Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 23:10, курсовая работа
Цель исследования явилось определение возможностей психологического развития детей и подростков с девиантным поведением.
Объектом исследования: психологическое развитие подростков, состоящих на учете по делам несовершеннолетних РОВД Ичалковского района РМ.
Предмет исследования: уровни психологического развития подростков с девиантным поведением.
Введение 3
Глава 1. Общие психологические характеристики девиантных подростков 6
1.1 Психологическая характеристика подросткового возраста
1.2 Понятие «девиантность» и психологические особенности поведения девиантных подростков
Глава 2. Девиантное поведение детей и подростков как социально-психологическая проблема 28
2.1 Роль биологических и социальных факторов в формировании девиантного поведения
2.2. Исследование особенностей в формировании характера у подростков с девиантным поведением.
2.3 Практические рекомендации по проведению социальной работы с девиантными подростками
Заключение 53
Список использованных источников 55
Необходимо представить и наиболее трудные и типичные для распознавания формы поведения подростков. Самым сложным является суицидальное поведение как результат стрессового состояния: фантазии, мысли, высказывания, угрозы, тенденции к действию, связанному с лишением себя жизни. Подростки, как правило, не ставят перед собой цель умереть, а дети лишают себя жизни крайне редко, поскольку у тех и других не сложилось представление о смерти как о конце жизни, поэтому их попытки лишить себя жизни не всегда направлены на смертельный исход. Незнание способов самоубийства создает повышенную угрозу жизни подростков. По данным статистики, в последнее время количество подростков, прибегающих к суицидальным пыткам, увеличивается, а количество завершенных суицидов - уменьшается.
По мнению разных специалистов - медиков, психологов, психиатров, психотерапевтов, невропатологов, подростки, перенесшие стрессовые ситуации, отличаются своим поведением от нормальных подростков. Очень часто специалисты склонны называть это поведение патологией. Под патологией поведения мы будем понимать не принятый в данной культуре тип поведения, вызывающий страдания, страх, боль, горе у других людей, увеличенный риск соприкосновения со страданиями, смертью или утратой самостоятельности.
Отклонения в поведении подростков могут быть вызваны настроениями, познаниями, восприятиями стрессовых ситуаций. Стрессовые ситуации, из которых человеку трудно выпутаться, как правило, негативно влияют на функционирование всего организма. Они очень часто вызываются теми же причинами, что и психотравмирующие ситуации, - утратой любимого человека, разводом и повторным браком родителей, хроническими заболеваниями, стихийными бедствиями и катастрофами, продолжительной психической угрозой, сексуальным насилием и его последствиями, последствиями дорожно-транспортных происшествий, провалом на экзамене и т.п.
Сила переживания человеком стрессовых ситуаций зависит от того, как эти события и обстоятельства им воспринимаются и интерпретируются. По большей части причиной стресса может быть ситуация, при которой негативное влияние не обязательно бывает сильным, но переживается так же, как угрожающее, опасное для жизни ребенка. Накопление стрессовых ситуаций со временем либо приводит ко многим проблемам, либо помогает обрести гибкость, что зависит от возраста человека и его умения противостоять трудностям.
Тяжело сказывается перенесение стрессовых ситуаций на психическом развитии подростков. По данным Психологического института РАО - «…по своему психическому развитию подростки, воспитывающиеся без попечения родителей, отличаются от ровесников, растущих в семье. Темп развития первых замедлен. Их развитие и здоровье имеют ряд качественных негативных особенностей, которые отмечаются на всех ступенях детства - от младенчества до подросткового и дальше. Особенности по-разному и в неодинаковой степени обнаруживают себя на каждом возрастном этапе. Но все они чреваты серьезными последствиями для формирования личности подрастающего человека» 7
Вдвое сложнее складывается психологическая обстановка для подростка, лишенного родительской любви, отвергнутого собственными родителями, переносящего оскорбления, издевательства, побои и т.д. Ребенок пытается сам изменить свое душевное состояние (например, вырывает волосы, грызет ногти, суетится, боится темноты, ему могут сбиться кошмары и т.д.).
Тяжелая ситуация и у подростков, которые оказываются вне семьи. Чем меньше дети, тем больше они зависят от близких, тем тяжелее сказывается на них отрыв от семьи. Как правило, детей раннего и дошкольного возраста невозможно подготовить к перенесению отрыва от семьи. В случае лишения родительских прав детей изымают из семьи, лишают связей с родными, близкими, обрекают на неприятные, болезненные процедуры, ограничивают возможности и контакты детей, что, естественно, неблагоприятно сказывается на психическом развитии детей в дальнейшем.
