Девиантное поведение детей и подростков как социально-психологическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 23:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования явилось определение возможностей психологического развития детей и подростков с девиантным поведением.

Объектом исследования: психологическое развитие подростков, состоящих на учете по делам несовершеннолетних РОВД Ичалковского района РМ.

Предмет исследования: уровни психологического развития подростков с девиантным поведением.

Оглавление

Введение 3


Глава 1. Общие психологические характеристики девиантных подростков 6


1.1 Психологическая характеристика подросткового возраста

1.2 Понятие «девиантность» и психологические особенности поведения девиантных подростков


Глава 2. Девиантное поведение детей и подростков как социально-психологическая проблема 28


2.1 Роль биологических и социальных факторов в формировании девиантного поведения

2.2. Исследование особенностей в формировании характера у подростков с девиантным поведением.

2.3 Практические рекомендации по проведению социальной работы с девиантными подростками


Заключение 53



Список использованных источников 55

Файлы: 1 файл

ленина.doc

— 298.00 Кб (Скачать)

     Психолог совместно с ПДН (подразделение по делам несовершеннолетних) на периоды каникул выезжали бы с девиантными подростками за пределы города тем самым, образуя мини лагеря.

     Подростки учились бы основам труизма, правилам оказания первой медицинской помощи, умением держаться на воде и многое другое.

     В нашем селе немного служб, в обязанность которых входит работа с подростками. Но необходимо создать как можно больше организаций: отдел народного образования, комитет защиты, отдел по работе с материнством, федерация молодежных организаций. Создание приютов, гостиниц временного проживания, центров социальной реабилитации с отделениями диагностики, психокорекции, медико-психолого-педагогической консультации становится насущной проблемой органов социальной помощи семье подростками. О проблемах    социальной    помощи   девиантным   подросткам    можно    говорить бесконечно, но необходимо, чтобы люди, которые занимаются социальной работой, повернувшись, друг к другу и вместе работали бы с этой категорией населения, с подростками, которым нужна помощь.

     Кроме того, одной из основных задач психолога является защита интересов подростков. Работа не будет успешной, если психологи в конечном итоге не смогут побудить подростка к действию, к самовыражению, реализации своих творческих способностей, к проявлению инициативы.  
 
 
 
 
 

 Заключение 
 

       Нарушения  поведения  у  подростков   стали   чрезвычайно   актуальной

 проблемой в последние десятилетия. Их относительная  частота и крайние формы проявления,  нередко  приобретающие  патологический  характер,  обусловлены наблюдаемым  в  наше  время  ускорением  физического  развития  и  полового созревания.  Современная  социальная  жизнь  предъявляет  нервной   системе подростка иные, более высокие требования, чем полвека назад.  У  подростков нередко  долго  еще  сохраняются   почти   детские   интересы,   причудливо переплетающиеся  с  интересами  взрослых,   слишком   велика   податливость случайным  влияниям,  эмоциональная  неустойчивость.  И  нередко  при  этом особенно медленно созревает та часть психической сферы, к которой относятся чувство долга,  ответственность,  самоограничение,  моральные  и  этические установки, умение обуздать свои желания, считаться с интересами других.

    Статистические   данные,   относительно   табакокурения,   наркомании,

 злоупотребления и  просто  употребления  алкоголя  в  подростковом  возрасте пугают своими цифрами. Каждый второй подросток регулярно курит.

     Более  3  млн.  россиян  регулярно  употребляют наркотики. За последние два года было совершено более 80 тыс.  преступлений связанных с  наркотиками. 

        Целью  данной   дипломной   работы являлось  определение возможностей         психологического развития детей и подростков с девиантным поведением.

     В  процессе  работы,  в  рамках  решения   поставленных   задач  были проанализированы  структуры  и  типы  девиантного поведения, рассмотрены подходы  к  пониманию  нормы  и  девиантного  поведения.  Дано   определение девиантного поведения. Рассмотрены психосоциальные особенности  развития в подростковом возрасте.

     Было  проведено  исследование.   При   помощи   методик «Неоконченные предложения», подросткового психологического опросника (ПДО) были выявлены причины девиантного поведения для данных детей.

