Биологическое и социальное в человеке. Их проявление, роль и значение в развитии и поведении человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 15:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование конкретной диалектики социального и биологического в человеке. Исходя из этой цели, формируются следующие задачи:
Рассмотреть теоретические основы в изучении проблемы соотношения и взаимодействия биологического и сочиального начал в человеке. Основные положения биологизаторской и социологизаторской концепции.
Изучить проявление биологического и социального начала в человеке и их влияние на поведение и развитие человека.
Гипотеза заключается в том, что при изучении личности человека необходимо учитывать и биологические и социальные аспекты ее структуры. Эти два начала тесно взаимосвязаны и каждое из них играет важную роль в формировании личности человека, его мировоззрения, поведения и т. д.

Оглавление

Введение. 3
1. Теоретические основы в изучении соотношения биологического и социального в человеке. 5
1.1. Основные положения биологизаторского подхода. 5
1.2. Основные положения социологизаторской концепции. 9
2. Биологическое и социальное в человеке. Их проявление, роль и значение в развитии и поведении человека. 13
1.1. Биологическое начало в человеке. Сущность и значение. 13
1.2. Проявление социального в человеке. Сущность и значение. 15
1.3. Дети-маугли: биологическое проявление без социального начала. 19
Заключение. 23
Список использованной литературы 25

Файлы: 1 файл

био и соц. в человеке.doc

— 129.50 Кб (Скачать)

Таким образом, все эти  примеры еще раз подтверждают то, что для того, чтобы индивиду стать человеком ему необходимо пройти определенный этап социализации, то есть жить и воспитываться в  обществе. Причем этот этап должен проходить  в раннем детстве индивида, когда он наиболее восприимчив к восприятию опыта старших поколений. Именно в этом возрасте закладываются основные формы поведения и происходит развитие индивида. Еще Аристотель определял человека как «политическое животное», тем самым подчеркивая наличие в нем двух начал: биологического и социального, т.е. человек не просто биологический вид, а в первую очередь субъект общественных отношений. [1. с.22] Жизнь человека вне общества так же невозможна, как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли и брошенного на сухой песок. Отнимите, говорит Вл. Соловьев, у любого человека все то, чем он обязан другим, начиная от своих родителей и кончая государством и всемирной историей, и не только от его свободы, но и от самого его существования не остается совсем ничего. [10. с.47]

Подводя итог всему выше сказанному, хотелось бы сказать, что  выделившись из природы, человек перестает быть просто биологическим существом, он становится существом социальным и, в известном смысле, выключается из природы, противопоставляется ей. Было бы неверно представить дело таким образом, будто выделение человека из природы означает полный разрыв с природной основой и ликвидацией ее. Напротив, как справедливо отмечает ряд ученых, естественное, природное в человеке не уничтожается, а претерпевает существенную перестройку, ограничено соединяясь с общественным в человеке.

Социальное возникает  из биологического, биологическое предшествует социальному, создает для него исторические природные предпосылки. В этом смысле можно сказать, что социальное в процессе своего развития выходит за рамки биологического, становится внебиологическим, надбиологическим.

Человек, становясь социальным существом, не перестает быть существом  биологическим, он выделяется из природы, но это выделение не абсолютно, а относительно. Здесь имеется примерно такое же соответствие, какое существует между формой и содержанием развивающихся явлений. Это не означает, что социальное в природе человека относится только к форме. Оно «пронизывает» природу человека в целом, но между социальным и природным в человеке в рамках их единства существует различие, которое может превращаться в противоположность. Социальная среда, как и природная, задавала функциональную систему действия человека. Развитие социальных и технических систем деятельности побуждало организм к формированию специфических способностей, потребностей, мотиваций и стимулов, для реализации которых использовался и тренировался потенциал биологических возможностей. Плодотворную попытку решения вопроса о соотношении «социо» и «био» в педагогике и особенно в психологии предпринял в конце 20-х гг. Л. С. Выготский, который подчеркивал, что «ребенок в процессе своего развития формируется не только как известный биологический тип, но и как определенный тип личности, несущий на себе отпечаток всего своеобразия данной исторической эпохи». [4. с.109]

 

Заключение

 

Социальное и биологическое начала представлены в человеке не как равнозначные. Поэтому можно выдвинуть основные моменты в проблеме соотношения и взаимосвязи социального и биологического в человеке.

