Девиантное поведение детей и подростков как социально-психологическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 23:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования явилось определение возможностей психологического развития детей и подростков с девиантным поведением.

Объектом исследования: психологическое развитие подростков, состоящих на учете по делам несовершеннолетних РОВД Ичалковского района РМ.

Предмет исследования: уровни психологического развития подростков с девиантным поведением.

Оглавление

Введение 3


Глава 1. Общие психологические характеристики девиантных подростков 6


1.1 Психологическая характеристика подросткового возраста

1.2 Понятие «девиантность» и психологические особенности поведения девиантных подростков


Глава 2. Девиантное поведение детей и подростков как социально-психологическая проблема 28


2.1 Роль биологических и социальных факторов в формировании девиантного поведения

2.2. Исследование особенностей в формировании характера у подростков с девиантным поведением.

2.3 Практические рекомендации по проведению социальной работы с девиантными подростками


Заключение 53



Список использованных источников 55

Файлы: 1 файл

ленина.doc

— 298.00 Кб (Скачать)

     Существует 4 способа поддержки конфликтных ситуаций:

     1.  Уход от проблемы (чисто деловое общение)

     2.  Мир любой ценой (для родителей отношения с подростком дороже всего. Закрывая   глаза на   отрицательные   поступки,  родители   не   помогают подростку, а наоборот - поощряют отрицательные формы поведения ребенка).

     3.  Победа  любой ценой (родители - стремится выиграть,   пытаясь подавит ненужные формы поведения подростка. Если он проиграет в одном, то будет стремится выиграть в другом. Эта ситуация бесконечна).

     4.  Продуктивный    (компромиссный    вариант).    Этот    вариант    предлагает частичную победу и в одном и в другом лагере. К этому обязательно нужно идти вместе, т.е. это должно стать результатом совместного решения.

     В подростковом возрасте очень важно интимно-личностное общение. Доверие, уважение, понимание, любовь - то, что должно присутствовать в отношениях с родителями.

     Для достижения воспитательных целей в семье родители обращаются к разнообразным средствам воздействия: поощряют и наказывают подростка, стремятся стать для него образцом. В результате разумного применения поощрений развитие подростка как личности можно ускорить, сделать более успешным, чем при использовании запретов и наказаний. Если все же возникает нужда в наказаниях, то для усиления воспитательного эффекта наказания по возможности должны следовать непосредственно за заслуживающим их проступкам. Наказание должно быть справедливым, но не жестоким. Очень суровое наказание может вызвать у подростка страх или озлобление. Наказание более эффективно в том случае, если проступок, за который он наказан, разумно ему объяснен. Любое физическое воздействие формирует у подростка убеждение, что он тоже может действовать силой, когда его что-то не устроит.

     Поведение родителей и их отношение к детям в значительной мере определяют, насколько легко подросток  овладеет различными навыками,  приобретет  самостоятельность, уверенность в своих силах, положительную самооценку. Грубость и непонимание родителей, их пренебрежение к своим родительским обязанностям приводит, как правило, к множеству трудностей в жизни подростка.

     Дети, подвергавшиеся жестокому обращению родителей, редко относятся с доверием к людям, с трудом поддерживают устойчивые эмоциональные отношения с ними, несмотря на необычайно сильную потребность в любви. Если же им удается установить какого-либо рода взаимоотношения, то малейшее разочарование приводит их к расстройству. Более того, стоит ребенку осознать, что его родители ведут себя недостойно, как у него обычно зарождается сильная и глубокая неприязнь, а иногда и ненависть к родителям, не только из-за жестокости по отношению к нему, но и из-за равнодушия и непонимания. Неудивительно, что большинство малолетних преступников и беглецов испытали в свое время равнодушие и жестокость родителей.

     Как говорилось ранее, руководство и контроль со стороны родителей может осуществляться разными методами. Они бывают автократичными (родители постоянно указывают детям, что им делать), авторитарными (ребенок может высказать свое мнение, но родители, принимая решение, к его голосу не прислушиваются), авторитетными (ребенок свободно высказывает свое мнение по касающимся его самого вопросам и даже может принимать решение, однако оно должно быть одобрено родителями), эгалитарными (родители и ребенок имеют почти равные права в принятии решений), снисходительными (решения по большей части принимает сам подросток) и вседозволенными (ребенок сам решает, подчиняться ему родительским решениям или пренебрегать ими) [11].

