Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 21:09, курсовая работа
Введение
Актуальность исследования: Одним из важнейших физических качеств человека является быстрота - способность человека совершать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени, поэтому ей должно уделяться особое внимание с первых уроков физической культуры в школе.
Введение
.Возрастные особенности развития детей 7-10 лет
.1 Анатомо-физиологические особенности
.2 Психолого-педагогические особенности
.Методика развития скоростных способностей у младших школьников на уроке физической культуры
.1 Средства развития быстроты
.2 Методы развития быстроты
.3 Методика развития скоростных способностей у младших школьников
.Контроль и оценка скоростных способностей младших школьников
Заключение
Список используемой литературы
Оглавление
Введение
.Возрастные особенности развития детей 7-10 лет
.1 Анатомо-физиологические особенности
.2 Психолого-педагогические особенности
.Методика развития скоростных
способностей у младших
.1 Средства развития быстроты
.2 Методы развития быстроты
.3 Методика развития скоростных
способностей у младших
.Контроль и оценка
скоростных способностей
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Актуальность исследования: Одним из важнейших физических качеств человека является быстрота - способность человека совершать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени, поэтому ей должно уделяться особое внимание с первых уроков физической культуры в школе.
Быстроту с давних пор
особо выделяют в ряду двигательных
и непосредственно связанных
с ними качеств человека, позволяющих
совершать двигательные действия в
пределах краткого времени. К ней
относят, во первых, способность экстренно
реагировать в ситуациях, требующих
срочных двигательных реакций; во-вторых,
способность обеспечивать скоротечность
организменных процессов, от которых
непосредственно зависят
В возрасте 8-10 лет имеются благоприятные возможности для воспитания быстроты движений, особенно путем увеличения их частоты и темпа бега. В этом возрастном диапазоне значительное повышение максимальной скорости бега обусловлено естественным развитием быстроты движений. Происходит созревание двигательного анализатора, оформление важнейших локомоторных актов бега. Все это свидетельствует о необходимости начинать воспитывать быстроту уже в этом возрастном периоде.
Объект исследования: процесс воспитания скоростных способностей младших школьников.
Предмет исследования: методика развития скоростных способностей младших школьников на уроке физической культуры.
Цель исследования: Изучить особенности методики развития скоростных способностей у младших школьников.
Задачи исследования:
). Изучение научно-методической
литературы по методике
). Изучить основные возрастные
закономерности формирования
). Определить средства и методы развития быстроты у младших школьников.
). Определить тесты для
контроля и оценки скоростных
способностей у младших
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение литературных источников.
1. Возрастные особенности развития детей 7-10 лет
.1 Анатомо-физиологические особенности
Ж.К. Холодов и В.С. Кузнецов[13]
отмечают, что при организации
физического воспитания детей раннего
возраста следует помнить о
П.Н. Казаков[12] считает, что при правильной методике спортивные занятия в детском возрасте оказывают положительное влияние на формирование организма. Это влияние проявляется двояко: морфологическими изменениями в виде повышенного прироста антропометрических признаков и функциональными сдвигами в виде повышения работоспособности.
Особенно заметно влияние физических упражнений на развитие костной системы, которая в детском возрасте ещё претерпевает глубокие изменения. Так, многие исследования говорят о большей податливости детского позвоночника и о возможных искривлениях при неправильных положениях, сопровождаемых длительными напряжениями. Наибольшей подвижностью обладает позвоночник детей 8-9-летнего возраста. К началу школьного периода у детей формируется шейный и грудной изгибы. Поясничный изгиб полностью формируется только к периоду совершеннолетия.
В.П. Филин и Н.А. Фомин[9] отмечают, что в период от 8 до 11 лет происходит окостенение эпифизарных хрящевых дисков тел позвоночников.
С возрастом изменяется абсолютная величина мышечной массы, ее относительный вес, а также морфологическая структура мышц. К 7-8 годам удельный вес мышечной массы увеличивается до 28% (у новорожденного она составляет 23-24% веса тела). Существенные изменения претерпевает микроструктура мышц: увеличивается число миофибрилл - сократительных элементов мышечных клеток, повышаются их энергетические запасы, снижается количество воды. Так если у новорожденного в мышечном волокне содержится от 50 до 150 миофибрилл, то у 7-летнего школьника - от 1000 до 3000. Становятся более прочными связки, удлиняются сухожилия мышц.
