Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 23:10, курсовая работа
Цель исследования явилось определение возможностей психологического развития детей и подростков с девиантным поведением.
Объектом исследования: психологическое развитие подростков, состоящих на учете по делам несовершеннолетних РОВД Ичалковского района РМ.
Предмет исследования: уровни психологического развития подростков с девиантным поведением.
Введение 3
Глава 1. Общие психологические характеристики девиантных подростков 6
1.1 Психологическая характеристика подросткового возраста
1.2 Понятие «девиантность» и психологические особенности поведения девиантных подростков
Глава 2. Девиантное поведение детей и подростков как социально-психологическая проблема 28
2.1 Роль биологических и социальных факторов в формировании девиантного поведения
2.2. Исследование особенностей в формировании характера у подростков с девиантным поведением.
2.3 Практические рекомендации по проведению социальной работы с девиантными подростками
Заключение 53
Список использованных источников 55
Результаты проведения психодиагностических диагностик.
Саша
А .,11 лет. Успеваемость неудовлетворительная
(2), поведение неудовлетворительное, значительные
прогулы уроков, обучается в 5 классе..
Из беседы с классным руководителем выявлены
следующие особенности и проблемы развития:
слабое умственное развитие;
нежелание учиться;
пропуски уроков без причин;
лживость;
побеги из дома;
легко поддаётся под влияние
других (добрый);
Особенности семьи: родители
в разводе, есть отчим, который не установил
эмоциональный контакт с подростком, отец
занимается воспитанием. Мать находиться
в алкогольной зависимости. При проведении
беседы с подростком выявлены следующие
моменты:
неудовлетворенность отношениями
с одноклассниками;
неудовлетворённость отношениями
с учителями;
выделяет у себя такие личностные
особенности, как, интерес к своему здоровью,
к самопознанию,
любовь к животным.
При тестировании по методике неоконченных
предложений выявлена способность к самопознанию.
При анализе выявлены следующие дополнительные
особенности и проблемы:
хорошее отношение к матери,
но "не всегда";
к отчиму
относится с неприязнью;
конфликтные отношения в
семье (считает, что его семья не может
обеспечить его)
считает,
что учителя его понимают;
выявлены страхи, в том числе
собак, стремление "спрятаться" от
них;
присутствуют мотивы вины
за пропущенные уроки;
стремление к дружному коллективу.
С
интересом относится к процессу тестирования
по ПДО. Получены следующие результаты:
Шкала 10. Отношение к родителям негативное.
Шкала 11. Выявляет
наличие отсутствия друга по душе.
Шкала 12. Отмечено умение сходиться с людьми
в любой обстановке.
Шкала 14. Выявлено спокойное отношение
к одиночеству ("не трагедия").
Шкала 15. Выявлена тревожность по отношению
к своему здоровью.
Шкала 17. В отношении к неудачам проявляет
эпилептоидные черты.
Шкала 18. Выявлена любовь к приключениям
и риску.
Шкала 20. В отношении к критике и возражениям
проявляет шизоидные качества. Говорит,
что все делает "по-своему".
Шкала 25. Видит в себе недостатки, считает,
что отличается от большинства людей по
своему материальному положению.
На основе собранной информации
выявлены следующие отклонения развития
и поведения:
слабая учеба, которая дает
возможность предположить низкий уровень
умственного развития, сочетается со стремление
к самопознанию;
прогулы уроков приобрели
патологический характер;
побеги из дома;
лживость;
нарушение отношений с одноклассниками
конфликтные
отношения в семье;
конфликтные отношения с учителями.
В результате обследования
по 16 шкалам ПДО акцентуация характера
не выявлена. Причинами нарушения поведения
можно считать нарушение семейных отношений
(холодные отношения с отчимом, отвердение
со стороны матери, физические наказания,
которые являются причиной побегов из
дома, лживости), нарушение отношений со
сверстниками и учителями, что ведёт к
нежеланию посещать школу.
Можно наметить следующие
направления коррекции:
Провести профконсультационную
беседу с целью формирования правильной
самооценки и осознанного отношения к
будущему, а также для переориентации
на реальную профессию (в настоящее время
подросток мечтает стать гипнотизером).
Попытаться включить подростка в работу, в каком- либо кружке или секции.
После проведенной методики с испытуемым была проведена беседа и проведен классный час с приглашением инспектора по делам несовершеннолетних, Крыловой Светланой Александровной.
