Биологическое и социальное в человеке

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 19:25, реферат

Краткое описание

Казалось бы, никакой проблемы, заслуживающей серьезного разговора, тут нет. Казалось бы, все просто – человек, с одной стороны, представляет собою биологический организм, особь вида Homo Sapiens, а с другой – всегда выступает как член того или иного социального организма, как представитель общества на определенной ступени его развития, стало быть – как представитель определенного класса, профессии, той или иной социальной группы.

Оглавление

1. Введение………………………………………………………….....................3
2. Биологическое и социальное в человеке........................................................4
2.1. Биологическая природа в эволюции человека........................................4
2.2. Социальное развитие человека в обществе.............................................5
2.3. Социальная среда - как формирование личности..................................6
2.4. Смысл жизни человека..............................................................................7
2.5. Интегральное единство биологического, психического и
социального в человеческой личности....................................................8
3. Целостная гаромонически развитая личность..............................................10
4. Заключение.......................................................................................................15
5. Список источников и литературы.................................................................16

Файлы: 1 файл

Готово Биол и соц в человеке.doc

— 155.50 Кб (Скачать)

 

Содержание

  1. Введение………………………………………………………….....................3
  1. Биологическое и социальное в человеке........................................................4

            2.1. Биологическая природа в эволюции  человека........................................4

            2.2. Социальное развитие человека  в обществе.............................................5

            2.3. Социальная среда -  как формирование  личности..................................6

            2.4. Смысл жизни человека..............................................................................7

            2.5. Интегральное единство биологического, психического и  

                   социального в человеческой личности....................................................8

      3.   Целостная гаромонически развитая личность..............................................10

      4.   Заключение.......................................................................................................15

      5.   Список источников и литературы.................................................................16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

«Интереснее, чем сам человек, ничего в мире нет»

В. А. Сухомлинский

 

    Среди  великого разнообразия мира живых  существ, обитающих на планете Земля, лишь один человек обладает высокоразвитым разумом, во многом благодаря которому он, собственно говоря, и смог выжить, сохраниться как биологический вид.   

 Ещё доисторическим  людям на степени их мифологического  мировоззрения было известно, что причиной всего этого является что-то, которое находится в самом человеке. Это "что-то" они назвали душой.  Духовный мир человека непосредственно порождается в процессе деятельности его психики. А в психике человека различаются три составные части . Платон сделал величайшее научное открытие. Он установил, что душа человека состоит из трёх частей: разума, чувств и воли. Весь духовный мир человека рождается именно его разумом, его чувствами и его волей. Несмотря на неисчислимое разнообразие духовного мира, его неисчерпаемость, в нём, в самом деле, нет ничего другого, кроме проявлений интеллектуальных, эмоциональных и волевых пробуждений.

    Человек  - существо биосоциальное, то есть  одновременно биологическое и  социальное, его не следует рассматривать  только как явление социальное.      

    Не  следует забывать, что он часть  природы, ее продукт и является  предметом изучения различных  отраслей естественных и общественных  наук. Хотя специфически биологические  признаки опосредованы социальным  бытием, это нельзя понимать как отказ от рассмотрения его биологических характеристик, тем более, что они имеют огромное значение в его социальной жизни.

     Казалось бы, никакой проблемы, заслуживающей серьезного разговора, тут нет. Казалось бы, все просто – человек, с одной стороны, представляет собою биологический организм, особь вида Homo Sapiens, а с другой – всегда выступает как член того или иного социального организма, как представитель общества на определенной ступени его развития, стало быть – как представитель определенного класса, профессии, той или иной социальной группы.

     Почему же в науке на протяжении столетий вновь и вновь возникает такой вопрос, почему снова и снова вспыхивают споры по поводу того, в каком именно отношении находятся между собою эти две стороны, эти два, так сказать, аспекта жизнедеятельности человеческого существа? Не есть ли этот спор надуманный и не имеющий никакого отношения к реальной проблематике, в тиски которой человек оказывается то и дело зажат?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Биологическое и социальное в человеке

 

2.1  биологическая природа в эволюции  человека 

 

     Биологические  характеристики человека не включаются  в понятие личности. В этом  понятии фиксируются специфические  общественные характеристики человека.

