Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 10:03, контрольная работа
Нами ставились следующие задачи:
1.Отметить значение дыхания для жизнедеятельности организма.
2. Рассмотреть строение и функции органов дыхания.
3. Изучить дыхательные движения и функции.
4. Раскрыть развитие дыхательной системы на протяжении первых 7 лет.
5. Выделить основные моменты работы по воспитанию правильного дыхания у детей в ДОУ.
Введение
Кислород находится в окружающем нас воздухе.
Он может проникнуть сквозь кожу, но лишь
в небольших количествах, совершенно недостаточных
для поддержания жизни. Поступление в
организм кислорода и удаление углекислого
газа обеспечивает дыхательная система.
Транспорт газов и других необходимых
организму веществ осуществляется с помощью
кровеносной системы. Функция дыхательной
системы сводится лишь к тому, чтобы снабжать
кровь достаточным количеством кислорода
и удалять из нее углекислый газ.
В последнее время, особенно
в индустриально развитых странах, наблюдается
значительный рост заболеваний дыхательной
системы. Такой подъем заболеваемости
связан в первую очередь с постоянно увеличивающейся
загрязненностью окружающего воздуха,
курением, растущей аллергизацией населения.
Все это в настоящее время обусловливает
актуальность своевременной диагностики,
эффективного лечения и профилактики
болезней органов дыхания.
Исходя из вышесказанного,
мы определили цель нашей работы: изучение
дыхательной системы человека.
Нами ставились следующие задачи:
1.Отметить значение дыхания для жизнедеятельности
организма.
2. Рассмотреть строение и функции органов
дыхания.
3. Изучить дыхательные движения и функции.
4. Раскрыть развитие дыхательной системы на протяжении первых 7 лет.
5. Выделить основные моменты работы по воспитанию правильного дыхания у детей в ДОУ.
3
1.Значение дыхания для жизнедеятельности организма.
В каждой клетке осуществляются процессы, в ходе которых происходит освобождение энергии, используемой на различные виды жизнедеятельности организма. Сокращения мышечных волокон, проведение нервных импульсов нейронами, выделение секретов железистыми клетками, процессы клеточного деления — все эти и многие другие жизненные отправления клеток совершаются благодаря той энергии, которая освобождается при процессах, называемых тканевым дыханием.
При дыхании клеток
происходит поглощение кислорода. Окисляясь,
клеточные органические вещества превращаются
в соединения, молекулы которых имеют
гораздо более простую структуру. Так,
углеводы, представляющие собой основной
источник энергии для клеток, образуют
конечные продукты — углекислый газ и
воду.
Кислород из внешней
среды поступает в легкие. Там, как уже
известно, происходит превращение венозной
крови в артериальную. Артериальная кровь,
текущая по капиллярам большого круга
кровообращения, отдает кислород через
тканевую жидкость клеткам, которые омываются
ею, а углекислый газ, выделяемый клетками,
поступает в кровь. Отдача углекислого
газа кровью в атмосферный воздух также
совершается в легких.
Понятно, что прекращение
поступления кислорода к
Таким образом, значение дыхания
для человека огромное. На самом деле,
без пищи человек может прожить несколько
недель, без воды — несколько суток, а
без кислорода — всего 5 минут
2.Строение и функции органов дыхания.
Дыхательная система выполняет функцию
газообмена, доставки в организм кислорода
и выведении из него углекислого газа.
Воздухоносными путями служат полость
носа, носоглотка, гортань, трахея, бронхи,
бронхиолы и легкие. В верхних дыхательных
путях воздух согревается, очищается от
различных частиц и увлажняется. В альвеолах
легких происходит газообмен. В полости
носа, которая выстлана слизистой оболочкой
и покрыта ресничным эпителием, выделяется
слизь. Она увлажняет вдыхаемый воздух,
обволакивает твердые частички. Слизистая
оболочка согревает воздух, т.к. она обильно
снабжается кровеносными сосудами. Воздух
через носовые ходы поступает в носоглотку
и затем в гортань [4].
