Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 15:51, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование конкретной диалектики социального и биологического в человеке. Исходя из этой цели, формируются следующие задачи:
Рассмотреть теоретические основы в изучении проблемы соотношения и взаимодействия биологического и сочиального начал в человеке. Основные положения биологизаторской и социологизаторской концепции.
Изучить проявление биологического и социального начала в человеке и их влияние на поведение и развитие человека.
Гипотеза заключается в том, что при изучении личности человека необходимо учитывать и биологические и социальные аспекты ее структуры. Эти два начала тесно взаимосвязаны и каждое из них играет важную роль в формировании личности человека, его мировоззрения, поведения и т. д.
Введение. 3
1. Теоретические основы в изучении соотношения биологического и социального в человеке. 5
1.1. Основные положения биологизаторского подхода. 5
1.2. Основные положения социологизаторской концепции. 9
2. Биологическое и социальное в человеке. Их проявление, роль и значение в развитии и поведении человека. 13
1.1. Биологическое начало в человеке. Сущность и значение. 13
1.2. Проявление социального в человеке. Сущность и значение. 15
1.3. Дети-маугли: биологическое проявление без социального начала. 19
Заключение. 23
Список использованной литературы 25
Итак, мы видим, что в трактовке природы человека социологизаторская концепция абсолютизирует его социальную сторону (аспект), а биологизаторские концепции сводят его сущность к биологии, к инстинктам, к тем или иным свойствам генов. Человек – социо-биологическое существо. Без биологической основы существование человека просто невозможно. Но в то же время как личность, он является социологическим по самой своей сути. Только что родившийся ребенок представляет собой, конечно, биологическую материальную живую систему. Он не обладает еще мышлением и речью. Его физиологическая организация (и особенно его генетическая организация) лишь располагает возможностями при определенных условиях реализовать эту способность к мышлению и речи. К таким условиям относится ближайшая социальная среда, в качестве которой выступают его родители, близкие родственники, общение с ними и другими людьми и т.п. Без социальных факторов, как мы уже отмечали выше, не может быть человека, во всяком случае, полноценного человека. На всем протяжении жизни в человеке оказываются взаимопроникающими эти две его стороны – биологическая и социальная.
Как биологический феномен человек существует, подчиняясь зову своей телесности, в недрах которой формируется комплекс естественных потребностей, побуждающих человека к действиям, направленным на их немедленное удовлетворение. Естественные потребности - питание и выделение, половое влечение, деторождение, борьба за жизнь в экстремальных условиях, экспансия за пределы наличного жизненного пространства - все это проявления того инстинкта жизни, которые свойственны человеку также как всему роду животного мира. [3] Биологическая природа - это та единственная реальная основа, на которой рождается и существует человек. Каждый отдельный индивид, каждый человек существует с того времени и до тех пор, пока существует и живёт его биологическая природа. Человек рождается, взрослеет, затем стареет и умирает. Биологическая природа от каждого животного существа неуклонно требует, чтобы оно, родившись, удовлетворяло свои биологические потребности: ело, пило, росло, мужало, созревало и - воспроизводило себе подобное, чтобы воссоздать свой род. Воссоздать свой род, - вот для чего рождается, приходит в мир, индивид животного. Воспитав и пустив в свет детей, родители со временем должны освободить место для других. Это естественный конец биологического существования любого биологического индивида. Таким образом, биологическая природа навязывает человеку смысл его жизни в поддержании своего существования для воспроизводства рода человеческого для воспроизводства Homo Sapiens.
Со стороны своей биологической природы каждый индивид обусловлен с самого начала определенным генотипом - набором генов, получаемых от родителей. [6] Уже при рождении он получает ту или иную биологическую наследственность, которая в виде задатков зашифрована в генах. В биологической природе человека генетически закладывается общее состояние здоровья и долголетие; темперамент, который бывает одним из четырёх возможных типов: холерический, сангвинистический, меланхолический и флегматический; таланты и склонности.
