Девиантология в системе гуманитарного знания

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 14:37, реферат

Краткое описание

Девиантное, отклоняющееся, поведение вызывает живой интерес у психологов, врачей, педагогов, работников правоохранительных органов, социологов, философов. Тема отклоняющегося поведения носит междисциплинарный и дискуссионный характер. Сопряженность термина с понятием «социальная норма» многократно усложняет проблему, поскольку границы нормы весьма условны, а человека абсолютно нормального по всем показателям просто не существует.

Оглавление

Введение
1. Наука и отклонения от нормы
2. Девиантология в системе гуманитарного знания
3. Как изучают отклоняющееся поведение
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

девиантология.doc

— 85.50 Кб (Скачать)

    Содержание 

    Введение 

    1. Наука и отклонения от нормы

    2. Девиантология в системе гуманитарного  знания

    3. Как изучают отклоняющееся поведение

    Заключение 

    Список  литературы

 

     Введение

    Девиантное, отклоняющееся, поведение вызывает живой интерес у психологов, врачей, педагогов, работников правоохранительных органов, социологов, философов. Тема отклоняющегося поведения носит междисциплинарный и дискуссионный характер. Сопряженность термина с понятием «социальная норма» многократно усложняет проблему, поскольку границы нормы весьма условны, а человека абсолютно нормального по всем показателям просто не существует.

    Многообразие  подходов проявляется и при решении  таких практических задач, как диагностика  отклоняющегося поведения личности, его профилактика и преодоление в ходе оказания социально-психологической помощи.

    Существование каждой системы (физической, биологической, социальной) есть динамическое состояние, единство процессов сохранения и  изменения. Девиации (флуктуации, мутации) служат механизмом изменчивости, а, следовательно, существования и развития каждой системы. Отсутствие девиаций системы означает ее не-существование, гибель.

    Чем выше уровень организации системы, тем динамичнее ее существование  и тем большее значение приобретают  изменения как «средство» сохранения. Неравновесность, неустойчивость становится источником упорядоченности (по И. Пригожину, «порядок через флуктуации»). Поэтому для биологических и социальных систем характерен переход от гомеостаза (поддержание сохранения, стабилизированного состояния) к гомеорезу (поддержанию изменений, стабилизированному потоку).           

 

     1. Наука и отклонения  от нормы

    Предметом девиантологии являются только те аспекты  поведения личности, которые можно  квалифицировать как отклоняющееся  поведение. Отклоняющееся поведение занимает свою собственную нишу в ряду психических феноменов. Оно существует наряду с такими явлениями, как психические заболевания, патологические состояния, неврозы, психосоматические расстройства и т.п. Данные феномены рассматриваются с точки зрения медицинской нормы на оси «здоровье - предболезнь - болезнь». Отклоняющееся поведение личности, на наш взгляд, бессмысленно рассматривать с точки зрения психопатологии. Отклоняющееся поведение выражает социально-психологический статус личности на оси «социализация - дезадаптация - изоляция».

    Известно, что в специальной литературе термин «отклоняющееся поведение» нередко  заменяется синонимом - девиантное поведение (от лат. deviatio - отклонение). Далее мы будем использовать оба термина - «отклоняющееся», «девиантное» - в качестве взаимозаменяемых, отдавая предпочтение первому как более ясному и привычному.

    Очевидная сложность определения изучаемого понятия обусловлена прежде всего  его междисциплинарным характером. В настоящее время термин используется в двух основных значениях. В значении «поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам» девиантное поведение выступает предметом психологии, педагогики и психиатрии. В значении «социальное явление, выражающееся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям» оно является предметом социологии, права, социальной психологии. В данной работе мы рассматриваем отклоняющееся поведение преимущественно в первом аспекте - как проявление индивидуальной активности.

    Девиации («отклонения») присущи всем уровням  и формам организации мироздания. В физике и химии отклонения  обычно именуются флуктуациями, в биологии – мутациями, на долю социологии и психологии выпали девиации.