К органам дыхания относятся:
Носовая полость. Дыхательная
система начинается полостью носа, которая
образована костями лицевой части черепа
и хрящами. Входом в полость носа служат
ноздри, а выходом хоаны – отверстия, сообщающие
его полость с носоглоткой. Стенки носовой
полости образуют неровный рельеф, за
счет чего увеличивается площадь контакта
воздуха с наружным слоем клеток слизистой
оболочки. Многие из них имеют реснички.
Вдыхаемый воздух, проходя через носовую
полость, согревается кровью, протекающей
по многочисленным, пронизывающим оболочку
сосудам, и, кроме того, соприкасаясь со
слизистой, увлажняется и частично очищается
от пыли, микробов и ряда других примесей.
Из носовой полости воздух попадает в
носоглотку, далее в ротовую часть глотки
и затем в гортань.
Гортань. Гортань имеет сложное
строение, так как служит не только для
проведения воздуха, но и для образования
звуков. Гортань состоит из хрящей различной
формы, соединенных связками и суставами,
приводимыми в движение мускулатурой.
Скелет гортани образован непарными (щитовидный,
перстневидный и надгортанный) и парными
(черпаловидные, рожковидные и клиновидные)
хрящами. Самый крупный – щитовидный хрящ
– находится спереди. Полость гортани
выстлана слизистой оболочкой, образующей
голосовые связки. Между свободными краями
связок расположена в продольном направлении
голосовая щель.
Голосовые связки. Напряжение и расслабление
голосовых связок регулируется специальными
мышцами. В спокойном состоянии, когда
человек молчит, голосовая щель открыта
и имеет вид равнобедренного треугольника.
Во время разговора или пения голосовые
связки натягиваются, сближаются и при
прохождении выдыхаемого воздуха вибрируют,
производя звук. Однако окончательное
формирование звука происходит в полостях
рта, носа, глотки и зависит от положения
языка, губ, нижней челюсти. Высота звука
определяется длиной голосовых связок:
чем длиннее связки, тем меньше частота
их колебания и тем ниже голос. Вход в гортань
прикрывает надгортанник, препятствующий
попаданию пищи в дыхательные пути. Книзу
гортань переходит в трахею (дыхательное
горло).
Трахея. Трахея у взрослого человека
имеет форму трубки длиной 10-13 см и служит
для прохождения воздуха в легкие и обратно.
Она образована 16-20 полукольцами из гиалинового
хряща, которые придают жесткость и не
дают спадаться трахее. Между собой хрящевые
полукольца соединены плотной соединительной
тканью. Сзади между концами полуколец
находится соединительнотканная перепонка.
Благодаря наличию эластичных волокон
в соединительной ткани между полукольцами,
трахея может удлиняться при движении
гортани вверх и укорачивается при ее
опускании. Полость трахеи выстлана мерцательным
эпителием, реснички которого перемещают
попадающие с воздухом частицы пыли вместе
со слизью вверх в глотку, где они проглатываются.
Нижний конец трахеи делится на две более
тонкие трубки – бронхи (правый и левый).
Место деления называется бифуркацией
трахеи.
Бронхи. Бронхи постепенно разветвляются
на более мелкие, доходя до тонких и тончайших
веточек – бронхиол, диаметр которых не
превышает долей миллиметра. В целом разветвление
бронхов образует густую сеть – бронхиальное
дерево. Крупные бронхи, как и трахея, состоят
из хрящевых колец, связанных между собой
соединительной тканью. Бронхиолы – последние
элементы воздухоносных путей.
