Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2010 в 10:48, реферат
Анатомия человека – наука о строении организма человека, составляющих его органов и систем. Она изучает человеческий организм в связи с выполняемой им функцией, развитием и окружающей средой. Анатомия является частью биологии – науки о жизни и закономерностях ее развития. Биология, в свою очередь, делится на морфологию – науку, изучающую форму и строение организма человека, и физиологию – науку об его функциях. Различный подход к изучению строения организма человека и методы, используемые при этом, обусловили выделение в морфологии ряда наук, в том числе и анатомии.
Анатомия человека
ВВЕДЕНИЕ В АНАТОМИЮ
ЧЕЛОВЕКА Анатомия человека – наука
о строении организма человека, составляющих
его органов и систем. Она изучает
человеческий организм в связи с выполняемой
им функцией, развитием и окружающей средой.
Анатомия является частью биологии –
науки о жизни и закономерностях ее развития.
Биология, в свою очередь, делится на морфологию
– науку, изучающую форму и строение организма
человека, и физиологию – науку об его
функциях. Различный подход к изучению
строения организма человека и методы,
используемые при этом, обусловили выделение
в морфологии ряда наук, в том числе и анатомии.
Долгое время анатомия оставалась описательной
наукой, так как могла ответить лишь на
один вопрос: как устроен организм? – поскольку
располагала единственным методом исследования
– методом рассечения или препаровки
(отсюда и название ее: anatemno – рассекаю).
Современная анатомия стремится не только
описать строение той или иной части организма
человека, но и объяснить, почему она так
устроена, раскрыть закономерности ее
развития с учетом окружающей среды, возрастных,
половых и индивидуальных особенностей
человека, что позволяет целенаправленно
подойти к их управлению и изменению. Используя
методы исследования из других наук, современная
анатомия имеет возможность изучить организм
человека более глубоко. Современная анатомия
является описательной, эволюционной,
функциональной, действенной.
Описание и накопление фактов в современной
анатомии – лишь один из методов, а не
единственная цель, как было в описательной
анатомии. Да и описание фактов происходит
на новом уровне, с применением новых методов
исследования. Строение организма человека
нельзя правильно понять без учета его
исторического развития, его эволюции,
поскольку природа, а следовательно, и
человек, как высший продукт природы, как
наиболее высокоорганизованная форма
живой материи, непрерывно изменяется.
Изменения организма человека происходили
и при становлении его в историческом
плане, и при индивидуальном развитии
от момента зарождения до смерти. Нельзя
себе представить строение организма
человека и его отдельных образований
без связи с функцией.
Форма и функция – две основные диалектические
категории, существующие во взаимосвязи
и взаимообусловленности, прослеживаются
на всех уровнях строения организма. В
организме нет образований, которые бы
не выполняли ту или иную функцию; не может
быть и функции без материальной основы.
Под влиянием функции изменяется строение
образования, изменившееся строение обеспечивает
качественно новую функцию. Поэтому современная
анатомия изучает строение организма
в функциональном аспекте и во взаимосвязи
с внешней средой. Призванная решать задачи
теории и практики физической культуры,
анатомия изучает не только строение организма
человека, но и материалы из других, смежных
с нею, дисциплин.
1. Материалы топографической анатомии,
изучающей взаимное расположение органов,
позволяющей установить взаимовлияние
их друг на друга как в обычных условиях,
так и при выполнении физических упражнений
2 Материалы пластической анатомии, устанавливающей
особенности формы тела, соотношения отдельных
частей – пропорции тела и их связь со
спортивными достижениями. 3. Материалы
возрастной анатомии, изучающей строение
тела человека в различные возрастные
периоды. Эти материалы дают возможность
научно обоснованно подойти к решению
вопросов в ранней специализации, отбора
по морфологическим признакам в ДЮСШ,
построения учебно-тренировочного процесса
с учетом не только паспортного, но и биологического
возраста занимающихся и др. 4 Материалы
проекционной анатомии, рассматривающей
проекцию границ отдельных органов на
наружную поверхность тела, что обеспечивает
знание не анатомического препарата, а
живого человека. Особую важность приобретают
знания об изменении границ органов при
выполнении упражнений, так как изменение
положения органов влияет и на их функцию.
5. Материалы по спортивной морфологии,
позволяющие узнать строение организма
спортсмена. Важность их очевидна. Чтобы
рекомендовать занятия спортом, надо знать,
какие изменения происходят в организме
человека в процессе и в результате этих
занятий. 6. Материалы теоретической анатомии,
дающей возможность объединить разрозненные
факты и явления единой теорией, общими
закономерностями, без которых нельзя
подойти к управлению ни процессами, происходящими
в организме под влиянием спортивной деятельности,
ни материальной основой, которая их обеспечивает.
7. Материалы динамической анатомии, способствующие
овладению методом анатомического анализа
положений и движений спортсмена, приближающие
анатомические знания к практике.
8. Материалы цитологии, гистологии и эмбриологии,
знакомящие с микроскопическим строением
организма человека, с ранними стадиями
его развития. Без знания этих элементов
нельзя осмыслить и понять многие процессы,
происходящие в организме во время спортивной
деятельности. В подготовке тренеров и
педагогов по физическому воспитанию
анатомия имеет общеобразовательное (мировоззренческое),
пропедевтическое (подготовительное)
и практическое (прикладное) значение.
Общетеоретическое значение анатомии
состоит не только в том, что она позволяет
получить правильное представление о
строении организма человека, но и в том,
что она дает возможность убедиться в
материальности мира, в наличии материальной
основы, обеспечивающей все многообразие
функциональных проявлений человека,
в том числе двигательной деятельности
и психики. Анатомия на большом фактическом
материале убедительно подтверждает,
что организм человека, все составляющие
его элементы – это разнообразные формы
живой материи, которой свойственны законы
материалистической диалектики и виды
движения материи.
Изучение материальной сущности строения
организма человека, его становления и
развития способствует диалектико-материалистическому
миропониманию. СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ОПОРЫ
И ДВИЖЕНИЯ Системы органов опоры и движений
– это система костей, система их соединений
и мышечная система, которые в совокупности
образуют единый в функциональном отношении
двигательный аппарат. В зависимости от
функциональной значимости в двигательном
аппарате различают пассивную его часть
и активную. К пассивной относятся кости
и соединения костей, вместе составляющие
скелет человека, к активной – скелетные
мышцы, которые, фиксируясь на скелете,
при напряжении укрепляют отдельные части
скелета (стойка на кистях и другие положения
тела) или производят их движения. КОСТИ
И ИХ СОЕДИНЕНИЯ Все многообразие функций,
выполняемых скелетом, можно объединить
в две большие группы – механические функции
и биологические функции.
К механическим функциям относятся защитная,
опорная, локомоторная и рессорная. Защитная
функция скелета состоит в том, что он
образует стенки ряда полостей (грудной
полости, полости черепа, полости таза,
позвоночного канала) и является, таким
образом, надежной защитой для располагающихся
в этих полостях жизненно важных органов.