     Многие исследователи в США и других странах пытались разобраться во взаимосвязи между методами родительского воспитания и различными свойствами подростков: их самооценкой, оценкой поведения родителей, когнитивным развитием, самостоятельностью. Оказалось, что дети авторитетных родителей в подростковом и юношеском возрасте наиболее самостоятельны, уверены в себе, их самооценка выше, чем у других подростков. Они обычно ощущают большую привязанность родителей, как правило, полагают, что родители предоставляют им достаточную свободу, и потому считают родителей справедливыми, а их принципы и представления о том, как надо себя вести, вполне разумными.

     Авторитетные родители ценят в поведении подростка и самостоятельность и дисциплинированность. Они не ущемляют его прав, но и требуют исполнения обязанностей.

     Запрещая что-либо ему, родители всегда объясняют, почему они так поступают. Внимательные, заинтересованные родители постоянно - в определенной степени - контролируют подростка. Демократичные методы воспитания способствуют положительному отождествлению подростка со своими родителями, основанному на их любви и уважении к нему. Подобные методы руководства и контроля наглядно показывают подростку, что самостоятельность вполне возможна в рамках демократического порядка.

     Управление ребенком «законным» путем особенно важно для подростка, так как он стоит на пороге когнитивной и социальной зрелости и вскоре должен будет взять на себя ответственность за собственную жизнь. Подростки обычно положительно относятся к управлению, основанному на разумной опеке, тогда как деспотичное управление, основанное на желании властвовать над ребенком или помыкать им, подростки отвергают — оно вызывает у них гнев,

     Автократичные и авторитарные родители не считают, что обязаны объяснять детям причины своих указаний, и главная добродетель ребенка, с их точки зрения, беспрекословное послушание. Одни родители придерживаются подобных методов воспитания из чувства антагонизма или потому, что не желают утруждать себя объяснениями и спорами. Другие поступают так, полагая, что подобным образом можно воспитать в ребенке «уважение к руководству». Ошибка их в том, что, подавляя в ребенке несогласие, они тем самым не решают проблему, а, скорее всего, зарождают в нем неприязнь к самим себе. Дети автократичных родителей редко полагаются на свои силы и неспособны самостоятельно мыслить и действовать, очевидно, оттого, что лишены возможности воплощать в жизнь собственные идеи и брать на себя определенную ответственность. Кроме того, дети таких родителей, как правило, менее уверены в себе, менее самостоятельны, менее любознательны, менее зрелы в нравственном отношении и хуже справляются с интеллектуальными проблемами. Они чаще других подростков считают, что родители их не любят, не понимают и что родительские требования неверны или неразумны.

     Эгалитарные, снисходительные и вседозволяющие родители. Слишком снисходительные или пренебрегающие своими обязанностями родители, или те, кто допускает фамильярность и вседозволенность, так же как и авторитарные родители, не становятся для подростков необходимой опорой. Некоторые родители позволяют подросткам делать, что им вздумается, либо, не желая вмешиваться в их дела, либо просто не интересуясь ими. Другие ложно истолковывают понятие родительской ответственности. Наркомания и другие, социально недопустимые формы поведения чаще встречаются у тех подростков, чьи родители провозглашают среди наиболее ценных качеств индивидуализм, умение понять себя, максимальное использование собственного потенциала, равноправие в семейных отношениях, на самом деле пряча за этими заявлениями свое нежелание, нести необходимую родительскую ответственность. Подобные родители, в сущности, пускают своих детей в плавание по воле волн, так как лишают их модели ответственного, взрослого поведения, на которое подростки могли бы ориентироваться и опереться. Более того, как бы дети и подростки порой ни бунтовали, в действительности они вовсе не хотят видеть в родителях ровню. Им необходимо, чтобы родители были доброжелательными, понимающими, но родителями - моделями взрослого поведения.

     Особенно большой трагедией для подростков являются развод родителей, уход из семьи одного их них, разрушение внутренних связей.

     Результаты семейно - бытовых конфликтов чаще всего - невротическое состояние у подростка плохая успеваемость в школе, уход из дома, приобщение к наркотикам, правонарушения, или сильная депрессия.

