3 Связь культурологии
с науками
При
рассмотрении соотношения культурологии
с другими науками о человеке
и обществе следует акцентировать
внимание на том, что линией их пересечения
является деятельность человека, а
также результаты этой деятельности.
Рассмотрим вкратце, каким образом
состыковываются культурология
и психология, культурология и
антропология, культурология и археология,
культурология и этнография, культурология
и философия.
1.
Культурология и психология.
У
них общий объект исследования –
предметы и явления, зависящие от
способности человека символизовать.
Но контекст изучения разный. Психология
рассматривает символаты во взаимосвязи
с организмом человека – в соматическом
контексте: как, кого и почему привлекают
определенные идеи, увлекают и затягивают
отношения, с какими символами связывает
себя человек, по собственному представлению,
выбранным стилем поведения. То есть,
каким образом объективирует
человек символаты в своей
повседневной жизни и как это
сказывается на его здоровье.
Для культурологии важна взаимосвязь
символатов друг с другом, их
взаимодействие между собой важнее,
чем взаимосвязь с организмом
человека. Естественно, человек выступает
активатором взаимодействия символатов,
поэтому следует особо выделить,
что направление культурологического
исследования – заложенный в
символатах творческий потенциал
и возможности и варианты его
реализации в разных обстоятельствах
в каждую культурно-историческую
эпоху, а также возможные последствия.
В этом заключается провидческий,
футуристический аспект культурологии:
знать, чтобы предвидеть.
2.
Культурология и антропология.
С
точки зрения антропологии, культура
– научаемое поведение, свойственное
человеческому виду и передающиеся
от одного индивида, группы индивидов
или поколения другим при помощи
механизма социальной наследственности.
С точки зрения культурологии, культура
– исторически определенный уровень развития
общества, творческих сил и способностей
человека, выраженный в типах и формах
организации жизни и деятельности людей,
в их взаимоотношениях, а также в создаваемых
ими материальных и духовных ценностях.
Совпадает философская основа
культурологического исследования
и культурной антропологии –
смежной отрасли знания. Заключается
это совпадение в критическом
отношении к эволюционизму (к
эволюционизму относятся такие
философские системы, в которых
признается существование единого
закона развития всего человечества,
существует убеждение в поступательном
движении прогресса, в развитии
общества по определенным фазам:
дикость – варварство – цивилизация,
или язычество – монотеизм,
или родоплеменное – рабовладельческое
– феодальное – капиталистическое
– коммунистическое общество), ярко
выраженном культурном релятивизме,
в заострении внимания на символическом
смысле культурного поведения
и в подходе к изучению культуры
как целостного феномена.
3.
Культурология и археология.
Археология
изучает дошедшие до нашего времени
предметы, в которых материализованы
результаты деятельности людей прошлых
эпох. Археология реконструирует, описывает
и интерпретирует человеческое поведение
и культурные образы на основании
добытых в раскопках материальных
предметов. По остаткам материальных предметов
можно узнать о происхождении
ремесленных изделий – произведены
они на месте или были привезены
из другой страны; если на месте, то какое
сырье добывалось, где именно и
по какой технологии перерабатывалось.
Благодаря таким находкам мы можем
судить о способах производства, товарообмена
и распределения доходов. Данные
археологии помогают формулировать
законы развития человеческой культуры
и общества.
Культурология при изучении артефактов
прошлого отвечает на следующие
вопросы: почему именно такой
артефакт возник именно в эту
эпоху? Какими ценностно-смысловыми приоритетами
культуры руководствовался автор? Какими
представлениями о сакральном питалась
эта культура?
4.
Культурология и этнография.
Этнография
изучает проявления культуры определенного
народа или этнической группы, а
культурология – культуру во всем
ее конкретном многообразии и целостности.
5.
Культурология и философия.
С
точки зрения философского взгляда
на культуру как на феномен общественной
жизни культурология исследует
следующие проблемы: что такое
культура? Что дает изучение культуры
для понимания истории? Какую
роль играет культура в развитии человека
и общества? На сегодняшний день
сложилось понимание того, что
любое социальное изменение начинается
как сдвиг внутри культуры, то есть
появление новых ценностных ориентаций
рассматривается как итог длительного
действия разнообразных социокультурных
изменений. Таким образом при
кратком обзоре можно охарактеризовать
связь культурологии с другими
науками о человеке и обществе
и истории их развития.
4
Место и роль культурологии
в системе гуманитарного
знания
Необходимость изучения культурологии
обусловлена различными факторами.
Один из них - это всеобщая
направленность российского образования
на гуманитаризацию. На протяжении
последних веков точные науки,
такие как физика, химия, математика,
развивались достаточно быстрыми
темпами. Что привело к промышленной
революции, технократии и экологическому
кризису. Парадокс заключается
в том, что способствовавшие
назреванию глобальных проблем
человечества точные науки не
могут дать ответов по выходу
из этого кризиса. Не смотря
на то, что естественные науки
долгое время претендовали на
звание человековедческих они
не могут нам дать ответ
и на другие вопросы, например:
почему вспыхивают войны? Или
как рождается фашизм? На эти
вопросы призваны дать ответ
именно гуманитарные науки.