     Биологическая  природа человека сформировалась на протяжении длительного, в 2,5 миллиарда лет, эволюционного развития от сине-зеленых водорослей до Homo Sapiens. В 1924 году английский профессор Лики обнаружил в Эфиопии остатки австралопитека, который жил 3,3 миллиона лет тому назад. От этого далёкого предка происходят современные гоминиды: человекообразные обезьяны и люди.

Возрастающая  линия эволюции человека прошла такие  ступени:

- австралопитек  (ископаемая южная обезьяна, 3.3 мил.  лет тому 

   назад)

- питекантроп  (обезьяночеловек, 1 мил. лет тому назад)

- синантроп  (ископаемый "китайский человек", 500 тысяч лет) 

- неандерталец (100 тысяч лет) 

- кроманьонец  (Homo Sapiens ископаемый, 40 тысяч лет)

- человек современный  (20 тыс. лет тому назад).

При этом надо учитывать, что наши биологические предки появлялись не один за другим, а длительное время выделялись и жили вместе со своими предшественниками. Так, достоверно установлено, что кроманьонец жил вместе с неандертальцем и даже ... охотился на него. Кроманьонец, таким образом, был своеобразным каннибалом - съедал своего ближайшего сородича, предка.       

    За  показателями биологического приспособления  к природе человек значительно  уступает подавляющему большинству  представителей животного мира. Если человека возвратить в  животный мир, - он потерпит катастрофическое поражение в конкурентной борьбе за существование и сможет проживать только в узкой географической полосе своего возникновения - в тропиках, по обе стороны близко к экватору. У человека нет тёплой шерсти, у него слабые зубы, вместо когтей - слабые ногти, неустойчивая вертикальная походка на двух ногах, предрасположенность ко многим заболеваниям, деградированная иммунная система...

    Превосходство  над животными биологически обеспечивается  человеку только наличием у него коры головного мозга, чего ни у одного животного нет. Кора головного мозга состоит из 14 миллиардов нейронов, функционирование которых служит материальной основой духовной жизни человека - его сознания, способностей к труду и к жизни в обществе. Кора головного мозга с избытком обеспечивает простор для бесконечного духовного роста и развития человека и общества. Достаточно сказать, что на сегодня за всю свою долгую жизнь человека в лучшем случае включается в работу только 1 миллиард - всего 7% – нейронов, а остальные 13 миллиардов – 93 % - остаются неиспользованным "серым веществом".

     В  биологической природе человека  генетически закладывается общее  состояние здоровья и долголетие; темперамент, который бывает одним  из четырёх возможных типов:  холерический, сангвинистический, меланхолический и флегматический; таланты и склонности. При этом следует учесть, что каждый человек - это биологически не повторный организм, структуры его клеток и молекул ДНК (генов). Подсчитано, что нас, людей, на Земле за 40 тысяч лет родилось и умерло 95 миллиардов, среди которых не было хотя бы одного второго идентичного.

     Биологическая  природа - это та единственная  реальная основа, на которой рождается  и существует человек. Каждый  отдельный индивид, каждый человек  существует с того времени и до тех пор, пока существует и живёт его биологическая природа. Но со всей своей биологической природой человек принадлежит животному миру. И рождается человек только как животный вид Homo Sapiens; рождается не человеком, а только кандидатом на человека. Новорождённому биологическому существу Homo Sapiens ещё только предстоит стать человеком в полном смысле этого слова.

    

2.2  социальное развитие человека  в обществе

 

     В  ходе исторического становления  относительная роль социальных факторов непрерывно возрастала по мере их формирования в процессе становления человека, а роль биологических факторов постепенно снижалась.

     Человек  есть воплощенный дух и одухотворенная  телесность, духовно-материальное существо, обладающее разумом. И в то же время это субъект труда, социальных отношений и общения с помощью членораздельной речи. При этом, говоря о социальной природе человека, мы не имеем в виду, что будто бы только социальная среда формирует его. Социальное здесь понимается как альтернатива субъективистскому подходу к человеку, абсолютизирующему его индивидуальные психологические особенности. Такое понятие социальности, с одной стороны, является альтернативой индивидуалистическим трактовкам, с другой - не отрицает биологического начала в человеке, также имеющего универсальный характер.

