Биологическое и социальное в человеке

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 19:25, реферат

Краткое описание

Казалось бы, никакой проблемы, заслуживающей серьезного разговора, тут нет. Казалось бы, все просто – человек, с одной стороны, представляет собою биологический организм, особь вида Homo Sapiens, а с другой – всегда выступает как член того или иного социального организма, как представитель общества на определенной ступени его развития, стало быть – как представитель определенного класса, профессии, той или иной социальной группы.

Оглавление

1. Введение………………………………………………………….....................3
2. Биологическое и социальное в человеке........................................................4
2.1. Биологическая природа в эволюции человека........................................4
2.2. Социальное развитие человека в обществе.............................................5
2.3. Социальная среда - как формирование личности..................................6
2.4. Смысл жизни человека..............................................................................7
2.5. Интегральное единство биологического, психического и
социального в человеческой личности....................................................8
3. Целостная гаромонически развитая личность..............................................10
4. Заключение.......................................................................................................15
5. Список источников и литературы.................................................................16

Файлы: 1 файл

Готово Биол и соц в человеке.doc

— 155.50 Кб (Скачать)

     Как  видим, в обществе существует  несколько важных факторов, влияющих  на формирование типа мировоззрения.  Что же касается факторов, так  сказать, индивидуального плана,  то их тоже несколько. Это  обусловлено как природой, так  и социальной многоплановостью самой личности человека. Обратимся сначала к данным самой природе психологических составных личности человека.

     Благодаря  полученным от природы особенностям  своей психики человек в состоянии  отразить и понять всё разнообразие  окружающей действительности и в тоже время не свести всю свою духовную жизнь к отражению и познанию. В результате - духовный, субъективный мир человека, а вернее: всего человечества такой же неисчерпаем, как неисчерпаемым есть и мир материальный, объективный. Таким образом, для человека существует мир материальный и мир духовный, как два качественно различные, но оба мира - безграничные и неисчерпаемые по своему содержанию и объёму. Правда, в мире материальном есть то, что ещё не нашло своего отражения в мире духовном. Но все это полностью компенсируется тем, что в духовном мире есть то, чего нет, и не может быть в мире материальном, а именно - продуктов фантазии, художественного творчества, в том числе и заблуждений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

      Человек существует  за счет обмена веществ с окружающей средой. Он дышит, потребляет различные природные продукты, существует как биологическое тело в пределах определенных физико-химических, органических и других условий окружающей среды. Как природное, биологическое существо, человек рождается, растет, взрослеет, стареет и умирает.

     Все  это характеризует человека как  биологическое существо, определяет  его биологическую природу. Но  вместе с этим он отличается  от любого животного и прежде  всего следующими чертами:

  • производите свою собственную окружающую среду ( жилище, одежду, орудие труда);
  • изменяет окружающий мир не только по мерке своей утилитарной потребности, но и по законам познания этого мира, равно как и по законам нравственности и красоты;
  • может действовать не только по потребности, но и сообразно свободе своей воли и фантазии, тогда как действие животного ориентируется исключительно на удовлетворение физической потребности (голод, инстинкт продолжения рода, групповые, видовые инстинкты и т.п.);
  • свою жизнедеятельность делает предметом, осмысленно к ней относится, целенаправленно изменяет, планирует.

     Вышеуказанные  отличия человека от животного  характеризуют его природу; она,  будучи биологической, не заключается  в одной лишь природной жизнедеятельности  человека. Он как бы выходит за пределы своей биологической природы и способен на такие действия, которые не приносят ему никакой пользы: он различает добро и зло, справедливость и несправедливость, способен к самопожертвованию и к постановке таких вопросов, как “Кто я?”, “Для чего я живу?”, “Что я должен делать?” и др.    

     Человек  — не только природное, но  и общественное существо, живущее  в особом мире — в обществе, которое социализирует человека. Он рождается с набором биологических  черт, присущих ему как некоторому биологическому виду. Человеком же разумным становится под действием общества. Он учится языку, воспринимает общественные нормы поведения, пропитывается общественно значимыми ценностями, регулирующими общественные отношения, выполняет определенные общественные функции и играет специфически социальные роли.

     Все  его природные задатки и чувства,  включая слух, зрение, обоняние становятся  общественно - культурно ориентированными. Он оценивает мир по законам  красоты, развитой в данной  общественной системе, действует по законам нравственности, которые сложились в данном обществе. В нем развиваются новые, не только природные, но и социальные духовно - практические чувства. Это, прежде всего чувства социальности, коллективности, нравственности, гражданственности, духовности.

Все вместе эти  качества, как прирожденные, так  и приобретенные, характеризуют  биологическую и социальную природу  человека.

    Любое социальное отправление, любое действие, любое проявление социальной жизни в человеке обеспечиваются биологическими механизмами, прежде всего – механизмами нервной системы. С другой же стороны, все биологические функции организма человека до такой степени подчинены выполнению его социальных функций, что вся биология становится здесь лишь формой проявления совсем иного по природе начала.

    Все человеческое в человеке – то есть, все то, что специфически отличает человека от животного,  представляет собою на 100 % – не на 90%,  и даже не 99 % – результат социального развития человеческого общества. И любая способность индивида есть индивидуально осуществляемая функция социального, а не естественно-природного организма, хотя, разумеется, и осуществляемая всегда естественноприродными, биологически-врожденными органами человеческого тела, в частности – мозгом.

 

 

Список литературы

 

 

1.     Антология мировой философии:  В 4 т. М., 1969--1971.

2.     Барулин С.В. Социальная философия. - М., 1994.

3.     Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Интегральная  природа человека. –

        Ростов н/Д, 1994.

4.     Горелов А. От расщепленного человека к целостной личности // 

        www.ecsocman.edu.ru

5.     Дарвин Ч. Происхождение человека  и половой отбор. М., 1981.

6.    Левонтин  Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и 

       среда. М, 1993.

7.    Ницше  Ф. Сочинения, М., Наука, 1987.

8.    Соловьев  В.С. Сочинения: В 2 т. М., 1988. Т. 1.

9.    Спиркин  А.Г. Философия: учебник / А.Г.  Спиркин. - 2-изд. М.:

       Гардарики, 2008.

10.  Тейяр  де Шарден П. Феномен человека. - М., 1997.

11.  Философская  антропология. - Йошкар-Ола, 1998.- Ч. 1 и 2.

12.  Дубинин  Н. П. Что такое человек. –  М.: Мысль,  1983.

13.  Человек. /Авт.-сост. Макарова Н. Е. – Мн.: Современный литератор,

        2001.

14.   А.Н. Леонтьев. Биологическое и социальное в психике человека

        /Проблемы развития психики. 4-е издание. М., 1981.

15.   Зобов Р. А., Келасьев В. Н. Самореализация человека. Учебное

        пособие. – СПб.: Изд. СПб университета, 2001.

 


Информация о работе Биологическое и социальное в человеке