Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:53, лекция
С проблемой сущности и существования связан и вопрос о соотношении биологического и социального в человеке. По своей сущности, как уже отмечалось, человек есть существо социальное. В то же самое время он есть дитя природы и не может в своем существовании выйти за ее рамки, функционировать безотносительно к своей собственной биологической природе, не может перестать есть, пить, покинуть свою телесную оболочку и т.д.
Биологическое
и социальное в человеке
С проблемой
сущности и существования связан
и вопрос о соотношении биологического
и социального в человеке. По своей
сущности, как уже отмечалось, человек
есть существо социальное. В то же самое
время он есть дитя природы и не может
в своем существовании выйти за ее рамки,
функционировать безотносительно к своей
собственной биологической природе, не
может перестать есть, пить, покинуть свою
телесную оболочку и т.д. Биологическое
в человеке выражается в генах, в морфофизиологических.
электрохимических, нервно-мозговых и
других процессах его организма. Социальное
и биологическое находятся в человеке
в неразрывном единстве, сторонами которого
являются личность как его «социальное
качество» и организм, который составляет
его природную основу.
Со стороны
своей биологической природы
каждый индивид обусловлен с самого
начала определенным генотипом —
набором генов, получаемых от родителей.
Уже при рождении он получает ту
или иную биологическую
При рассмотрении
проблемы социального и биологического
следует избегать двух крайних точек
зрения: абсолютизации социального
фактора и абсолютизации
В первом случае
человек предстает как
Ко второй концепции
относятся различного рода биологизаторские
учения. В частности, сюда относятся
расистские теории, утверждающие о
природном превосходстве одной
расы над другой. Несостоятельность
расизма объясняется тем, что
уникальность генотипа человека проявляется
не на расовом (или каком-нибудь социальном)
уровне, а на индивидуальном уровне. Какого-либо
расового, национального или социального
генотипа в природе не существует
По мнению современных
социобиологов, принципиальные изменения
в представления о природе человека
должна внести «теория генно-культурной
коэволюции». Суть ее состоит в том, что
процессы органической (генной) и культурной
эволюции человека происходят совместно.
Гены и культура в совместной эволюции
неразрывно связаны между собой. Однако
ведущая роль в этом процессе отводится
генам. Они оказываются конечными причинами
многих человеческих поступков. Поэтому
человек выступает на самом деле объектом
биологического знания.
Однако объяснять развитие и поведение человека преимущественно в терминах и рамках биологии было бы неверно. Как мы уже отметили, биологическое и социальное в человеке находятся между собой в тесной взаимосвязи. Младенец, попавший в животные условия существования, даже если и выживает физически при благоприятных обстоятельствах, однако не становится человеком. Для этого индивиду нужно пройти определенный период социализации. Нельзя не присоединиться в этой связи к суждению о том, что: «Ребенок в момент рождения лишь кандидат в человека, но он не может им стать в изоляции: ему нужно научиться быть человеком в общении с людьми» . Другими словами, вне социальных условий одна биология еще не делает человека человеческой личностью.