Легкие. Легкие представляют собой
парные губчатые органы конусовидной
формы. Ткань легкого образована бронхиолами
и множеством крошечных легочных пузырьков
– альвеол, которые имеют вид полушаровидных
выпячиваний бронхиол. Стенки альвеол
состоят из одного слоя эпителиальных
клеток, окруженных густой сетью кровеносных
капилляров. Изнутри альвеолы покрыты
жидким поверхностно-активным веществом
(сурфактантом), ослабляющим силы поверхностного
натяжения и предупреждающим полное спадение
альвеол во время выдоха. Суммарная толщина
стенок альвеолы и капилляра составляет
несколько микрометров. Благодаря такому
строению кислород легко проникает из
альвеолярного воздуха в кровь, а углекислый
газ – из крови в альвеолы. Диаметр альвеол
составляет в среднем 0,3 мм, однако благодаря
тому, что в легких альвеол насчитывается
до 300 млн. и их суммарная поверхность у
взрослого человека равна 50-100 квадратных
метров, газообмен в легких совершается
чрезвычайно быстро. Поверхность легких
покрыта особой оболочкой – плеврой, состоящей
из двух листков: наружный листок выстилает
внутреннюю поверхность грудной клетки,
а внутренний покрывает поверхность легкого
[Приложение 1, 2; 5].
Таким образом, дыхательная
система имеет сложное строение и сновные
функции органов дыхания — доставлять
кислород в легкие, передавать его по крови
и удалять из нее продукт обмена — углекислый
газ .
3.Дыхательные движения и их функции.
Обмен газов между атмосферным воздухом
и воздухом, находящимся в альвеолах, происходит
благодаря ритмическому чередованию актов
вдоха и выдоха.
В легких нет мышечной ткани, и
поэтому активно они сокращаться не могут.
Акивная роль в акте вдоха и выдоха принадлежит
дыхательным мышцам. При параличе дыхательных
мышц дыхание становится невозможным,
хотя органы дыхания при этом не поражены.
При входе сокращаются наружные
межреберные мышцы и диафрагма. Межреберные
мышцы приподнимают ребра и отводят их
несколько в сторону. При сокращении диафрагмы
ее купол уплощается, что также ведет к
увеличению объема грудной клетки. Легкие,
находясь в герметически закрытой грудной
клетке, пассивно следуют во время вдоха
и выдоха за ее движущимися стенками, так
как при помощи плевры они приращены к
грудной клетке. Этому способствует и
отрицательное давление в грудной полости.
Во время вдоха оно ниже атмосферного
на 9-12 мм рт. ст., а во время выдоха-на 2-6
мм рт. ст..
В ходе развития грудная клетка
растет быстрее, чем легкие, отчего легкие
постоянно растянуты. Вокруг легких, в
плевральной полости, создается давление,
равное атмосферному минус эластическая
тяга легких.Легкие при этом растягиваются.
Атмосферное давление действует на легкие
изнутри через воздухоносные пути, растягивает
их, прижимает к грудной стенке.
При расслаблении дыхательных
мышц ребра опускаются до исходного положения,
купол диафрагмы приподнимается, объем
грудной клетки, а следовательно, и легких
уменьшается и воздух выдыхается наружу.В
глубоком выдохе принимают участие мышцы
живота, внутренние межреберные и другие
мышцы [2].
Таким образом, дыхательные
движения имеют свой ритм, наполняемость
и последовательность.
4.Развитие дыхательной
системы на протяжении первых
7 лет.
За период жизни ( от 1 до 7 лет ) существенно меняется форма грудной клетки. Увеличивается наклон ребер, особенно нижних. Ребра тянут за собой грудину, которая не только растет в длину, но и опускается книзу, причем уменьшается выпячивание ее нижнего конца. В связи с этим окружность нижней части грудной клетки увеличивается несколько медленнее и к 2-3 годам становится такой же, как и окружность ее верхней части ( при измерении под мышками ). В последующие годы верхняя окружность начинает превышать нижнюю ( к 7 годам примерно на 2 см ).
Одновременно
изменяется соотношение передне-заднего
и поперечного диаметров
На долю легких к 7 годам приходится почти ¾ объема грудной клетки, причем их вес достигает примерно 350 г, а объем -приблизительно 500 мл. К этому же возрасту легочная ткань становится почти столь же эластичной как и у взрослого человека. Что облегчает дыхательные движения, объем которых за шесть лет ( с 1 до 7 лет ) увеличивается в 2- 2 ½ раза, достигая 140-170 мл.