Но за показателями биологического приспособления к природе человек значительно уступает подавляющему большинству представителей животного мира. Тем не менее, превосходство над животными биологически обеспечивается человеку только наличием у него коры головного мозга. Кора головного мозга состоит из 14 миллиардов нейронов, функционирование которых служит материальной основой духовной жизни человека - его сознания, способностей к труду и к жизни в обществе. [12]. Только человеку свойственно размышлять о своем прошлом, критически оценивать его, и думать о будущем, строить планы. Мышление — это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут быть непосредственно восприняты человеком. Благодаря мышлению человек не просто приспосабливается к природе, как животное, но и преобразует окружающий мир. Кора головного мозга с избытком обеспечивает простор для бесконечного духовного роста и развития человека и общества. Достаточно сказать, что на сегодня за всю свою долгую жизнь человека в лучшем случае включается в работу только 1 миллиард - всего 7% – нейронов, а остальные 13 миллиардов – 93 % - остаются неиспользованными.
Таким образом, можно сделать вывод, что человек является неотъемлемой частью природы и подчиняется ее законам. Это проявляется в наличии у него биологических потребностей, таких как в еде, питье, отдыхе и т.д. Кроме того, зачастую, например, в экстремальных ситуациях человек действует бессознательно, то есть инстинктивно, что так же является проявлением биологического начала в человеке. Еще одним проявлением биологического начала в человеке служит то, что он рождается, неуклонно взрослеет, стареет и умирает. И если без социального начала человек может существовать ( пример этого будет рассмотрен в следующем параграфе), то без биологического это просто невозможно.
Вместе с элементами общественной жизни "кандидат на человека" усваивает наличные в обществе те или иные типы мировоззрения. Подчеркнём, что именно общество во всем его многообразии является главным фактором формирования и типа мировоззрения и типа личности. На новорождённого общество действует не непосредственно, а через его семью, ближайшее окружение, или, как говорят социологи, через микросреду, которое для новорождённого является всем обществом, всем "общественным бытием", которое всегда определяет общественное сознание. Наряду с семьей и микросредой огромное влияние на формирование мировоззрения человека оказывает воспитание ребёнка. Оно осуществляется системой семейного, общественного и государственного воспитания через детские сады, школу, различные детские и подростковые организации.
Также большое влияние на формирование того или иного типа мировоззрения оказывает социальное положение человека. Социальное положение представителей различных профессий диктует каждому свои социальные интересы, которые вытекают из их социального положения и места в обществе. На эти социальные интересы, как бы на стержень, нанизываются все личностные вкусы, привычки, стремления и действия. Таким образом, мировоззрение, не зависимо от его истинности или ошибочности, всегда у личности имеет резко выраженный социальный характер. Изменение социального положения сплошь и рядом ведёт к изменению мировоззренческих ориентиров человека. [12].
В обществе человек усваивает человеческое поведение, руководствуясь при этом не инстинктами, а публичным мнением; в обществе обуздываются зоологические инстинкты; в обществе человек усваивает выработанный в данном обществе язык, обычаи и традиции; тут же человек принимает скопленный обществом опыт производства и производственных отношений. Лишь общество обеспечивает существование человека и как индивидуума, личности, и как биологического вида.
В отличие от животных, человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность, и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием духовного (внутреннего) мира человека. Он формируется под влиянием того общества, в котором живет человек.
К социальным качествам человека относят, прежде всего, такие, как способности к трудовой и иной деятельности и взаимному общению, обусловившие историческое становление и развитие человека, обладание разумом, мышление. Только человек может размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, мечтая и строя планы. Благодаря мышлению человек преобразует окружающий мир. Используя то, что ему дает природа, а также опыт и знания предыдущих поколений, человек создает новые предметы с теми характеристиками, какие ему нужны. Делает он это с помощью разных видов деятельности (интеллектуальной, производственной, художественной и т.д.). Мышление тесно связано с речью человека. Она тоже играет заметную роль в социальной сущности человека. Именно благодаря общению человек может передать другим то, что он осознает, о чем он думает. Благодаря этому происходит накопление и передача человеческого опыта будущим поколениям. Средством общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе является, прежде всего, язык. К тому же человек может отражать действительность не только с помощью языка и речи, но и с помощью музыки, живописи и других образных форм, то есть через культуру, создание которой также присуще только человеку как социальному существу.