     До сих пор многие врачи отрицали возможность настоящего депрессивного состояния у подростков. В ранней юности молодые люди не станут, открыто выражать чувства печали, безнадежности, самоуничижения, которые характерны для взрослых в депрессивном состоянии. Многие из них скрывают свою депрессию показной скукой, агрессивностью, беспокойным поведением, ипохондрией, капризами или недозволенным   поведением   вплоть  до   совершения   преступлений.   Тем  не менее,  истинно депрессивное состояние у детей -  не редкость. Недавними исследованиями установлено, что около 40 % молодых людей испытывали сильное, правда не всегда продолжительное, чувство грусти, никчемности жизни и пессимизма. 8-10 % молодых людей думали о самоубийстве.

     Юношеская депрессия чаще всего бывает двух видов. Первый - это безразличие и чувство пустоты. При этом у подростка возникает такое ощущение, что детство уже кончилось, а взрослым он себя еще не чувствует. Этот вакуум и порождает повышенную возбудимость. Такое состояние очень напоминает чувство скорби по утраченному человеку, близкому настолько, что его воспринимают как часть самого себя. Депрессия такого рода обычно наименее продолжительна и хорошо поддается лечению.

     Второй вид депрессии лечить не так легко. Она возникает вследствие полосы жизненных поражений. Возможно, молодой человек изо всех сил старался решить поставленные проблемы и добиться значимых для него целей, но безуспешно. Возможно, окружающие не могут или не хотят понять, чего хочет он, или он не может этого сделать потому, что его потенциальные возможности ограничены. Много, даже, вероятно, значительное большинство самоубийств в юности происходит вследствие мгновенного порыва, а не после длительного периода поиска альтернативных решений сложной проблемы. Часто последней переполняющей каплей при этом типе депрессии является потеря ощущения значимости отношений с родителями или с другом [20].

     Как правило, особенности той или иной семьи вызывают или способствуют возникновению трудностей в поведении подростков. Они отражаются в имеющихся классификациях неблагополучных семей, где часто появляются «девиантные» подростки. Эти классификации в основном не противоречат, а дополняют, а иногда и повторяют друг друга.

     Классифицируя случай семейного неблагополучия, мы должны исходить из того главного признака способствуют или препятствуют развитию личности подростка условия его воспитания. В целях педагогической диагностики разнообразные случаи семейного неблагополучия можно подразделить на пять основных вариантов.

     Семьи, социальные характеристики которых указывают на повышенную вероятность неблагоприятной воспитательной ситуации. К ним следует отнести семьи конфликтные, с невысоким образовательным уровнем родителей, живущие в стесненных материальных условиях, часто мигрирующие.

     Педагогически неверно ориентированные семьи, где отношения между детьми и родителями лишены психологического контакта. К данному типу можно отнести семьи, где родители избрали односторонний воспитательный подход, несовпадающий с естественными потребностями личности.

     Нравственно неблагополучные семьи, демонстрирующие несовершеннолетнему морально неприемлемые примеры поведения и соответствующие общественные взгляды.

     Семьи невысокой воспитательной культурой. Их педагогические приемы, выбранные либо подражательно, либо на основе предрассудков приходят в конфликт с реальными потребностями подростка.

     Неполные семьи. Для современного общества и его образа жизни неполные семьи можно считать довольно распространенным явлениям. У подростков из неполных семей, как правило, недостает опыта общения со сверстниками, они в большой степени зависят от старших, черты рано полученной взрослости причудливо сочетаются в их характере с проявлением инфантильности.

     Для профилактики или ликвидации девиантного поведения у подростка важно воспитывать дисциплинированность. В связи с этим возникает вопрос, как применять наказание и поощрение в семье. Нужно отметить, что достаточно тяжелое или легкое наказания нецелесообразны. Среди средних наказаний особых различий нет. Важнее частота наказаний. Постоянно наказываемые мальчики отвечают агрессией или даже асоциальным поведением. Так же значима последовательность наказаний.

     Очень большую роль так же играют реагирование старших на хороший и плохой поступок подростка. Родители девиантных подростков часто этого не понимают. Они редко хвалят за хорошее поведение, часто неправильно и непоследовательно реагируют на плохое поведение. Родители могут не понимать, что подчас отрицательное поведение вызвано поиском внимания родителей. Уделяя такому поведению много внимания, родителей закрепляют его у подростка. Поэтому чаще бывает правильнее, если это позволяют обстоятельства, игнорировать плохое поведение и обращать внимание на ребенка положительных действий.

     Семья    может   заложить   хорошую    основу    здоровой    человеческой личности, но может и не дать этого [11].

Информация о работе Девиантное поведение детей и подростков как социально-психологическая проблема