По мнению многих исследователей, нарушения, развивающиеся после пережитой психологической травмы, затрагивают все уровни человеческого функционирования (личностный, межличностный, социальный, физиологический, психологический, соматический и др.), приводят к стойким личностным изменениям не только у людей, непосредственно их переживших, но и у очевидцев, и у членов их семей. Посттравматические стрессовые нарушения влияют на всю дальнейшую жизнь человека, изменяют его поведение, поступки.
Формы переживании травматических ситуации или событии повторяются и внедряются в сознание, постоянно вспоминаются детьми. Это могут быть образы, мысли, представления, повторяющиеся кошмарные сны о событии, действия или чувства, соответствующие переживаемым во время травмы, интенсивные негативные переживания при столкновении с чем-то, напоминающим событие, физиологическая реактивность, проявляющаяся в спазмах желудка, головных болях, проблемах со сном, раздражительностью или вспышками гнева, нарушениями памяти и концентрации внимания, сверхбдительности, преувеличенном реагировании.
По мнению Е.М. Черепановой травмирующие события, которые пережил человек, глубоко затрагивают его психику, причиняют настолько сильные страдания, что ответом является бурная отрицательная реакция. Нормальная психика в ситуации дискомфорта позволяет человеку изменить свое отношение к окружающему миру, облегчить жизнь, снять психическое напряжение.
Когда нет возможности разрядить возникшее внутреннее напряжение, его психика «сживается» с переживанием травмы, приспосабливается к ней. Симптомы травматического стресса в виде психических отклонений являются способом выживания, связанным с пережитым событием.
Травмированный, переживший чрезвычайно сильные и разрушительные эмоции человек, очень боится их повторения. Если эмоции вырываются наружу, он теряет контроль над собой, своим поведением и может совершать непоправимые поступки. Подростки, пережившие травму, становятся рассеянными, у них ухудшается память, внимание, а отсюда их низкая успеваемость. При переживании подростками нескольких травм эмоции сливаются, объединяются и создают одну большую травму. Эмоциональное напряжение влияет на физическое здоровье, приводит к возникновению психосоматических нарушений, расстройств, болезней на «нервной почве». При долговременных стрессах, нескольких травмах подросток испытывает потребность в искусственных успокоительных средствах, таких как алкоголь, сигареты, наркотики, транквилизаторы и др.
У подростка меняется восприятие прошлого, настоящего и будущего под воздействием травмы, в результате чего он остается таким же по возрасту, каким был во время получения травмы.
Если травма была нанесена в детском возрасте,
то подросток может стать психологически
взрослой личностью, а остаться инфантильным
долгое время. Подростки, пережившие
психологическую травму, чаще совершают
самоубийства, увлекаются алкоголем, наркотиками,
с ними чаще происходят несчастные случаи.
Глава
2. Девиантное поведение
детей и подростков
как социально-психологическая
проблема
2.1
Роль биологических
и социальных факторов
в формировании девиантного
поведения
Общие объективные и субъективные условия определяют лишь возможность отклоняющегося поведения, но не являются их непосредственными причинами. Превращение возможности в действительность через поступки, действия людей зависит от конкретных факторов, которые реализуются на уровне микросреды. В одних и тех же экономических и социально-психологических условиях приходится наблюдать существенные, а порой и принципиальные различия в поведении людей. Они обусловлены обстановкой в семье, учебном и трудовом коллективе, влиянием малых групп, а также индивидуальными особенностями человека.
Различные компоненты микросреды являются носителями определенных нравственных форм и факторами соответствующего поведения своих членов. Вольно или невольно подросток придерживается линии поведения, одобряемой ближайшим его окружением, в котором могут присутствовать или даже преобладать установки и ориентации, противоречащие нормам рационального образа жизни. Чаще всего бывает так, что лишь какой-то элемент микросреды, а не вся она в целом имеет антиобщественную направленность. И здесь многое зависит от того, какая группа будет для личности референтной, более авторитетной и притягательной.
Объективная взаимосвязь макро- и микросреды не снимает вопроса об относительной самостоятельности последней, возможности воспроизводства в ней отклоняющегося, в том числе и антиобщественного, поведения. Поэтому нередко в микросреде возникают представления, привычки, традиции негативного плана.