    Социальная  норма выражает исторически сложившиеся  в конкретном обществе пределы, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности индивидов, групп, социальных организаций. В отличие от естественных норм протекания физических и биологических процессов, социальные нормы складываются (конструируются) как результат отражения в сознании и поступках людей закономерностей функционирования общества. Поэтому социальная норма может либо соответствовать законам общественного развития (и тогда она является «естественной», «нормальной»), либо отражать их неполно, неадекватно,  являясь продуктом искаженного (идеологизированного, религиозного, политизированного) отражения объективных закономерностей. И тогда оказывается анормальной сама социальная «норма», «нормальны» же (функциональны, адаптивны) отклонения от нее.1

    Вот почему принципиальным для понимания  социальных отклонений и предмета девиантологии как науки является осознание относительности, релятивности  социальной «нормы» и социальных «отклонений». В реальной действительности не существует видов деятельности, форм поведения «нормальных» или же «девиантных» по своей природе, по содержанию, per se, sui generis. Те или иные виды, формы, образцы поведения «нормальны» или «девиантны» только с точки зрения сложившихся (установленных, сконструированных) социальных норм в данном обществе в данное время («здесь и сейчас»). 

 

     2. Девиантология в системе гуманитарного знания 

    Девиантность - социальный феномен, выражающийся в  относительно массовых, статистически  устойчивых формах (видах) человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или же фактически сложившимся в данном обществе (культуре, группе) нормам и ожиданиям.

    Девиантность  как социальное явление реализуется  через девиантное поведение –  поступки, действия человека (группы лиц), не соответствующие официально установленным  или же фактически сложившимся в  данном обществе (культуре, группе) нормам и ожиданиям.

    Девиантология (социология девиантности и социального  контроля) - наука, изучающая социальные девиации (девиантность) и реакцию  общества на них (социальный контроль). В перспективе она может стать  Общей теорией девиаций в природе и обществе.      

    Когда девиантология изучает девиантность и девиантное поведение, речь всегда должна идти о конкретном обществе, конкретной нормативной системе  и об отклонениях от действующих  в данном обществе норм – не более. В другом обществе, в другое время рассматриваемая «девиантность» может не быть таковой. 2

    Социальные  девиации  и девиантное поведение  могут иметь для системы (общества) двоякое значение. Одни из них –  позитивные – выполняют  негэнтропийную функцию, служат средством (механизмом) развития системы, повышения уровня ее организованности, устраняя устаревшие стандарты поведения. Это – социальное творчество во всех его ипостасях. Другие же – негативные – дисфункциональны, дезорганизуют систему, повышают ее энтропию. Это преступность, наркотизм, коррупция, терроризм и др.

    Границы между позитивным и негативным девиантным поведением подвижны во времени и  пространстве социумов. В одном и  том же обществе сосуществуют различные  нормативные субкультуры (от научного сообщества и художественной богемы до преступных сообществ и субкультуры наркоманов). И то, что «нормально» для одной из них, – «девиантно» для другой или для общества в целом. Наконец, организация и дезорганизация, «норма» и «отклонение», энтропия  и негэнтропия  дополнительны (в понимании Н. Бора). Их сосуществование неизбежно, они неразрывно связаны между собой, и только совместное их изучение способно объяснить исследуемые процессы.

    Вот почему девиантологическая концепция  социального контроля над девиантными  проявлениями исходит из функциональности всех существующих, не элиминированных в процессе исторического развития человечества, «отклонений», из их принципиальной неустранимости. Речь может идти лишь о разумной «корректировке» различных видов девиантности с целью минимизировать негативные и оптимизировать позитивные. 3

    Во  все времена люди тщетно пытались «ликвидировать» нежелательные  виды поведения.  При этом человечество испробовало все мыслимые методы воздействия на «девиантов», включая  пытки, квалифицированные виды смертной казни,  калечение, галеры, каторгу, тюрьмы.

    Лишь  со временем стали осознаваться некоторые  закономерности социального «зла». Во-первых, как отмечалось, не существует поведенческих форм, «девиантных», преступных по своему содержанию. Все  виды девиантности суть социальные конструкты. Общество или государство определяют, чтó в данное время признается недопустимым, нарушающим моральные или правовые нормы (напомним, что в средневековой Испании курение табака наказывалось смертной казнью, употребление каннабиса легально в современной Голландии, а потребление вина недопустимо в исламском мире).