Частота дыхания при покое в среднем снижается с 35 в минуту у годовалого ребенка до 31 в 2 года и 38 в 3 года. Небольшое снижение происходит и в последующие годы. В 7 лет частота дыхания бывает всего 22-24 в минуту, Минутный объем дыхания за три года ( от 1 до 4 лет ) увеличивается почти в 1 ½ раза.
В дошкольном возрасте, особенно у детей старше 4 лет. Спокойный вдох происходит в основном за счет сокращения межреберных мышц, а покойный выдох - почти без участия мышц. Повышение потребности организма в кислороде прежде всего вызывает учащение дыхательных движений, нередко весьма значительное, а затем они становятся более глубокими, но зато менее частыми.
Глубокий вдох осуществляется у дошкольников в первую очередь диафрагмой, а выдох-мышцами брюшного пресса, кроме того, усиливается работа межреберных мышц, а также включается дополнительные вдыхательные и выдыхательные мышцы.
При большом, но кратковременном физическом напряжении по сравнению с покоем объем дыхательных движений может увеличиваться у детей 3-4 лет примерно в 3 раза.а у детей 5-6 лет в 4 раза, Если, однако, напряжение длится более 15-20 секунд, дыхание становится менее глубоким , но значительно более частым.
Жизненную емкость легких у детей до 4 лет практически определить не удается. В старшем дошкольном возрасте ( от 5 до 7 лет ) она составляет примерно 1000-1300 мл. Менее частое и более глубокое дыхание дошкольника (по сравнению с годовалым ребенком) способствует несколько более интенсивному обмену газов между кровью и воздухом, находящимся в легких [1].
Таким образом, становление дыхательной системы происходит вместе с физическим развитием ребёнка.
5.Воспитание правильного дыхания у детей в дошкольном учреждении
Дыхательная функция нуждается в тренировке.
При этом решаются такие задачи, как нормализация
ритма дыхания, увеличение силы дыхательных
мышц, улучшение воздушной проводимости
бронхолегочного аппарата. В процессе
выполнения дыхательных упражнений происходит
оптимизация функции дыхания, ее оздоровление,
повышается общий уровень здоровья ребенка,
что положительным образом сказывается
и на речевом дыхании [6].
Известно, что дошкольный возраст
является решающим этапом в формировании
фундамента физического и психического
здоровья ребёнка. В этот период идет интенсивное
развитие органов и становление функциональных
систем организма. Наметившаяся в последние
10 лет устойчивая тенденция ухудшения
здоровья дошкольников диктует необходимость
поиска механизмов, позволяющих изменить
эту ситуацию.
Логопедическая практика показывает,
что с каждым годом увеличивается количество
детей с дизартрией, стертой формой дизартрии,
моторной, сенсорной алалией, заиканием,
ринолалией. В связи с этим в последние
годы среди логопедов получила широкое
применение здоровьесберегающая практика.
Авторы коррекционных методик по устранению
ТНР (тяжелые нарушения речи) значительную
роль отводят развитию физиологического
и речевого дыхания, которое у детей с
указанными речевыми патологиями нарушено
(Л. С. Волкова, В. И. Селиверстов, А. Г. Ипполитова,
З. А. Репина, М. Е. Хватцев).
Существуют определенные методики,
направленные на восстановление этой
важной функции: дифференциация ротового
и носового выдоха у детей с ринолалией
А. Г. Ипполитовой; снятие напряжения с
мышц всего тела и органов артикуляции
у заикающихся детей. А. Рождественской,
Е. Л. Пеллингер; оздоравливающие и целительные
методики К. П. Бутейко, А. Н. Стрельниковой;
образная гимнастика по М. Норбекову и
др. Суть этих методик заключается в осознанном
управлении всеми фазами акта дыхания
через тренировку дыхательных мышц и регулировку
работы дыхательного центра, что влияет
на оздоровление организма.
