обруч, мельница, попугай, листок.

 

При нормальном объеме кратковременной слуховой памяти ребенок должен воспроизвести с одного предъявления не менее 6 слов.

 

2. Диагностика  слуховой механической памяти

 Можно воспользоваться следующей  методикой:

     «Запомни числа»

 

 ИНСТРУКЦИЯ:

 Сейчас вам будут прочитаны  12  чисел. Вы должны внимательно  слушать и стараться запомнить  все числа. По сигналу числа надо записать в любом порядке на листочке. Затем в течение 30 секунд эти числа прочитываются испытуемым.

Набор чисел:       16                       78                     53

                                23                      36                     14

                                43                      31                     87

                                92                      59                     64

Обработка полученных данных:   подсчитывается число верно воспроизведенных чисел. Если 7 чисел воспроизведено правильно, то это свидетельствует о хорошей механической слуховой памяти.

   

  1. Диагностика смысловой памяти

 

10 пар слов учитель  медленно зачитывает, между словами  имеется смысловая связь. Затем  через небольшой интервал времени  читает лишь первое слово из  каждой пары, ученики должны в это время припоминать второе слово из каждой пары. Затем просим детей записать все слова парами на листке бумаги

 

Рекомендуемый набор пар слов:

         Шум - вода                            дуб – желудь

         Стол – обед                           дичь – выстрел

         Мост – река                           рой – пчела

         Рубль – копейка                    час – время

         Лес – медведь                        гвоздь - доска 

    ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ: 
   подсчитывается число правильно воспроизведенных пар. Если правильно воспроизведено 6 пар из 10, то можно считать, что смысловая память развита вполне удовлетворительно.

    

  1. Для исследования логической памяти

Можно использовать следующий  методический приём:

      Прочитайте учащимся три слова, объединенные по смыслу, при этом специально обратите внимание на логическую связь, существующую между словами.  Для исследования можно воспользоваться следующими словами:

                  Охотник – медведь – берлога

                  Весна – солнце – ручей

                  Река – рыболов – уха

                  Праздник – песня  - веселье

                  Город – улицы – дома

                  Больница – врач – больные

                  Война – солдаты – сражение

                  Чтение – глаза – книга

                  Деление – делимое – делитель

                  Куб – стороны – ребро

                  Сад – земля – растение

                  Игра – правило – игроки

                  Доклад – обсуждение – резолюция

                  Школа – ученики – учитель

                  Дерево – ствол – листья

 

  Из этих заданий детям  можно предложить любые шесть.

  Прочитав вслух шесть строк,  учитель затем предлагает школьнику  карточку, на которой написано  первое слово из каждой тройки.

 

                                   Пример карточки:

    Фамилия___________________ Имя________________

 

Река

Весна

Охотник

Доклад

Праздник

Дерево

 

Фамилия_____________________ Имя_________________

 

Сад

Деление

Чтение 
Игра

Школа 
Больница

  На  основании   проведенных исследований можно сделать вывод об особенностях памяти учащихся, наметить пути, способствующие  лучшему запоминанию,  сохранению и воспроизведению учащимися учебного материала.

 

  1. Диагностика уровня зрительной памяти

 

Можно воспользоваться  одной из следующих  строчек с буквами, знаками или геометрическими фигурами:

 

1.

С

Ч

Ф

Т

Ч

Р

Т

Х

Р

Н


 

 

2.

4

3

2

8

2

3

6

5

9

1


 

3.

:

/

  -

+

=

*

?

-

!

:


 

Время предъявления  строки – 5 сек.

 

ИНСТРУКЦИЯ: тебе необходимо просмотреть ряд из 10 цифр (10 букв, 10 знаков), постарайтесь их как можно лучше запомнить.

      Затем  необходимо по памяти воспроизвести  предъявленные  буквы, цифры, знаки, обязательно сохраняя порядок следования.

ОБРАБОТКА ДАННЫХ:  правильным считается только в том случае, если правильно назван знак под своим порядковым номером. Показатель 5 и выше считается хорошим.

 

  1. Диагностика зрительной памяти на образы

 

     Приведенная таблица (смотрите приложение №2) с 16 образами экспонируется в течение 30  секунд.

