Девиантология в системе гуманитарного знания

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 14:37, реферат

Краткое описание

Девиантное, отклоняющееся, поведение вызывает живой интерес у психологов, врачей, педагогов, работников правоохранительных органов, социологов, философов. Тема отклоняющегося поведения носит междисциплинарный и дискуссионный характер. Сопряженность термина с понятием «социальная норма» многократно усложняет проблему, поскольку границы нормы весьма условны, а человека абсолютно нормального по всем показателям просто не существует.

Оглавление

Введение
1. Наука и отклонения от нормы
2. Девиантология в системе гуманитарного знания
3. Как изучают отклоняющееся поведение
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

девиантология.doc

— 85.50 Кб (Скачать)

    Конституированию  в качестве самостоятельного научного направления теория девиантного  поведения обязана прежде всего  Р. Мертону и А. Коэну. Мертон проанализировал, каким образом социальная структура побуждает некоторых членов общества к несоответствующему предписаниям поведению. Американский социолог А. Коэн называет отклоняющимся поведением такое, которое “идет вразрез с институционализированными ожиданиями”, а англичанин Д. Уолш, представитель феноменологической социологии, утверждает, что “социальное отклонение - это в значительной степени приписываемый статус”, то есть только субъективное обозначение, “ярлык”, а не объективное явление. По его мнению, отклонение - это не внутреннее, присущее определенному действию качество, а результат социальной оценки и применения санкций. Очевидно, что подобные характеристики отклоняющегося поведения полностью не раскрывают его природу и объективные антинормативные свойства.6

    Более широкую трактовку определения  девиации дает Г.А.Аванесов: ”Под отклоняющимся  поведением следует понимать действия, не соответствующие заданным обществом  нормам и типам”, то есть речь идет о нарушении любых социальных норм.

    Отклонения  могут происходить в сфере индивидуального поведения, они представляют собой поступки конкретных людей, запрещаемые общественными нормами. Вместе с тем в каждом обществе много отклоняющихся субкультур, нормы которых осуждаются общепринятой, доминирующей моралью общества. Такие отклонения определяются как групповые.

    Как пишет профессор социологии Калифорнийского  университета в Беркли (США) Нейл Джозеф Смелзер, девиация с трудом поддается  определению, что связано с неопределенностью  и многообразием поведенческих  ожиданий. Девиация ведет за собой изоляцию, лечение, исправление или другое наказание. Смелзер выделяет три основных компонента девиации:

    а)человека, которому свойственно определенное поведение;

    б)норму  или ожидание, являющееся критерием  оценки поведения как девиантного;

    в)другую группу или организацию, реагирующую  на данное поведение.

    Таким образом, под девиантным (лат. Deviatio - уклонение) поведением понимаются:

  1. поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам);
  2. социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам).

    В первом значении девиантное поведение преимущественно предмет психологии, педагогики, психиатрии. Во втором значении - предмет социологии и социальной психологии. Разумеется, такое дисциплинарное разграничение относительно.

    Во  второй половине XIX в. и в первой половине XX в. научным сознанием философов, биологов, психологов овладел сформулированный Э. Геккелем биогенетический закон (1866 г.). Согласно этому закону каждая органическая форма в своем индивидуальном развитии (онтогенезе) в известной мере повторяет черты и особенности тех форм от которых она произошла. Закон читается так: «онтогения есть краткое и быстрое повторение филогений». Это значит, что в онтогенезе каждый индивидуальный организм непосредственно воспроизводит путь филогенетического развития, т.е. происходит повторение развития предков от общего корня, к которому данный организм относится.

    Согласно  Э. Геккелю, быстрое повторение филогении (рекапитуляция) обусловлено физиологическими функциями наследственности (воспроизведения) и приспособляемости (питания). При этом особь повторяет важнейшие изменения формы, через которые прошли ее предки в течение медленного и длительного палеонтологического развития по законам наследственности и приспособления.

    Э. Геккель пошел вслед за Ч. Дарвином, который впервые поставил проблему соотношения между онтогенезом и филогенезом еще в «Очерке 1844 года». Он писал: «Зародыши ныне существующих позвоночных отражают строение некоторых взрослых форм этого большого классу, существовавших в более ранние периоды истории Земли»». Однако Ч.Дарвин отмечал также и факты, отражающие явления гетерохронии (изменения во времени появления признаков), в частности случаи, когда некоторые признаки возникают в онтогенезе потомков раньше, чем в онтогенезе предковых форм.

    Сформулированный Э. Геккелем биогенетический закон был воспринят современниками и следующими поколениями ученых как непреложный.

    Прямые  десоциализирующие влияния среды  оказываются со стороны ближайшего окружения, которые прямо демонстрирует  образцы асоциального поведения, антиобщественных ориентаций и убеждений, когда действуют антиобщественные нормы и ценности, групповые предписания, поведенческие регуляторы направленные на формирование личности асоциального типа. В таких случаях мы имеем дело с так называемыми ситуациями десоциализации. В роли таких институтов могут выступать криминогенные неформальные подростковые группы, группы преступников, спекулянтов, лиц без определенных занятий и т.д. Эту же роль могут играть и часть семей аморального типа, где наследство, аморальный образ жизни, скандалы и дебоши родителей стали нормой повседневных отношений.