В настоящее время также недостаточно
разработаны вопросы положительной мотивации
правильного дыхания в ходе коррекции
речи, образности, формирования внимания
к ощущениям в акте дыхания, использования
нестандартного оборудования.
Здоровьесберегающая технология
формирования правильного речевого дыхания
у детей 6 лет с ОНР (общее недоразвитие
речи), направлена на физическое развитие
и укрепление здоровья детей с речевой
патологией, на развитие физических качеств
и двигательной активности, на целенаправленное
воздействие на дыхательную и голосообразовательную
функциональные системы организма с целью
преодоления ТНР, на оптимизацию коррекционного
процесса с использованием полифункционального
оборудования (в дальнейшем – ПФО). Нестандартное
оборудование может служить различным
целям, тем самым оно становится полифункциональным
и включает в себя сухой бассейн, фитболы,
пузырьковую колонну, светящуюся нить,
подвесные конструкции, массажные коврики,
фонотеку.
Здоровьесберегающий эффект достигается
за счёт применения дыхательной гимнастики
А.Н. Стрельниковой, точечного массажа,
нестандартного оборудования, традиционных
и вариативных игр и упражнений.
Комплексное воздействие на дыхательную
систему ребёнка осуществляется в двух
аспектах: участие в процессе коррекции
разных специалистов (логопеда, воспитателя,
музыкального руководителя, инструктора
по физическому воспитанию); использование
дыхательных упражнений в течение дня
в разных режимных моментах (прогулки,
самостоятельная деятельность, занятия)
[7].
Таким образом, воспитание правильного
дыхания у детей в ДОУ проходит по нескольким
направления, в комплексе они дают лучший
результат и создают условия для правильного
функционирования и развития дыхательной
системы детей.
Заключение
Из всего вышесказанного и осмыслив роль дыхательной системы в нашей жизни можно сделать вывод о ее важности в нашем существовании.
От процесса дыхания зависят
все процессы жизнедеятельности
организма. Болезни дыхательной
системы очень опасны и требуют
серьезного подхода и по возможности
полного выздоровления
Значение
дыхания для человека переоценить
невозможно. Мы можем не есть и не
спать сутками, некоторое время
оставаться без воды, но оставаться
без воздуха человек способен
лишь несколько минут. Мы дышим, не задумываясь,
«как дышится». Между тем, наше дыхание
зависит от множества факторов: от
состояния окружающей среды, любых
неблагоприятных внешних
Человек начинает дышать сразу после рождения, своим первым вдохом и криком он начинает жизнь, с последним выдохом заканчивает. Между первым и последним вдохом проходит целая жизнь, которая состоит из бесчисленного количества вдохов и выдохов, о которых мы не задумываемся, и без которых она невозможна.
Литература
1.Кабанов А. Н. и Чабовская А. П. Анатомия,
физиология и гигиена детей дошкольного
возраста. [Текст]. Учебник для дошкольных
педучилищ. М., «Просвещение», 1969.- 288 с.
2. Хрипкова, А. Г. «Возрастная физиология
и школьная гигиена». [Текст]. - М. : Просвещение,
1990. - 319с.
3. Электронный ресурс. Значение дыхания
для жизнедеятельности организма. [Статья].URL
адрес: http://www.zdravur.ru/faq-
4.Электронный ресурс. Г. И. Лернер. Биология.
Полный справочник для подготовки к ЕГЭ.
[Текст].URL адрес: http://www.telenir.net/
5. Электронный ресурс. Строение и функции
органов дыхания. [Статья]. URL адрес:http://drprof.ru/
6. Электронный ресурс. Формирование физиологического
и речевого дыхания у детей дошкольного
возраста с речевой патологией. [Методические
разработки]. URL адрес:http://www.ivalex.
7. Электронный ресурс. Использование здоровьесберегающих
технологий в формировании речевого дыхания
у дошкольников. [Статья]. URL адрес:http://festival.
Приложение 1
Приложение 2