Во-первых, человек в своей жизнедеятельности подчиняется биологическим законам. Это касается проявления жизни на молекулярном, клеточном, тканевом и других уровнях. Отсюда следует необходимость изучения биологического в человеке как более низкой формы движения материи, признания за биологическим роли естественных предпосылок для развития социального.

Во-вторых, биологическое как низшая форма движения материи в человеке выступает предпосылкой для его вхождения в более высокую социальную форму движения. Все, что в человеке есть человеческого, детерминировано как его биологическими факторами, так и его общественными отношениями, многовековым социальным опытом, при приоритетности последних. Доказано, что 5/6 мозга формируется у человека после рождения. Морфофизиология мозга, характер нейродинамических процессов в нем определяются влиянием социальной программы.

В-третьих, человек обладает качественно новыми, надбиологическими образованиями в виде формирующих его социальную сущность труда, сознания, мышления, речи, человеческих эмоций, воли. Социальные процессы и явления подчиняются только социальным законам; биологические законы не могут объяснить общественного развития, заменить законы истории.

Социально обусловленные  изменения биологических свойств человека не ведут к генетическим преобразованиям, они влияют на процессы онтогенеза каждого индивидуума, имея ненаследственный характер. Способность к исторически нарастающим биологическим изменениям базируется на универсальности генотипа человека.

В-четвертых, способность биологии человека чутко и в нужном направлении реагировать на изменение социальных условий обеспечивает возможности неограниченного социального прогресса человечества.

В-пятых, все физиологические механизмы связи человека с внешним миром - инстинкты, естественные потребности и другие влияния - интегрируются и трансформируются социальным. В результате биологическое в человеке выступает как необходимая, индивидуализированная, но вместе с тем подчиненная подструктура интегрального целого.

В-шестых, биологическое составляет естественную, природную предпосылку развития духовного мира личности. Социальное в человеке - это образование внешнего уровня, не содержащего в своей структуре биологических элементов. Тем не менее, влияние биологического, выступающего в качестве природной предпосылки формирования личности, нельзя игнорировать. Это положение имеет важнейшее значение для психологии и педагогики.

Таким образом, в ходе изучения биологического и социального начал в человеке и рассмотрении теоретических основ в данном вопросе гипотеза о том, что при изучении личности человека необходимо учитывать и биологические и социальные аспекты ее структуры, а также, что каждое из них играет важную роль в формировании мировоззрения, поведения личности поддвердилась.

 

Список использованной литературы

  1. Аристотель. Политика. Никомахова этика // Философская антропология. Ч. I. - Йошкар-Ола, 1993. – 24с.
  2. Бабушкин А.Н. Современные концепции естествознания/ А.Н. Бабушкин. - СПб., 2000. – 325с.
  3. Бережной Н.М. Человек и его потребности./Под ред. Диденко В.Д. – М: ФОРУМ, 2000. с. 13
  4. Бим-Бад Б.М. Советская педагогика / Б.М. Бим-Бад // 1981, № 6. - с.115.
  5. Лавриенко В.Н.Социология: Учебник для вузов/ В.Н.Лавриенко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 448с.
  6. Лавриенко, В.Н. Философия: учебник для вузов /Под ред. Проф. В.Н. Лавриенко, проф. В.П. Ратникова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 584 с.
  7. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972. С. 188.
  8. Ломов Б.Ф. Системность в психологии. – М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – С.150.
  9. Мартынов. Л. Сорок восьмой Маугли. / Л. Мартынов. // Вокруг света. – 1985. - №6.
  10. Соловьев В. С. Сочинения: В 2 т. Т. 1. - М., 1988. С. 47
  11. http://otmart.net/node/289
  12. http://www.textreferat.com/referat-2258-1.html

Информация о работе Биологическое и социальное в человеке. Их проявление, роль и значение в развитии и поведении человека