Творчество – процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Оно характеризует человеческую личность в высшем ее проявлении; в творчестве человек выражает себя, находит в нем удовлетворение и смысл бытия. Творение идей или предметов происходит часто под влиянием социальной необходимости и для других людей, а не только для данной личности. Но творчество немыслимо без личности, физиолого-биологической и генетической организации индивидуума. Оно невозможно без органов чувств, без рассудочного мышления, связанного с материальном биологическим субстратом – головным мозгом. У значительной части гениальных, талантливых людей действует ген шизофрении, стимулирующий мозговую активность; он способен передаваться по наследству. Специалисты по творчеству полагают, что не у всех людей, обладающих этим геном, проявляются гениальные способности, и при его отсутствии возможен талант. Так или иначе, а его наличие увеличивает вероятность появления гениальных ученых или художников. Исследователи установили, например, что А. Эйнштейн был носителем гена шизофрении, который воздействовал положительно на его умственные способности; сам же он не страдал душевным заболеванием. Биологическую основу творчество имеет и тогда, когда завершается интуитивный процесс и на выходе результат оказывается лишь вероятностным. Без интуиции, как известно, нельзя обойтись в творческом процессе. Сама она связана с бессознательной сферой человеческой психики, на базе особого вещественного субстрата. Она далеко не всегда истина, чаще всего дает вероятностный (проблематичный) вывод. В условиях социальной среды вероятностный характер интуиции снимается дискурсивным мышлением и практикой. Социальными являются по своей сути и открытия в науке, несмотря на свою детерминированность биологическими и генетическими факторами, видимую случайность и неповторимость. Так, открытие Г. Менделя неповторимо и уникально, но вместе с тем известно, что точно такое же открытие совершили спустя несколько лет Чермак, Корренс и де Фриз. Истории известны совпадения открытий Ч. Дарвина и Уоллеса, А. Пуанкаре и А. Эйнштейна и др. Эти факты указывают на то, что случайность и биологическая обусловленность открытий перекрываются в обществе определенной социальной необходимостью, формированием реальных социальных предпосылок научного творчества. Итак, рассмотрение творчества отдельной личности приводит к выводу, что хотя в личности ведущую роль играет социальный фактор, она в своем генезисе и в детерминированности своих проявлений выступает как социально-природное образование.
Еще один аспект влияния социального на биологическое в человеке состоит в том, что биологическое в человеке осуществляется и удовлетворяется в социальной форме. То есть его биологическая природа человека пронизана социальностью, зафиксированной в строении и функциях его организма. [5. с. 253.]. Природно-биологическая сторона существования человека опосредуется и "очеловечивается" социокультурными факторами. Это касается и удовлетворения таких сугубо биологических потребностей, как продолжение рода, еда, питье и т.д. [6]
Исходя из всего этого, можно сделать вывод, что организм человека в целом биологичен, хотя и находится под постоянным социальным воздействием. Как справедливо отмечает Л.П. Буева, человек – особое биологическое существо, способное выжить, сохранить и защитить свою жизнь, обеспечить физическое здоровье и нормальное функционирование за счет того, что его жизнь протекает в специфической среде, имеющей как бы три формы, три измерения. Этими составляющими специфическую “экологию человека” являются природа, социум и культура. Более того, вне социокультурных форм бытия невозможны не только человеческий образ жизни, но и само выживание и функционирование человеческого организма.