Изучение культурологии как теории
и истории культуры является
фундаментом всего гуманитарного
образования. Гуманитаризация трактуется
сейчас весьма расплывчато, иногда
просто как дополнение существующих
знаний сведениями из этики,
эстетики, искусствоведения, психологии,
этнографии и других наук о
человеке и обществе. Современная
культурология вынуждена восполнять
отсутствующее пока у нас классическое
гуманитарное образование, без
которого представить себе мировую,
и в первую очередь культурную
европейскую традицию, невозможно.
Едва ли какой-нибудь другой
курс может взять на себя
подобную задачу. Роль культурологии
как энциклопедии начальных сведений
по мифологии, религии, истории
искусства, науки сохранится до
построения гуманитарного образования
в России.
Опыт показывает, что объединяющее начало
мировой культуры надо искать в богатых
традициях гуманизма. Дух гуманитарного
единства человечества скорее всего раскрывается
именно через историю культуры. Это обстоятельство
еще раз подчеркивает единство процессов
культурологической подготовки и гуманитаризации
образования.
Человек живет в непрерывно
сменяющихся культурных ликах
человечества; всепланетарное и
всевременное единство узнается
через трудности переводов, фрагментарность
источников, странности образов,
символов и костюмов. Культурное
состояние требует усвоения гуманитарных
традиций прошлого, в котором
культура как особая символическая
реальность помещена в человеческое
пространство, отличное от природного
и социального. Массивный пласт
гуманитарных ценностей содержится
в самом категориальном ядре
науки, подтверждая мысль о
том, что каждая культура несет
в себе оттенок тайного образного
мировидения, которое в явном
виде никогда не включается
в ход рассуждения. Очевидно, что
культурология не просто сводит
воедино и классифицирует бесчисленные
дефиниции своего главного понятия
- "культура", но и объединяет
разнообразные подходы в гуманизации
научного поиска. Гуманистическое
знание есть культивирование
человека. Пожалуй, ни одна другая
отрасль современной науки не
охватывает столь широкое разнообразие
человеческих проявлений. С помощью
этого понятия самые далекие
от нас человеческие сообщества
легко вводятся в пределы планетарного
"мы". Культурологию интересуют
все многообразные проявления
культуры: в религиозном, экономическом,
художественно-эстетическом, научном,
этическом, техническом, политическом
и других аспектах.
История
мировой культуры, рисуя образ
единого человечества, соответствут
пафосу возрождения и интереса к
гуманитарным ценностям.
Череда
верований, художественных шедевров, философских
идей, научных открытий, обычаев
свободно рассматривается без противопоставления
архаичного и современного, передового
и реакционного, развитого и отсталого,
демонстрируя поразительное многообразие
типов культур как средств и способов
человеческой самореализации.
Заключение
Культура - это источник знаний, их
кладезь и хранитель. В ней
накапливается социальная память
человечества: опыт, знания, умения, навыки,
технологии, способы трудовой (умственной
и физической) деятельности, формы
социальной организации общества
(представления о государстве,
морали, праве и т.д.). Образно говоря,
культура - это "бабушкин сундук",
где хранится, накапливается, пополняется
и откуда извлекается продуцированная
"Человечеством информация, ретранслируется
знание из века в век, от
поколения к поколению. Без
этого феномена - человечеству не
выжить, не эволюционировать, без
этого невозможен сам прогресс.
Таково еще одно определение
культуры - информационное, где культура
понимается как социальная память
человечества, интеллектуальное и
материальное наследство социума
(общества).
В
заключение необходимо подчеркнуть
особенную актуальность культурологического
исследования в информационном обществе
в условиях глобализации и массовой
культуры, а также в свете глобальных
мировых проблем, характерных для
нынешней стадии эволюции человечества.
В XXI в. ведущим становится именно культурологический
подход, культурологическое осмысление
экологических проблем, культурологический
анализ преимуществ и недостатков
внедрения достижений научно - технического
прогресса, проблем адаптации человека
к специфике условий жизни
в современной (или постсовременной)
цивилизации.
В гуманитарной сфере остро
стоящие проблемы диалога цивилизаций,
проблемы преемственности, интерпретации
традиций, влияющие на связь прошлого
и настоящего, на устремленность
в будущее (поскольку человек
– единственный биологический
вид на Земле, который живет
и в настоящем, и в прошлом,
и в будущем), – проблемы создания
мультикультурного общества для
своего разрешения также требуют
культурологического подхода. Современная
культурология вынуждена восполнять отсутствующие
пока у нас классические гуманитарное
образование, без которого представить
себе не возможно мировую, и в первую очередь
культурную европейскую традицию.
Едва ли какой-нибудь другой курс может
взять на себя подобную задачу. Роль культурологии
как энциклопедии начальных сведений
по мифологии, религии, истории искусств,
науки сохранится до построения гуманитарного
образования в России.
Список
литературы
- Белик А.А.
Культурология: Антропологические теории
культур. - М.: РГГУ, 1999.
- Гердер И.Г.
Идеи к философии истории человечества.
- М.: Просвещение, 1977
- Гуревич П.С.
Культурология. - М.: БЕК, 1996
- Макарян Э.С.
Теория культуры и современная наука.
– М.: ИНФРА-М, 2001.
- Ортега-и-Гассет
Х. Эстетика. Философия культуры. – М.:
Наука, 1997.
- Сорокин П.А.
Человек. Цивилизация. Общество. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,
1996.