Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 23:10, курсовая работа
Цель исследования явилось определение возможностей психологического развития детей и подростков с девиантным поведением.
Объектом исследования: психологическое развитие подростков, состоящих на учете по делам несовершеннолетних РОВД Ичалковского района РМ.
Предмет исследования: уровни психологического развития подростков с девиантным поведением.
Введение 3
Глава 1. Общие психологические характеристики девиантных подростков 6
1.1 Психологическая характеристика подросткового возраста
1.2 Понятие «девиантность» и психологические особенности поведения девиантных подростков
Глава 2. Девиантное поведение детей и подростков как социально-психологическая проблема 28
2.1 Роль биологических и социальных факторов в формировании девиантного поведения
2.2. Исследование особенностей в формировании характера у подростков с девиантным поведением.
2.3 Практические рекомендации по проведению социальной работы с девиантными подростками
Заключение 53
Список использованных источников 55
Отклонение в поведении подростка это результат педагогической запущенностью и неблагоприятной окружающей среды. И как результат реакция протеста, негодования, грубость, уход из дома из-за обиды. Трудные подростки возбудимы, агрессивны, склонны к воровству, бродяжничеству, сексуальным эксцессам, употреблению алкоголя.
Интересны результаты исследования Н. Вайзмана об особенностях поведения трудных подростков. К первой группе он относит «психически неустойчивых подростков, которые по физическому и половому развитию отставали от сверстников. Они внушаемы, безответственны, их интересы неустойчивые, эмоции поверхностны. В школе такие учащиеся поясничили, демонстративно не подчинялись, прогуливали занятия». По второй группе Вайзман относит подростков «с ускоренным половым развитием и повышенной аффектностью, возбудимостью, агрессивностью». Они бурно реагируют на любой запрет родителей. В третьей группе подростков «преобладала расторможенность влечений: сексуальность, бродяжничество, употребление наркотиков».[10] Чаще всего они из семей, где родители ведут асоциальный образ жизни, где постоянны конфликты. Они злобны, жестоки, агрессивны, раздражительны.
Это характеристика отклонений в поведении, возникающих как результат педагогической запущенности. Но существуют подростки, нарушения, точнее отклонения в поведении которых являются результатом аномалии развития организма.
Обратимся снова к исследованию Н. Вайзмана. Он пишет, что у подростков с остаточной органической патологией снижена работоспособность, неустойчивые внимание. Они раздражительны и эмоционально неустойчивы, знания их ограничены, дома они занимаются с репетитором. В школе они доходят до 5-7 классов, совершенно не могут трудиться, в ПТУ заниматься тоже не могут, так как им требуется индивидуальное обучение. В результате они постоянно меняют место работы. Только 25% подростков с органической патологией впоследствии смогли организовать семью, трудиться, разумно вели себя в быту, учились в техникуме.
Исследование групп подростков - учащихся охваченных преступностью, показали, что у учеников общеобразовательной школы преобладают нарушения дисциплины, чаще наблюдаются антиобщественные поступки.
У учащихся ПТУ - противоправные поступки, драки, мелкое воровство, употребление алкоголя, нежелание работать, и учится, спекуляция, бродяжничество.
У воспитанников детских домов и приютов - агрессивность, драки, те же нарушения, что и учащихся ПТУ [10].
Постараемся обобщить, к чему приводят отклонения в поведении подростка. Отклонения, опасны для жизни, выплескиваются в попытку самоубийства, подростки бросают учебу, не задумываясь о своем будущем. Их образ жизни приводит к опасным последствиям для здоровья, опасными для юноши и девушки являются ранние половые связи, сексуальные отклонения в поведении.
В последние годы ученые зафиксировали пик подростковых самоубийств. Особенностями подросткового само устройства является психологические особенности полового созревания, крушение любви, разочарование, отсутствие ответного чувства, обиды. Подросткам характерны размышления о смысле жизни и смерти, и часто абстрагируя от своей личности понятия смерти, они покушением на убийство стремятся познать её сущность. Подростки своим эгоцентризмом создают реакцию неприятия окружающими. Они становятся объективной осуждения, угроз, что как же приводит к попытке самоубийства [10].