    Во-вторых, девиации в природе (флуктуации, мутации) и обществе служат механизмом изменчивости, а, следовательно, существования и  развития каждой системы. Как заметил еще Лукреций, без «отклонений» (clinamen) «ничего никогда породить не могла бы природа».4

    В-третьих, все виды и формы человеческого  поведения, которые неадаптивны, нефункциональны, давно элиминировались в процессе человеческой истории. А те, что остались - адаптивны, функциональны и, следовательно, по Гегелю,  «разумны» («имеют основание»).

    Еще Э. Дюркгейм утверждал нормальность преступности, точнее, определенного  ее уровня, для любого общества. «Преступность  – нормальное явление потому, что  общество без преступности совершенно невозможно». Более того, «сколь часто преступление является лишь предчувствием морали будущего, шагом к тому, что предстоит». Дюркгейм ссылался при этом на Сократа, приговоренного соотечественниками к смертной казни, но служившего провозвестником новой морали. А разве не служили предтечами новых – рыночных отношений такие «преступления» советского периода, как «спекуляция», «валютные операции», «частнопредпринимательская деятельность и коммерческое посредничество»?

    В своей статье 1981 года я называл такие функции преступности, как экономическая (перераспределение товаров и услуг в условиях государственной экономики), политическая (форма протеста против существующих общественных отношений), культурологическая (средство самоутверждения личности, субкультура, определенный образ жизни).

    В американской литературе описываются  функции коррупции: упрощение административных связей, ускорение и упрощение  принятия управленческих решений, консолидация и реструктуризация отношений между  социальными классами и группами, содействие экономическому развитию путем сокращения бюрократических барьеров, оптимизация экономики в условиях дефицита ресурсов и др.

    Потребление наркотиков и алкоголя выполняет  следующие функции: анастезирующую (снятие или уменьшение боли), седативную (успокаивающую, снижающую напряжение), психостимулирующую (наряду с чаем или кофе), интегративную  (наряду с табаком; вспомним наши «перекуры» или «трубку мира» американских индейцев). Потребление наркотиков и алкоголя может служить формой социального протеста, средством идентификации (показателем принадлежности к определенной субкультуре), а потребление некоторых из сортов – «элитарных», «престижных» (например, кокаина, французского коньяка) играет престижно-статусную роль.  Вот, кстати, почему я убежден, что рано или поздно потребление наркотиков будет легализовано во всем мире. Это – единственный способ «победить» наркомафию, так же как отмена «сухого закона» в США привела в тридцатые годы минувшего столетия к ликвидации бутлегерства.5

    Еще древние, включая апостолов христианства, понимали функции проституции. Один из современников Солона (VI в. до н. э.), впервые открывшего публичные дома, воспевает его: «Солон, слава тебе, что ты купил публичных женщин для блага города, наполненного крепкими молодыми мужчинами, которые без твоего мудрого учреждения должны бы были предаваться нарушающему покой преследованию женщин из лучшей среды». В этом величании «выдается» одна из социальных функций проституции: служить предохранительным клапаном моногамного брака. Святой Августин восклицает: «Если уничтожить публичных женщин, то сила страстей все разрушит!». Ему вторит Фома Аквинский: «Уничтожьте проституцию, и всюду воцарится безнравственность!». Остается лишь удивляться нынешним российским борцам за нравственность, требующим криминализировать проституцию.

    Распространенность  гомосексуализма известна издревле. Гомосексуализм, как мужской, так  и женский, существовал у первобытных  народов Африки, Азии, Америки. Гомосексуальные отношения были распространены в древней Индии, Египте, Вавилоне, а также в Древней Греции и Риме. Более того, гомосексуализм распространен и в животном мире (владельцам собак-кобелей это хорошо известно).

 

     3. Как изучают  отклоняющееся поведение

    У истоков исследований девиантного (отклоняющегося)  поведения стоял  французский ученый Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - создатель французской социологической  школы. Он выдвинул понятие социальной аномии, определив ее как “состояние общества, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились”.

Информация о работе Девиантология в системе гуманитарного знания