    Однако  процесс десоциализации далеко не всегда осуществляется в результате непосредственного  воздействия прямых десоциализирующих  влияний среды. Так среди изученных несовершеннолетних с отклоняющимся поведением (общее число которых составило около 1200 человек), состоящих на учете по делам несовершеннолетних, лишь 25-30% воспитывались в семьях со стяжательскими ориентациями, школьная среда, где проходит значительная часть несовершеннолетних, также содержит непосредственных образцов известного поведения. И, тем не менее, у определенной части подростков, воспитывающихся во вполне благоприятной среде возможна социальная дезадаптация с асоциальным поведенческим проявлением. В данном случае имеют место эффекты косвенной десоциализации, проявляющиеся в отчуждении индивида от своих инстинктов социализации, в его невосприимчивости и нормам и ценностям ближайшего окружения.

    Косвенные десоциализирующие влияния могут  быть обусловлены разнообразными факторами социально-психологического и психолого-педагогического характера. Так, социально-психологические факторы, приводящие к косвенной десоциализации, заключаются в отсутствии необходимых условий для реализации «запуска» ведущих механизмов и способов социализации, по средствам которых происходит усвоение социального опыта. Таким образом, предупреждение десоциализации предполагает не только нейтрализацию прямых десоциализирующих влияний среды (аморальный образ жизни семьи) и создание воспитывающей среды в коллективах школьных и внешкольных учреждений, что позволит им стать предпочитаемой средой общения с высокой референтной значимостью в глазах подростков и, тем самым, выполнять в полной мере свои функции ведущих институтов социализации.

    С учетом вышесказанного становится очевидно, что раннюю профилактику правонарушений несовершеннолетних следует рассматривать  не столько с позиции социального  контроля, сколько с позиции предупреждения процесса десоциализации и управления процессом социализации несовершеннолетних, что заключается в нейтрализации как прямых, так и косвенных десоциализирующих влияний, а также в осуществлении мер психолого-педагогической коррекции и социально-психологической реабилитации.

    Рассмотрение  ранней профилактики с позиции предупреждения процесса десоциализации позволяет значительно углубить круг знаний о неблагоприятных факторах, обуславливающих асоциальное поведение несовершеннолетних, и в свою очередь существенно, расширить сферу применения воспитательно-профилактических мер по предупреждению отклонений в сознании и поведении подростков. 

 

     Заключение

    Практически вся жизнь любого общества характеризуется  наличием отклонений. Отклонения, или  как они называются научным термином - девиации присутствуют в каждой социальной системе. Поэтому умение выявлять причины таких отклонений, находить пути преодоления их негативных форм должно быть свойственным каждому современному человеку.

    Определение причин девиаций, их форм и последствий - важный инструмент социального контроля и управления обществом.

    В недалеком прошлом термин «отклонение» был связан в нашем сознании только с криминальными явлениями - преступлениями, пьянством, наркоманией, проституцией и др. И это неслучайно, ибо  они практически везде и всегда считаются отклонениями от существующих социальных норм. Но в этой связи возникает вопрос: только ли подобные явления можно назвать отклонениями и что представляет собой девиация?

    Проблему  отклонений изучают криминология, правовая статистика, социология, психология и  другие науки.

    Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие  это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных  вопросов, среди которых вопросы  о сущности категории «норма» (социальная норма) и об отклонениях от нее.

    Социальная  норма находит свое воплощение (поддержку) в законах, традициях, обычаях, т.е. во всем том, что стало привычкой, прочно вошло в быт, в образ жизни большинства населения, поддерживается общественным мнением, играет роль «естественного регулятора» общественных и межличностных отношений. Английский мыслитель Клайв С. Льюис склонен видеть в моральных нормах своего рода «инструкции», «обеспечивающие правильную работу человеческой машины».

    Именно  поэтому почти любое отклонение можно рассматривать как отклонение от социальной нормы.

 

     Список литературы

  1. Гилинский, Я. И. Девиантология: Социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других "отклонений" -СПб. :Юридический центр  Пресс,2004.
  2. Басков А., Бенкер Г. Современная социологическая теория. - М.- 2006
  3. Гусаров В.М. Социология : Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 463с.
  4. Гришин А.Ф. Теория социологии: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 240с.
  5. Елисеева И. И. Теория социологического исследования: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 215с.
  6. Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. Общая теория демографии: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2004. – 416с.
  7. Курс социологии: учебник для вузов / под ред. М. Г. Назарова. – М.: Финстатинформ, ЮНИТИ – ДАНА, 2000. – 250с.

Информация о работе Девиантология в системе гуманитарного знания