     Причины  биологического характера определяют  индивидуально-неповторимые особенности  людей: набор генов, получаемых  от родителей, уникален. Он несет  информацию, предопределяющую развертывание  свойственных лишь данному человеку признаков: особенности темперамента, характера, черты лица и вообще весь телесный облик.

    Еще  Аристотель  определял человека,  как «политическое животное»  (см. далее //Философская антропология. Ч. I. - Йошкар-Ола, 1998. - С.22 - 24.).Тем самым подчеркивая наличие в нем двух начал: биологического и социального. Т.е. человек не просто биологический вид, а в первую очередь субъект общественных отношений. Уже с момента своего рождения человек не остается наедине с самим собой, в четырех стенах своего индивидуального кругозора; он приобщается ко всем свершениям прошлого и настоящего, к мыслям и чувствам всего человечества. Если, таким образом, идти в анализе человека к его социальной сущности, начиная от его морфологического и физиологического уровня и далее к его психофизиологической и душевно-духовной структуре, то мы тем самым переместимся в область социально-психологических проявлений человека. Своим организменным уровнем он включен в природную связь явлений и подчиняется природной необходимости, а своим личностным уровнем он обращен к социальному бытию, к обществу, к истории человечества, к культуре. Жизнь человека вне общества так же невозможна, как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли и брошенного на сухой песок. Отнимите, говорит  Соловьев, у любого человека все то, чем он обязан другим, начиная от своих родителей и кончая государством и всемирной историей, - и не только от его свободы, но и от самого его существования не остается совсем ничего (см. далее Соловьев В. С. Сочинения: В 2 т. М., 1988. Т. 1. С. 47.).

     Только  в обществе и от общества  человек приобретает свою общественную  природу. В обществе человек  усваивает человеческое поведение,  руководствуясь при этом не  инстинктами, а общественным мнением;  в обществе обуздываются зоологические инстинкты; в обществе человек усваивает выработанный в данном обществе язык, обычаи и традиции; здесь же человек воспринимает накопленный обществом опыт производства и производственных отношений...

     Общество - это объединение людей для совместного производства, распределения и потребления материальных и духовных благ; для воспроизводства рода своего и своего образа жизни. Такое объединение осуществляется, как и в животном мире, для поддержания (в интересах) индивидуального существования особи и для воспроизводства Homo Sapiens, как биологического вида. Но в отличие от животных поведение человека - как существа, которому присуще сознание и способность к труду - в коллективе себе подобных управляется не инстинктами, а общественным мнением. В процессе усвоения элементов общественной жизни кандидат на человека превращается в настоящего человека.

Процесс приобретения новорожденным элементов общественной жизни называется социализацией  человека.

 

2.3  социальная среда – как формирование личности

 

     Раскрывая  содержание социальной среды  как определяющего фактора развития  личности, необходимо вычленить  из нее «микросреду», или среду  ближайшего окружения личности. Именно она играет большую  роль в формировании индивидуальности.

     Социальная среда может значительно отличатся по объему и содержанию от «среды личности». Микросреда входит в понятие социальной среды как совокупности всех общественных отношений. Ее специфику надо видеть в том, что она преломляет и опосредует воздействие общества на личность и ее духовный мир.

     Понятие  социальной среды составляет  совокупность всех общественных  отношений, куда включаются материальные  и духовные компоненты, которые  по отношению к личности существуют  объективно, то есть идейная среда  личности есть объективный фактор ее формирования.

     Существенным  элементом микросреды личности  является окружающая ее духовная  атмосфера. Она складывается из  различных факторов, включая состояние  общественного сознания, его содержание  и формы, средства и методы воздействия на личность в системе обучения и воспитания, средства массовой коммуникации, а также психологию коллектива, в котором личность живет, работает, учится, те нормы и системы ценностей, которыми регулируется поведение людей в этих коллективах.

Информация о работе Биологическое и социальное в человеке