Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 15:51, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование конкретной диалектики социального и биологического в человеке. Исходя из этой цели, формируются следующие задачи:
Рассмотреть теоретические основы в изучении проблемы соотношения и взаимодействия биологического и сочиального начал в человеке. Основные положения биологизаторской и социологизаторской концепции.
Изучить проявление биологического и социального начала в человеке и их влияние на поведение и развитие человека.
Гипотеза заключается в том, что при изучении личности человека необходимо учитывать и биологические и социальные аспекты ее структуры. Эти два начала тесно взаимосвязаны и каждое из них играет важную роль в формировании личности человека, его мировоззрения, поведения и т. д.
Введение. 3
1. Теоретические основы в изучении соотношения биологического и социального в человеке. 5
1.1. Основные положения биологизаторского подхода. 5
1.2. Основные положения социологизаторской концепции. 9
2. Биологическое и социальное в человеке. Их проявление, роль и значение в развитии и поведении человека. 13
1.1. Биологическое начало в человеке. Сущность и значение. 13
1.2. Проявление социального в человеке. Сущность и значение. 15
1.3. Дети-маугли: биологическое проявление без социального начала. 19
Заключение. 23
Список использованной литературы 25
Таким образом, все эти примеры еще раз подтверждают то, что для того, чтобы индивиду стать человеком ему необходимо пройти определенный этап социализации, то есть жить и воспитываться в обществе. Причем этот этап должен проходить в раннем детстве индивида, когда он наиболее восприимчив к восприятию опыта старших поколений. Именно в этом возрасте закладываются основные формы поведения и происходит развитие индивида. Еще Аристотель определял человека как «политическое животное», тем самым подчеркивая наличие в нем двух начал: биологического и социального, т.е. человек не просто биологический вид, а в первую очередь субъект общественных отношений. [1. с.22] Жизнь человека вне общества так же невозможна, как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли и брошенного на сухой песок. Отнимите, говорит Вл. Соловьев, у любого человека все то, чем он обязан другим, начиная от своих родителей и кончая государством и всемирной историей, и не только от его свободы, но и от самого его существования не остается совсем ничего. [10. с.47]
Подводя итог всему выше сказанному, хотелось бы сказать, что выделившись из природы, человек перестает быть просто биологическим существом, он становится существом социальным и, в известном смысле, выключается из природы, противопоставляется ей. Было бы неверно представить дело таким образом, будто выделение человека из природы означает полный разрыв с природной основой и ликвидацией ее. Напротив, как справедливо отмечает ряд ученых, естественное, природное в человеке не уничтожается, а претерпевает существенную перестройку, ограничено соединяясь с общественным в человеке.
Социальное возникает из биологического, биологическое предшествует социальному, создает для него исторические природные предпосылки. В этом смысле можно сказать, что социальное в процессе своего развития выходит за рамки биологического, становится внебиологическим, надбиологическим.
Человек, становясь социальным существом, не перестает быть существом биологическим, он выделяется из природы, но это выделение не абсолютно, а относительно. Здесь имеется примерно такое же соответствие, какое существует между формой и содержанием развивающихся явлений. Это не означает, что социальное в природе человека относится только к форме. Оно «пронизывает» природу человека в целом, но между социальным и природным в человеке в рамках их единства существует различие, которое может превращаться в противоположность. Социальная среда, как и природная, задавала функциональную систему действия человека. Развитие социальных и технических систем деятельности побуждало организм к формированию специфических способностей, потребностей, мотиваций и стимулов, для реализации которых использовался и тренировался потенциал биологических возможностей. Плодотворную попытку решения вопроса о соотношении «социо» и «био» в педагогике и особенно в психологии предпринял в конце 20-х гг. Л. С. Выготский, который подчеркивал, что «ребенок в процессе своего развития формируется не только как известный биологический тип, но и как определенный тип личности, несущий на себе отпечаток всего своеобразия данной исторической эпохи». [4. с.109]
Социальное и биологическое начала представлены в человеке не как равнозначные. Поэтому можно выдвинуть основные моменты в проблеме соотношения и взаимосвязи социального и биологического в человеке.
Во-первых, человек в своей жизнедеятельности подчиняется биологическим законам. Это касается проявления жизни на молекулярном, клеточном, тканевом и других уровнях. Отсюда следует необходимость изучения биологического в человеке как более низкой формы движения материи, признания за биологическим роли естественных предпосылок для развития социального.
Во-вторых, биологическое как низшая форма движения материи в человеке выступает предпосылкой для его вхождения в более высокую социальную форму движения. Все, что в человеке есть человеческого, детерминировано как его биологическими факторами, так и его общественными отношениями, многовековым социальным опытом, при приоритетности последних. Доказано, что 5/6 мозга формируется у человека после рождения. Морфофизиология мозга, характер нейродинамических процессов в нем определяются влиянием социальной программы.
В-третьих, человек обладает качественно новыми, надбиологическими образованиями в виде формирующих его социальную сущность труда, сознания, мышления, речи, человеческих эмоций, воли. Социальные процессы и явления подчиняются только социальным законам; биологические законы не могут объяснить общественного развития, заменить законы истории.
Социально обусловленные изменения биологических свойств человека не ведут к генетическим преобразованиям, они влияют на процессы онтогенеза каждого индивидуума, имея ненаследственный характер. Способность к исторически нарастающим биологическим изменениям базируется на универсальности генотипа человека.
В-четвертых, способность биологии человека чутко и в нужном направлении реагировать на изменение социальных условий обеспечивает возможности неограниченного социального прогресса человечества.
В-пятых, все физиологические механизмы связи человека с внешним миром - инстинкты, естественные потребности и другие влияния - интегрируются и трансформируются социальным. В результате биологическое в человеке выступает как необходимая, индивидуализированная, но вместе с тем подчиненная подструктура интегрального целого.
В-шестых, биологическое составляет естественную, природную предпосылку развития духовного мира личности. Социальное в человеке - это образование внешнего уровня, не содержащего в своей структуре биологических элементов. Тем не менее, влияние биологического, выступающего в качестве природной предпосылки формирования личности, нельзя игнорировать. Это положение имеет важнейшее значение для психологии и педагогики.
Таким образом, в ходе изучения биологического и социального начал в человеке и рассмотрении теоретических основ в данном вопросе гипотеза о том, что при изучении личности человека необходимо учитывать и биологические и социальные аспекты ее структуры, а также, что каждое из них играет важную роль в формировании мировоззрения, поведения личности поддвердилась.