Культурология в системе гуманитарных знаний

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 11:52, реферат

Краткое описание

До недавнего времени культура изучалась, в том числе и в высшей школе, в рамках давно сложившихся научных дисциплин: искусствознания, литературоведения, языкознания, философии, истории и других. Предметом изучения традиционных наук являются различные конкретные сферы и проблемы культуры; искусство, язык; литература; право; мораль; материальная техника и технология и т.д.

Оглавление

Введение 2
1 Наука о культуре 3
2 Предмет культурологии 6
3 Связь культурологии с науками 9 4 Место и роль культурологии в системе гуманитарных знаний 12
Заключение 15
Список литературы 16

Файлы: 1 файл

ГотовыйКульт.docx

— 31.43 Кб (Скачать)

     Содержание

Введение                     2

1 Наука о культуре                         3

2  Предмет культурологии                 6

3 Связь культурологии с науками                9 4  Место и роль культурологии в системе гуманитарных знаний          12

Заключение                  15

Список  литературы                           16 

 

     Введение

     Мало  кто знаком серьезно с культурологией. И причина здесь одна: мы имеем  дело с новой, еще формирующейся  наукой.

       До недавнего времени культура  изучалась, в том числе и  в высшей школе, в рамках  давно сложившихся научных дисциплин:  искусствознания, литературоведения,  языкознания, философии, истории  и других. Предметом изучения  традиционных наук являются различные  конкретные сферы и проблемы  культуры; искусство, язык; литература; право; мораль; материальная техника  и технология и т.д.

       Однако, постепенно выяснилось, что  такой подход узок и не дает  целостного представления о культуре  как явлении сложном, многообразном,  «разлитом» буквально во всех  сферах общественной жизни. Так,  сама жизнь, потребности общественной  практики поставили вопрос о  культурологии как науке о  наиболее общих закономерностях  развития культуры.

     Культурное  пространство обладает множеством измерений. Разнохарактерные типы творчества и  духовной жизни, предметы, образы, идеи и живые личности вступают друг с  другом в сложные и непредвиденные отношения. Как ориентироваться  в огромном мире взаимосвязей? В  этом помогает новая дисциплина –  культурология, одна из ведущих дисциплин  социогуманитарного цикла. Проблемы, которые  изучаются в рамках культурологии, может быть, и обсуждались ранее  другими науками, но не ставились  в центр исследования.

     Сегодня мы с сожалением наблюдаем, как энергия  мысли и чувства, время и жизнь  людей нередко растрачиваются попусту. Процессы в культурном развитии приводят к тому, что зачастую великое, прекрасное, добродетельное, мудрое вытесняется из обихода и обесценивается.

     Культурология облегчает взаимопонимание и  служит утверждению в обществе идеалов  добра, красоты, гармонии, гуманизма.

 

     

     1 Наука о культуре

     Культурология — сравнительно молодая наука. Условно  можно принять за дату ее рождения 1931 год, когда американский профессор  Лесли Уайт впервые прочел курс культурологии  в Мичиганском университете. Однако культура стала предметом исследования задолго до этого. Начиная еще  с античных времен, философы ставили  и обсуждали вопросы, связанные  с изучением культуры: об особенностях человеческого образа жизни по сравнению  с образом жизни животных, о  развитии знаний и искусств, о различии между обычаями и поведением людей  в цивилизованном обществе и в  «варварских» племенах. Древнегреческие  мыслители не пользовались термином культура, но придавали близкий к  нему смысл греческому слову пайдейя (воспитание, образование, просвещение). В средние века культуру рассматривали, главным образом, под именем религии. Эпоха Возрождения ознаменовалась разделением культуры на религиозную  и светскую, осмыслением гуманистического содержания культуры и в особенности  искусства. Но только в XVIII в. — веке Просвещения — понятие культуры вошло в язык науки и привлекло  внимание исследователей как обозначение  одной из важнейших сфер человеческого  бытия.

     В развитии культурологического знания можно выделить три исторических периода:

    • донаучный этап представлений о культуре (от Древнего мира до XVIIIв.);
    • этап становления знаний о культуре в рамках других наук (XVIII-XIXвв.);
    • формирование культурологии как самостоятельной науки (XXв.).

     Донаучный этап представлений о культуре. Эволюция природы и человека (как особого  вида в природе) является исходным моментом культурной истории человечества. Тот  или иной уровень культуры, достигнутый  человечеством, каждый раз заново определяет "окультуривание" новорожденного человека, в результате чего и происходит, в конечном счете, культурное развитие человеческой природы.

     Человеческую  природу образует единство естественного  и социального. Акты человеческой деятельности были направлены на удовлетворение естественных потребностей человеческого общества, которые осуществлялись в форме  культурного творчества отдельных  индивидов. Культурное творчество людей, таким образом, проявляется в  качестве отношения - естественного (природного) и общественного.

     Естественное (природное) отношение подсказано человеческой деятельности самой природой. Оно  состоит в том, что человеку необходимо решить, что ему делать, для того, чтобы выжить в природе.

     Общественная  жизнь рождалась в процессе общения  и совместной деятельности, в которой  каждый индивид находил самостоятельно ответы на возникающие вопросы. Потребность  в труде и общении - это потребность  культурной истории человечества, связанная  с появлением повседневных задач, вызванных  необходимостью и возможностью самому выбирать образ жизни, создавать  самого себя и собственный мир  культуры, создавать представления  о добре и справедливости, совести  и чести, которые рождаются только в процессе общения.