Неблагоприятный морально-психологический климат, расхождение групповых форм с общественно санкционированными, трудности адаптации, отсутствие взаимной требовательности, конфликты и напряженность в общении - это далеко не полный перечень причин отклоняющегося поведения, имеющих своей базой микросреду. Однако сама она неоднородна, ибо человек входит одновременно в несколько коллективов, групп, влияние которых может быть противоречивым.
Многие отклонения зарождаются в семье или связаны с ней, вызваны недостатками семейного воспитания. Занятость обоих родителей, малодетность, устранение детей от домашнего труда и серьезных жизненных проблем часто становится тем фактором, который способствует развитию неблаговидных наклонностей и поступков.
В воспитании гармонично развитой личности, укреплении здоровья подрастающего поколения велика роль семьи.
Известные отечественные педагоги К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко семье в воспитании детей придавали большое значение, указывая на важность первых источников, где начинается и где предопределяется дальнейшее становление личностей в зависимости от традиции, уклада жизни, убеждений, эстетических принципов, организованности. С возрастом окружающая среда детей расширяется: дошкольные учреждения, школа, улица оказывают свое воздействие, влияя на воспитание, здоровье, формирование взглядом юноши или девушки. Нет ничего сильнее жизненного примера отца и матери. В семье дети усваивают идейно - нравственные ориентиры, формируются основы их гражданского самосознания, жизненной позиции.
Жалобы некоторых родителей на нехватку времени не могут оправдать их неучастие в жизни подростка. Родители должны интересоваться, где и с кем их сын или дочь проводит свободные время, интересоваться их внутренним миром, помня, что именно в сложный подростковый возраст особенно важно правильное направление интересов подростка. В настоящие время школьники, подростки живут в окружении техносферы. Средства массовой информации играют большую роль в восприятии ими окружающего мира. Помочь в выборе книги, кинофильма, тактично направить интерес подростка в нужное русло, вовремя заметить дурное влияние, предостеречь у родителей масса постоянных обязанностей, и перерыва тут не должно быть. Родителей, решившие «отдохнуть» от родительских обязанностей горько расплачиваются потом.
Очень полезны семейные чтения вслух, обсуждение прочитанной литературы, внесение на общий суд спорных вопросов.
У подростков следует воспитывать избирательное отношение к произведениям искусства, развивать вкус, стремление к подлинно прекрасным произведениям, потребность к посещению музыкальных лекториев, музеев, выставок.
Необходимо, что бы в семье у детей всех возрастов, особенно в подростковом возрасте, имелись свои постоянные обязанности, которые строго выполнялись.
Нельзя создавать вокруг подростка атмосферу изнеженности, надо втягивать всех детей в посильный труд, учить заботиться о других членах семьи, оберегать покой старших, вернувшихся с работы.
Семья - основной участник и непосредственный исполнитель советов врача и педагога по воспитанию подростка и предупреждению в заболевании, формированию стойких гигиенических навыков и привычек [11].
К сожалению, не все семьи отличают мир и согласие, любовь и уважение. Низкий уровень культур, отсутствие дружеской культуры, отсутствие дружеской обстановки, единого взгляда на окружающие вещи между супругами, алкоголизм родителей обостряют важное и ответственное дело - воспитание подростков. Особенно не благоприятно выражается на психологии детей семейные конфликты, что болезненно переживается подростками.
Конфликты возникают при отношениях родителей к подростку как к маленькому ребенку и при непоследовательности требований, когда от него ожидается то детское послушание, то взрослая самостоятельность. Часто источником конфликта становится внешний вид подростка. Родителей не устраивает ни мода, ни цены на вещи, так нужные ребенку. А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится ничем не отличатся от сверстников. Камнем преткновения во многих семьях может стать вопрос, до которого часа подросток может гулять вечером? Или родители считают, что девочке рано встречаться с мальчиком и т.д. легкая ранимость этого «взрослого» подростка требует от родителей терпеливого разъяснения. Но ни в коем случае нравоучений и нотаций! Подросток хочет, чтобы взрослые считались с его мнением, уважали его взгляды. Отношение к себе как к маленькому обидит подростка. Вот почему недопустимы со стороны родителей мелочная опека, излишний контроль. Слова убеждения, совета или просьбы, которыми родители на равных обратятся к подростку, воздействуют быстрее [11].
Информация о работе Девиантное поведение детей и подростков как социально-психологическая проблема