Алеша Ч.,13 лет. Успеваемость неудовлетворительная. Поведение неудовлетворительное. Есть пропуски уроков. Учиться в 7 классе.
Из
беседы с классным
не учится, хотя развит;
пропуски уроков без причин;
плохое поведение на уроках;
лжив;
любит быть в центре внимания,
эгоистичен;
может посмеяться над одноклассником,
но не драчлив;
переменчив в настроении,
большей частью веселый;
агрессивен при предъявлении
обвинения, аффективен;
вульгарный язык, курит,
выпивает.
При проведении беседы с
подростком выявлены следующие моменты:
потерян интерес к учёбе;
отношения к учебным предметам
определяется отношением к учителям;
средняя удовлетворенность
отношениями с одноклассниками;
неудовлетворённость отношениями
с девочками класса;
неудовлетворение семейными
отношениями;
при семейных конфликтах
аффективные вспышки и детская поведенческая
реакция отказа;
выявлено наличие страха
перед более сильными сверстниками, поиск
покровителя,
желание иметь старших друзей;
кoммуникативно - инфoрмaционный
тип увлечения ("болтается" по улице,
слушает музыку);
выделяет у себя такие личностные
особенности, как хорошая память, аффективные
вспышки;
пьет;
отношение к будущему выражается
в надежде на хорошее;
При тестировании по методике
«Неоконченные предложения» выявлены
следующие дополнительные особенности
и проблемы:
при анализе отношения к
семье проявляется негативизм и часто
возникают конфликты в семье.
выявлены
страхи и опасения, выражающиеся в
боязни "плохих" ребят;
выявлена аффективность
в детстве;
Возникла трудность при
обследовании по ПДО, вероятно вследствие
слабой тяги к самопознанию. В первый день
после 4-ой шкалы последовал резкий отказ
от работы, на другой день резкий отказ
последовал после 3-ей шкалы.
Шкала 6. Выявлена психологическая склонность
к алкоголизации (+6).
Шкала 8. Выявлена тревожность в форме
беспокойства, что одежда не в порядке.
Шкала 11. Важен не один друг, а дружный,
хороший коллектив - реакция группирования
со сверстниками, выявлена потребность
в уважении.
Шкала 12. В отношении к окружающим выделена
особенность легко сориться, но быстро
мириться.
Шкала 18. Не любит риск, а приключения только
весёлые (проявляет сензитивность).
Шкала 19. Любит быть первым там, где его
любят, бороться за лидерство не любит
и не умеет.
Шкала 25. Самооценка достаточно адекватна:
не хватает устойчивости и терпения, решительности,
раздражителен, чувствителен и обидчив,
страдает оттого, что его не понимают.
На основе собранной информации
выявлены следующие отклонения развития
и поведения:
аффективная взрывчатость,
раздражительность;
конфликты с педагогами;
непоседливость;
потеря интереса к учебе;
чувствительность и обидчивость;
начинающаяся алкоголизация;
информационно-коммуникативные
увлечения;
претензии на лидерство;
половое созревание;
страх перед хулиганами,
отсюда попадание под влияние старших.
Аффективная взрывчатость и раздражительность
являются проявлениями особенностей подросткового
возраста. Из-за этих качеств, а также из-за
неумения учителями понять, что он чувствует
себя взрослым, возникают конфликты с
педагогами.
Причины потери интереса к учебе могут
быть социальными, возникающими из ошибок
учебно-воспитательного процесса, вытекать
из особенностей подросткового возраста.
Начинающаяся алкоголизация происходит
в компании старших подростков и под влиянием
желания заглушить плохое настроение.
Информационно-коммуникативные увлечения
обусловлены реакцией группирования со
сверстниками.
Социальная незащищенность ведёт к попаданию
под влияние старших.
Можно наметить следующие
направления коррекции:
Провести беседу с подростком
с целью объяснить причины аффектов и
помочь подростку овладеть способами
преодоления взрывчатости.
Провести профконсультационную
беседу с целью формирования стремления
к самопознанию и осознанного отношения
к будущему.
Провести беседу с педагогами,
предложить им особо организовывать деятельность
подростка для ликвидации пробелов в знаниях.
Повышать популярность подростка в классе
путем подчеркивания его положительных
черт, но ни в коем случае не хвалить как
маленького, так как это вызовет аффективную
реакцию.
