Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 10:52, реферат
Источником активности любого живого существа, в том числе человека, являются его потребности. Потребности, вызывая мотивацию ("Я хочу!"), побуждают живое существо к деятельности. Одной из форм проявления активности, обеспечивающих поддержание жизненно важных связей с окружающим миром и возникающих в процессе деятельности, является общение - взаимодействие между субъектами в форме установления и развития контактов между ними.
Введение
1.Классификация потребностей личности
2.Формы межличностного общения
3.Источники претензий в человеческой деятельности
4.Анализ решения проблемных ситуаций
Заключение
Список использованной литературы
Для удовлетворения этой претензии участник В предлагает средство устранения СУ - некоторое действие, приводящее к устранению НЭ1. (Это действие уже может существовать в данной системе, но в недостаточной мере, или для его выполнения необходимо введение дополнительной системы. Как известно, человеческие отношения - сложная многофакторная система, и средство, решающее проблему, находится не всегда и нелегко.) Если предлагаемое СУ удовлетворяет участника А, то нежелательный эффект НЭ1 устраняется и конфликт не возникает. Если же предлагаемое СУ не удовлетворяет участника А, то в ситуации возникает новый нежелательный эффект НЭ2.
Отношения между НЭ1, СУ и НЭ2 связаны причинно-следственной связью:
Если ввести СУ, то НЭ1 устраняется, но возникает НЭ2.
Если же СУ не вводить, то НЭ2 не возникает, но сохраняется НЭ1.
Такая
форма причинно-следственной связи
создает противоречие - то есть такое
свойство связи между двумя
Постановка задачи по предотвращению конфликта в идеальном варианте может быть сформулирована следующим образом: не вводя СУ и тем самым не создавая НЭ2, устранить НЭ1.
Определим оперативную зону - зону, в которой сталкиваются несогласуемые (в общем случае - противоположные) интересы участников общения. Так как основной функцией общения является удовлетворение потребностей, то очевидно, что оперативной зоной является отношение каждого из участников общения к содержанию потребностей и форме их удовлетворения.
Для поиска эффективного решения также важно принимать во внимание оперативное время - период возникновения претензии и протекания самого конфликта.
Сам конфликт в терминологии АРПС выступает как физическое противоречие для данной проблемы и может быть сформулирован как предъявление каждым участником в ходе общения противоположных требований к одному и тому же:
объекту потребности (например, "Эта земля должна быть моей, а не его, чтобы моя столица была дальше от границы!");
содержанию потребности (например, "Я сделаю то, что Я хочу, а не то, что Ты хочешь, потому что я лучше тебя знаю, что правильно!");
способу реализации потребности (например, "Отдыхать мы будем в горах, а не на море, потому что я люблю кататься на лыжах, а не барахтаться в грязной воде!").
Среди причин можно назвать и другие субъективные факторы, например, просто неприятие людьми друг друга, возникающее на основе рассогласований, рассмотренных выше.
Идеальный конечный результат - ИКР: необходимо найти в содержании потребностей каждого участника такие ресурсы, которые позволят получить результат общения, удовлетворяющий одного из участников и не вызывающий негативного состояния другого участника. Специалисты по ведению переговоров определяют его так: не ведите позиционный торг! Говорите об интересах, а не о позициях! [9]
Результат разрешения претензии (конфликта) для каждого из участников может быть оценен следующим образом: победа, компромисс или подавление (поражение) .Для анализа межличностных отношений и оценки психологического состояния каждого участника составим таблицу (морфологическую матрицу) возможных сочетаний этих результатов.
|
Из
девяти возможных сочетаний
Как уже указывалось выше, основная функция системы "общение субъектов" - удовлетворение потребностей. Рассмотрим способы, посредством которых система реализует свою основную функцию на каждом из уровней потребностей и, соответственно, корни возникновения конфликтов.
На биологическом уровне удовлетворения потребностей претензии возникают из-за отсутствия достаточного количества пищи либо ее соответствующего качества, жилья ("своей территории"), желаемого партнера по сексу и так далее. Претензии также возникают из-за индивидуальных различий между людьми: предпочтение различной пищи, различных вариантов отдыха, планирования семьи и т.д.
В человеческом сообществе биологические потребности реализуются через социальные формы. Чаще всего причиной неразрешимости всех претензий является отсутствие материальных возможностей.
На социальном уровне все уже просто "кипит" от конфликтных ситуаций, одна часть которых корнями уходит в биологический уровень (материальный доход), а вторая часть вытекает из психологической потребности самоутвердиться - быть значимым в обществе. Комплексное и крайнее проявление этой тенденции - власть ради власти, то есть возможность распоряжаться судьбами себе подобных.
При реализации человеком своих потребностей в интеллектуальной и творческой видах деятельности может быть создан продукт, который обеспечит его создателю социальный престиж и материальный достаток. Рост социального престижа творческой деятельности (умный, талантливый и т.д.), и материальные возможности, которые обеспечивают ее результаты (скульптуры, фильмы, изобретения, картины и т.д.), часто вызывают зависть у других людей и также становятся предлогами для конфликтов, корни которых уходят в первый и второй уровни.
В
историческом плане развития как
человечества, так и отдельного человека
потребности развиваются в их
постоянном взаимодействии и влиянии
друг на друга, определяя и обуславливая
появление обратного влияния: не только
"снизу вверх", но, с определенного
периода, и "сверху вниз": так, например,
истинное религиозное мировоззрение определяет
и пронизывает жизнь человека "на всех
уровнях".
Заключение
Неприязнь (вражда) между людьми, когда она уже возникла, становится трудно устранимой, так как связанные с ней отрицательные эмоциональные переживания весьма устойчивы, возникают автоматически и с трудом контролируются сознанием.
Таким
образом, если источники возникновения
конфликтов лежат в биологической
природе человека, то способы выхода
из конфликтов всецело зависят от уровня
"очеловеченности" его участников.
Список
использованной литературы.
1. Андреев В. И, Саморазвитие культуры разрешения конфликтов/ Хрестоматия по социальной психологии. - M.: Международная педагогическая академия, 1994. C. 76-87.
2. Корнелиyс Х., Фейр Ш., Знакомство с понятием конфликт/ Хрестоматия по социальной психологии. - M.: Международная педагогическая академия, 1994. C.54-76.
3. Маслоу А, Мотивация и личность. /Теории личности западно-европейской и американской психологии. Самара: Издательский дом "БАХРАХ", 1996. - 480 с.
4. Меерович М.И, Формулы теории невероятности. Технология творческого мышления. Одесса. ПОЛИС. 1993. - 242 c.
5. Немов Р.С, Психология. Книга 1. Психология.- Москва: "Просвещение", "Владос". 1995. - 573c.
6. Петровский А.В, Общая психология. М.: Просвещение, 1986. - 464с.
7. Семиченко В.А, Психология общения. Киев: "МагистржS", 1997. ж 150с.
8. Скотт Д.Г, Конфликты и пути их преодоления. - Киев: Внешторгиздат, 1991. ж 200с.