Среди беженцев зафиксировано больше всего подростков. Основная причина - плохое обращение в семье, причем чаще со стороны матери (60-70 %), чем отца. Ученые это объясняют как психологическими причинами, так и социальными. Плохим экономическим положением семьи, безработицей, неполным составом семьи, слишком юным или наоборот преклонным возрастом родителей. Кроме того, играет важную роль и поведение самого ребенка, который побуждает плохое обращение.
Подростки-беженцы чаще всего ограблены, избиты, становятся наркоманами, вовлекаются в преступные группы, в семью никогда не возвращаются. Часть подростков-беженцев уходит из семьи под влиянием стремления к свободе, независимости.
Психологами разработаны типы детей с различными отклонениями, которые требуют самого разного подхода.
Л.С. Высотский определил периоды неустойчивости в жизни ребенка. Это 7 лет, 8 лет, 12, 13,14 -17 лет. В семнадцать лет характер возраста критически стабильный. Он определил характер «кризиса» 13 лет, когда происходит физиологическая перестройка организма, которая проявляется в реакции на внешнее воздействия. Реакция на события, в этом возрасте отличаются от реакции взрослых. У подростков занижена способность самореализовать, организовать себя на какое-либо дело.
В период кризиса у подростка обязательно возникает конфликт с окружающими его людьми.
Внутренняя напряженность жизни подростка требует и от него, и от учителя мужества и терпения. Нерешённая вовремя конфликтная ситуация, невнимание к переживаниям подростка обязательно проявиться и в нарушениях поведения и в негативных привычках, отрицательных характера.
Выход из кризисно состояния выражается и в углублении взаимоотношений со сверстниками своей группе.
В зависимости от господствующих в группе норм усиливаются социально полезны или социально опасные ориентации и формы деятельности. Направленность групповой активности во многом зависит и от личных качеств неформального лидера.
Процесс заражения и подражания наиболее интенсивно идет в так называемых стихийных группах, возникающих самопроизвольно, спонтанно и большей частью через эмоциональное притяжение. В них очень развит конформизм. Именно в таких группах возникают нормы поведения, не совпадающие с общественными требованиями или противоречащие им.
Стихийные группы особенно распространены среди подростков. По данным С.И.Плаксия, 82 % опрошенных школьников 8-11-х классов и учащихся ПТУ считали себя членами компаний, в основе которых лежат, совместное проведение свободного времени, общение.
Эти стихийные группы мало поддаются контролю. Лидерами их становятся чаще всего подростки, молодые люди, не нашедшие применения своим способностям в школе, ПТУ, трудовом коллективе. Принадлежность к таким компаниям повышает уверенность подростка в себе, дает ему дополнительные возможности к самоутверждению, нерегламентированному общению.
В отличие от коллективов и иных социальных общностей такие группы наиболее подвержены восприятию деформированных черт сознания и поведения. Это объясняется, прежде всего тем, что группа зачастую не имеет общественно полезных целей, положительного организующего начала, единых и прочных принципов деятельности. Лидером группы нередко становится лицо, которое имеет более твердый характер, сильную волю, богатый опыт. Оно не обладает достаточно высокими нравственными и иными положительными качествами.
Свойственные отдельным личностям отрицательные черты уродливо трансформируются в психологию группы. То, в правильности чего не уверена отдельная личность, будучи принято группой, начинает восприниматься как норма, не подвергающаяся сомнению. Не случайно существующие в некоторых микрогруппах молодежи хулиганско-анархические установки сами по себе, без индивидуального осознания тем или иным членом группы могут стать мотивом его отклоняющегося поведения. Так, специалистами установлено, что у несовершеннолетних в силу их группового конформизма «неопределенные», «плохо осознаваемые мотивы» в 20-40% случаев становятся непосредственной причиной их участия в групповом хулиганстве, групповых ситуативных кражах и т.д.
В целом исследования показывают, что значительная часть аморальных поступков, совершаемых подростками и молодыми людьми, связана с их ориентацией на «групповые» нормы, которые вступают в противоречие с общественными. Налицо психологическая зависимость от группы и подражание, стремление показать себя сторонником провозглашенных ценностей. При этом личная ответственность «снимается» с сознанием молодого человека тем, что «так принято», «это вызывает одобрение». Так складывается определенный защитный механизм самооправдания отклоняющегося поведения.