После
проведенных методик я пришла к выводу
о том, что в развитии девиантности у подростков
является низкий уровень культуры родителей
родители, так же оказывают негативное
влияние на своих детей. При проведении
исследования было выявлено, что родители
испытуемых имеют алкогольную зависимость,
в семье часто случаются конфликты и родители
имеют низкую социально значимою направленность,
как в сфере труда, так и в сфере организации
досуга. Дети испытывают в этих семьях
острый дефицит любви, ласки и внимания.
2.3
Практические рекомендации
по проведению
социальной работы
с девиантными
подростками
Начиная работать с девиантными подростками, психолог, как правило, борется не с причинами, а со следствием. Психологи получают подростка тогда, когда они уже совершили правонарушение, или преступление, и зачастую они работают действительно впустую.
Проблемы могут быть различного свойства. Они могут проявляться в семье, школе. Колеблются от незначительных до видимых отклонений, обычно связываемых с подростковой беспризорностью и плохим обращением, так и с девиантными подростками. В подростковом возрасте стычки, столкновения и драки вновь становятся обычными явлениями, но в подавляющем большинстве случаев они не имеют той эгоистической сущности, которая свойственна асивности подростков. Чаще всего они связаны с ложно пониманием героизма, мужественности, самостоятельности. В самом общей форме наказуемая агрессивность подростков ориентирована в трех направлениях: на детей, на взрослых, на сверстников.
В то время как общество имеет тенденцию воспринимать это как проблему подростков, содержащих проблемы для общества, в действительности эти подростки имеют проблемы с обществом.
Психологическая работа с девиантными подростками как деятельность, направленная на сознание индивидуальной помощи несовершеннолетнему, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации, ориентирует нуждающегося в помощи на собственную активность по ее разрешению и помогает им в этом.
А функции психолога оказание помощи в конкретных частных случаях: здесь нужна не только профилактика, но и помощь в возникшей проблеме. Первоначально деятельность психолога сориентирована на профилактических задач; он как бы ставит социальный диагноз, изучает психологию подростка, его способности, вникает в мир его интересов, круг общения, условия жизни и т.п. А затем психолог сосредотачивает усилия на выявление и устранение негативных явлений.
К сожалению практика, показывает, что чаще приходится бороться с последствиями, а не заниматься предупреждением негативных явлений.
Поддержка и помощь девиантным подросткам в реализации их интересов, и потребностей и разрешения проблем могут осуществляться через социальные услуги, оказываемые соответствующими службами.
В нынешних условиях необходимо создание системы социальных служб, оперативно реализующих на запросы подростков и оказывающих им соответствующие услуги, помощь и поддержку.
Самостоятельная работа с девиантыми подростками может развиваться по следующим направлениям:
- создание центров реабилитации для подростков с девиантном поведении;
- служба социальной поддержки;
- организация работы телефона доверия, кабинета доверия, семейных консультаций;
- изучение среды адаптации подростка;
- проведение работы по охране прав ребенка через взаимодействие и ПДН, органами опеки и попечительства;
- служба социальной защиты подростка;
- служба реабилитации и адаптации подростков подверженных наркомании и токсикомании, табакокурению и алкоголизму;
- созданию кризисных стационаров для подростков - суицидентов;
- забота об укреплении семьи, всемирная охрана интересов, защита их имущественных, жилищных и других прав.
Многие отметили, что в последние время широко распространенные прежде формы работы с подростками - клубы, кружки, подростковые спортивные и творческие школы - практически прекратили свою деятельность, так как из-за введения платы большинство подростков лишены возможности посещать секции и клубы, оздоровительные учреждения. В то же время нарастает число оказавшихся без надзора подростков, увеличивается число правонарушений.
Поэтому психолог должен роль посредника между девиантными подростками и его социальным окружением. И не секрет, что большинство подростков, попадающих в милицию, попадают именно за вымогательство. Ведь не многие семьи могут позволить давать подростку карманные деньги. Для этого необходимо создание своеобразной биржи труда для подростков. После уроков подросток спокойно может, например, расклеить объявления, разнести почту, при школах возможно создание теплиц, где подростки занимались бы выращиванием овощных культур, и за это смогли бы получать небольшие деньги.
Информация о работе Девиантное поведение детей и подростков как социально-психологическая проблема