     В ходе проведенного исследования было выявлено, что в развитии девиантности у подростков является низкий уровень культуры родителей, родители так же оказывают негативное влияние на своих детей. Так как родители испытуемых имеют алкогольную зависимость, в семье часто случаются конфликты  и родители имеют низкую социально значимою направленность,  как в сфере труда, так и в сфере организации досуга. Дети испытывают в этих семьях острый дефицит любви, ласки и внимания

     Полученные  данные  в  ходе  исследования  могут  иметь   практическую

значимость, использоваться при работе с детьми девиантного поведения, педагогами, психологами.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список использованных источников 

  1. А н д р е е в а Г.М. Социальная психология. МГУ.: Наука. 2000
  2. Б а д м а е в С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося повеления школьников. - М.: Наука. 2000
  3. Б а и в е ч В.Л., Б у р о в а С.Н. Профилактика отклоняющегося поведения. - М.: Наука. 2001
  4. Б а й с е р д Р.Т. Ваш беспокойный подросток.- М.: Просвещение. 2001
  5. Б а т к у И.Г., М а р т ы н ч и к Е.Г. Социально-правовые факторы преодоления антиобщественного поведения подростков. Киев: Штиинца. 2004
  6. Б е л и ч е в а С.А. Основы превентивной психологии.- М.: Просвещение. 2003
  7. Б о ж о в и ч Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: 1968
  8. Б р ы л е в О.Н. Взаимодействие психолога и трудного подростка//Народное образование. – 2001 - № 7
  9. Б у к н о в М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. - М.: Просвещение. 2003
  10. В а й д м а н Н.П. Реабилитационная педагогика.- М.: Наука. 2000
  11. В о л к о в  а Е.Н. Трудные дети или трудные родители. - М.: Наука. 2002
  12. В ы г о т с к и й Л.С. Собр.соч.: В 6 т.- М.;1982.- Т.1- Гл.3.-С.364-454.
  13. Г а м е з о М.В., Г е р а с и м о в а В.С., Г о р е л о в а Г.Г. Возрастная психология.- М.: Просвещение.1984.
  14. Г л и н с к и й Я.И. Социология девиантного поведения//Социологические исследования. 2001. - № 4.
  15. Г р и щ е н к о Л.А. Психология отклоняющегося поведения.- М.: Просвещение.2000
  16. Г р и щ е н к о Л.А., А л м а з о в Б.Н. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся. Свердловск.: СИПИ.2000
  17. Е м е л ь я н о в В.П. Преступление несовершеннолетних с психическими аномалиями. Саратов: Педагогика. 2000
  18. Ж у р а в л е в В.С. Почему агрессивны подростки?//Социологические исследования. - М.: 2001 – № 2
  19. З и н ч е н к о Б.Г. Психологический словарь. 2-е изд.- М.: Просвещение. 2002
  20. З и м е л е в а З.А.//Психология наука и образование.- М.: 2001 - № 4. – с.250
  21. К а т а е в а А.А. Трудный возраст.- М.: Просвещение. 2002
  22. К л е М и ш е л ь. Психология подростка.- М.: Наука. 2001
  23. К о л ю ц к и й В.Н. Возрастная психология.- М.: Наука. 2003
  24. К о н И.С. Психология старшеклассника. - М.: Просвещение. 2002
  25. Классный руководитель. 2001. - № 4 – с. 200.
  26. К р а к о в с к й А.П. О подростка. -М.: Педагогика. 2000
  27. К р ю к о в а О.Ф. На пороге юности. Саранск: Феникс. 2001
  28. К у л а г и н а. Возрастная психология.- М.: Просвещение. 2000
  29. К у д ж е в ц е в В.Н. Социальные отклонения. Введение в общественную теорию.- М.: Наука. 2000
  30. К у р б а т о в В.И. Социальная работа. Ростов-на-Дону: Феникс. 2000
  31. С е м е н ю к Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков. - М.: Воронеж. 2003
  32. С л а в и н Л.С. Трудные дети. Москва-Воронеж. 2002
  33. С н а й д е р Д.Л. Практическая психология для подростка.- М.: Наука. 2000
  34. С т е п а н о в В.Г. Психология трудных школьников.- М.: Просвещение.2001
  35. С т у р о в а М.П., С и л е н к о в В.И.//Педагогика. 1999. - № 7. – с. 250.
  36. Т а т а р е н к о В.А. Ранняя профилактика отклоняющегося поведения. Киев: Наука. 2000
  37. Ф е д о т о в а Г.Г. Трудный подросток становится личностью. Санкт-Петербург: Питер. 2002
  38. Ф р о л о в Ю.И. Психология подростка.- М.: Владос. 2004
  39. Ч е р н о в а И.М. Трудные судьбы.- М.: Просвещение. 2004
  40. Ш у л ь г и н а Т.И., О л и ф е р е н к о Л.Я. Психологические основы работы с девиантными подростками. -М.: Наука. 2006
  41. Э л ь к о н и н Д.Б., Д р а г у н о в а Т.В. Возрастные и индивидуальные особенности младшего подростка.- М.: Просвещение.2000
  42. Энциклопедия психологических тестов.- М.: Терра. 1982
  43. Ю р ч  у к В.В. Словарь по психологии. Минск: Педагогика. 2000

Информация о работе Девиантное поведение детей и подростков как социально-психологическая проблема