     Таким образом, именно общественная потребность  в труде и индивидуальная потребность  в общении обусловили начало культурной истории человечества и органически  соединили людей в единое целое. Именно в этом состоит философский  смысл культуры.

     Одним из первых термин «культура» ввел в  оборот И. Гердер (1744–1803). В его понимании  культура содержит в качестве своих  частей язык, науку, ремесло, искусство, религию, семью, государство.

       В XIX в. постепенно стала осознаваться  необходимость разработки науки  о культуре как особой научной  дисциплины. Английский антрополог  и этнограф Э. Тейлор первую  главу своей книги «Первобытная  культура» (1871) озаглавливает: «Наука  о культуре»; в начале XX в. немецкий  философ Г. Риккерт публикует книгу под названием «Науки о природе и науки о культуре», а немецкий ученый и философ В. Освальд в книге «Система наук» предлагает для обозначения учения о культуре слово «культурология».

       К настоящему времени культурология  превратилась в фундаментальную  науку и учебную дисциплину, которая  стала одним из базовых предметов  гуманитарного образования. Формирование  и развитие культурологии выражает  общую тенденцию интеграции научного  знания о культуре. Она возникает  на стыке истории, философии,  социологии, психологии, антропологии, этнологии, этнографии, искусствоведения, науковедения, семиотики, лингвистики,  информатики, синтезируя и систематизируя  под единым углом зрения данные  этих наук. 

 

     

     2 Предмет культурологии

     Интенсивный рост разнообразных культурологических исследований во второй половине XX и  начале XXI вв. привел к дифференциации знаний о культуре и выделению  нескольких взаимосвязанных отраслей.

       В широком смысле культурология  ныне трактуется как комплексная  гуманитарная наука или, лучше  сказать, как комплекс наук, который  охватывает всю совокупность  знаний о культуре и включает  в себя:

      1)      философию культуры;

      2)      теорию культуры;

      3)      историю культуры;

      4)      культурную антропологию;

      5)      социологию культуры;

      6)      прикладную культурологию; 

      7)      историю культурологических  учений.

       В узком смысле под культурологией  понимается общая теория культуры, на основе которой развиваются  культурологические дисциплины, изучающие  отдельные формы культуры, — такие  как искусство, наука, нравственность, право и пр. Если провести аналогию  между культурологией и физикой,  то общая теория культуры подобна  общей физике, а частные культурологические  науки соотносятся с ней так  же, как отдельные физические  науки (механика, электродинамика,  термодинамика и др.) — с общей  физикой. 

       Культура — чрезвычайно сложный  и многогранный объект изучения. Ее различные стороны и феномены  не поддаются четкому обособлению  друг от друга. Поэтому границы  между отдельными науками о  культуре в составе культурологического  знания не являются жесткими, строго очерченными.

     Предмет культурологии:

     - исследование процессов создания  и приобщения к миру абсолютных  ценностей; 

     - исследование общества с т.з  его способностей к созданию  условий для духовного творчества  развитой личности.

     - исследования содержания и форм феноменов культуры, их пространственно-временные взаимосвязи.

     - исследования культуры как одной из технологий самоорганизации общества.

     - исследования культурного контекста различных исторических явлений, теорий социальных систем.

     Методология культурологии выделяет одну, основную задачу культурологи как отрасли  научного знания - анализ процессов  и тенденций социокультурной  среды современности.

     Междисциплинарный характер культурологии выражает общую  тенденцию современной науки, усиление интегративных процессов, взаимовлияние  и взаимопроникновение различных  областей знания при изучении общего объекта исследования. Логика научных  исследований ведет к синтезу  ряда наук, формированию диалектически  взаимосвязанного комплекса научных  представлений о культуре как  целостной и многообразной системе. Каждая из наук, с которыми культурология  входит в контакт, дает возможность  углубить знание о явлениях тем необходимым  компонентом и социальным фоном  развития культурных достижений, открытий, гениальных творений, которыми так  богато культурное наследие.

     Смежные науки не только питательная среда, но и необходимый фундамент культурологии.

     Сегодня существует большое количество представлений  о культурологии. В рамках исторического  подхода обозначим три основных:

      1. Культурология как раздел дисциплин,  изучающих культуру (философия культуры, история культуры, социология культуры, культурантропология).

      2. Культурология как комплекс  дисциплин, изучающих культуру (здесь  можно перечислить весь перечень  предметов гуманитарного цикла).

      3. Культурология как самостоятельная  научная дисциплина (со своим  предметом, методами, местом в  системе других наук).

       В структуре культурологии как  самостоятельной дисциплины вычленяют:

      - теорию культуры (ее предметом  являются определение самого  этого понятия, его структурирование, типизация, проблема человека  в культуре, взаимоотношения человека  и общества, место и роль форм  общественного сознания в системе  культуры и т.д.);

     - историю мировой культуры: первобытной,  древней, средних веков, эпохи  Возрождения, Просвещения, современности,  взаимоотношения культур Востока  и Запада; историю отечественной  культуры (ее социодинамики, менталитета,  идеалов, "русской идеи", проблемы  русской интеллигенции и тоталитарной  культуры, новой ситуации на рубеже XX - XXI вв.).

Информация о работе Культурология в системе гуманитарных знаний