П.Н. Казаков[12] отмечает, что
о функциональных возможностях вегетативных
систем организма детей можно
судить по характеру реакции этих
систем на мышечную работу. Период врабатываемости
у детей в среднем короче, чем
у взрослых, поэтому разминка в
тренировочном занятии по времени
не должна быть длительной. Это обусловливается
функциональными особенностями
центральной нервной системы
и функционально-
В тесной связи с сердечно-сосудистой системой функционируют органы дыхания. Размеры и функциональные возможности дыхательного аппарата с возрастом увеличиваются. Окружность грудной клетки и размеры при дыхательных движениях прогрессивно возрастают. У мальчиков в возрасте от 7 до 12 лет окружность грудной клетки увеличивается с 59,9 до 67,8 см, жизненная емкость легких возрастает с 1400 мл до 2200 мл.
Развитие силы дыхательных мышц детей обеспечивает большую глубину дыхания, создает возможность значительного увеличения легочной вентиляции, необходимой во время интенсивной мышечной работы. У мальчиков сила дыхательных мышц с возрастом изменяется, однако наибольшее ее увеличение наблюдается в возрасте от 8 до 11 лет. У детей при мышечной работе потребление кислорода на 1 кг веса выше, чем у взрослых. В связи с этим уроки физической культуры, проводимые на открытом воздухе, имеют большое значение для улучшения работы органов дыхания и для всего организма в целом.
П.Н. Казаков[12] считает, что возрастная динамика развития быстроты у младших школьников имеет свои особенности. В возрасте от 7 до 12 лет интенсивно растет темп движений. Организм детей и подростков хорошо приспосабливается к скоростным нагрузкам. Поэтому возраст от 8 до 15 лет является наиболее благоприятным для развития быстроты и повышения скорости движений.
.2 Психолого-педагогические особенности
И.В. Шаповаленко[14] считает, что в младшем школьным возрасте (7-10 лет) у ребенка возникает множество позитивных изменений и преобразований. Это сензитивный период для формирования познавательного отношения к миру, навыков учебной деятельности, организованности и саморегуляции.
Познавательное развитие.
В процессе школьного обучения качественно
изменяются, перестраиваются все
сферы развития ребенка. Начинается
эта перестройка с интенсивного
развития интеллектуальной сферы. Основное
направление развития мышления в
школьном возрасте - переход от конкретно-образного
к словесно-логическому и
И.В. Шаповаленко[14] подчеркивает, что отличие от ребенка-дошкольника при решении задач опирающегося на стихийно сложившиеся представления о чувственно воспринимаемых свойствах вещей или на усвоенные в общении со взрослыми «житейские понятия», школьнику приходится учитывать такие свойства вещей, которые отражаются и фиксируются в форме подлинно научных понятий.
Но уровень усвоения этих
понятий может существенно
Интеллектуальная рефлексия
(способность к осознанию
В процессе обучения изменяются и другие познавательные процессы - внимание, восприятие, память. На первом плане - формирование произвольности этих психических функций, что может происходить либо стихийно, в виде стереотипно приспособления к условиям деятельности учения, либо целенаправленно, как интериоризация особых действий контроля.
И.В. Шаповаленко[14] отмечает,
что с первых дней школьного обучения
предъявляются чрезвычайно
Восприятие из процесса узнавания, различения, опирающегося на очевидные признаки, становится деятельностью наблюдения. Наблюдение сначала осуществляется под руководством учителя, который ставит задачу обследования предметов или явлений, знакомит учеников с правилами восприятия, обращает внимание на главные и второстепенные признаки, обучает способам регистрации результатов наблюдений (в виде записей, рисунка, схемы). Восприятие становится синтезирующим и устанавливающим связи, преднамеренным, целенаправленным наблюдением за объектом.
Память приобретает
И.В. Шаповаленко[14] замечает,
что сторонники концепции «развивающего
обучения» критикуют
Развитие личности в младшем
школьном возрасте. В возрасте 7-10 лет
активно развивается
И.В. Шаповаленко[14] считает, что в условиях развивающего обучения учебный познавательный интерес становится действенным. Все большее значение приобретает содержательная оценка способов и результатов учебной деятельности со стороны учителя, соучеников, а к концу младшего школьного возраста и самооценка.
В этом возрасте развивается
самопознание и личностная рефлексия,
как способность самостоятельно
установить границы своих возможностей
(«могу или не могу решить эту
задачу?», «чего мне не хватает
для ее решения?»), внутренний план действий
(умение прогнозировать и планировать
достижение определенного результата),
произвольность, самоконтроль. Ребенок
овладевает своим поведением. Он более
точно и дифференцированно
В зависимости от организации и содержания ведущей учебной деятельности уровень самих новообразований младшего школьника может существенно различаться. Уже отмечалось, что мышление может быть теоретическим или эмпирическим, как и рефлексия - содержательной или формальной, а планирование - по существенным признакам или по частичным основаниям.