Однако объяснять развитие и поведение человека преимущественно в терминах и рамках биологии было бы неверно. Биологическое и социальное в человеке находятся между собой в тесной взаимосвязи. Младенец, попавший в животные условия существования, даже если и выживает физически при благоприятных обстоятельствах, однако не становится человеком. Для этого индивиду нужно пройти определенный период социализации. Нельзя не присоединиться в этой связи к суждению о том, что: "Ребенок в момент рождения лишь кандидат в человека, но он не может им стать в изоляции: ему нужно научиться быть человеком в общении с людьми". [7]
Другими словами, вне социальных условий одна биология еще не делает человека человеческой личностью. И примером этого могут послужить так называемые дети-маугли. Этой проблемой занимается доктор Анна Лудовико, и на ее практике таких примеров достаточно. Хотелось бы рассказать о некоторых из них. К 1978 году Анна Лудовико изучила 46 случаев нахождения детей маугли. Девочка по прозвищу Бэби-Хоспитал стала Маугли номер сорок семь. крестьяне, расчищавшие лес под поля в отдаленном уголке Сьерра-Леоне, обнаружили ее среди стада обезьян. Четверорукие обратились при виде людей в бегство, а девочку крестьяне оттеснили от стаи и набросили на нее сеть. Сначала они подумали, что это злой дух, из-за которого в деревне погибали куры. Когда пленника в деревне осмотрели внимательнее, выяснилось, что это дитя человеческое, девочка лет пяти. Люди пытались задавать ей вопросы, но она лишь глухо ворчала, точь-в-точь как обезьяна. Стоять она могла только сгорбившись, согнув руки и ноги. Ей дали кружку, но она не сумела из нее пить, налили воду в плошку — вылакала в мгновение ока. Положили на землю банан. Девочка упала на четвереньки и впилась в еду зубами. Совершенно невозможным оказалось надеть на нее хотя бы рубашонку: она изорвала одежду в мелкие клочки. В общем, стало ясно: это не злой дух, а ребенок, неизвестно как потерянный в лесу, подобранный и воспитанный обезьянами. Все маугли, например, даже вернувшись к людям, оказались неспособными научиться говорить. Девочка Камала, найденная в 1920 году в волчьем логове в Индии, научилась, правда, произносить по слогам несколько слов, но смысла их явно не понимала. У нее были очень длинные и мозолистые руки, ввалившиеся щеки, большие и плоские уши. Когда она принюхивалась, ноздри ее сужались и расширялись. Она была почти нечувствительна к жаре и холоду. Ела только сырое мясо и пила молоко. Кроме того, у нее была необычайно мощная нижняя челюсть и очень острые зубы. Объясняется это довольно просто: на строении тела сказалось то, что большую часть жизни она ходила на четвереньках, а зубы, которыми разжевывают сырое мясо, могут быть только острыми. Камала прожила с людьми несколько лет и умерла. Во всех случаях дети, вернувшиеся к людям после жизни среди животных, долго не выживали. Поэтому многие считают, что таких детей нужно обратно возвращать в дикую среду. Но Анна Лудовико доказывает, что это невозможно. Те же обезьяны не приняли бы вновь Бэби-Хоспитал. Во-первых, она слишком велика теперь для них, во-вторых, ведет себя уже не по-обезьяньи. Доктор Лудовико считает, что можно и нужно пробудить в Бэби-Хоспитал человеческое и постараться приобщить к миру людей. Все дети-маугли были потеряны в лесу или похищены животными в самом раннем младенческом возрасте, когда человеческие свойства и навыки в них еще не были развиты. Это и позволило им естественно приспособиться к условиям, перенимая повадки животных. С точки зрения Анны Лудовико, дети постарше выжить в лесу просто не смогли бы. [ 9] С такими детьми происходят даже физические изменения. Так, в 60-х годах в Уганде в джунглях нашли 4-летнего малыша, почти с самого рождения жившего с обезьянами. Тело малютки было покрыто густой шерстью. Через два года она выпала, но от обезьяньих повадок ребёнок так и не избавился. Несколько раз пытался бежать из детского дома в джунгли. В 8-летнем возрасте ему это удалось. Что с ним стало в дальнейшем – неизвестно никому. Скорее всего, он примкнул к одной из обезьяньих стай.