Конечно, далеко не все стихийные группы и компании имеют антиобщественную направленность. Однако наряду с просоциальными (социально положительными) существуют и асоциальные (стоящие в стороне от основных общественных проблем), а также антисоциальные (социально отрицательные) стихийные неформальные группы. На практике правонарушения молодежи, как правило, являются групповыми, а истоки их лежат именно в уличных компаниях с асоциальной или антисоциальной направленностью интересов. «Здоровая юношеская тяга к коллективности вырождается здесь в опасный групповой эгоизм, некритическую гиперидентификацию с группой и ее лидером, в неумении и нежелании сознательно взвесить и оценить частные групповые нормы и ценности в свете более общих социальных и нравственных критериев.
Возможность существования групп с антисоциальной
направленностью связана с неэффективным
влиянием на индивидов коллективов, для
которых характерны низкая сплоченность
и слабая эмоциональная связь между их
членами, формальные взаимоотношения,
отсутствие взаимопонимания. Именно в
этих случаях стремление к объединению,
товариществу Уважению, романтике и т.д.
реализуется в группах с деформированными
ориентациями. От подростка же требуется,
чтобы он научился сознательно и целеустремленно
делать жизненный выбор.
2.2. Исследование
особенностей в формировании
характера у подростков
с девиантным поведением
Подростковый возраст – период онтогенеза, являющимся переходным между детством и взрослостью. Подростковому возрасту отводится период от 10-11 до 15 лет или от 11-12 до 16-17 лет относится к числу кризисных возрастов.
Этот
возраст характеризуется
В подростковом возрасте подросток, как правило, хочет соответствовать требованиям общества, но по каким-то причинам (конституциональные факторы, социальные условия, неумение правильно определить свои социальные идентичности и роли, противоречивые ожидания значимых других, недостаток материальных ресурсов, плохое овладение нормальными способами социальной адаптации и преодоления трудностей) он не может этого сделать. Это отражается самосознании и толкает на поиск в других направлениях
Нередко в подростковом возрасте возникает девиантное поведение.
В литературе мы находим такое описание девиантного поведения.
Девиантное поведение – действия, не соответствующие официально установленным ими фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) нормам и ожиданием и приводящие нарушителя к изоляции, лечению, исправлению или наказанию. Основными видами девиантного поведения являются аморальное поведение, распущенность, алкоголизм, наркомания, правонарушения, криминализация субъекта, самоубийства, проституция.
Наше
экспериментальное исследование ставило
себе цель выявить особенности
Организация
исследования
Наше исследование проводилось в течение 2007-2008 года в Ичалковской средней школе Республике Мордовии с учащимися, состоящими на учете по делам несовершеннолетних.
Всего было обследовано два подростка 11-13 лет.
Для исследования психологического развития испытуемых подростков с девиантным поведением были использованы следующие методики: методика «Незаконченные предложения», подростковый диагностический опросник (ПДО)
Методика «Незаконченных предложений» состоит,из 41 вопроса и позволила выявить отношения подростка к различным сторонам его жизни.
Подростковый психодиагностический опросник (ПДО) использовался с целью выявить:
наличие акцентуаций
характера;
наличие конфликтов в некоторых отношениях
(согласно шкалам);
степень алкоголизации;
склонность к девиантности;
степень эмансипации;
степень конформности;
Опросник содержит 25 шкал, в соответствии с выделенными типами акцентуированных личностей и состоит из 88 вопросов, на которые надо было ответить «да» или «нет».
С проведением данного опросника возникали трудности, так как
ПДО является слишком
громоздким и испытуемые, со слабой
тенденцией к самопознанию и самоанализу,
как правило, испытывая трудности
с ответами, не выдерживают, и отказываются
от опроса. Я попробовала проводить тестирование
в несколько приёмов, однако это не очень
улучшает работу.
Информация о работе Девиантное поведение детей и подростков как социально-психологическая проблема