      Образы необходимо  запомнить и в течение 1 минуты воспроизвести на бланке (можно либо зарисовать, либо выразить словесно).

     Норма – 6 правильных  ответов. Большее число правильных  ответов говорит о хорошей  памяти на образы.

 

  1. Диагностика   оперативной памяти

 

ИНСТРУКЦИЯ: «Вам будут зачитываться ряды из  5  однозначных чисел,  ваша задача запомнить числа в той последовательности, в которой они предъявляются. Затем следует в уме сложить первое число  со вторым, записать сумму, второе с третьим и записать сумму, третье с четвертым и записать сумму, четвертое с пятым  и записать сумму. Всего должно быть четыре суммы.

 

Варианты заданий:                                  Ответы:

3  1  5  2 7                                               4   6      7    9

4  4  3   5  2                                               8   7      8    7

1  3  1  5   2                                                4   4    6   7

6  3  1  5   2                                                9  4    6   7

4  2  6  1   3                                                6   8     7    4

7  1  5  2   1                                                 8   6    7  3

3  5  1  2   6                                                8   6   3   8

7  1  7  2   6                                                8    8  9  8

3  4  3  2   5                                                7    7  5  7

2  5  3  4   1                                                7   8     7    5

 

 5 правильно выполненных заданий свидетельствуют о хорошей оперативной памяти.                                                       

 

 

         

 

 Диагностика творческого мышления

  

1.Изучение речевых творческих способностей

 Тест рассчитан  на детей 7-8 лет, умеющих писать  и знакомых  с понятием родственные,  однокоренные слова. Время выполнения заданий:

    • задание №1  - 5 минут
    • задание №2  - 5 минут
    • задание №3 – 5 минут
    • задание №4 – 20 минут

Общее время выполнения теста 35 минут. Проводится с группой  детей.

 

      Детям предлагаются следующие задания:

   

Задание №1.  Записать за 5 минут как можно больше слов таким образом, чтобы следующее слово начиналось с последней буквы предыдущего. Продолжить  словарный ряд:

           Адрес, салют, тюльпан…….

Задание №2.  Составить и написать  как можно больше слов из букв  слова

               Пилка (ориентированность, группировка, водопровод и др.)

Задание №3.  Подобрать и написать как можно больше слов, родственных слову снег (лес, туча, дождь, стол, стул и др.)

Задание №4.  Составить и написать окончание сказки:

     «Жил-был  врач в сельской местности. Был у него дом, а собаки не было.

      Однажды  он ушел на вызов к больному, а вместо собаки оставил чернильницу.  А тут как раз решил залезть  в его дом вор…..»

 

ОЦЕНКА  РЕЗУЛЬТАТОВ  ЗАДАНИЙ ТЕСТА:

 

    В первом, втором и  третьем заданиях подсчитывается количество верно написанных слов. Например, во втором задании необходимо следить, чтобы буквы из слова пилка не использовались в одном слове дважды и чтобы дети составили реально существующие слова.

    В четвертом задании ответ ребенка оценивается в пятибалльной шкале.

     1 балл – ребенок отказался от выполнения задания.

     2 балла – не написано ни одного целого предложения. Написанное представляет набор словосочетаний или отдельных слов.

     3 балла – написано хотя бы одно целое, законченное предложение.

     4 балла – написано хотя бы два законченных предложения. Предложения связаны логикой и единым замыслом.

     5 баллов – написанная ребенком сказка имеет конец. Ясно выражена идея произведения, можно выделить кульминацию и вывод.

 

   Количество слов в первых трех заданиях и оценку по четвертому  заданию складываем и получаем суммарный  балл по тесту. Определить его значение можно по следующей таблице:

 

ТАБЛИЦА ОПРЕДЕЛЕНИЯ  РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА

 

Высокий уровень развития

13 баллов и более

Умеренно высокий уровень

11-12 баллов

Средний уровень развития

10 баллов

Умеренно низкий уровень  развития

8-9 баллов

Низкий уровень развития

7 баллов  и меньше

Информация о работе Диагностика восприятия